Дело № 2-8137/58(13)
Мотивированное решение изготовлено 16.12.2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 декабря 2013 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Македонской В.Е.,
при секретаре Лихачевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к <данные изъяты>», о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО8 обратилась в суд с иском к <данные изъяты>», о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что ИФНС по <адрес обезличен> была направлена истцу корреспонденция в разряде заказных почтовых отправлений <номер обезличен> <дата обезличена> по адресу: <адрес обезличен> и <номер обезличен> <дата обезличена> по адресу: <адрес обезличен> Обстоятельство того, что указанная корреспонденция отправлялась в разряде заказной, подтверждается самим ответчиком. Указанные почтовые отправления истцу не вручались. В письме № <номер обезличен> от <дата обезличена> ответчик признает, что по вине почтальона разряд указанных заказных отправлений был изменен на разряд простых отправлений, в результате чего корреспонденция за <номер обезличен> и <номер обезличен> не была вручена лично адресату под роспись, то есть осуществлено нарушение требований, предусмотренных «Правилами оказания услуг почтовой связи» и «Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений». Ответчик письмом № <номер обезличен> от <дата обезличена> подтверждает, что почтальон своими действиями создал убеждение для всех, что письма были вручены истцу. При этом, в письме ответчика указывается на то, что почтальон сам заполнил уведомления, без фактического вручения корреспонденции истцу. На основании неправомерных действий почтальона на сайте ответчика в разделе «отслеживание почтовых отправлений» была указана недостоверная информация, что корреспонденция за <номер обезличен> вручена адресату <дата обезличена> г., а корреспонденция за <номер обезличен> вручена адресату <дата обезличена> Невручение истцу указанной корреспонденции нарушило право истца на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, назначенного на <дата обезличена> на ознакомление с актом налоговой проверки. Просит признать действия ответчика по невручению почтовой корреспонденции за № <номер обезличен>, и за <номер обезличен> незаконными и нарушающими права истца, взыскать с ответчика моральный ущерб в размере 15 000 руб.
В судебном заседании представитель истца ФИО9 по доверенности от <дата обезличена> г., на иске настаивал, поддержал требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО10 по доверенности от <дата обезличена> г., иск не признала, представила отзыв на иск, требования и доводы которого в судебном заседании поддержала.
Истец в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом и в срок, причины неявки суду неизвестны.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 г. №176-ФЗ отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
В силу ст. 19 Федерального закона «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О почтовой связи» пользователями услуг почтовой связи признаются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.
Как указано в преамбуле к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
На основании ст. 16 Федерального закона «О почтовой связи» по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) его адресату.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В силу ст. 34 Федерального закона «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) почтовые отправления - почтовые отправления принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.
В силу п. 12 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992, к заказным почтовым отправлениям относятся письма, почтовые карточки, бандероли, в приеме которых отправителям выдаются квитанции, а в местах назначения они вручаются адресатам под расписку. Заказные бандероли, кроме того, пересылаются с припиской к сопроводительным документам.
Из приказа <данные изъяты> от <дата обезличена> № 114-п «Об утверждении Порядка», следует, что вручение почтового отправления, уведомления о вручении - производственная операция, заключающаяся в выдаче почтового отправления, уведомления о вручении лично адресату или его представителю (отправителю или его представителю в случае возврата почтового отправления).
В судебном заседании было установлено, что ИФНС России по <адрес обезличен> в адрес ФИО11 была направлена заказная корреспонденция <номер обезличен> <дата обезличена> по адресу: <адрес обезличен> и <номер обезличен> <дата обезличена> по адресу: <адрес обезличен>
Как следует из раздела сайта Почты России «Отслеживание почтовых отправлений», корреспонденция за <номер обезличен> была вручена адресату <дата обезличена> г., корреспонденция за <номер обезличен> - <дата обезличена> (л.д. 9,10).
Из письма № <номер обезличен> от <дата обезличена> УФПС <адрес обезличен> - филиала <данные изъяты>», следует, что была проведена проверка по розыску заказных писем с простым уведомлением № <номер обезличен> № <номер обезличен>. Проверкой было установлено, что вышеуказанные почтовые отправления вручены в разряде простой корреспонденции. Простые уведомления были заполнены почтальоном (л.д. 7).
Таким образом, учитывая, что заказная корреспонденция должна была быть вручена адресату под роспись, а данном случае судом было установлено, что корреспонденция доставлялась как простая, тем самым был нарушен порядок вручения почтового отправления, и факт ее получения истцом отрицается, суд приходит к выводу, что корреспонденция за № <номер обезличен>, <номер обезличен> не была доставлена ФИО12 Доказательств обратного ответчиком суду представлено не было.
Следовательно, суд приходит к выводу, что требования истца о признании действий ответчика незаконными подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей. Поскольку незаконные действия ответчика, связанные с недоставкой заказной почтовой корреспонденции, нарушили права истца, вследствие чего последнему были причинены нравственные страдания, то суд полагает, что с ответчика с пользу истца подлежит компенсация морального вреда в сумме 500 рублей. Следовательно, доводы ответчика о том, что моральный вред истцом не доказан суд находит несостоятельным, поскольку судом установлен сам факт нарушения ответчиком прав потребителя.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО13 к <данные изъяты>», о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия <данные изъяты> выразившиеся в невручении ФИО14 почтовой корреспонденции за <номер обезличен> и за № <номер обезличен>
Взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО15 компенсацию морального вреда в размере 500 рублей 00 копеек.
Взыскать с <данные изъяты> государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей 00 копеек.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде.
Судья В.Е.Македонская