РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2021 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи
Голуба И.В., при секретаре судебного заседания Волобуеве Ю.С., в отсутствие представителя ответчиков – Центрального банка Российской Федерации и Полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банк России) № 25631 полковника ФИО1 и истца, с участием прокурора, рассмотрев в помещении военного суда гражданское дело № 2-8137/2021 по исковому заявлению военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона войсковая часть – полевая почта 34135 подполковника юстиции Казарина И.М. в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав ФИО2 ФИО9 к Полевому учреждению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) № 25631 о взыскании невыплаченной заработной платы с учётом должностного оклада в повышенном размере,
установил:
военный прокурор 29 военной прокуратуры гарнизона войсковая часть – полевая почта 34135 (далее – военный прокурор, прокурор) в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в защиту прав ФИО2 ФИО9
к Полевому учреждению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) № 25631 (далее – Полевое учреждение Банка № 25631, Учреждение), в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца доплату к выплаченной заработной плате с 16 января 2021 года по 25 апреля 2021 года с учётом должностного оклада в повышенном размере на 50 процентов, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях» (далее – Федеральный закон № 284-ФЗ), в размере <данные изъяты> рублей 75 копеек.
В обоснование заявленных требований военный прокурор указывает, что по результатам проведения прокурорской проверки по обращению гражданки ФИО2 выявлено нарушение трудового законодательства со стороны Полевого учреждения Банка № 25631. В ходе проведения данной проверки установлено, что с 18 декабря 2007 года ФИО2 ФИО9 состоит в трудовых отношениях с ответчиком и на момент обращения к прокурору состояла в должности юрисконсульта 1-й категории в рамках выполнения заключенного с ней трудового договора и размером должностного оклада, установленного штатным расписанием Учреждения. Вместе с тем, работодателем выплачивается работнику заработная плата без учёта социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством.
Со ссылкой на Соглашения Российской Федерации и Республики Казахстан, прокурор отмечает, что какого-либо запрета на установление должностного оклада работнику Полевого учреждения Банка № 25631 в соответствии с требованиями указанного Федерального закона в ходе проверки не установлено, иных выплат, компенсирующих указанное повышение оклада нормативно-правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено. При этом полевое учреждение Банка № 25631 является воинским формированием с местом дислокации в г. Байконур Республики Казахстан, созданное совместным приказом Председателя Банка России и Министра обороны Российской Федерации, организационно-штатным расписанием которого предусмотрены должности, замещаемые военнослужащими и служащими.
При указанных обстоятельствах, по мнению военного прокурора, в отношении служащих Полевого учреждения Банка № 25631 подлежат распространению социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом № 284-ФЗ, в виде установления должностного оклада с повышением на 50 процентов.
В своих письменных возражениях исполняющий обязанности начальника Полевого учреждения Банка № 25631 ФИО3 просит отказать в удовлетворении иска прокурора, и обращает внимание суда на то, что Учреждение не является воинским формированием по смыслу Федерального закона № 284-ФЗ. Перечень указанных в названном Законе воинских формирований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом должностные оклады исполняющих в нём свои трудовые обязанности служащих установлены и выплачиваются без повышения на 50 процентов.
Не отрицая формирование и функционирование Полевого учреждения Банка № 25631 в рамках действия совместных приказов Председателя Банка России
и Министра обороны Российской Федерации, а также формирование организационной структуры Учреждения совместно Председателем Банка России
и начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, как отмечает ФИО3, замещение должностей служащими учреждения, их заработная плата производится Банком России за счёт собственных средств, а финансирование мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 284-ФЗ, должно осуществляться из федерального бюджета Российской Федерации. При этом согласно статье 2 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закона «О Банке России») Российская Федерация не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам Российской Федерации.
В заключении возражений ФИО3 указывает, что прокурором ошибочно применены нормы действующего международного законодательства, Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан от 20 января 1995 года (далее – Соглашение о статусе воинских формирований), не подлежащие применению предусмотренных Федеральным законом № 284-ФЗ гарантий и компенсаций, в части распространения их в том числе на служащих Учреждения.
Определением судьи 26 гарнизонного военного суда от 06 августа 2021 года
к участию в деле в качестве ответчика привлечён Центральный Банк Российской Федерации (далее – Банк России).
Истец ФИО2 ФИО9 и представитель ответчиков – Центрального банка Российской Федерации и Полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банк России) № 25631 ФИО1, извещённые надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, каждый в отдельности ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, о чём представили соответствующие заявления.
Участвующий в судебном заседании военный прокурор 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть – полевая почта 34135 подполковник юстиции Казарин И.М. не возражал относительно проведения судебного заседания в отсутствие истца и представителя ответчиков.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие
не явившихся лиц.
В судебном заседании военный прокурор Казарин И.М. на требованиях иска настаивал, и просил суд удовлетворить их в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
Заслушав лицо, участвующее в деле, изучив доводы, изложенные в исковом заявлении и письменных возражениях, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные военным прокурором исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 196 и части 2 статьи 195 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основывает своё решение только на тех доказательствах, которые исследованы в судебном заседании. При этом в силу
части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что гражданка Российской Федерации ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>;
согласно приказа начальника Полевого учреждения Банка № 25631 № 47-лс/1 от 18 декабря 2007 года истец по настоящее время работает в Полевом учреждении Банка № 25631 на различных должностях. Восемнадцатого декабря 2007 года Банком России, в лице начальника Полевого учреждения Банка № 25631, с истцом заключён трудовой договор № 1, которым она принята на работу в должности старшего юрисконсульта; 01 декабря 2008 г. с ФИО2 ФИО9 в лице и.о. начальника Полевого учреждения Банка № 25631 заключён трудовой договор № 35, о её переводе на должность юрисконсульта 1-й категории.
Согласно содержанию вышеуказанных трудовых договоров заработная плата ФИО2 ФИО9 состоит из:
- должностного оклада;
- надбавки по районному коэффициенту;
- надбавки за работу в районе экологического кризиса;
- ежемесячного премирования;
- единовременной выплаты в размере двух должностных окладов к ежегодному оплачиваемому отпуску;
- премирования (вознаграждения) по итогам работы за год.
Должностной оклад с повышением на 50 процентов, установленный пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 286-ФЗ, ФИО2 ФИО9 не начислялся
и не выплачивался, из-за чего за период с 16 января 2021 года по 25 апреля 2021 года истец недополучила доплату к заработной плате в размере <данные изъяты> рублей 75 копеек.
Также в суде установлено, что Полевое учреждение Банка № 25631 находится и осуществляет свою деятельность на территории комплекса «Байконур», дислоцированного в Республике Казахстан. Ряд должностей в нём замещаются офицерами, проходящими военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, а 16 должностей замещаются служащими из числа гражданского персонала.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде письменными доказательствами на имя ФИО2 ФИО9.: копией паспорта гражданина Российской Федерации на имя истца и копией свидетельства о регистрации по месту пребывания в г. Байконур, копиями выписок из приказа Полевого учреждения Банка № 25631 от 18.12.2007 г. № 47-лс/1 и от 01.12.2008 г. № ЛС-42, копией приказа № ЛСП-18 от 30.03.2018 г., копией срочного трудового договора № 1 от 18.12.2007 г., копией дополнительного соглашения № 1 от 03.03.2008 г., копией дополнительного соглашения № 1 от 10.09.2008 г., копией трудового договора № 35 от 01.12.2008 г., копией дополнительного соглашения № 35 от 02.02.2009 г., копией дополнительного соглашения № 35 от 21.01.2010 г., копиями дополнительных соглашений к трудовому договору № 35 от 01.12.2008 г. с № 3-ДС по № 15-ДС, расчёта заработной платы с повышением должностного оклада на 50 процентов и сумм недоплаты за спорный период работы.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором
в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами
в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).
Согласно статьи 129 ТК РФ заработная плата работника определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу
в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьёй 349 ТК РФ на заключивших трудовой договор о работе воинских учреждений, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьёй 88 Федерального закона «О Банке России» условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.
Система оплаты труда работников Банка России утверждена Положением Банка России от 28 декабря 2009 года № 352-П «О системе оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 1.2. Положения под термином «компенсационные выплаты» понимаются надбавки и доплаты за работу в условиях, отклоняющихся
от нормальных.
Система оплаты труда работников включает должностной оклад, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. В схемах должностных окладов могут устанавливаться иные компенсационные выплаты работникам,
не предусмотренные настоящим Положением (пункты 1.3. и 3.3. Положения).
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 284-ФЗ предусмотрены социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, в виде должностного оклада (тарифной ставки) с повышением на 50 процентов.
Согласно статьи 1 Федерального закона № 284-ФЗ под воинскими формированиями Российской Федерации, дислоцированными на территориях Республики Белоруссия, Республика Казахстан и Киргизской Республики,
в целях настоящего Федерального закона понимаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.
Целью Федерального закона № 284-ФЗ является усиление мер социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Беларусь, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лиц, работающих в этих формированиях.
На территории Республики Казахстан воинские формирования дислоцированы на основании Соглашения о статусе воинских формирований, которое определяет, в том числе их статус, поэтому понятие «воинского формирования» должно рассматриваться в совокупности с терминами, предусмотренными данным Соглашением с учётом места международного договора в системе права.
Так, Соглашением о статусе воинских формирований определено, что к воинским формированиям Российской Федерации относятся воинские части, учреждения, предприятия, организации и компетентные органы Российской Федерации, временно находящиеся на территории Республики Казахстан (пункт «а» статьи 1 Соглашения о статусе воинских формирований).
Лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, признаются военнослужащие, проходящие военную службу в составе воинских формирований Российской Федерации и компетентных органов Российской Федерации; гражданские лица, работающие в воинских формированиях Российской Федерации и компетентных органах Российской Федерации; лица, командированные органами (организациями) Российской Федерации в воинские формирования Российской Федерации и компетентные органы Российской Федерации; лица, уволенные из состава воинских формирований Российской Федерации, имеющие гражданство Российской Федерации и временно проживающие в местах дислокации (пункт «в» статьи 1 Соглашения о статусе воинских формирований).
Пунктом «д» статьи 1 Соглашения о статусе воинских формирований под местом дислокации понимается территория в Республике Казахстан, на которой размещаются воинские формирования Российской Федерации, а также объекты или отдельные помещения, выделенные им Республикой Казахстан.
Статьёй 9 Соглашения о статусе воинских формирований установлено, что банковское обслуживание воинских формирований Российской Федерации производится полевыми учреждениями Банка России с соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Казахстан
в порядке, определяемом соглашениями между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан.
Из изложенного следует, что понятие «воинского формирования»
не предусматривает в качестве обязательного признака наличие в таковом военной службы, поэтому наличие в штатном расписании Полевого учреждения Банка № 25631 ряда должностей, не относящихся к воинским, в том числе, которую исполняет истец, не лишает данное Учреждение статуса «воинского формирования», закрепленного в Соглашении о статусе воинских формирований.
То обстоятельство, что Соглашение о статусе воинских формирований не регулирует вопросы оплаты труда работников, не исключает применение его положений в данном деле, поскольку именно Соглашением определён статус Полевого учреждения Банка № 2563, расположенного и осуществляющего свою деятельность на территории Республики Казахстан, как воинского формирования.
В соответствии с частью 2 статьи 86 Федерального закона «О Банке России» полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями
и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением
о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России
и Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно Положения о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 712-ПДСП_№ 202/2/116дсп, полевые учреждения Банка России в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их компетенции, в том числе нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации в части, касающейся деятельности полевых учреждений, нормативными актами Банка России, а также настоящим Положением (пункт 1.2).
Из содержания Положения о полевых учреждениях от 17 марта 2020 года усматривается, что полевые банки являются воинскими учреждениями, в которых вопросы боевой и мобилизационной готовности, а также осуществление служебной деятельности полевых учреждений обеспечиваются начальниками полевых учреждений (пункты 2.1, 4.11).
Организационная структура полевых учреждений Банка России определяется начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
и Председателем Центрального банка Российской Федерации. Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации каждому полевому учреждению присваиваются действительное и условное наименования (пункты 2.5, 2.8).
Полевые учреждения Банка России комплектуются военнослужащими
и лицами гражданского персонала полевых учреждений. Правовое положение последних регулируется действующим законодательством, в силу п. 1.2 Положения о полевых учреждениях от 17 марта 2020 года, в том числе Федеральным законом «О Банке России» и действующим трудовым законодательством, а их обеспечение денежным довольствием производится в рамках деятельности Полевых учреждений по линии Министерства обороны Российской Федерации (пункт 6.3.2).
Таким образом, суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности, проанализировав приведённые выше нормы права, находит установленным, что ФИО2 ФИО9 состоит в трудовых отношениях с Банком России
в должности юрисконсульта Полевого учреждения Банка № 25631, которое, не имея статуса юридического лица, является воинским учреждением, созданным в составе военного ведомства, и которое должно руководствоваться нормативными правовыми актами, устанавливающими дополнительные льготы и гарантии для лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территории комплекса «Байконур» (Республика Казахстан). При этом начисление и выплата ФИО2 заработной платы подлежат производству с компенсационной выплатой, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 284-ФЗ, то есть с учётом повышения должностного оклада на 50 процентов.
Суду не представлено доказательств о запрете на установление должностного оклада с повышением на 50 процентов работникам Полевого учреждения Банка № 25631, дислоцированного в Республике Казахстан, либо установление иных выплат, компенсировавших работнику указанное повышение должностного оклада, поскольку Соглашение о статусе воинских формирований, будучи международным договором Российской Федерации, в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации является составной частью её правовой системы и, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно части 3 статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратится в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Расчёты задолженности работодателя перед работником, произведённые начальником группы расчетов Полевого учреждения Банка России № 25631, сторонами не оспаривались, суд признаёт их верными и кладёт в основу решения.
В силу изложенного, суд удовлетворяет требования искового заявления военного прокурора и взыскивает с Полевого учреждения Банка России № 25631
в пользу ФИО2 ФИО9 сумму недоплаты по заработной плате с 16 января 2021 года по 25 апреля 2021 года в размере <данные изъяты> рублей 75 копеек.
Изложенный в возражениях на иск довод представителя ответчиков
ФИО3 о том, что Полевое учреждение Банка № 25631 не является воинским формированием, суд отвергает как основанный на неверном толковании подлежащего применению законодательства и содержащим субъективную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, поскольку в судебном заседании установлено обратное.
Суд также не соглашается с возражениями представителя ответчиков
о невозможности Банка России отвечать по обязательствам Российской Федерации,
в том числе по финансированию мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 284-ФЗ, поскольку расходы на оплату труда работников Банка России осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели сметой расходов на содержание Банка России (пункт 1.4. Положения).
В соответствии со статьёй 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В силу подпункта 19 пункта 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии
с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации
и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями,
в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Таким образом, суд считает, что Полевое учреждение Банка России № 25631 подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, поскольку является обособленным подразделением Банка России.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть – полевая почта 34135 в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав ФИО2 ФИО9 к Полевому учреждению Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) № 25631 о взыскании невыплаченной заработной платы с учётом должностного оклада в повышенном размере удовлетворить.
Взыскать с Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) в лице Полевого учреждения Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) № 25631 в пользу ФИО2 ФИО9 сумму невыплаченной заработной платы с учётом должностного оклада в повышенном размере на 50 процентов, предусмотренном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях», за период её трудовой деятельности с 16 января 2021 года по 25 апреля 2021 года в размере <данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий по делу И.В. Голуб
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2021 года