Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2018 года г. Воскресенск Московская область
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кретовой Е.А.,
При секретаре судебного заседания Почикаловой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность без торгов земельного участка, заключении договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет лесного хозяйства Московской области. Истец просит: признать незаконным и отменить решение ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», выраженный в письме от 20.11.2017 № 4472/080; обязать Администрацию Воскресенского муниципального района издать постановление о предоставлении истцу в собственность за плату земельного участка, площадью 1491 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, без проведения торгов в порядке ст.ст. 39.3, 39.4,39.20 ЗК РФ, заключить договор купли-продажи.
Требования мотивированы тем, что истец является арендатором вышеуказанного земельного участка на основании договора аренды № земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства от 30.03.2011г. и соглашения № об уступке прав по договору аренды земельного участка, заключенному <дата> с ФИО13 Указанные договора зарегистрированы в УФСГРКиК.
По данным, содержащимся в правоустанавливающих документах, сведениях ЕГРН, земельный участок с КН № имеет категорию земель – земли населенных пунктов, ВРИ – для ведения личного подсобного хозяйства.
<дата> истцом было получено разрешение на строительство и возведен жилой дом, право собственности на который зарегистрирован в УФСГРКиК 19.10.2017г.
Являясь собственником жилого дома, расположенного на арендованном земельном участке по адресу: <адрес> истец подал заявление с необходимым пакетом документов в администрацию Воскресенского муниципального района Московской области через МФЦ на оказание государственной услуги - «предоставление земельного участка, находящегося в государственной не разграниченной собственности, в собственность за плату без проведения торгов».
В конце ноября 2017 г. истцом был получен отказ в предоставлении госуслуги, выраженный в письме от 20.11.2017 №. Основанием отказа в предоставлении государственной услуги послужил протокол Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от <дата>№ (п.226) с учетом информации Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области о наложении границ земельного участка истца на земли лесного фонда (91,96%). Как указано в отказе – в соответствии со ст. 27 ЗК РФ «земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами», арендованный истцом земельный участок ограничен в обороте. ФИО1 предложено обратиться в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о реализации права на вышеуказанный земельный участок.
Истец указывает, что земельный участок с КН №, расположенный по адресу: <адрес>, - сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2009 году, как относящийся к категории земель населенных пунктов, никаких пересечений с землями государственного лесного фонда при постановке на кадастр не было. Постановлением МУ «Администрация Воскресенского муниципального района» от <дата>№ земельный участок был предоставлен в аренду ФИО2 для ведения личного подсобного хозяйства, использовался ею, а после заключения соглашения № об уступке прав по договору аренды земельного участка, истцом по назначению. <дата> истцом было получено разрешение на строительство жилого дома на арендованном земельном участке без ограничения и указаний на наличие пересечений с землями лесного фонда. Жилой дом построен, поставлен на кадастр. В настоящее время по данным ЕГРН также нет пересечений границ земельного участка истца с землями лесного фонда. По данным ЕГРН, участок относится к землям населенных пунктов. Информация Главархитектуры МО основывается на данных ВИС (Ведомственной информационной системы), в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов МО, картографическая, статистическая и иная документированная информация. (л.д. 5-9).
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что границы его земельного участка были установлены решением суда, никаких пересечений не было. На данный момент земельный участок находится в аренде. Основанием отказа Администрации послужила отсылка к Комитету лесного хозяйства Московской области, что на основании протокола межведомственной комиссии земельный участок, находящийся в аренде истца, частично расположен на землях лесного фонда. По настоящему делу тоже была проведена экспертиза, с заключением которой истец согласен. На уточняющие вопросы истец пояснил, что решением суда были исправлены реестровые границы и определены границы участка.
По ходатайству представителя Комитета лесного хозяйства Московской области и истца Комитет лесного хозяйства Московской области исключен из числа ответчиков и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Представитель ответчика Администрации Воскресенского муниципального района Московской области в судебном заседании после ознакомления с заключением судебной землеустроительной экспертизы возражений по заявленным требованиям не представил, пояснив, что единственное основание, по которому истцу было отказано, не подтвердилось заключением эксперта.
Ранее в ходе судебного разбирательства Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области был представлен отзыв на исковые требования (л.д.46-47), согласно которому, ФИО1 является арендатором земельного участка площадью 1500 кв.м. (по ЕГРН 1491 +/- 14 кв.м.) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора № аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства 30.03.2011г. и соглашения № об уступке прав по договору аренды земельного участка заключенного 15.06.2012г. с ФИО20 Договор аренды был заключен на основании постановления администрации Воскресенского муниципального района № от 30.08.2010г. сроком на 10 лет.
23.10.2017г через МФЦ ФИО1 в администрацию Воскресенского муниципального района Московской области подано заявление о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», а именно – о предоставлении вышеуказанного земельного участка, площадью 1500 кв.м., в собственность за плату. К заявлению были приложены: документ, подтверждающий полномочия представителя; сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, выписка из ЕГРН о регистрации права собственности ФИО5 на жилой дом, построенный на указанном земельном участке.
Администрацией был сформирован пакет документов (заявление с приложенными документами, решение Воскресенского городского суда Московской области от <дата> по делу №, договор аренды № от <дата>, соглашение № об уступке прав по договору аренды земельного участка от <дата>, акт сверки расчетов по арендной плате), подготовлена пояснительная записка, проект договора купли-продажи земельного участка, расчет стоимости выкупа земельного участка и все по МСЭД направлено на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области в соответствии с указанным выше распоряжением Минимущества МО от <дата>№.
10.11.2017г. при рассмотрении документов Межведомственной комиссией по вопросам земельно-правовых отношений в Московской области с учетом информации Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда (91,69 %) было принято решение отказать в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, что отражено в протоколе от <дата>№ (п. 226). Поэтому администрацией Воскресенского муниципального района ФИО1 в предоставлении государственной услуги «предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», было отказано в письме от <дата>№ и предложено обратиться в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о реализации права собственности на испрашиваемый земельный участок, с учетом положений, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». На основании вышеизложенного просят отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 46-47).
Представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО6, действующий на основании доверенности (л.д. 202) в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, а также пояснил, что вывод эксперта не отрицает того, что имеются наложения на земли гослесфонда и никак не опровергает ответ Комитета лесного хозяйства Московской области.
Согласно представленным письменным возражениям (л.д. 142-147) представителя Комитета лесного хозяйства Московской области, в соответствии с ФЗ от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений наделен федеральный орган исполнительной власти. Комитет лесного хозяйства Московской области действует на основании Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утв. Постановлением Правительства МО от 26.06.2012 № 863/22. Администрация Воскресенского муниципального района Московской области предлагала истцу обратиться в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о реализации права собственности земельного участка. Кроме того, в соответствии с поручением Федерального агентства лесного хозяйства ФГБУ «Рослесинфорг» было осуществлено графическое совмещение материалов лесоустройства с границами <адрес>. При сопоставлении границ испрашиваемых населенных пунктов, установленными решением Советов городского поселения <адрес> от <дата>№ «Об утверждении Генерального плана развития городского поселения <адрес> В 2016 году Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Московский областной суд к Совету депутатов городского <адрес> о признании недействующим со дня его принятия Решение Совета депутатов городского поселения <адрес> «Об утверждении Генерального плана…», в части включения участков лесного фонда, местоположением: в населенном пункте <адрес> площадь пересечения 0,23га; квартал 27, выделы 1,8,9, площадью 0,11га; <адрес>. В населенном пункте <адрес>, площадью наложения 0,01га. Общая площадь наложения территории населенных пунктов <адрес> на земли лесного фонда составляет 9,87га.
31.07.2017 года решением Московского областного суда административный иск был удовлетворен.
Права собственности на земельный участок лесного фонда Виноградовского сельского участкового лесничества зарегистрировано в законном порядке еще в 2009 году. Земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Действующим законодательством предусмотрена обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда при изменении границ населенных пунктов исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных органов власти.
Совет депутатов <адрес> муниципального района <адрес> в 2016-2017 г.г. были поданы заявления в Арбитражный суд Московской области о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельные участки местоположением: <адрес> Определением суда по гражданском делу № № иск оставлен без рассмотрения. Решением Арбитражного суда <адрес> дело № № от <дата> в удовлетворении исковых требования отказать. Данное решение вступило в законную силу.
Представитель третьего лица Главного управления Архитектуры и Градостроительства Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался, представил отзыв на исковое заявление (л.д. 91-92). Суд определил, рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица.
Согласно представленному отзыву на исковое заявление (л.д. 91-92), представитель третьего лица Главархитектуры Московской области считает заявленное требование незаконным и необоснованным по следующим основаниям: по смыслу ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 6 данной статьи, достаточно установить, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
По данным ведомственной информационной системы Главархитектуры МО земельный участок с кадастровым номером № имеет наложения на земли сельских лесов.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь ст. ст. 39.16, 39.17 ЗК РФ, Главархитектура Московской области просит Воскресенский городской суд Московской области отказать ФИО1 в удовлетворении требований (л.д.91-92).
Представитель третьего лица Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение судебной землеустроительной экспертизы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 6 п.1 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. (п.3 ст. 6 ЛК РФ).
Согласно п.п. 6 п. 2 Земельного Кодекса РФ случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п. 6 ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного Кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно п.п.2 п. 1 ст. 9 Земельного Кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п.6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии со ст.11.1 Земельного кодекса РФ, «Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами».
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» N 137-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Исходя из указанных положений, удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве".
В судебном заседании установлено и не оспорено лицами, участвующими в деле, что 30.03.2011г. между МУ «Администрация Воскресенского муниципального района Московской области» (Арендодатель) и ФИО2 (Арендатор) был заключен Договор № аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 10-12).
Согласно п. 1.1. Договора Арендодатель сдает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок в соответствии с условиями настоящего договора.
По настоящему договору передается земельный участок с К№ общей площадью 1500,00 кв.м. в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка /выписке из государственного кадастра недвижимости/ (Приложение №), а также на местности, с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм с учетом заключений соответствующих служб, расположенный по адресу: <адрес> из земель Воскресенского муниципального района (в границах городского поселения <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов). Вид разрешенного использования земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок предоставлен на основании постановления администрации Воскресенского муниципального района Московской области № от 03.08.2010г. (п. 1.2. Договора).
Земельный участок передается по акту приема-передачи, подписанному обеими сторонами (Приложение № 2) (п. 1.3. Договора).
Срок аренды устанавливается на 10 лет с 03.08.2010г. (п. 2.1. Договора). Арендная плата за земельный участок устанавливается в размере 0,69 руб/кв.м. в 2011г. и составляет 1035 руб. в год (п. 3.1. Договора).
Указанный Договор зарегистрирован 18.07.2011г., за регистрационным номером №, что подтверждается отметкой на Договоре Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (л.д. 20).
15.06.2012г. между ФИО13, действующей по доверенности от ФИО2 (Сторона 1), и ФИО3, действующей по доверенности от ФИО4 (Сторона 2) заключено Соглашение № 1 Об уступке прав по договору аренды земельного участка (л.д. 22).
Согласно п. 1.1. «Сторона 1» передает свои права и обязанности по Договору № от 30.03.2011г. аренды земельного участка площадью 1500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером К№ по адресу: <адрес> из земель Воскресенского муниципального района (в границах городского поселения им. Цюрупы). Категория земель: земли населенных пунктов «Стороне 2», а «Сторона 2» принимает на себя права и обязательства «Стороны 1», возникшие на основании договора аренды земельного участка.
«Сторона 2» принимает на себя все права и обязанности по договору аренды земельного участка в полном объеме, существовавшем на момент заключения настоящего соглашения (п. 1.2 Договора).
Данное Соглашение зарегистрировано 29.06.2012г., за регистрационным номером №, что подтверждается отметкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (л.д. 23).
11.08.2017г. ФИО1 Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области было выдано Разрешение на строительство за №г. на земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 40-42).
Истцом на спорном земельном участке был возведен жилой дом. Право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенном на земельном участке по адресу: <адрес>, было зарегистрировано 09.10.2017г. за № за истцом ФИО1, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 19.10.2017г. (л.д. 35-37).
Согласно Акта сверки расчетов задолженности по арендной плате и пени по Договору № от <дата>, арендатор ФИО1 по состоянию на 24.10.2017г., за ФИО1 задолженности не имеется (л.д. 70 оборот-71).
23.10.2017г. ФИО1, в лице своего представителя по доверенности ФИО16 было подано Заявление о предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов (л.д. 55 оборот).
Проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 1491 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>, с приложениями был направлен на рассмотрение межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (информационное письмо на имя Министра имущественных отношений Московской области на л.д. 55).
20.11.2017г. отделом управления земельно-имущественных отношений администрации Воскресенского муниципального района за № был составлен ответ на заявление ФИО1 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, в котором сообщает, что Учитывая информацию Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда (91,69 %), принято решение отказать в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером К№, на основании протокола межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношения в Московской области от 10.11.2017 № 148-З (п. 226). На основании вышеизложенного, в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не ограничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» отказано. Предлагается обратиться в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о реализации права собственности на вышеуказанный земельный участок, с учетом положений предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (л.д. 25-26).
Заочным Решением Воскресенского городского суда Московской области от 13.01.2016 года по гражданскому делу №, вступившим в законную силу 14.03.2016г. (л.д.63-65), исковые требования ФИО1 к ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 о признании результатов межевания земельных участков недействительными, исключении из ГКН сведений об описании границ земельных участков, изменении сведений из ГКН об описании границ земельных участков, установлении границ земельных участков, были удовлетворены. Признаны недействительными результаты межевания земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с К№, принадлежащего на праве собственности ФИО1. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести сведения, исключающие из Государственного кадастра недвижимости описание местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с К№, принадлежащего на праве собственности ФИО1. Решением суда установлены границы земельного участка расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с К№, принадлежащего на праве собственности ФИО1, согласно заключению эксперта № от <дата> (л.д. 123-141). Каталог координат углов поворота границ земельного участка с К№, расположенного по адресу: <адрес>, площадь участка составила 1491 кв.м. Установлены границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с К№, согласно заключению эксперта № от <дата> Каталог координат углов поворота границ земельного участка с К№, расположенного по адресу: <адрес> площадь участка составила 1511 кв.м. (л.д. 63-65).
Таким образом, согласно указанного решения суда были установлены границы земельного участка с К№, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 26.12.2017г. (л.д. 27-34).
Постановлением от 18.12.2015г. № Администрации Воскресенского муниципального района Московской области «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги в Воскресенском муниципальном районе Московской области «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов, безвозмездное пользование», указанный Регламент утвержден (л.д.73).
Согласно п. 2.2. в качестве лиц, имеющих право на получение государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, могут выступать собственники зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из существа заявленного требования, доводов лиц, участвующих в деле, определением суда от 07.05.2018 года по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза (л.д.161-166).
Согласно Экспертному заключению АНО «Центр судебных экспертиз «Правое дело» № по результатам землеустроительной экспертизы (л.д. 176-201), 28.06.2018г. экспертом было произведено визуальное и визуально-инструментальное исследование участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе визуального осмотра участка, расположенного по адресу: <адрес> эксперт установил следующее: участок огорожен забором; на участке расположен жилой дом, кадастровый №, который по сведениям портала открытых данных https://pkk5.rosreestr.ru (Публичная кадастровая карта), зарегистрирован в соответствии с установленным порядком; частично на участке имеется лесной массив, заселённость участка составляет ~ 70 %.
В ходе визуально-инструментального осмотра эксперт определил координаты характерных точек границы участка, которые огорожены забором и координаты садового дома. Фактические границы участка и фактическое расположение садового дома представлено на плане № 1.
С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), регулируются вступившим в силу Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями от 02.01.2017. ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в тестовой и графической форме и состоит из: реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений и обременений недвижимости имущества; реестра сведений о границах различных территориальных зон, включая сведения о лесничествах и лесопарках; реестровых дел; кадастровых карт; книг учёта документов.
По объекту недвижимости с кадастровым номером № в Едином государственном реестре недвижимости имеются следующие сведения: дата постановки на государственный кадастровый учет -12.04.2010г. Уточнённая площадь —1491м2 Категория земель — Земли населённых пунктов. Вид разрешенного использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства. Адрес (местоположение) - <адрес>. Границы - граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Статус - Учтённый. Форма собственности - собственность публично-правовых образований.
Фактическая площадь участка с кадастровым номером № полученная по результатам измерений составляет S=1487м2. Расхождение равное ?S=-4м2 между фактической и кадастровой площадями находится в пределах допустимой погрешности измерений. Расхождение между фактической и кадастровой границей также находится в пределах допустимой погрешности измерений. Фактическая граница и фактическая площадь участка с кадастровым номером № соответствуют решению Воскресенского городского суда <адрес> от 13.01.2016г по гражданскому делу №.
Для ответа на вопрос о наложении границ участка с кадастровым номером № на земли лесного фонда РФ по первичным документам эксперт использовал материалы гражданских дел 2-2/18 и 2-1843/17.
Первичные материалы лесоустройства в гражданском деле № представлены в виде таксационного описания лесного массива и планом лесных участков Воскресенского района Московской области (том 2, л.д. 69 и том 1 л.д.70-76). Первичные материалы лесоустройства в гражданском деле № также представлены в виде таксационного описания лесного массива и планом лесных участков Воскресенского района Московской области (л.д.25-35).
В соответствии с ст. 69.1 [1.9] (см. список литературы), под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, т.е. устанавливаются характеристики преобладающих пород деревьев, диаметр, высота, наличие либо отсутствие подлеска и.т.д. При проведении таксации лесов не определяются границы лесничеств либо лесных участков. Материалы таксации лесов основанием для определения и изменения соответствующих границ не являются. По характеристикам лесных насаждений, а также по особенностям выдела идентифицировать участок с кадастровым номером №, не представляется возможным, так как визуально невозможно сопоставить деревья, которые произрастают на участке и деревья, которые указаны в таксационном описании, кроме того, не установлен точно номер выдела, в котором имеется наложение границ. Для точного определения местоположения выдела по таксационному описанию необходимо в первую очередь идентифицировать сам выдел на местности, например, по квартальным (лесоустроительным) столбам или по подеревной съемки выдела. Со слов старшего участкового лесничего ФИО21 квартальные столбы вблизи исследуемого участка и подеревная съемка отсутствуют. Отсутствие указанных выше картографических данных и элементов лесоустройства вблизи исследуемого участка не позволяет эксперту, по первичным таксационным материалам лесоустройства, подтвердить наличие наложение границ земель лесного фонда Московской области на фактическую границу участка с кадастровым номером №. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что по таксационному описанию лесного массива установить наличие либо отсутствие наложения границ не представляется возможным.
Следующим источником информации первичных материалов лесоустройства являются планшеты масштаба 1:25000.
Примечание эксперта. В «возражениях на исковое заявление» (л. д. 145 абзац 2 сверху) указана ссылка на не действующий в настоящее время закон №209-ФЗ «О геодезии и картографии».
В соответствии с федеральным законом №431-Ф3 от 30.12.2015г «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» каждый картографический материал должен быть выполнен в соответствующей системе координат.
По плану лесных участков Воскресенского района Московской области, определить координаты квартала №<адрес> сельского лесничества и координаты выделов не представляется возможным, по следующим причинам:
- отсутствует данные о системе координат, в которой вычерчен планшет (см. закон №431-Ф3 гл.2, ст.7);
- предоставленная копия планшета не соответствует масштабу оригинала планшета;
- координатная сетка на копии планшета не соответствует требованиям инструкции по топографические съемки масштаба 1:10000, 1:25000;
- на участке, а также на прилегающей территории отсутствуют квартальные столбы, определяющие границы лесных кварталов и выделов.
Лесоустроительный планшет мог быть выполнен как в Государственной системе координат СК-42, или СК-63, так и в локальной системе координат. Система координат МСК-50, действующая в настоящий момент на территории Московской области, утверждена 17.10.2009 года. Планшеты лесных участков Воскресенского района датированы 2005-2008 годами, для корректного пересчёта из одной системы координат в другую в первую очередь надо знать исходную систему координат и соответствующие параметры перехода. Для применения картометрического метода, о котором говорится в «Апелляционной жалобе» (стр.7 абзац 1 (т.2 л.д. 107)) комитета лесного хозяйства приложенной к гражданскому делу №, при определении координат участков лесного фонда также необходимо знать исходную систему координат и параметры перехода от одной системы координат в другую. Системы координат - это основной фактор, определяющий местоположение точки в пространстве и на картографическом материале, отсутствие сведений о системе координат не позволяет достоверно определить местоположение заданного объекта (см. [2.5] список литературы). Кроме того, в соответствии с [2.7] (см. список литературы) точность картометрического метода характеризуются следующими точностными характеристиками:
Картометрический метод.
При определении местоположения характерных точек, изображенных на карте (плане), величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0005 метра в масштабе карты (плана).
Таким образом, зная систему координат определить координаты точки на оригинале планшета можно с точностью 12,5м. Оригиналы или точные копии планшетов в материалах дел отсутствуют. Данная точность определения координат относится к навигационной точности и не может применяться при определении координат земельных участков, а в том случае если координаты определены картометрическим методом, необходимо выполнить на местности уточнение границ с целью исключения наложения границ с другими участками.
Примечание эксперта. Эксперт не оспаривает применение картометрического метода для определения границ лесных массивов, но в каждом конкретном случае необходимо производить уточнение границ на предмет наложения на какие-либо иные участки. Уточнение границ происходит другими методами и с другими точностными характеристиками, тем более это актуально, когда лесной массив находится в границах населенного пункта.
В соответствии с инструкцией [2.10] § 1 и §2:
1.Обновление топографических карт производится с целью приведения их содержания в соответствие с современным состоянием местности и переиздания в принятой системе координат и в действующих условных знаках.
2.В зависимости от количества и характера изменений, происшедших на местности с момента создания карт, а также важности районов для развития производительных сил и обороны страны карты должны обновляться, как правило, со следующей периодичностью: на наиболее важные обжитые районы - через 6 - 8 лет; на прочие районы - через 10 - 15 лет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что планшеты, используемые для определения границ участков лесного фонда, не были обновлены в соответствии с инструкцией [2.10], которая является обязательной для всех организаций, выполняющих топографо-геодезические работы. Отсутствие указанных выше картографических данных и элементов лесоустройства вблизи исследуемого участка не позволяет эксперту, по первичным материалам лесоустройства, подтвердить наличие наложение границ земель лесного фонда Московской области на границу участка с кадастровым номером №. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что по первичным лесоустроительным планшетам установить наложение границ участков лесного фонда на участок с кадастровым номером № не представляется возможным.
В материалах дела (л.д.91) имеется «Письменный отзыв Главархитектуры Московской области», где на второй странице (л.д.92 3-й абзац снизу) говорится следующее: «По данным ведомственной информационной системы Главархитектуры МО земельный участок с кадастровым номером № имеет наложение на земли сельских лесов». Далее в приложении к указанному документу в таблице № 1 п.6 (л.д.93-94) в разделе «сведения» сказано следующее: «Пересечение с Гослесфондом отсутствует. Пересечение с сельскими лесами 91,69%». В графических приложениях к данному отзыву имеются в наличии фрагменты генерального плана, выкопировки карт функционального зонирования, однако какой-либо конкретной схемы наложения сельского леса на участок с кадастровым номером № нет. Также отсутствует конкретное значение площади наложения границ и отсутствуют координаты наложения границ. На плане № указана граница лесного массива, где заселённость участка составляет ~70%. Для участка с кадастровым номером № расхождение в 21% является достаточно большой величиной и требует уточнения. В соответствии с ст.7 п.1 «Лесного кодекса РФ» «лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства...».
В соответствии с ст.4-6 закона №201-Ф3
«Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В материалах дела отсутствует межевой план на участки сельского леса, о котором говорится в «Письменном отзыве Главархитектуры Московской области» (л.д.91). Кроме того, нормы закона говорят о том, что сведения о границах лесных участков вносятся на основании сведений ЕГРН. Сведения о границах лесных участков из различных информационных систем не могут служить основанием для того, чтобы говорить о наличии либо отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с другими участками.
В соответствии с порталом открытых данных https://pkk5.rosreestr.ru (Публичная кадастровая карта) вблизи участка с кадастровым номером № расположены земли лесного фонда РФ, а именно участок с кадастровым номером № в частности квартал №, выделы №. По объекту недвижимости с кадастровым номером № в Едином государственном реестре недвижимости имеются следующие сведения: Дата постановки на государственный кадастровый учет ‑ 12.08.2013г. Уточнённая площадь -121 811м2. Категория земель - Земли лесного фонда. Вид разрешенного использования земельного участка ‑ отсутствует. Адрес (местоположение) - <адрес>. Границы - граница многоконтурного земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Статус - Учтённый. Форма собственности - отсутствует.
Участок с кадастровым номером № относится к землям лесного фонда РФ и является многоконтурным участком. Сведения о границах участка с кадастровым номером № получены по запросу Воскресенского городского суда Межмуниципальным отделом по Воскресенскому, Коломенскому, Луховицкому районам УФСГРКК по Московской области (см. материалы дел № и №). На схеме № эксперт произвёл сопоставление границ многоконтурного участка с кадастровым номером № и участка с кадастровым номером №, границы которого установлены решением Воскресенского городского суда Московской области от 13.01.2016г по гражданскому делу №. Как видно из схемы № вблизи участка с кадастровым номером № расположены контура :ЗУ1, :ЗУ4, :ЗУ8 участка с кадастровым номером №. На плане № эксперт в масштабе отобразил взаимное положение границ участков с кадастровыми номерами № и № с указанием минимального расстояния между участками. Как видно из схемы №1 и плана №3 наложение границ между участком с кадастровым номером № и участком лесного фонда с кадастровым номером №<адрес>, сведения о котором внесены в ЕГРН, отсутствует.
В Выводах эксперт сообщает, что наложение границ между участком с кадастровым номером №, границы которого установлены решением Воскресенского городского суда Московской области от 13.01.2016г. по гражданскому делу №, и участком лесного фонда с кадастровым номером №<адрес>, сведения о котором внесены в ЕГРН, отсутствует. По первичным материалам лесоустройства установить наложение границ между участком с кадастровым номером № и участками лесного фонда РФ не представляется возможным (л.д. 176-201).
В ходе рассмотрения дела экспертное заключение сторонами не оспорено, ходатайств о проведении по делу повторной или дополнительной экспертизы, не поступило.
Суд принимает заключение экспертизы как достоверное доказательство, поскольку землеустроительная экспертиза проведена экспертом АНО «Центр судебных экспертиз «Правое дело» ФИО18, имеющим высшее геодезическое образование по специальности «прикладная геодезия», стаж работы с <дата> года, квалификация – инженер-геодезист, общий стаж работы с <дата> года, стаж экспертной работы семь лет. Эксперт АНО «Центр судебных экспертиз «Правое дело» ФИО18 был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по с. 307 УК РФ (л.д. 166, 177). Заключение эксперта мотивировано, обосновано, дано при обследовании спорных земельных участков, при исследовании экспертом всех материалов гражданского дела 2-813/2018 и гражданских дел №, и №, подписано экспертом. Кроме того, выводы экспертного заключения подтверждаются совокупностью других доказательств, исследованных по делу.
Экспертом установлено, что наложение границ между земельным участком с кадастровым номером № и земельным участком лесного фонда с кадастровым номером № Виноградовского лесничества, отсутствует, таким образом, доводы ответчика и третьих лиц о том, что земельный участок с кадастровым номером №, расположен частично на землях лесного фонда является необоснованным, поскольку в заключении эксперта указано, что границы земельного участка с кадастровым номером №, установленные решением суда, не пересекают границы земель лесного фонда и не нарушают их целостности. В связи, с чем, учитывая, что основанием отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка явилась информация Главархитектуры МО о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца ФИО1
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение Администрации Воскресенского муниципального района Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», выраженное в письме от <дата>№.
Обязать Администрацию Воскресенского муниципального района издать постановление о предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка, площадью 1491 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, без проведения торгов и заключить договор купли-продажи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Воскресенский городской суд в течение одного месяца, а лицами, участвующими в деле, но не присутствовавшими в судебном заседании, - в тот же срок со дня получения копии решения суда.
Решение изготовлено в окончательной форме <дата>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>