ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-813/2017 от 08.09.2017 Кош-агачского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2-813/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2017 года с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Ногоймоновой В.С., с участием старшего помощника прокурора Кош-Агачского района Бештаовой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Ортолыкское сельское поселение» о возложении обязанности разработать и направить на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

У С Т А Н О В И Л:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Ортолыкское сельское поселение» о возложении обязанности разработать и направить на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, указывая, что в ходе проверки исполнения администрацией МО «Ортолыкское сельское поселение» законодательства об отходах производства и потребления, мотивируя свои требования тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО «Ортолыкское сельское поселение» законодательства об отходах производства и потребления. Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Полномочия по утверждению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляются Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Министерства от 16.09.2016 №493. С учетом изложенного, юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) обязаны разрабатывать и направлять для утверждения в уполномоченный орган проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с п.1, 2 ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом. Таким образом, ответчик является юридическим лицом, соответственно, обязан разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Прокуратурой установлено, что администрацией необходимые документы не разрабатывались, в связи с чем в адрес главы сельского поселения внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем, указанные в представлении нарушения не устранены, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Ортолыкское сельское поселение» разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, представил копию договора на оказание услуг по размещению и утилизации твердых коммунальных отходов №1 от 22.08.2017, заключенного между ООО «Континент» и сельской администрацией Ортолыкского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, а также заявку на отнесение к классу опасности, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании старший помощник прокурор Кош-Агачского района Бештаова Ю.Н. исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на удовлетворении иска.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу п.2 ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно п.3 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный законот 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со ст.1 Закона №89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.

В силу ст.11 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.

Согласно ст.18 Закона №89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предприятиям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (п.п. 3, 4 статьи 18 Закона №89-ФЗ).

Требования к обязанностям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, установлены также Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50.

В силу пунктов 4 и 5 названного Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что 18.06.2017 Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление главе администрации МО «Ортолыкское сельское поселение» об устранении выявленных нарушений требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления», недопущению подобных нарушений впредь, а также причин и условий, им способствующих, для чего разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Главой сельской администрации Ортолыкского сельского поселения дан ответ на представление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработан и направлен на утверждение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.

Однако из ответа от 27.07.2017 и.о. министра Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай следует, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ПНООЛР не отвечает требованиям Приказа Минприроды России от 05.08.2014 №349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в связи с чем в адрес сельского поселения было направлена информация (в том числе по электронной почте) о выявленных недостатках и необходимости забрать его в Минприроды РА для доработки.

В судебное заседание представителем ответчика представлен договор сельской администрации Ортолыкского сельского поселения на оказание услуг по размещению и утилизации твердых коммунальных отходов №1 от 22.08.2017 с ООО «Континент» и заявка на отнесение к классу опасности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что сельской администрацией Ортолыкского сельского поселения выявленные нарушения природоохранного законодательства не устранены в полном объеме.

Следовательно, исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора об обязании администрации муниципального образования «Ортолыкское сельское поселение» разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Ортолыкское сельское поселение» разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья В.А. Алеховиков

Мотивированное решение изготовлено 13.09.2017