УИД 45RS0006-01-2021-001395-80
Дело № 2-813/2021 – 2-39/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Каргапольский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Гомзяковой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Корчагиной И.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика АО «ЭК «Восток» - ФИО2,
представителя соответчика – ОАО «РЖД» - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02.03.2022 в р.п. Каргаполье гражданское дело по иску ФИО1 к АО «ЭК «Восток», ОАО «РЖД» о признании незаконной установки прибора учета, производстве перерасчета задолженности за предоставление услуг на общедомовые нужды,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к АО «ЭК «Восток» о признании незаконной установки прибора учета, производстве перерасчета задолженности за предоставление услуг на общедомовые нужды. В обоснование иска указала, что в конце 2018 года ответчик установил на внешнюю стену дома прибор ОДН, с чем она не согласна, поскольку дом, в котором она проживает является одноэтажным, общедомовое имущество отсутствует, система инженерных соединений, таких как централизованное тепло-, водоснабжение, подвальные помещения, функциональные конструктивные строительные элементы, обеспечивающие вертикальные связи между этажами здания, общая система электроснабжения, электрические шкафы и другое общедомовое имущество, предусмотренное п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме отсутствует. Каждое жилое помещение оборудовано индивидуальным входом, индивидуальным прибором учета электроэнергии, жители используют воду из колодца, пользуются индивидуальным печным отоплением. При этом ответчик не может пояснить, в чем именно заключается предоставление услуг на ОДН в жилые помещения. Размер ОДН в месяц на 6 квартир составляет примерно 4000 рублей. Указывает, что при установке прибора ОДН собственников жилых помещений не извещали об установки прибора учета, место установки прибора не согласовывалось, техническая возможность установки прибора внутри дома отсутствует, так как в здании нет общедомовых помещений для размещения соответствующего оборудования. Просит признать незаконной установку прибора учета ОДН незаконной, произвести перерасчет задолженности за предоставление услуг на общедомовые нужды.
Определением Каргапольского районного суда Курганской области от 26.01.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «РЖД».
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, дала объяснения согласно доводам, изложенным в иске. Просит признать незаконной установку прибора учета ОАО «РЖД», возложить на АО «ЭК «Восток» обязанность произвести перерасчет задолженности за предоставление услуг на общедомовые нужды.
Представитель ответчика – АО «ЭК «Восток» - ФИО2 с иском не согласился, дал объяснения согласно доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель соответчика – ОАО «РЖД» ФИО3 с иском не согласилась, дала объяснения согласно доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Заслушав объяснения истца, представителей ответчика и соответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником 1/2 доли <адрес>.
28.09.2017 на жилом доме, в котором проживает истец, был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.
Предъявленный ФИО1 настоящий иск основан на доводах о незаконности установки общедомового прибора учета жилого <адрес>, поскольку в указанном доме отсутствует общедомовое имущество, собственники жилых помещений не были извещены об установке прибора учета, место установки с ними не согласовывалось.
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, подлежащем оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, в установленный срок (до 01.07.2012) не установили в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов и не обратились об установке соответствующего прибора в организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, то с 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Таким образом, Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены начало и конец сроков для каждой из обязанных сторон совершения действий по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, в течение которых ни одну из сторон нельзя принудить к исполнению в одностороннем порядке возложенной Законом обязанности. Добровольное же исполнение указанных обязанностей в одностороннем порядке ОАО «РЖД» без взимания платы за установку коллективных приборов учета электроэнергии Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не запрещено.
Поскольку ОАО «РЖД» самостоятельно за свой счет установило общедомовой прибор учета, используемом многоквартирным домом № <адрес> электроэнергии, указанные действия, по мнению суда, не нарушают требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом отсутствие договора на установку общедомового прибора учета не свидетельствует о незаконности действия ОАО «РЖД».
Разрешая исковые требования в части признания незаконной установки общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном <адрес>, и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из того, что оснащение прибором учета дома, в котором проживает истец, произведено в соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства. В связи с этим, оснований для признания действий незаконными по его установке, не имеется.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку общедомового прибора учета электрической энергии, оформленное в виде соответствующего решения.
Доводы истца о том, что жилой дом не имеет мест общего пользования, суд во внимание не принимает, поскольку отсутствие в многоквартирном доме мест общего пользования не имеет определяющего значения для разрешения вопроса о необходимости установки общедомового прибора учета.
Судом установлено, что в спорном жилом доме, в котором проживает истец, зафиксировано наличие общей внутридомовой системы электроснабжения, состоящей из вводно-распределительного устройства, расположенного на крыше и в чердачном помещении, и сети от вводно-распределительного устройства до индивидуальных приборов учета электроэнергии, которые в силу п.п. 7 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, составляют общее имущество в многоквартирном доме.
Разрешая требования истца ФИО1 в части возложения на АО «ЭК «Восток» обязанности произвести перерасчет задолженности за предоставление услуг на общедомовые нужды суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения; плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, и размер платы для жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определен п.п. 44-47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
В судебном заседании установлено, что расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды производится АО «ЭК «Восток» в соответствии с требованиями ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, как разница между показаниями общедомового счетчика и суммарным объемом электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях, распределенная между потребителями пропорционально размеру общей площади, принадлежащих собственникам жилых (нежилых) помещений.
Доказательств того, что АО «ЭК «Восток» расчет производится с нарушением требований действующего законодательства, истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
При этом в судебном заседании установлено, что причиной увеличения разницы между количеством электроэнергии, потребленной в доме по показаниям общедомового счетчика и суммарным количеством электроэнергии, потребленной в жилых помещениях, влекущей увеличение размера платы, является несвоевременное предоставление гражданами показаний индивидуальных приборов учета, а также несвоевременная оплата электроэнергии одним из собственников жилого помещения в <адрес>. Несанкционированного подключения к электросетям дома, которым в числе прочего может объясняться значительность объемов потребляемой электроэнергии в суде не установлено.
Таким образом, нарушений при расчете размера платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Акционерному обществу «Энергосбытовая компания «Восток», Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконной установки прибора учета, производстве перерасчета задолженности за предоставление услуг на общедомовые нужды, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Каргапольского
районного суда И.Ю.Гомзякова
Мотивированное решение изготовлено 09.03.2022 в 16:50.