Дело <номер обезличен>
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
<адрес обезличен> 05 октября 2016 года
Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи | ФИО1 |
при секретаре | ФИО2 |
с участием | |
представителя истца | С. |
представителя ответчика | М. |
третьего лица | В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" к Государственной инспекции труда в <адрес обезличен> о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>,
установил:
ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" обратилось в суд с заявлением, в котором просит предписание государственной инспекции труда в <адрес обезличен> от 06.07.2016г. <номер обезличен> признать незаконным и отменить
В обоснование своих требований истец указал, что государственной инспекцией труда в <адрес обезличен><дата обезличена> была проведена внеплановая, выездная проверка, в ходе проведения которой согласна Акта проверки, были выявлены "нарушения обязательных требование или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: в нарушение требований ч. 2 ст. 22, ст. 135, ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ вознаграждение за выслугу лет в течении всего периода трудовой деятельности в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" выплачивалось В. не в полном объеме, без учета требований, предусмотренных Федеральным законом от <дата обезличена> №76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Предписанием от <дата обезличена><номер обезличен> Государственной инспекции труда в <адрес обезличен> государственное унитарное предприятие <адрес обезличен> "<адрес обезличен>водоканал" обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, на основании требований ч. 2 ст. 22, ст. 135, ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ произвести В. выплату вознаграждения за выслугу лет в течении всего периода трудовой деятельности в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" в полном объеме, с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от <дата обезличена> №76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Названное предписание <дата обезличена><номер обезличен> считаем незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов- документов о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами. В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В соответствии с Конвенцией МОТ <номер обезличен> "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от <дата обезличена>, ратифицированной Российской Федерацией <дата обезличена>, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Между тем, спор по выплате дополнительного вознаграждения за выслугу лет по Коллективному договору ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал", в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным. В. был принят на работу в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" <дата обезличена> на должность заместителя начальника юридического отдела (начальника юридического отдела, начальника правового управления). Трудовой договор расторгнут <дата обезличена> в соответствии с п. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по соглашению сторон. В силу ст. 391 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении- в течение одного месяца со дня вручения копий приказа об увольнении либо со дня вручения трудовой книжки. Применительно к данной норме момент, с которого работник, обратившийся за разрешением индивидуального трудового спора, должен узнать о нарушении своих трудовых прав, определяется наступлением событий, влекущих в соответствии с нормами трудового законодательства возникновение, изменение либо прекращение трудовых прав работника. ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" в соответствии со статьей 136 Трудового кодекса РФ своевременно выдавало расчетные листки, содержащие сведения о составных частях заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период, в том числе, о начисляемых доплатах. Таким образом, о возможном нарушении своего права на получение вознаграждения за выслугу лет В. было известно с момента получения расчетного листка за конкретный период. Учитывая правовой смысл п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата обезличена><номер обезличен> "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", указанное правоотношение не является длящимся, так как вознаграждение за выслугу лет за спорный период с 13.03.2013г. по <дата обезличена>В. не начислялось, а в период с 13.04.2014г. по <дата обезличена> начислялось в порядке, установленном Коллективным договором предприятия, трудовой договор был расторгнут <дата обезличена> С учетом того, что предписание по трудовому спору государственный инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника, при этом, для защиты этого права самим работником Трудовым кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок, действуя в интересах работника, инспектор труда так же, как и сам работник должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора. Отсутствие в трудовом законодательстве специальных сроков для обращения работника за защитой нарушенных прав в административном порядке не означает, что сроки, предусмотренные ст. 392 ТК РФ, не должны определенным образом учитываться при выдаче работодателю предписания об устранении нарушений трудового законодательства в рамках осуществления государственного надзора. Оспариваемое предписание было вынесено по истечении трехмесячного срока, в течение которого работник имел возможность обратиться в суд за восстановлением своих прав и разрешением спора. При таких обстоятельствах, по требованиям В. об истребовании вознаграждения за выслугу лет за период с <дата обезличена> по февраль 2014 года и доначислении его за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, им пропущен срок на обращение за восстановлением своих прав и разрешением спора. Установление факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд, является самостоятельным и безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований, в том числе и без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Представитель ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" по доверенности жалобу поддержал, просил суд ее удовлетворить и дополнил, что частью 2 ст.135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с ч. 6 указанной статьи ТК РФ условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово- экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Именно исходя из данных положений в коллективные договоры на основании договоренностей между работодателем и работниками включаются нормы о выплатах работникам за выслугу лет. При этом поскольку требования о выплате за выслугу лет работникам коммерческих предприятий в трудовом законодательстве отсутствуют, устанавливать условия осуществления данной выплаты стороны коллективного договора вправе самостоятельно, исходя из принципа самостоятельного определения содержания коллективного договора его сторонами (ч. 1 ст. 41 ТК РФ). Так, согласно коллективному договору вознаграждение за выслугу лет в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" всем работникам организации выплачивается ежемесячно в зависимости от общего непрерывного стажа в системе жилищно-коммунального хозяйства и в системе сельскохозяйственных водопроводов. Также коллективным договором установлено, что при возвращении работника на предприятие, в стаж работы, дающий право на выплату вознаграждения за выслугу лет, включается время военной службы по призыву в Вооруженные Силы РФ. Данный перечень является закрытым и установлен коллективным договором исходя из принципа добровольности принятия сторонами обязательств (ст. 24 ТК РФ). В соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 23 Федерального закона от <дата обезличена> №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение: зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 Закона №76-ФЗ, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва. Однако абз. 4 п. 5 ст. 23 Закона №76-ФЗ неприменим к правам бывших военнослужащих на получение вознаграждения за выслугу лет по коллективному договору, так как назначение вознаграждения за выслугу лет является дополнительным обеспечением (преимуществом) работников предприятия, которые отработали определенное количество лет непосредственно на предприятии или в отрасли, предоставляемым им за счет средств предприятия. Абзацем 1 п. 3 ст. 10 Закона №76-ФЗ определено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Из содержания указанных правовых норм следует, что время военной службы включается в общий трудовой стаж, в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности. В отличие от государственных и муниципальных учреждений, локальные нормативные акты которых должны соответствовать федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ (ст. 144 ТК РФ), коммерческие организации, к которым в силу прямых указаний ст. 113 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от <дата обезличена> № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" относится ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал", свободны в определении системы оплаты труда, включая установление условий осуществления доплат и надбавок стимулирующего характера (ст. 135 ТК РФ). Действующий на предприятии коллективный договор определяет исчерпывающий перечень периодов работы и иной общественно-полезной деятельности, дающих право на получение вознаграждения за выслугу лет. Коллективный договор ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" основывается на Отраслевом тарифном соглашении по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> на 2014 - 2016 годы, в соответствии с п.п. 2.8.2. и 2.8.5. ежемесячные вознаграждения за выслугу лет согласно колдоговору, относится к доплатам (надбавкам) стимулирующего характера, размер и порядок установления которых определяются непосредственно в Организации. На основании изложенного коллективный договор предприятия, являющийся локальным нормативным актом ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал", принятым на двусторонней основе представителями работников и работодателей, не предусматривает возможности включения в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения за выслугу лет, времени военной службы (за исключением особо оговоренного в коллективном договоре времени действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия и вернулся на предприятие после увольнения в запас). Кроме того, как следует из буквального прочтения нормы абз. 4 п. 5 ст. 23 Федерального закона от <дата обезличена> №76-ФЗ "О статусе военнослужащих", зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, производится при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года. В. реализовал свое право на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, трудоустроившись в установленный законом срок в Управление Росреестра, а вышеуказанная норма Закона №76-ФЗ не содержит требования о зачете времени военной службы в непрерывный стаж работы при всех последующих трудоустройствах в иных организациях. Кроме того, при этом Государственной инспекцией труда в <адрес обезличен> не разъясняется в каком порядке должно засчитываться время военной службы В. в непрерывный стаж работы на предприятии: отдельно или вместе с непрерывным стажем работы в Управлении Росреестра. Пунктом 4 Соглашения о дополнении и изменении условий коллективного договора ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" принятого на заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений <дата обезличена> были внесены изменения в раздел 2 "Условия и порядок вознаграждения" приложения <номер обезличен> Положения о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" следующего содержания: Кроме того, в стаж учитываемый при определении процента выплаты вознаграждения за выслугу лет засчитывается время военной службы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не превысил одного года. Учитывая, что у В. перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" составил 1 год и 8 месяцев, то и в этом случае он не приобретает права на доначисление вознаграждения за выслугу лет на предприятии.
Представитель государственной инспекции труда в СК по доверенности возражал против удовлетворения заявления, пояснил, что Заявитель ссылается на абзац 1 части 1 ст. 356, абз. 6 части 1 ст. 357, ст. 381-397 Трудового кодекса Российской Федерации и делает вывод о том, что осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, Трудовая инспекция выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Также, истец ссылается на Конвенцию МОТ <номер обезличен> "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от <дата обезличена>, ратифицированную Российской Федерацией <дата обезличена> (далее - Конвенция) инспектору труда не представлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Считает, вышеуказанные доводы, в рассматриваемом судом случае, незаконными и необоснованными в связи со следующим. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется труд. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Согласно п. а ч. 1 ст. 3 Конвенции <номер обезличен> в задачу системы инспекции труда входит обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности, трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о заработной плате, в той мере, в какой инспекторам надлежит обеспечивать применение указанных положений. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> (далее - Положение) Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения). Полномочия Роструда определены в п. 5 Положения. Согласно пп. 5.1.1 Положения Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся и в ст. 356 ТК РФ. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Под индивидуальным трудовым спором законом (ст. 381 ТК РФ) предусмотрены неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и установление государственных гарантий по обеспечению прав работников, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением. В силу ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на: своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. В силу ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам. В соответствии со статьями 2, 352, 360, 130 ТК РФ В. и в целях защиты своих прав обратился в Трудовую инспекцию за реализацией одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников - федеральным государственным надзором за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающим в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда. Результатом внеплановой проверки Трудовой инспекцией выявлены очевидные нарушения трудового законодательства, вынесено Предписание от <дата обезличена><номер обезличен>. В соответствии с Предписанием Трудовая инспекция обязала заявителя на основании требований ч. 2 ст. 22, ст. 135, ч. 6 ст. 136 ТК РФ произвести В. выплату вознаграждения за выслугу лет в течении всего периода трудовой деятельности в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" в полном объеме, с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом <номер обезличен> от <дата обезличена> "О статусе военнослужащих". В. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с <дата обезличена> по <дата обезличена> год (копия военного билета прилагается). Работал в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" с <дата обезличена> по <дата обезличена> год в должностях заместителя начальника юридического отдела, начальника юридического отдела, начальника правового управления предприятия. С начала трудовой деятельности в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал", в нарушение ст. 23 № 76-ФЗ, В. не производили, а в дальнейшем не доначисляли с <дата обезличена> предусмотренную приложением <номер обезличен> "Положение о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" Коллективного договора предприятия - вознаграждение за выслугу лет. В соответствии с п. 2 ст. 3 № 76-ФЗ правовая защита граждан, уволенных с военной службы, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Гражданам, уволенным с военной службы, устанавливается следующее дополнительное право на социальное обеспечение: зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 № 76-ФЗ, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года (п. 5 ст. 23 № 76-ФЗ). Никто не вправе ограничивать граждан, уволенных с военной службы, в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом № 76-ФЗ. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав граждан, уволенных с военной службы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 ст.З № 76-ФЗ). В силу п. 4 ст. 3 № 76-ФЗ реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий. Соответственно, Трудовая инспекция уполномочена осуществлять правовую защиту прав при очевидном характере нарушения трудовых отношений В. В своем заявлении ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" не указывает на законность своих действий по выплате В. вознаграждения за выслугу лет в соответствии с ТК РФ и ФЗ - <номер обезличен>, следовательно, заявителем не опровергается очевидный характер своих незаконных действий, нарушение прав В. и отсутствие спора между ними. Заявитель в нарушение вышеуказанных норм действовал незаконно в значительный период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, что также отразилось на материальном положении В. и его несовершеннолетнего ребенка, имеются алиментные обязательства в размере 25% от всех сумм заработка Заявителем представлена в материалы копия требования В. о доначислении вознаграждения за выслугу лет, однако, не представлен его ответ от <дата обезличена><номер обезличен>. Содержание которого, подтверждает не заинтересованный и формальный подход заявителя к вопросу, непосредственно относящемуся к его обязанностям, установленным ст. 22 ТК РФ. Заявитель указывает о том, что в соответствии со ст. 136 ТК РФ своевременно выдавало расчетные листки, содержащие сведения о составных частях заработной платы, причитающийся работнику за соответствующий период, в том числе, о начисляемых доплатах. Тем самым, делая вывод о том, что В. было известно о возможном нарушение права с момента получения расчетных листков. Однако, заявителем не представлены суду в нарушение ст. 56 и ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства получения В. расчетных листков за весь период его работы. Следовательно, заявителем сделан ошибочный вывод о моменте, когда В. узнал о нарушении прав. Следуя правовой позиции заявителя у В. пропущен срок для защиты своих прав. Однако, В. узнал о нарушении своих прав в последний рабочий день из сведений расчетного листка за апрель 2016 года (прилагается), который действительно получил от заявителя. Последний рабочий день бывшего работника был <дата обезличена>, соответственно раньше этого числа не мог был произведен полный расчет (согласно указанному расчетному листку) и невозможно было вручить сам расчетный лист за апрель 2016 года. Следовательно, доводы заявителя о том, что пропущен срок для защиты своих прав В. и, что предписание выдано с учетом пропуска срока не имеет под собой правовых оснований.
В. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходи к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.360 Трудового кодекса Российской Федерации, государственные инспекторы труда в целях осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, помимо прочего, проводить плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм Собственности) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно чч.1,2 ст.357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об устранении их от должности в установленном порядке. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
По смыслу указанных норм при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства; вмешательство должно быть соразмерным, и выдача предписания не должна нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя.
Статьей 261 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд.
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена><номер обезличен>, в субъектах Российской Федерации государственный надзор в сфере труда осуществляют государственные инспекции труда (пункт 2).
Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Согласно ст.ст. 356, 357 ТК РФ Федеральная инспекция труда осуществляет надзор в том числе за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений; государственные инспекторы труда при осуществлении надзора за соблюдением трудового законодательства, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства.
При этом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не разрешает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Статья 136 ТК РФ регулирует отношения между работником и работодателем по выплате заработной платы.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения на проверку <номер обезличен> от 24.06.2016г. выданного руководителем Государственной инспекции труда в СК К. проведена внеплановая, выездная проверка в отношении ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал".
По результатам проверки составлен акт <номер обезличен> от 06.07.2016г., которым установлено, что в нарушение требований ст. 22. ч. 2, ст. 135, ст. 136 ТК РФ вознаграждение за выслугу лет в течении всего периода трудовой деятельности в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" выплачивалось В. не в полном объеме, без учета требований, предусмотренных ФЗ от 27.05.1998г. (ред. От <дата обезличена>) "О статусе военнослужащих".
06.07.2016г. и.о. генерального директора ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" выдано предписание <номер обезличен> об устранении нарушений трудового законодательства.
С 15.04.2016г. прекращены трудовые отношения с В. по п.1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, что подтверждается приказом <номер обезличен>-лс от 15.04.2016г.
Однако, при увольнении В. установлено, что в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" не производил, а с <дата обезличена> по время увольнения не доначислял предусмотренную приложением <номер обезличен> "Положение о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" Коллективного договора предприятия вознаграждение за выслугу лет.
В соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона от <дата обезличена> №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утверждённые Правительством Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.23 Федерального закона от <дата обезличена> №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей время военной службы зачитывается в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днём увольнения с военной службы и днём приёма на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года.
В. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с <дата обезличена> по <дата обезличена> год, что подтверждается копией военного билета.
С 13.03.2013г. В. работал в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал", что не оспаривается ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал".
Сам же истец, в своих дополнениях указывает, что В. реализовал свое право на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, трудоустроившись в установленный законом срок в Управление Росреестра, т.о. при трудоустройстве в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" также у В. уже имелся стаж работы, и соответственно в силу закона, ему полагались предусмотренные законом надбавки.
В. реализовав свое право на непрерывный стаж работы в Управлении Росреестра по СК, имел право также на реализацию указанного права также при работе в ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал".
Таким образом, право В. на зачет времени службы в стаж, учитываемый при определении вознаграждения за выслугу лет, предусмотрено действующим законом, ввиду чего является очевидным и сомнению не подлежит.
Кроме того, из представленного истцом Соглашения о дополнении и изменении условий коллективного договора ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" на 2012-2014 годы усматривается, что вышеприведенное положение п.5 ст.23 Федерального закона от <дата обезличена> №76-ФЗ было полностью перенесено в раздел 2 "Условия и порядок вознаграждения" приложения к коллективному договору <номер обезличен> "Положения о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал". Таким образом коллективный договор был приведен в соответствие с требованиями закона.
Доводы истца о том, что в коллективном договоре имеются иные условия для выплаты вознаграждения за выслугу лет - а именно за непрерывный стаж в системе жилищно-коммунального хозяйства и в системе сельскохозяйственных водопроводов, а также мнение истца о том, что вышеприведенный Закон №76-ФЗ не распространяется на коммерческие предприятия, никоим образом не могут повлиять на предусмотренные действующим законом права В.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в данном случае Государственная инспекция труда не разрешала трудовой спор работника и работодателя, а устраняла явное и очевидное нарушение работодателем норм трудового законодательства на получение работником оплаты труда.
Предписание государственного инспектора труда об устранении нарушений трудового законодательства вынесено в соответствии с предоставленной государственной инспекции труда ст.357 ТК РФ компетенцией, а также требованиями ст.135 ТК РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ГУП СК "<адрес обезличен>водоканал" к Государственной инспекции труда в <адрес обезличен> о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
- ¬
Место для подписи
L -