ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-815 от 15.12.2011 Волосовского районного суда (Ленинградская область)

                                                                                    Волосовский районный суд Ленинградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Волосовский районный суд Ленинградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-815/2011

15 декабря 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Парфенова В.Л.

При секретаре ФИО9

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к  , Администрации МО , Администрации МО  о признании права на получение бюджетных средств на жилищное обеспечение и обязании выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения

установил:

ФИО3 обратилась в Волосовский районный суд Ленинградской области с исковым заявлением к  , Администрации МО , Администрации МО  признать за ней право на получение бюджетных средств на жилищное обеспечение и обязании выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В исковом заявлении указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной Войны. С 1999 г., на основании договора найма, проживает в одной из комнат в квартире, принадлежащей на праве собственности зятю, членом семьи которого она не является. Правами на какое-либо иное жилое помещение не обладает. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в жилищную комиссию  с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Комиссия, рассмотрев заявление, ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о принятии на учет на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ). Желая улучшить свои жилищные условия, обратилась в Администрацию МО  с заявлением на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Однако как ей было сообщено Администрацией МО  в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ учетного дела на совещании рабочей группы при  было принято решение об отказе в предоставлении бюджетных средств на жилищное обеспечение. При этом основанием для такого отказа послужило имевшее место, по мнению рабочей группы, принятие её на учет с нарушением п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ - обеспечение общей площадью жилого помещения более учетной нормы. С указанным Решением рабочей группы при  № от ДД.ММ.ГГГГ не согласна, и считает, что в результате его принятия оказались нарушенными её права на обеспечение жильем. Считает, что Решение от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку рабочая группа при   не приняла во внимание, что она была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям п.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а не по иным основаниям, установленным п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, со ссылкой на который ей было отказано в предоставлении бюджетных средств на жилищное обеспечение. Просит признать за ней право на получение бюджетных средств на жилищное обеспечение согласно Областному закону Ленинградской области «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 02.03.2010 г. № 5-оз». Обязать Ответчиков выдать ей, свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В судебном заседании представитель истицы ФИО10 поддержал исковые требования ФИО3 и дал пояснения, идентичные изложенным в исковом заявлении. Настаивает на заявленных требованиях.

Представитель  по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, в качестве ответчика по делу пояснила, что согласно материалам, истец зарегистрирован по месту жительства, т.е. с правом постоянного проживания, по адресу: , с 1999 года, общая площадь занимаемого жилья составляет около 61 кв. м. Ранее с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся, не обращалась. Представленный договор найма не свидетельствует о вселении истца в качестве нанимателя, т.к. в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ существенным условием договора является предоставление жилья за плату, а также срок договора, а по факту является соглашением между членами семьи по порядку пользования жилым помещением. Кроме того, в заявлении о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 указан в качестве члена семьи. Исходя из общей площади жилого помещения и зарегистрированных в жилом помещении, на одного члена семьи приходится около 30 кв. м площади жилья, что более учетной нормы, установленной в  (9 кв. м.). Таким образом, истец не является нуждающимся в жилых помещениях и соответственно не подлежит обеспечению в рамках нормативных правовых актов.

Администрация МО  в лице ФИО12 выступающей по доверенности, с иском не согласна и считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу по следующим основаниям.  никаких действий, в результате которых были нарушены права и свободы истца или созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, не совершала. Все действия администрация совершала в соответствии с Порядком предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 01.06.2010 N 131 (ред. от 17.03.2011) "О мерах по реализации областного закона "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и только довела до истца решение рабочей группы. Право на получение денежной выплаты у истца может возникнуть только на основании распоряжения  об утверждении списка граждан - получателей средств федерального бюджета и областного бюджета на строительство или приобретение жилого помещения, а также распорядительной заявки , подготовленной в течение трех рабочих дней после подписания распоряжения  Свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения является документом, удостоверяющим право гражданина на получение выплаты (п. 6 Порядка) и администрация может его выдать только после издания распоряжения . Такого распоряжения не было, просит в иске отказать.

Администрация МО  в лице представителя ФИО13, выступающей по доверенности, с иском не согласна и считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу по следующим основаниям. На муниципальное образование  не возложена обязанность проведения финансирования требуемой истцом единовременной денежной выплаты. В соответствии с Порядком предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданин, изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием выплаты, предоставляемой за счет средств федерального бюджета и областного бюджета, представляет в администрации муниципальных районов и городского округа  заявление. Таким образом, к полномочиям и обязанностям  относится лишь обязанность принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданина, обратившегося с соответствующим заявлением и в соответствии с нормами действующего законодательства. Гр. ФИО3 обратилась с соответствующим заявлением в администрацию . На основании заявления ФИО3 и представленных ею документов администрацией  было издано постановление № ДД.ММ.ГГГГ № «О признании ФИО3 нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма». В соответствии с п. 2 постановления ФИО3 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемому по говору социального найма. На дальнейшие действия по предоставлению единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения администрация  не уполномочена. Администрация  просит в иске к Администрации  отказать.

Представитель  ФИО14, привлеченный судом в качестве третьего лица, выступающий по доверенности, заявил, что ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой при  было установлено, что ФИО3 принята на учет с нарушением п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, так как она обеспечена общей жилой площадью жилого помещения более учетной нормы. Обеспеченность на каждого члена семьи составляет более учетной нормы – 9 кв. метров, установленной в . В связи с этим решение рабочей группы было отказать ФИО3 в предоставлении бюджетных средств. Считает, что по имеющимся в учетном деле документам следует, что ФИО3 вселена как член семьи. Договор найма, заключенный между ФИО4 и ФИО3 не прописан в справке Ф.9, значит данный договор был заключен позднее, чем нежели ФИО3 была зарегистрирована, а в последующем вселена в жилое помещение, принадлежащее ФИО4 Кроме этого ФИО4 является владельцем доли в праве общедолевой собственности и в связи с этим вселение её должно было быть согласовано со всеми сособственниками помещения, а также комната, в которой проживает истица, не выделена из долевого права собственности. Считает необходимым ФИО3 в иске отказать.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, учетное дело № – ДД.ММ.ГГГГ, приходит к следующему.

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ приходится вдовой участника Великой Отечественной Войны, имеет право и льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих (л.д. 72).

Согласно справке Ф.9 ФИО3, зарегистрирована постоянно с ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу . Совместно с нею зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ её зять ФИО4, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).

Судом установлено, что ФИО4 является собственником 1/3 доли в праве общедолевой собственности в кирпичном жилом доме площадью 123,50 кв. метров, жилой площадью 63,50 кв. метров с дощатой пристройкой летней площадью 6,5 кв. метров дощатой пристройкой летней площадью 4.0 кв. метров и дощатой пристройкой летней площадью 6,2 кв. метров, находящегося по адресу  (л.д. 66-68).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО3 заключен договор найма жилого помещения, согласно которому ФИО4 сдал ФИО3 в пользование жилое помещение в виде одной комнаты жилой площадью 10 кв. метров в трехкомнатной квартире по адресу , без срока окончания договора (л.д. 69,99).

Из справки  от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в данном доме зарегистрированы в качестве собственников следующие граждане: ФИО5 1 доля в праве, ФИО6 1 доля в праве, ФИО4 1/3 доля в праве, ФИО7 1/6 доля в праве долевой собственности. (л.д. 35).

Из справки архитектора  от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что управлением архитектуры и градостроительства согласован поэтажный план жилого трехквартирного пятикомнатного дома № по , в том числе квартиры №, принадлежащей ФИО15 жилой площадью 37 кв.м. общей площадью 60,8 с дощатой пристройкой площадью 7,46 кв.м, и размещение в плане земельного участка, принадлежащего ФИО4, кирпичного гаража (л.д. 33).

ФИО8, представляющая интересы ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на представление её интересов в администрации МО  обратилась в администрацию МО  о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с семьей из одного человека. Из проживающих с нею членов семьи в заявлении указала ФИО4 (л.д. 77-80).

Глава администрации МО  Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № признал ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдову участника Великой Отечественной Войны, зарегистрированную по адресу ФИО2 , нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Основание п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ (л.д. 58).

Согласно протоколу Рабочей группы при  было принято решение отказать ФИО3 в получении бюджетных средств на жилищное обеспечение в связи с тем, что по ст. 21 ФЗ «О ветеранах», она принята на учет с нарушением п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

«ФИО3 с 1999 года составом семьи 2 человека, как указано в протоколе Рабочей группы, зарегистрирована в жилом доме, принадлежащем на праве долевой собственности ФИО4 (зять), что составляет 1 от целого жилого дома общей площадью 89,3 кв. метра. Обеспеченность на каждого члена семьи составляет более учетной нормы – 9 кв. метров, установленной в . Обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы» (л.д. 83-86).

ФИО3 просит признать за ней право на получение бюджетных средств на жилищное обеспечение согласно Областному закону Ленинградской области «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 02.03.2010 г. № 5-оз».

ФИО3, как вдова участника Великой Отечественной Войны, обратилась в администрацию МО  с заявлением на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Указала в своем заявлении, что вместе с нею проживает член семьи ФИО4 (л.д. 77-80).

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, действующего ранее, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Аналогичные нормы содержатся в ст. 69 ЖК РФ.

Представитель истца считает, что ФИО3 и её зять ФИО4 не являются членами одной семьи в связи с тем, что ФИО4, как собственник помещения заключил с ней договор найма жилого помещения, согласно которому ФИО4 сдал ФИО3 в пользование жилое помещение в виде одной комнаты жилой площадью 10 кв. метров в трехкомнатной квартире по адресу  без срока окончания договора.

Сведений о ведении общего хозяйства ФИО3 с ФИО4, сторонами в суд не предоставлено.

Суд полагает, что данный договор найма не свидетельствует о вселении истца в качестве нанимателя, т.к. в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ существенным условием договора является предоставление жилья за плату, а также срок договора. Каких либо условий о плате и сроке данный договор не содержит, по факту данный договор является соглашением между членами семьи по порядку пользованием жилым помещением.

Так согласно ч.1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Каких-либо сведений о плате за владение и пользование недвижимым имуществом договор не содержит. Кроме этого договор является бессрочным, чем противоречит положению ст. 683 ГК РФ.

Кроме этого, есть основания полагать, что данный договор найма был заключен после вселения ФИО3 в спорное жилое помещение, так как основания её вселения в справке Ф.9 указан не договор найма с собственником от ДД.ММ.ГГГГ, а договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Сама же регистрация ФИО3 произошла ДД.ММ.ГГГГ.

Данные факты подтверждают правильность выводов рабочей комиссии о том, что ФИО3 и её зять ФИО4 являются членами одной семьи и вселялась истица в жилое помещение ФИО4, в качестве члена семьи и что ФИО3 в силу положений ст. 31 ЖК РФ приобрела право пользованием жилым помещением, указанным ею в качестве места жительства, как член семьи собственника.

Представитель истца заявил, что Рабочая группа при  не приняла во внимание, что ФИО3 была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основаниям п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а не по иным основаниям, установленным п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, со ссылкой на которой ей было отказано.

Рабочая группа при  образована для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - рабочая группа). Согласно Положению о рабочей группе основными задачами её являются подготовка рекомендаций комитету по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству  по реализации подпрограммы, проверка документов учетных дел, списков участников подпрограммы и получателей сертификатов. Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач имеет право: при определении правомерности включения граждан в списки получателей сертификатов (социальных выплат) на основании действующих нормативных правовых документов вносить решения с предложениями об отказе гражданам - участникам подпрограммы, ветеранам, инвалидам в выдаче сертификата (свидетельства для получения субсидии) либо в выдаче сертификата на другой состав семьи;

Из этого следует, что заключения Рабочей группы носит рекомендательный характер, а в компетенцию Рабочей группы входит широкий спектр вопросов, связанных с проверкой документов учетных дел, списков участников подпрограммы и получателей сертификатов. Проверка основания постановки на учет также входит в компетенцию рабочей группы.

Рабочая группа, определив, что ФИО3 поставлена на учет как нуждающаяся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как не являющаяся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, то есть по п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, и в то же время, обнаружив, что ФИО3 принята на учет с нарушением п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, так как она обеспечена общей жилой площадью жилого помещения более учетной нормы, правомерно отказала ФИО3 в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В компетенцию Рабочей группы при  оспаривать постановку на учет ФИО3, не входит.

Суд, рассматривая требования ФИО3 о признании за ней право на получение бюджетных средств на жилищное обеспечение, не может не обратить внимание на то, что сама ФИО3, лично, не обращалась в администрацию МО . Заявление от её имени подписано и подано ФИО8 по доверенности (л.д. 80).

В учетном деле, предоставленном администрацией МО  имеется доверенность ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, в которой она уполномачивает ФИО8 быть её представителем в администрации МО  и других учреждениях по вопросам получения справок об отсутствии или наличии в  объектов недвижимого имущества.

Каких – либо полномочий данная доверенность на обращение ФИО8 в администрацию МО  для подписания заявления о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и его подачи в администрацию не содержит.

Из чего следует, что заявление о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не могло быть принято к рассмотрению в связи с отсутствием полномочий у ФИО8 представлять интересы ФИО3 по данному вопросу.

Суд полагает, что ФИО3 право на получение бюджетных средств на жилищное обеспечение не приобрела, в связи с обеспеченнностью общей жилой площадью жилого помещения более учетной нормы.

В требовании истицы обязать ответчиков выдать ей, свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, суд также полагает отказать.

Данным свидетельством удостоверяется право гражданина на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения является. Исходя из доводов, приведенных судом, ФИО3 право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, не приобрела.

Кроме этого необходимо отметить, что представитель истца не опроверг утверждение ответчиков о наличии у истицы жилого помещения для проживания.

Предоставление государством социальной выплаты в виде финансовой поддержки граждан в целях приобретения жилого помещения дает возможность устанавливать приоритетный характер такой поддержки для тех лиц, у которых отсутствуют жилые помещения для постоянного проживания; либо проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; либо проживающих на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

ФИО3 исходя из имеющихся в её учетном деле и представленных при рассмотрении искового заявления документов, к таким гражданам не относится.

Необходимо отметить, что ФИО3 не лишена права на обеспечение её жилым помещением в общем порядке, равно, как не лишена возможности повторного обращения за получением государственного жилищного сертификата, при совершении действий, направленных на приведение материалов учетного дела заявителя в соответствие с законом и действительным положением дела.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В исковых требованиях ФИО3 к , Администрации МО , Администрации МО  о признании права на получение бюджетных средств на жилищное обеспечение и обязании выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья