ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8155/17 от 16.01.2018 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2018 года, г. Абакан РХ Дело № 2-886/2018

Абаканский городской суд в составе председательствующего судьи Балашовой Т.А. при секретаре Миндибековой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству культуры Республики Хакасия о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Абаканский городской суд с иском к Министерству культуры Республики Хакасия, заявляя требования о признании приказа об увольнении истца от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановлении на работе в должности <данные изъяты> Государственного автономного учреждения культуры Республики Хакасия «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген», взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда в размере 100 000 руб., указывая, что поскольку срок окончания действия трудового не определен, он заключен на неопределенный срок, следовательно, увольнение его на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ является незаконным.

В судебном заседании истец поддержал вышеприведенные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, полагал, что п. 2 Трудового договора определяет момент окончания действия договора – согласование его кандидатуры, как <данные изъяты> Государственного автономного учреждения культуры Республики Хакасия «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» (далее Театр, ГАУК РХ «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген»), с Председателем Правительства РХ.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения на иск, которые поддержала, полагала, что срок расторжения трудового договора с истцом наступил в связи с согласованием ДД.ММ.ГГГГ кандидатуры <данные изъяты> ГАУК РХ «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» ФИО7 с Председателем Правительства Республики Хакасия. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен о расторжении срочного трудового договора, а ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен с Приказом об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель полагала, что требования закона, связанные с увольнением истца, работодателем не нарушены, просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав пояснения участников процесса, заключение помощника прокурора г. Абакана Пермяковой М.В., полагавшей, что работодателем соблюдены требования закона при увольнении работника, законных оснований для восстановления истца на работе нет, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении срочного трудового договора в нем должны быть указаны дата начала работы, срок действия договора и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

В соответствии с положениями ст. 58 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые договоры могут заключаться на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

Согласно ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор заключается с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.07.2000 N 125 (ред. от 20.12.2017) "Об утверждении Перечня подведомственных исполнительным органам государственной власти Республики Хакасия государственных унитарных предприятий Республики Хакасия и учреждений", (далее - Постановление № 125) утвержден Перечень подведомственных исполнительным органам государственной власти Республики Хакасия государственных унитарных предприятий Республики Хакасия и учреждений.

Согласно подп. 1 п. II. указанного Перечня, ГАУК РХ «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» подведомственно Министерству культуры Республики Хакасия.

Из п. 2 Постановления следует, что исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия координируют и регулируют деятельность подведомственных государственных унитарных предприятий Республики Хакасия и учреждений, определяют цели и приоритетные направления деятельности предприятий.

Из п. 3 Постановления следует, что исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия наделены правом назначать на должность руководителей подведомственных государственных унитарных предприятий Республики Хакасия, заключать с ними, изменять и прекращать трудовые договоры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.

Таким образом, назначение на должность, а равно и расторжение трудового договора с директором ГАУК РХ «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» входит в круг полномочий Министерства культуры РХ.

В п. 4 Постановления установлено, что руководители государственных учреждений Республики Хакасия назначаются и увольняются исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, на которые возложены координация и (или) регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) и (или) которые осуществляют полномочия и функции учредителей данных учреждений, по согласованию с Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.

Для согласования назначения и прекращения полномочий руководителя учреждения исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия направляет Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия письменное представление с приложением справки-объективки со сведениями о кандидате (при назначении руководителя), обоснования увольнения (при прекращения полномочий руководителя).

Из приведенных законоположений следует, что лишь положительный итог согласования с Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия кандидатуры является условием для назначения на должность руководителя.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О создании Государственного автономного учреждения культуры Республики Хакасия "Хакасский театр драмы и этнической музыки "Читiген" Министерство культуры Республики Хакасия наделено отдельными полномочиями и функциями учредителя ГАУК РХ "Хакасский театр драмы и этнической музыки "Читiген" в соответствии с Уставом.

Этим же Постановлением утвержден Устав ГАУК РХ «Хакасский театр драмы и этнической музыки "Читiген», согласно п. 5.5. которого, Театр возглавляет директор. Директор назначается и освобождается от должности министром культуры Республики Хакасия по согласованию с Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О реализации законодательства Российской Федерации об автономных учреждениях в Республике Хакасия" утвержден "Порядок осуществления исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия функций и полномочий учредителя автономного учреждения Республики Хакасия".

В соответствии с подп. 6 п. 2 указанного Постановления к вопросам, относящимся к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением Республики Хакасия, отнесено назначение руководителя автономного учреждения Республики Хакасия и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним.

В силу части 6 статьи 9 ФЗ "Об автономных учреждениях" в полномочия учредителя входит назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и расторжение трудового договора с ним.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, изданным и.о. министра культуры Республики Хакасия ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ГАУК РХ «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» исполняющим обязанности директора на основании личного заявления.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком в лице и.о. министра культуры Республики Хакасия ФИО9 заключен Срочный Трудовой договор (далее – Трудовой договор), в копии представленный в материалах дела.

Трудовой договор регулирует отношения между работодателем и руководителем, связанные с выполнением руководителем обязанностей по должности директора ГАУК РХ «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген», расположенного по адресу: ДД.ММ.ГГГГ (п.1).

В соответствии с п. 2. Трудового договора, он заключен на срок: с ДД.ММ.ГГГГ до момента согласования назначения полномочий руководителя учреждения с Главой Республики Хакасия Председателем Правительства Республики Хакасия в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня подведомственных исполнительным органам государственной власти Республики Хакасия государственных унитарных предприятий Республики Хакасия и учреждений» (с последующими изменениями).

Трудовой договор является договором по основной работе (п. 3). Местом работы руководителя является учреждение (п.4).

Таким образом, стороны обусловили окончание срока действия Трудового договора – наступлением определенного события, а именно, моментом согласования назначения полномочий руководителя Тептра с Главой Республики Хакасия Председателем Правительства Республики Хакасия, что не противоречит закону.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ, от ДД.ММ.ГГГГ, срочный трудовой договор заключается на основе добровольного согласия работника и работодателя, и в случае, когда согласие на заключение договора было дано работником вынужденно, он вправе оспорить правомерность заключения с ним срочного трудового договора.

Истец подписал срочный трудовой договор и приступил к работе на указанных в договоре условиях, какого-либо несогласия со срочным характером трудовых отношений не выражал, каких-либо объективных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что трудовой договор на условиях срочности он заключал вынужденно, не представил.

Срочный характер трудовых отношений сторон по делу, как указано выше не противоречит закону, поскольку основан на их соглашении по поводу исполнения истцом должностных обязанностей директора Театра.

Из пояснения истца, данных им в судебном заседании следует, что при заключении Трудового договора он понимал указанные обстоятельства, однако полагал, что согласование назначения полномочий руководителя Театра с Главой Республики Хакасия будет связано именно с его кандидатурой, что суд признает необоснованным, поскольку указанное условие в Трудовом договоре отсутствует и не следует из буквального толкования п. 2 представленного Трудового договора.

Учитывая, что Трудовой договор содержит согласованный сторонами трудовых отношений срок его действия и момент прекращения, довод истца со ссылкой на ст. 58 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок, суд признает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права.

Согласно и. 2 п. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является истечение срока действия трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются, и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

В силу ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.

Предложенная ДД.ММ.ГГГГ Министром культуры Республики Хакасия кандидатура на должность руководителя «Хакасского театра драмы и этнической музыки "Читiген" ФИО7, была одобрена и согласована Главой Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном «Инструкцией о порядке организации делопроизводства и контроля в Правительстве Республики Хакасия», утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается визой согласования на Представлении и карточкой входящей корреспонденции, составленной с помощью системы автоматизации делопроизводства и документооборота.

В связи с проведением процедуры согласования кандидатуры руководителя Театра с Главой Республики Хакасия ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен с Уведомлением о прекращении с ним срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует подпись истца на документе и им не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Министра культуры Республики Хакасия действие Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено, исполняющий обязанности директора ГАУК РХ «Читiген» ФИО1 уволен ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с истечением срока действия трудового договора.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ознакомлен с приказом об увольнении, о чем свидетельствует его личная подпись в приказе от ДД.ММ.ГГГГ. Из иска и пояснения истца следует, что трудовая книжка ему была вручена в тот же день ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку увольнение истца в связи с истечением срока действия заключенного с ним срочного трудового договора соответствует закону, требования, связанные с увольнением истца по указанному основанию были работодателем соблюдены, то оснований для признания спорного приказа незаконным отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что увольнение истца на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации произведено ответчиком в соответствии с требованиями закона, отсутствуют основания для удовлетворения производных от основного требования требований истца о восстановлении на работе в должности директора Государственного автономного учреждения культуры Республики Хакасия «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген», взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда в сумме 100 000 руб.

В порядке ст. 103 ГПК РФ судебные расходы возмещению за счет истца не подлежат, также как и расходы истца не подлежав возмещению за счет ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Министерству культуры Республики Хакасия о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.

СУДЬЯ Т.А. БАЛАШОВА

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.