Дело №2-8158/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2015 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Гараевой Р.С.,
при секретаре Ивановой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани к Сабирзянову Р.Х. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и обязать снести объект капитального строительства,
У С Т А Н О В И Л:
ИКМО г. Казани обратилось в суд с иском к ответчику о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и обязать снести объект капитального строительства по адресу: <адрес изъят> за свой счет в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу, отменить зарегистрированное право собственности на объект капитального строительства. В обоснование иска указав, что МКУ «Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани» в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности на территории г. Казани установлено, что Сабирзяновым Р.Х. на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, осуществлено строительство объекта капитального строительства – четырехэтажного строения – без полученных в установленном ГрК РФ порядке разрешения на строительство объекта капитального строительства и на ввод в эксплуатацию. Управлением с выездом на место составлен акт осмотра <номер изъят> от <дата изъята>, в котором зафиксирован факт эксплуатации объекта, а также проведена фотофиксация. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата изъята> серия 16-АБ <номер изъят> правообладателем жилого 2-х этажного дома общей площадью 1059,5 кв.м, инв. <номер изъят>, лит.А является Сабирзянов Р.Х. На основании выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата изъята><номер изъят> земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 1775 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>, разрешенное использование данного земельного участка – под индивидуальный жилой дом. По информации МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Казани» земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> в соответствии с картой зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки (часть 2 Градостроительного устава г. Казани) располагается в зоне индивидуальной жилой застройки – Ж2 – зона индивидуальной жилой застройки. В ходе выезда сотрудников Управления произведена фотофиксация эксплуатации различных этажей не по целевому назначению земельного участка и объекта капитального строительства. Исполнительным комитетом МО г. Казани и Управлением, являющимся, в силу положения о МКУ «Управление градостроительных разрешений города Казани», утвержденного решением Казанской городской Думы от <дата изъята><номер изъят>, уполномоченным органом по обеспечению выдачи градостроительных разрешений на территории г. Казани, разрешение на строительство четырехэтажного объекта капитального строительства не выдавалось, соответствующее заявление о выдаче такого разрешения не поступало. Фотофиксация наглядно показывает, что объект имеет 4 этажа и фактическое использование является различным, но не целевым, потому что на различных этажах ведется эксплуатация как под офисные помещения так и ремонт автомашин, но по прямому назначению спорный объект не используется. Контроль со стороны государственной строительной инспекции не осуществлялся, обязательная экспертиза проектной документации не проводилась, градостроительный план земельного участка отсутствует, отсутствует проектная документация, разрешение на строительство не выдавалось, не выполнены минимально необходимые требования безопасности объекта, объект эксплуатируется без разрешения на ввод, не по целевому назначению, соответственно угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц сохраняется.
Представитель истца ИКМО г. Казани и третьего лица МКУ «Управление градостроительных разрешений г. Казани» – Хасанбеков Р.Х., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Казани», Управление Росреестра по РТ в судебное заседание не явились, имеется заявление.
Представитель третьего лица Публичное акционерное общество Банк «ВТБ24» не явились, извещены.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ 1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Судом установлено, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности на территории г. Казани установлено, что Сабирзяновым Р.Х. на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, осуществлено строительство объекта капитального строительства – четырехэтажного строения – без полученных в установленном ГрК РФ порядке разрешения на строительство объекта капитального строительства и на ввод в эксплуатацию.
Управлением с выездом на место составлен акт осмотра <номер изъят> от <дата изъята>, в котором зафиксирован факт эксплуатации объекта, а также проведена фотофиксация. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата изъята> серия 16-АБ <номер изъят> правообладателем жилого 2-х этажного дома общей площадью 1059,5 кв.м, инв. <номер изъят>, лит.А является Сабирзянов Р.Х.
В соответствии с 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В силу ч.2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкции объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно ч.4 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно ч.7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела на основании выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата изъята><номер изъят> земельный участок с кадастровым номером 16:50:140114:8, общей площадью 1775 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>, разрешенное использование данного земельного участка – под индивидуальный жилой дом, принадлежит ответчику.
Согласно п.1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Представитель истца суду пояснил, что на строительство четырехэтажного объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 16:50:140114:8 по адресу: <адрес изъят>, разрешение на строительство не выдавалось, соответствующее заявление о выдаче такого разрешения не поступало.
Статья 16 ЖК РФ и ч. 2 ст. 49 ГрК РФ дают понятие видов жилых помещений, а также определение жилого дома «Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании».
По информации МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Казани» земельный участок с кадастровым номером 16:50:140114:8 в соответствии с картой зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки (часть 2 Градостроительного устава г. Казани) располагается в зоне индивидуальной жилой застройки – Ж2 – зона индивидуальной жилой застройки.
Согласно ст. 59 и 60 Градостроительного Устава г. Казани, утвержденного Казанской городской Думы от 24.10.2012 №17-17 определены зоны и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и соответственно в зоне Ж2 являются:
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
- индивидуальные жилые дома (объекты индивидуального жилищного строительства);
- индивидуальные блоки в блокированных жилых домах (индивидуальные дома блокированной жилой застройки) не более 4 блоков;
- благоустройство земельных участков общего пользования к блокированным жилым домам, нескольким индивидуальным жилым домам;
- объекты дошкольного образования;
- общеобразовательные объекты;
- пункты оказания универсальных услуг связи;
- участковые пункты полиции;
- объекты здравоохранения: поликлиники (районные, специализированные);- объекты благоустройства, за исключением площадок для хранения удобрений, компостных площадок, ям или ящиков, площадок для переносных емкостей бытового мусора (контейнеры, пакеты, закрытая тара, пр.) и расположенных на отдельном земельном участке площадок для выгула собак, для мусорных контейнеров габаритного мусора;
- торговые объекты: магазины розничной торговли (универсальные, специализированные) общей площадью не более 400 кв. м;
- нестационарные торговые объекты, размещаемые в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов.
Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
- помещения индивидуального жилого дома, используемые для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности лицом, проживающим в данном жилом доме, в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, за исключением видов разрешенного использования, требующих организации санитарно-защитной зоны;
- сад, огород, палисадник при индивидуальных и блокированных жилых домах;
- хозяйственные строения, сооружения;
- теплицы, оранжереи при индивидуальных и блокированных жилых домах;
- индивидуальные бани, сауны;
- гаражи при индивидуальных жилых домах;
- индивидуальные источники водоснабжения локального пользования (скважины для забора воды, колодцы, резервуары для хранения воды, противопожарные водоемы);
- индивидуальные бассейны;
- аптечные учреждения к торговым объектам и объектам здравоохранения;
- места парковки легковых автомобилей;
- объекты благоустройства: площадки для хранения удобрений, компостные площадки, ямы или ящики, площадки для переносных емкостей бытового мусора (контейнеры, пакеты, закрытая тара, пр.);
- ограждения с соблюдением требований статьи 29.2 настоящих правил;
- туалеты надворные;
- объекты наружной рекламы и информации на объектах капитального строительства нежилого назначения;
- озелененные территории.
Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства:
- торговые объекты: магазины розничной торговли (универсальные, специализированные) общей площадью более 400 кв. м;
- аптечные учреждения;
- объекты пожарной охраны;
- подразделения полиции;
- культовые объекты;
- объекты здравоохранения: хосписы;
- объекты спорта: физкультурно-оздоровительного назначения (крытые, открытые);
- объекты культуры и искусства: учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально-культурные и другие специализированные и многофункциональные комплексы и объединения);
- объекты скорой медицинской помощи или переливания крови;
- объекты ветеринарного сервиса;
- бани, сауны общественные;
- объекты бытового обслуживания в отдельно стоящем здании;
- объекты общественного питания;
- объекты благоустройства;
- туалеты общественные;
- открытые автостоянки на отдельных земельных участках.
В ходе выезда сотрудников Управления произведена фотофиксация эксплуатации различных этажей не по целевому назначению земельного участка и объекта капитального строительства. Исполнительным комитетом МО г. Казани и Управлением, являющимся, в силу положения о МКУ «Управление градостроительных разрешений города Казани», утвержденного решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 №26-3, уполномоченным органом по обеспечению выдачи градостроительных разрешений на территории г. Казани, разрешение на строительство четырехэтажного объекта капитального строительства не выдавалось, соответствующее заявление о выдаче такого разрешения не поступало
После завершения строительства в порядке ст. 55 ГрК РФ на основании заявления и определенного законодателем перечня документов необходимо было получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч.2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Своды правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные» и СП 55.13330.2011 (СНиП 31-02-2001) «Дома жилые одноквартирные», которыми наряду с понятием «Этажность» вводится понятие «количество этажей».
При определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, цокольный этаж. Термин «количество этажей» закреплен в ст. 49 ГрК РФ в качестве критерия при определении необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации и не может подменяться термином этажность». Для индивидуального жилья установлено количество этажей не более 3-<адрес изъят> определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный.
Важное значение для дела имеет установление строительных характеристик спорного объекта, а именно «количества этажей», поскольку в зависимости от данной характеристики устанавливаются: статус спорного объекта (индивидуальный жилой дом или многоквартирный и т.д.), формы оценки степени безопасности спорного объекта, градостроительные регламенты при его строительстве и пр.
Фотофиксация наглядно показывает, что объект имеет 4 этажа и фактическое использование является различным, но не целевым, потому что на различных этажах ведется эксплуатация как под офисные помещения так и ремонт автомашин, но по прямому назначению спорный объект не используется.
Согласно Федерального закона 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», задачами которого являются защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе:
механической безопасности;
пожарной безопасности;
безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
энергетической эффективности зданий и сооружений;
безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Статья 39 указанного закона устанавливает Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса).
Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме:
заявления о соответствии проектной документации требованиям настоящего Федерального закона;
государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
строительного контроля;
государственного строительного надзора;
заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации;
заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона;
ввода объекта в эксплуатацию.
Контроль со стороны государственной строительной инспекции не осуществлялся, обязательная экспертиза проектной документации не проводилась, градостроительный план земельного участка отсутствует, отсутствует проектная документация, разрешение на строительство не выдавалось, не выполнены минимально необходимые требования безопасности объекта, объект эксплуатируется без разрешения на ввод, не по целевому назначению, соответственно угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц сохраняется.
Пункт 11 постановления Правительства РФ от 13.02.2006 №83, которым утверждены правила подачи ресурсов на объект капитального строительства содержит требование того, что до начала подачи ресурсов (оказания соответствующих услуг) заказчик должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, что в отношении спорного объекта исключено, поэтому отсутствуют гарантии устойчивой работы инженерных систем, а следовательно, гарантии регулярного обеспечения объекта энергоносителями, водоснабжение и водоотведением.
Как следует из отзыва Управления архитектуры и градостроительства г. Казани один из документов, необходимый для получения разрешения на строительство является градостроительный план земельного участка.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению, так как ответчиками не соблюдены нормы специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ в доход муниципального бюджета г. Казани подлежит взысканию с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден при подаче данного иска.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать объект капитального строительства четырехэтажный, без определенного назначения с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 1059,5 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> общей площадью 1775 кв.м, по адресу: <адрес изъят>, самовольной постройкой.
Обязать Сабирзянова Р.Х. снести объект капитального строительства четырехэтажный, без определенного назначения с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 1059,5 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> общей площадью 1775 кв.м, по адресу: <адрес изъят> за свой счет в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отменить зарегистрированное право собственности на объект капитального строительства с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 1059,5 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 1775 кв.м, по адресу: <адрес изъят>.
Взыскать с Сабирзянова Р.Х. в доход муниципального бюджета г. Казани государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Решение может быть также обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ через Советский районный суд г. Казани в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Р.С. Гараева