Ленинский районный суд города Ульяновска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд города Ульяновска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-8159/11 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2011 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Матвеевой Л.Н.,
при секретаре Суслиной А.Х.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тупикина Ю.Е. к Избирательной комиссии Ульяновской области, Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района МО «Город Ульяновск» о восстановлении на работе,
установил:
Тупикин Ю.Е. обратился в суд с иском о восстановлении на работе.
В обоснование иска указал, что в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 24.05.2011 за № «Об освобождении Ю. Е. Тупикина от должности председателя территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» до истечении срока полномочий» и распоряжением Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» от 06.06.2011 за №-лс «Об освобождении от занимаемой должности Тупикина Ю. Е.» он освобожден от занимаемой должности председателя территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск».
Указанные акты являются незаконными и необоснованными в связи со следующим:
В указанных правовых актах не указано, по каким причинам и в связи с какими фактами он освобожден от занимаемой должности.
Перечислены лишь многочисленные правовые нормы, на основании которых произведено увольнение.
Кроме того, увольнение (прекращение трудового договора) по инициативе работодателя регулируется Трудовым кодексом РФ и возможно лишь при наличии оснований, предусмотренных ст. 81 ТК РФ.
Вместе с тем, как в постановлении №, так и в распоряжении № -лс какая-либо ссылка на Трудовой кодекс РФ отсутствует.
По указанным причинам увольнение является незаконным. Копии актов об увольнении получены истцом 01.09.2011 года. Обращение в суд возможно в месячный срок. Он обратился в Засвияжский районный суд города Ульяновска, судья вынесла определение о возвращении его искового заявления.
Просит восстановить его на работе в качестве председателя территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск».
В судебном заседании истец на иске и его доводах настаивал. Пояснил, что не согласен с увольнением по следующим причинам. 24 мая 2011 года в период временной нетрудоспособности его пригласили в Избирательную комиссию Ульяновской области к Ю.И. Андриенко и попросили дать пояснения по поводу того, что он в нарушение действующего законодательства является генеральным директором и учредителем ООО «ФИО15 Он пояснил, что уже не является ни генеральным директором, ни учредителем данного предприятия. Ему сообщили, что в 16 часов будет заседание комиссии. Он предупреждал Ю.И. Андриенко, что находится в отпуске по временной нетрудоспособности. Однако, несмотря на указанные обстоятельства было принято постановление об его освобождении от должности председателя ТИК № 1 Заволжского района МО «город Ульяновск» до истечения срока полномочий.
Истец пояснил, что еще до назначения его на указанную должность он вышел из учредителей ООО и снял с себя полномочия генерального директора общества. Его вины в том, что новый учредитель и генеральный директор не зарегистрировал своевременно указанные изменения в ИФНС, не имеется.
Несмотря на указанные обстоятельства в период временной нетрудоспособности 06 июня 201 года он был уволен, что противоречит действующему законодательству.
Представитель ответчиков Избирательной комиссии Ульяновской области, Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района МО «Город Ульяновск» в судебном заседании иск не признал, пояснил, что 11 декабря 2010 года Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области № Тупикин Ю.Е. был назначен председателем территориальной избирательной комиссии №1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск».
24 мая 2011 года в связи с выявлением факта, свидетельствующего о несоблюдении им предусмотренных законодательством ограничений, Избирательной комиссией Ульяновской области было вынесено Постановление № «Об освобождении Ю.Е. Тупикина от должности председателя территориальной избирательной комиссии №1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» до истечения срока полномочий».
01 июня 2011 года указанное постановление было вручено Тупикину заместителем председателя Избирательной комиссии Ульяновской области Г.М. Селезневым и работниками аппарата Избирательной комиссии Ульяновской области.
06 июня 2011 года Территориальная избирательная комиссия №1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» своим постановлением №2-лс освободила от замещаемой должности Тупикина Ю.Е.
25 августа 2011 года Тупикин Ю.Е. обратился в Территориальную избирательную комиссию по поводу оплаты больничных листов, на что ему был направлен ответ от 30.08.2011 № о возвращении части представленных им листков нетрудоспособности для исправления по месту выдачи, а также возвращении тех листков нетрудоспособности, которые были открыты по истечении 30 дней после увольнения и не могут быть приняты к оплате.
Таким образом, считают заявление Тупикина Ю.Е. о восстановлении на работе необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку, решение о досрочном освобождении Тупикина Ю.Е. от занимаемой должности является законным, обоснованным, принято полномочным органом с соблюдением процедуры, регламентированной законом.
Пункт 13 статьи 28 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает возможность досрочного освобождения от должности председателя территориальной избирательной комиссии, относя решение указанного вопроса исключительно к компетенции заседания избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. При этом указанный федеральный закон не предусматривает перечень оснований для освобождения от должности председателя соответствующей комиссии, предоставляя право избирательной комиссии самостоятельно, на основе принципа коллегиальности решать вопрос об освобождении от данной должности.
Кроме того, согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.02.2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» работниками в случае расторжения с ними трудового договора должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы.
Выслушав стороны, пояснения свидетелей, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено что 22 ноября 2011 года в Комиссию поступило заявление Ю.Е. Тупикина о согласии на назначение его членом территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» с правом решающего голоса, в котором сообщалось, что он ознакомлен с положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Ульяновской области от 02 августа 2006 года № 115-ЗО «О территориальных избирательных комиссиях Ульяновской области».
Постановлением Комиссии от 11 декабря 2010 года № «О назначении составов и председателей территориальных избирательных комис Тупикин назначен в состав территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» в качестве члена с правом решающего голоса и ее председателем.
Распоряжением председателя территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района МО «Город Ульяновск» от 28 декабря 2010 года Тупикин Ю.Е. приступил к исполнению обязанностей по государственной должности Ульяновской области председателя территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск».
В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» председатели территориальных избирательных комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими избирательными комиссиями.
В соответствии с пунктом 15 статьи 29 вышеназванного Федерального закона член избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, замещает в соответствии с законом субъекта Российской Федерации государственную должность субъекта Российской Федерации. Указанное лицо не может замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области №-ЗО избирательная комиссия действует на постоянной основе. Избирательная комиссия является государственным органом Ульяновской области. Избирательная комиссия является юридическим лицом, имеет круглую гербовую печать, печать, штамп, бланки со своими наименованием и реквизитами.
В соответствии с частью 1 статьи 6, частями 1 и 3 статьи 7 Закона Ульяновской области от 02 августа 2006 года № 115-ЗО «О территориальных избирательных комиссиях Ульяновской области»: статус и полномочия членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса регламентируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; председатель территориальной избирательной комиссии назначается на должность из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности Избирательной комиссией Ульяновской области; председатель территориальной избирательной комиссии Ульяновской области, работающий в ней на постоянной (штатной) основе, является лицом, замещающим государственную должность Ульяновской области; лицо, замещающее государственную должность, обязано соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральными законами; основания и порядок освобождения (в том числе досрочного) от замещаемой государственной должности устанавливаются федеральными законами, Уставом Ульяновской области, законами и иными нормативными правовыми актами Ульяновской области.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями ( п.7).
Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса ( п.13).
В соответствии со ст. 6 Закона Ульяновской области от 02.08.2006 N 115-ЗО (ред. от 08.08.2011) "О территориальных Избирательных комиссиях Ульяновской области" (принят ЗС Ульяновской области 20.07.2006 статус и полномочия членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса регламентируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 Закона Ульяновской области № 115-ЗО председатель избирательной комиссии назначается на должность из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности Избирательной комиссией Ульяновской области.
Председатель избирательной комиссии является должностным лицом избирательной комиссии, замещает государственную должность Ульяновской области, и работает в избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе.
Заместитель председателя избирательной комиссии в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом осуществляет следующие полномочия: 1) замещает председателя избирательной комиссии в его отсутствие.
Работник аппарата избирательной комиссии является государственным гражданским служащим Ульяновской области. Должность работника аппарата избирательной комиссии включается в Реестр должностей государственной гражданской службы Ульяновской области.
20 мая 2011 года в Избирательную комиссию Ульяновской области поступил запрос Прокуратуры Заволжского района г.Ульяновска.
В запросе содержалась ссылка на положения пункта 15 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым член избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, не может заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Также указанным документом сообщалось о необходимости предоставления информации относительно правового статуса территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» и ее председателя в связи с проводимой проверкой.
Приложением к запросу являлась заверенная уполномоченным на то лицом выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.04.2011 № 014507, из которой следовало, что с 18.02.2008 Ю.Е. Тупикин является руководителем постоянно действующего исполнительного органа ООО ФИО18» (директором).
В связи с нарушением Ю.Е. Тупикиным положений пункта 15 ст. 29 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и пункта 1 ст.9 Закона Ульяновской области от 30 января 2006 года №-ЗО постановлением избирательной комиссии Ульяновской области № от 24 мая 2011 года Тупикин Ю.Е. освобожден от должности председателя территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» до истечения срока полномочий.
Распоряжением Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволсжкого района муниципального образования «Город Ульяновск» от 06 июня 2011 года № 2-лс Тупикин Ю.Е. освобожден от замещаемой должности до истечения срока полномочий.
Доводы истца о том, что он вышел из состава учредителей ООО «ФИО19» ДД.ММ.ГГГГ, был освобожден от должности директора ООО «ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ, заявлен без достаточных оснований.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
В соответствии со ст. 94 ГК РФ участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.
При выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества ему должна быть выплачена действительная стоимость его доли в уставном капитале общества или выдано в натуре имущество, соответствующее такой стоимости, в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.
В соответствии с п.7.1. ст. 23 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» документы для государственной регистрации соответствующих изменений должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня перехода доли или части доли к обществу. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Суду представлены протоколы общего собрания участников ООО «ФИО21» от 23 декабря 2010 года и от 24 декабря 2010 года, подтверждающие пояснения истца.
Однако указанные изменения были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 01 июня 2011 года.
Свидетель Тасимов С.Ф. в судебном заседании пояснил, что в мае 2011 года его попросил Тупикин С.Е. оформить протоколы общих собраний участников ООО «Автоцентр Люкс» о выходе его брата Тупикина Ю.Е. из состава учредителей и снятия с него полномочий директора общества. Он подписал данные протоколы. Даты в указанных протоколах не было.
Свидетель Сальников Д.А. в судебном заседании пояснил, что он подписывал протоколы общих собраний участников ООО «Автоцентр Люкс» в декабре 2010 года, в мае 2011 года никаких протоколов он не подписывал.
Свидетель Тупикин С.Е. пояснил, что он не обращался к Тасимову С.Ф. с просьбой подписать протоколы общих собраний участников ООО «Автоцентр Люкс».
Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством изменения в составе учредителей приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, суд полагает, что ответчик обоснованно принял решение об освобождении истца от должности председателя территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района МО «Город Ульяновск» в связи с несоблюдением предусмотренных законодательством ограничений.
Доводы истца о том, что он не мог быть уволен в период его нахождения в отпуске по временной нетрудоспособности, заявлен без достаточных оснований.
В соответствии со ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются: 11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: заключение трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
В соответствии со ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
В соответствии со ст. 77 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя - это статьи 71 и 81 настоящего Кодекса.
Однако истец уволен в связи с заключением трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности – ст. 84 ТК РФ.
Это основание не относится к увольнению по инициативе администрации, в связи с чем, ограничения увольнения работника в период его временной нетрудоспособности, предусмотренные ст. 81 ТК РФ, не распространяются на данное основание увольнения.
Перевести Тупикина Ю.Е. на другую должность в Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района МО «Город Ульяновск» не имелось возможности.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2 при установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.
Действительно, с 24 мая 2011 года по 03 июня 2011 года Тупикин Ю.Е. находился в отпуске по временной нетрудоспособности.
24 мая 2011 года, по пояснениям свидетеля Хусаиновой А.И., истец утром был на рабочем месте – в помещении Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района МО «Город Ульяновск».
После этого по вызову истец отправился в Избирательную комиссию Ульяновской области, что на оспаривается сторонами, подтверждается пояснениями свидетелей Селезнева Г.М. и Конахиной О.А.
На день увольнения Тупикина Ю.Е. – на 06 июня 2011 года – он вновь ушел в отпуск по временной нетрудоспособности – по уходу за сыном.
Однако, доказательств тому, что Тупикин Ю.Е. 06 июня 2011 года сообщил работодателю о том, что вновь с 06 июня 2011 года уходит в отпуск по временной нетрудоспособности, истец суду не предоставил.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеется злоупотребление правом со стороны истца. Также при вынесении решения суд учитывает, что истец не обращался к суду с просьбой изменить дату увольнения.
Доводы истца о том, что в распоряжении о его увольнении отсутствует ссылка на Трудовой кодекс РФ, не может являться основанием для удовлетворения иска о восстановлении на работе, поскольку в судебном заседании установлено, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора – п.11 ч.1 ст. 77 ТК РФ.
Суд рассматривает гражданское дело в пределах заявленного иска в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ.
В связи с вышеизложенным, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 –198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Тупикина Ю.Е. к Избирательной комиссии Ульяновской области, Территориальной избирательной комиссии № 1 Заволжского района МО «Город Ульяновск» о восстановлении на работе отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.Н. Матвеева