РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 23 ноября 2017 года
Новоалександровский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Маликова Е.С.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к ГУ-УПФ РФ по <адрес> (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в Новоалександровский районный суд с иском к ГУ-УПФ РФ по <адрес> (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Требования мотивированы тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, в селе Родыки, <адрес>. После окончания средней школы и обучения в Ставропольском имени Дружбы народов государственном педагогическом институте период с 1985 года по 1990 год по специальности учитель математики, она на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ директора Родыковской средней школы № она начала свою педагогическую трудовую деятельность, о чем, датой ДД.ММ.ГГГГ была выписана трудовая книжка на ее имя. ДД.ММ.ГГГГ я обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости. Однако, реализовать ее свое Конституционное право на пенсионное обеспечение не представилось возможным, так как Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>, после исследования предоставленных мною документов, отказало ей в назначении льготной пенсии, о чем ей выдан протокол решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Пенсионным фондом в льготный стаж не включены следующие периоды из ее трудовой деятельности в Родыковской средней школе №:
1. — период ее нахождения на курсах повышения квалификации с 21\01-2008 г. по 08\02-2008 г. и с 12\02-2013г. по 17\05-2013 г.
2. — период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 28\03- 1995 г. по 31\08-1995 г. и с 21\02-2005 г. по 31\08-2006 г.
3. — период ее работы в должности старшей пионервожатой с 15\08- 1990 г. по 31\08-1992 г.
В том числе, пенсионным фондом не включен:
4. — период ее трудовой деятельности в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с 01\09-2000 г. по 16\02-2002 г.
ПФ РФ в решении указывает, что:
При применении п. 19, ч. 1, ст. 30 Закона № 400-ФЗ с учетом списка № и Правил №, по состоянию на 4\09-2017 год ее льготный стаж составил - 21 год 6 месяцев 11 дней.
А в соответствии: с Постановлением № и применении Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных Постановлением ФИО5 от 17\12-1959 №
- для учета и исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1\01- 1992 года,
Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлениям ФИО5 от 6\09-1991 года №, пункта 2, - для учета и исчисления соответствующей деятельности, имевшей место в периоде 1\01-1992 г. по 31\10-1999 г,
Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22\09-1999 г. №, - для учета и исчисления соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1\11-1999 г. по ЗШ2-2001 год, Положения №, позволяющего включать в стаж педагогической деятельности периоды: обучения на курсах повышения квалификации по специальности, обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, работы в должности старшей пионервожатой при условии не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, и, в случае зачисления в мой льготный стаж периода моей работы в должности старшей пионервожатой с 15\08-1990 г. по 31\08-1992 г, в этом случае, при применении п. 19, ч. 1, ст. 30 Закона № 400-ФЗ, мой стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составляет 23 года 6 месяцев 28 дней.
Не включение пенсионным фондом периодов, обозначенных в настоящем заявлении пунктами 1; 2 в ее льготный стаж, в соответствии с действующим Российским законодательством, является законным.
Однако, не включение периода (не включение этого периода обозначено в «решении», обозначенного п. 3, ее трудовой деятельности в должности старшей пионервожатой с 15\08-1990 г. по 31\08-1992 г, является незаконным, так как действующее законодательство допускает его включение в льготный стаж, о чем указывает ПФ РФ в своем «решении» с обозначением исчисления льготного стажа, составившего - 23 года 6 месяцев 28 дней.
Не включение периода, обозначенного п.4, ее трудовой деятельности в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с 01\09-2000 г. по 16\02-2002 г, является также незаконным.
В протоколе решения № пенсионный фонд в обоснование отказа во включении этого периода в качестве доводов указывает следующее: «....основным условием досрочного пенсионного обеспечения заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы является выполнение работы за должностной оклад в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, При этом, выполнение в указанный период преподавательской работы (педагогической или учебной нагрузки) значения не имеет.
Суммирование работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, выполняемой на условиях неполного рабочего дня (на 0,5 ставки должностного клада), с педагогической или учебной нагрузкой 20 часов в неделю по должности учителя, фактически отождествляет работу в должности заместителя директора по учебно- воспитательной работе, которая непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом (организация деятельности образовательного учреждения, координация работы преподавателей, воспитателей и других работников, разработка учебнометодической документации и прочее) - с работой в должности учителя, трудовой функцией которой является преподавательская работа (обучение и воспитание обучающихся), что не корреспондируется с положениями Правил №.»
И, далее из протокола:
«Учитывая изложенное, не имеется оснований для суммирования работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, выполняемой на условиях неполного рабочего дня (на 0,5 должностного оклада) и педагогической работы (с нагрузкой 20 часов в неделю) в должности учителя.».
ПФ РФ отказывает ей во включении указанного периода в льготный стаж, указывая, что Суммирование работы в должности заместителя директора по учебно- воспитательной работе, выполняемой на условиях неполного рабочего дня (на 0,5 ставки должностного клада), с педагогической или учебной нагрузкой 20 часов в неделю по должности учителя, фактически отождествляет работу в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
И далее, в проколе указывается, что данные виды работ «не корреспондируются» с положениями Правил №.
При этом, ПФ РФ в протоколе излагает специфику каждой из выполнявшихся ею работ:
- специфика директора по учебно-воспитательной работе это - организация деятельности образовательного учреждения, координация работы преподавателей, воспитателей и других работников, разработка учебно-методической документации и прочее.
- специфика учителя, это - преподавательская работа (обучение и воспитание обучающихся).
Т.е. является очевидным, что совместить эти виды работ она не могла - во время преподавания предметов ученикам, она имела возможности, одновременно, осуществлять организовывать деятельность образовательного учреждения, координировать работу преподавателей, воспитателей и других работников, заниматься разработкой учебно-методической документации и прочим и наоборот, во время исполнения обязанностей директора по учебно-воспитательной работе - она не преподавала.
Следует также обратить внимание на следующее:
- Пенсионным фондом не оспаривается факт ее работы, на 05 ставки, в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, так и не оспаривается факт наличия 20 часовой преподавательской нагрузки в неделю.
- Пенсионным фондом не оспаривается и подтверждается, что Российское Пенсионное законодательство оба вида работ, указанных выше, как работу в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, так работу в должности учителя, относит к льготному стажу, дающим право на досрочное назначение пенсии.
- Пенсионным фондом не оспаривается, что период ее работы с 01\09-2000 г. по 16\02-2002 г. весь является льготным.
При этом, следует иметь ввиду, что 20-ти часовая нагрузка преподавательской работы, что имело место быть у нее, - является большой нагрузкой для учителя, т.к. средняя нагрузка учителя, работающего на полную ставку составляет 18 часов в неделю..
Таким образом, из «решения» ПФ РФ следует, что фактической причиной отказа включения в льготный стаж вышеуказанного периода, у ПФ РФ является техническая причина, т.е. несмотря на то, что оба вида работ льготные - они «не отождествляются», «не корреспондируется», и поэтому возникшая ситуация не соотносится с положениями Правил №.
Данная постановка вопроса не может служить причиной нарушения ее Конституционного права на льготное пенсионное обеспечение.
Пенсионное законодательство (списки и т.д.) не может охватить все виды правоотношений, возникающих в сфере реализации Конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, в том числе и льготное.
На эти обстоятельства Конституционный суд в своих постановлениях неоднократно обращал внимание, в частности: Постановление Конституционного суда от 29\01-2004 г. №-П. содержит следующие принципы, которыми должен был руководствоваться ПФ РФ в подобных ситуациях, - это принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают.. .., правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего прав будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Положения Постановления Конституционного Суда РФ от 03\06 -2004 г. также предполагают следующее: «Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны».
Вышеизложенные разъяснения Конституционного суда в Постановлениях, ориентированы на соблюдение конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение с учетом ранее действовавших законов, специфики и условий труда по специальности, независимо от места расположения и названия учреждения.
Истец просит:
1. Признать решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> об отказе в назначении досрочном назначении страховой пенсии по старости, обозначенное в Протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
2.Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда по <адрес> зачесть:
- период работы в Родыковкой средней школе № села Родыки, <адрес> в должности старшей пионервожатой с 15\08-1990 г. по 31\08-1992 г.
- период трудовой деятельности в Родыковкой средней школе № села Родыки, <адрес> с 01\09- 2000 г. по 16\02-2002 г. в должности заместителя директора по учебно- воспитательной работе на 0,5 ставки, с педагогической (учебной) нагрузкой 20 часов в неделю по должности учителя в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
3. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда по <адрес> назначить ей - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую (трудовую) пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО5 и ее представитель адвокат ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержали и настаивали на их удовлетворении, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по <адрес> СК (межрайонное) по доверенности ФИО5 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований истца, представив письменный отзыв на рассматриваемое исковое заявление, согласно которого Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (межрайонное), рассмотрев пакет документов ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ - дата рождения, обратившейся ДД.ММ.ГГГГ за досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), отказало в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Постановление №) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическою деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 (далее - Список № и Правила №).
Кроме того, на основании пункта 3 Постановления № исчисление периодов соответствующей работы осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №).
В Списке № в пункте 1 раздела «Наименование должностей» предусмотрена должность «учитель», « заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом » а в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» в числе общеобразовательных учреждений —школы всех наименований.
В соответствии с пунктом 4 Правил № периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами №.
Правилами № определены различные критерии включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы в должностях, предусмотренных в Списке №: для отдельных категорий работников (например, учителей) - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (пункт 4 Правил №), а для заместителя директора по учебно- воспитательной работе общеобразовательной школы - это осуществление деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, выполнявшейся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством (подпункт «б» пункт 8 Правил №).
Это подтверждается и положениями приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», в соответствии с которым педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности устанавливается продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы), продолжительное 1 ь рабочего времени заместителей руководителей образовательных учреждений, предусмотренных в подпункте «б» пункта 8 Правил №, не конкретизируется часами педагогической или учебной нагрузки, как это предусмотрено, например, в отношении учителей общеобразовательных школ.
Для заместителей руководителей, предусмотренных в подпункте «б» пункта 8 Правил №, устанавливается должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей.
Таким образом, основным условием досрочного пенсионного обеспечения заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы является выполнение работы за должностной оклад в режиме нормальной или сокращенной продолжительности р. времени, предусмотренной трудовым законодательством. При этом выполнение в указанный период преподавательской работы (педагогической или учебной нагрузки) значения не имеет.
Суммирование работы в должности заместителя директора по учебно- воспитательной работе, выполняемой на условиях неполного рабочего дня (на 0,5 ставки должностного оклада), с педагогической или учебной нагрузкой 20 часов в неделю по должности учителя, фактически отождествляют работу в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, которая непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом (организация деятельности образовательного учреждения, координация работы преподавателей, воспитателей и других работников, разработка учебно- методической документации и прочее), с работой в должности учителя трудовой функцией которой является преподавательская работа (обучение, воспитание обучающихся), что не корреспондируется с положениями Правил №.
Учитывая изложенное, не имеется оснований для суммирования работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, выполняемой на условиях неполного рабочего дня (на 0,5 должностного оклада), и педагогической работы (с нагрузкой 20 часов в неделю) в должности учителя.
Период нахождения женщины в начавшемся после ДД.ММ.ГГГГ отпуске по уходу за ребенком в стаж на соответствующих видах работ не засчитывается (с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях).
Согласно пункту 13 Правил № в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитывается работа в должностях, указанных в Списке №, в определенных структурных подразделениях организаций, в том числе в яслях-саду (саду-яслях).
Согласно Правилам № в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, наряду с периодами работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Правилами № и Правилами № не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, в дополнительных отпусках в связи со сдачей крови (донорских дней), периодов простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника), других периодов, не оговоренных указанными Правилами, поэтому такие периоды не могут быть засчитаны в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (статья 14 Закона № 400-ФЗ). Эти сведения учитываются на основании выписки из индивидуального лицевого счета. Даз"а регистрации ФИО5 в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
По представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета в стаж педагогической деятельности с учетом Списка № и Правил № могут быть засчитаны периоды работы заявительницы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № села Родыки;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности учителя математики в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №"9 села Родыки;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заместителя директора по учебно- воспитательной работе в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № села Родыки;
По представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, не подлежат включению:
- период работы в должности заместителя директора по учебно- воспитательной работе на 0.5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку это не предусмотрено Правилами №;
- периоды нахождения заявителя на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку это не предусмотрено Правилами № и Правилами №;
- период нахождения заявительницы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку это не предусмотрено Правилами № и Правилами №;
- периоды работы в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком №.
Правилами № определен исчерпывающий перечень иных периодов, засчитываемых в стаж на соответствующих видах работ, и вышеуказанные периоды отвлечения от основной работы Правилами не предусмотрены.
Право на получение пенсии за выслугу лет (в настоящее время - досрочная страховая пенсия по старости) законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О).
Принимая во внимание вышеизложенное, стаж педагогической деятельности заявительницы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ с учетом Списка № и Правил №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения за пенсией) составляет 21 лет 6 месяцев 11 дней (при требуемом - 25 лет), что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, стаж педагогической деятельности может быть подсчитан по законодательству, действовавшему в период выполнения работы и иной деятельности, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (части 3, 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
В этом случае, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Постановлением № применяются:
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 (далее - Положение №), - для учета и исчисления периодов
соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления, - для учета и исчисления соответевующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067, - для учета и исчисления соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В соответствии с Положением № в стаж педагогической деятельности могут быть засчитаны: время обучения на курсах повышения квалификации по специальности; время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, период работы в должности старшей пионервожатой при условии не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходящийся на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию.
Таким образом, в случае исчисления стажа педагогической деятельности ФИО5 с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения ею работы, с учетом Положения № наряду с вышеперечисленными периодами работы в стаж педагогической деятельности может быть засчитан период работы в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В этом случае стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктов 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения за пенсией) составляет 23 года 6 месяцев 28 дней (при требуемом - 25 лет), что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.
В своей деятельности Управление неукоснительно руководствуется только требованиями Конституции Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ней законодательными актами. Так согласно частям 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и т. п. и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.
В связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности (25 лет) Управлением вынесено решение об отказе в назначении ФИО5 досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Просит отказать в удовлетворении исковых требований ФИО5 в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 30 указанного Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Судом при рассмотрении дела установлено, что дата регистрации ФИО5 в системе обязательного пенсионного страхования – ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ – УПФ РФ по <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказала в назначении досрочной пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа, дающего право на пенсию в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях". Стаж истца, дающий право на пенсию, который определила Комиссия, составил 23 года 6 месяцев 28 дней, при требуемом стаже - 25 лет.
Решением Комиссии в специальный стаж истца не включены периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №», так как указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №», так как за вышеуказанный период документально не подтверждена постоянная занятость ФИО5 (Дрында) Г.Н. в течение полного рабочего дня с учебной нагрузкой на 1 ставку.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, утратившее силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления ФИО5 - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 953, в период работы истца в должности старшей пионервожатой, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа (т.е. не менее 16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно подсчета ответчика специальный стаж истицы по педагогической деятельности составил 23 года 6 месяцев 28 дней.
Следовательно, истец, имея стаж педагогической работы продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3) имеет право на зачет периода работы в качестве старшей пионерской вожатой в школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ФИО5 осуществляя трудовую деятельность на 0,5 ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с приказом № от 01.09.1999г. а также имела учебную нагрузку учителя математики в 1999 - 2000 г.г. – 20 часов; в 2000 - 2001 г.г. – 20 часов; в 2001 - 2002 г.г. – 20 часов.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж, предусмотрены должности заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, и преподавателя и учреждения - образовательные учреждения: школы всех наименований (п. 1.1).
В соответствии с п. 4 Правил периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что в спорный период истец ФИО5, несмотря на осуществление трудовой функции на 0,5 ставки в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, имела полную ставку по учебной нагрузке в качестве учителя математики - более 18 часов в неделю.
Таким образом, решение ГУ-УПФ Российской Федерации по <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО5 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку с учетом суммирования включенных пенсионными органами в подсчет специального стажа истца периодов работы и периодов работы, включенных по решению суда в рамках настоящего гражданского дела, у истца в совокупности образуется необходимый специальный стаж (25 лет), требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом положений ст. 22 данного Закона, предусматривающей, что пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, суд приходит к выводу об обязании ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости с даты соответствующего обращения в пенсионные органы с заявлением, то есть с 04.09.2017г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО5 к ГУ-УПФ РФ по <адрес> (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать решение ГУ-УПФ Российской Федерации по <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО5 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> (межрайонное) включить:
- периоды работы ФИО5 с 15\08-1990 г. по 31\08-1992 г. в должности старшей пионервожатой в в Родыковкой средней школе № села Родыки, <адрес>;
- периоды работы ФИО5 с 01\09- 2000 г. по 16\02-2002 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, с педагогической (учебной) нагрузкой 20 часов в неделю по должности учителя в Родыковкой средней школе № села Родыки, <адрес>.
Обязать государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (межрайонное) назначить ФИО5 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента первоначального обращения за назначением пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда, начиная с 28.11.2017г..
Судья Е.С. Маликова