ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-815/2021 от 07.06.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-815/2021

55RS0007-01-2021-000761-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 июня 2021 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания Устенко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к АО «ОмскРТС» о признании действий незаконными, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с названным выше иском, мотивируя его тем, что является собственником квартиры . Жилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии, который в установленном порядке установлен, прошел поверку. С ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» истец передает ответчику информацию о количестве потребленной тепловой энергии в жилом помещении, производит оплату тепловой энергии исключительно по показаниям прибора учета тепловой энергии. Однако, ответной стороной данные показания не учитываются, выставлена задолженность исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Также указывает, что своевременно и в полном объеме производит оплату тепловой энергии в соответствии с фактически потребленным объемом. Указывает, что в связи с принятием Конституционным Судом РФ постановления расчет и начисление платы за отопление должны производиться исключительно по показаниям прибора учета тепла. С учетом уточненных в письменной форме и принятых судом исковых требований истец просил признать начисление АО «ОмскРТС» платы за отопление в за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по модели, предусмотренной п.42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать АО «ОмскРТС» произвести перерасчет задолженности за отопление в , начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из показаний индивидуального прибора учета тепла, обязать АО «ОмскРТС» производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

В судебном заседании истец ФИО1 не участвовал, его представитель П.И,В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, указала, что с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ истец имеет право на расчет платы за теплоснабжение исходя из показаний прибора учета тепловой энергии.

В судебном заседании представитель АО «Омск РТС» П.О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала, что при начислении платы за отопление по жилому помещению, принадлежащему истцу, ответчик нарушений действующего законодательства не допускает, руководствуется при выставлении платы Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Третье лицо ООО "УК"ДоброДом" в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежаще.

Исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность исковых требований в пределах заявленных требований, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является собственником (т.1 л.д.13).

АО «Омск РТС» осуществляет поставку коммунального ресурса и обеспечивает теплоснабжение в указанном жилом дом.

Из представленной АО «Омск РТС» информации следует, что многоквартирный (квартиры с 1 по 115) оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и частично оборудован индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Квартира 18 в оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии, который допущен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Факт передачи показаний о потребленной тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ по прибору учета, установленному в жилом помещении, принадлежащем истцу, следует из ответа АО «Омск РТС» на судебный запрос (т.1 л.д.153-154). Указанное подтверждает процессуальную позицию исковой стороны о ежемесячной передаче показаний на основании индивидуального прибора учета тепла.

Из представленных исковой стороной платежных документов с очевидностью следует, что истцом оплата за отопление производится ДД.ММ.ГГГГ исключительно по показаниям прибора учета тепловой энергии (т.1 л.д.16-116, 162-227). Однако, АО «Омск РТС» данная оплата расценивается в качестве недостаточной, выставляется задолженность, размер которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (по информации ответчика) составляет

В обоснование своих возражений на иск АО «Омск РТС» указывает, что в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета (далее – ОДПУ), а также индивидуальным прибором учета (далее – ИПУ), расчет размера платы за тепловую энергию до ДД.ММ.ГГГГ производился в соответствии с п.23 гл.III Приложения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее-Правилам 307). При этом, исполнитель 1 раз в год производит корректировку размера платы за отопление помещений, оборудованных ИПУ, в соответствии с п.п.3 п.3 Приложения 2 к Правилам 307, корректировка начислений по показаниям ИПУ отопления производится с учетом показаний ОДПУ, пропорционально площади жилого помещения, согласно формуле 10 Правил . Правилами 307 не предусмотрены начисления за отопление по фактическому потреблению ИПУ, установленного в жилом помещении. Также из процессуальной позиции ответной стороны следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Как полагает ответчик, в соответствии с действующим законодательством распределение начисленной стоимости тепловой энергии производится равными частями на весь календарный год (12 месяцев) и тепловой энергии производится равными частями на весь календарный год (12 месяцев) и оплачивается абонентом равными долями в течение года, исходя из 1/12 части начисления.

Также из позиции ответной стороны следует, что с ДД.ММ.ГГГГ на территории расчет размера платы за отопление производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее- Правила ), в частности пункт 42,1 Правил 354: в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. С ДД.ММ.ГГГГ расчет корректировки размера платы за отопление произведен без учета показаний ИПУ отопления, установленных в квартирах жилого , так как согласно Постановлению правительства расчет годовой корректировки по отоплению с учетом показаний ИПУ производится только в том случае, если все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме на 100% оборудованы ИПУ тепловой энергии.

По информации ответной стороны, в жилом квартира из 232-х квартир оборудованы индивидуальными приборами учета на отопление.

В течение ДД.ММ.ГГГГ года начисление размера платы за отопление осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниями ОДПУ за ДД.ММ.ГГГГ год, который составил 94,2931 Гкал. По итогам календарного года 2016 перерасчет размера платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен в соответствии с формулами 3,3(1) и 3(2) приложения 2 к Правилам 354 с учетом фактического объема потребления по показаниям ОДПУ и без показаний ИПУ.

Также из позиции ответной стороны следует, что в течение ДД.ММ.ГГГГ года начисление размера платы за отопление осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ОДПУ за ДД.ММ.ГГГГ год, который составил 87,7876 Гкал. По итогам ДД.ММ.ГГГГ года произведен перерасчет размера платы за отопление (корректировка).

За 2018 год начисление размера платы за отопление осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ОДПУ за ДД.ММ.ГГГГ год, который составил 87,7876 Гкал. По итогам ДД.ММ.ГГГГ года произведен перерасчет размера платы за отопление (корректировка).

Также из представленной ответчиком информации следует, что с ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за предоставленные услуги отопления производятся в соответствии с Правилами 354 в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Начисление размера платы за отопление в течение 2019 года осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ОДПУ и ИПУ за 2018 год, который для составил 0,7787 Гкал. Годовая корректировка начислений за отопление за ДД.ММ.ГГГГ год проведена в марте 2020 года.

В 2020 году начисление размера платы за отопление осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ОДПУ и ИПУ за 2019 год, который для составил 0,7334 Гкал. Годовая корректировка начислений за отопление за 2020 год проведена в марте 2021 года.

Таким образом, из процессуальной позиции ответной стороны следует, что при ежемесячном начислении платы за отопление по в показания индивидуального прибора учета, установленного в данном жилом помещении, не учитываются.

Обращаясь в суд с названным выше иском, ФИО1 нарушение своих прав обосновал неправомерными действиями ответчика, выразившимися в начислении платы за отопление не по показаниям расположенного в его жилом помещении индивидуального прибора учета тепловой энергии, что привело к образованию задолженности за указанную коммунальную услугу, с наличием и размером которой он не согласен.

Оценивая правомерность исковых требований на основе анализа норм материального права и их обоснованность на основе совокупности собранных по делу доказательств, суд исходит из следующего.

Статья 153 ЖК РФ возлагает на собственников и пользователей помещений обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (в том числе за тепловую энергию).

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, устанавливают их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Из системного толкования приведенных положений следует, что в целях соблюдения экономических интересов как производителя тепловой энергии, так и потребителя, предусмотрено два варианта начисления платы за отопление: по нормативу и по фактическим показаниям приборов учета тепловой энергии.

В ходе судебного разбирательства установлено, что принадлежащее истцу жилое помещение, а также многоквартирный жилой оборудованы индивидуальным и общедомовым приборами учета тепловой энергии, которые в установленном порядке введены в эксплуатацию и прошли поверку.

Как установлено судом, при ежемесячном начислении платы за отопление по показания индивидуального прибора учета, установленного в данном жилом помещении, до 2019 года не учитывались в каком-либо виде, с 2019 года учитываются при определении среднемесячного значения и проведении годовой корректировки.

Между тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина ФИО6" признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.

Этим же постановлением Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации предписано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абз. 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30-П Правительством РФ было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме".

Согласно п. 4 данного Постановления Правительства РФ с ДД.ММ.ГГГГ абз. 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов изложен в следующей редакции: в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

Таким образом, с учетом вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ суд приходит к выводу о том, что начисление и взимание платы за отопление в принадлежащем истцу жилом помещении в ответчик должен производить в соответствии с данными исправных и поверенных приборов учета тепловой энергии в указанном жилом помещении.

Из совокупности собранных по делу доказательств следует, что подобное начисление платы за отопление по жилому помещению, принадлежащему истцу, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производится.

В этой связи суд не может признать соответствующим закону начисление платы за отопление по формуле, предусмотренной п. 42(1) Правил , поскольку такие действия ставят в неравное положение одних собственников помещений в многоквартирном доме в, обеспечивших своевременную установку и поверку индивидуальных приборов учета тепловой энергии, с другими, в жилых помещениях которых индивидуальные приборы учета тепла отсутствуют.

В качестве периода неправомерного начисления платы за отопления истцом определен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с правилом ч.3 ст.196 ГПК РФ суд разрешает спор в пределах заявленных истцом требования.

Распространяя судебное толкование Конституционного Суда РФ на период ранее 2018 года, суд полагает, что учитывает следующее.

Согласно положениям абз. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом истолковании, не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолкованием.

Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолкованием.

В резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30-П указано, что оно окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30-П вступило в силу в день его провозглашения и выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в данном постановлении, являются обязательными для применения.

Между тем, указанное не означает, что правоприменение, основанное на нормах права, которые были признаны неконституционными, являлся законным, и не свидетельствует о невозможности защиты или восстановления нарушенных данным нормативным актом прав в период его действия.

Соответственно, заявленный истцом период для перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого ответной стороной начислялась плата за отопление без учета показаний индивидуального прибора учета, расценивается судом в качестве правомерного и подлежащего перерасчету на основании показаний индивидуального прибора учета тепла.

Основываясь на приведенном выше фактическом и правовом анализе, суд приходит к убеждению о нарушении ответной стороной прав истца по доводам иска и обоснованности исковых требований с возложением на ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений в виде перерасчета платы за отопление за период с начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из показаний индивидуального прибора учета тепла.

Учитывая то обстоятельство, что ответной стороной не усмотрено нарушений в применяемом порядке начисления платы за отопление, принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства и неизменную процессуальную позицию ответной стороны, требование иска о возложении на АО «ОмскРТС» обязанности производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии является также обоснованным.

С учетом процессуально результата разрешения спора с АО «ОмскРТС» в бюджет города Омска подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать начисление АО «ОмскРТС» платы за отопление в за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по модели, предусмотренной п.42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать АО «ОмскРТС» произвести перерасчет задолженности за отопление в , начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из показаний индивидуального прибора учета тепла.

Обязать АО «ОмскРТС» производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

Взыскать с АО «ОмскРТС» в бюджет города Омска государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.С. Голубовская

Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.2021