ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-815/2021 от 17.12.2021 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело (УИД) 69RS0026-01-2021-002110-58

Производство № 2-815/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2021 года г.Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Андреевой Е.В., при секретарях Курденковой Е.С., Масинец О.Б., с участием Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Клименченко В.С., представителя истца – Администрации г. Ржева Тверской области ФИО1, действующего на основании доверенности от 04.05.2021 №20, представителей ответчиков: ООО «ПК «Импульс» - ФИО2, действующей также в интересах третьего лица ООО «ПК Теплоресурс», на основании доверенностей от 01.09.2021 и от 29.11.2021 соответственно, ООО «Теплоресурс» - ФИО3, действующей на основании доверенности от 01.10.2021,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, Администрации города Ржева Тверской области, в защиту неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственный комплекс «Импульс», Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресур» о признании действий по выводу из эксплуатации источника тепловой энергии незаконными, об обязании провести мероприятия по подготовке к отопительному сезону и подавать энергию для отопления помещений, продолжении эксплуатации котельной,

Установил:

В суд обратился Ржевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с иском, уточненным в процессе рассмотрения дела, к ООО «ПК « Импульс», ООО «Теплоресурс» о признании действий ответчиков по выводу с 01.10.2021 года из эксплуатации источника тепловой энергии (котельной) по адресу г.Ржев Краностроителей 32 незаконными, об обязании ответчиков выполнить мероприятия по подготовке к отопительному сезону и до окончания отопительного сезона 2021-2022 подавать тепловую энергию для нужд отопления помещений по централизованным сетям, мотивировав требования отсутствием у ООО «ПК «Импульс» правовых оснований для вывода источника тепловой энергии (котельной) из эксплуатации (в уведомлении о выводе из эксплуатации котельной отсутствовала информация о потребителях тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источника тепловой энергии).

В суд обратилась Администрация города Ржева Тверской области в интересах неопределенного круга лиц с иском, уточненным в процессе рассмотрения дела, к ООО «ПК « Импульс», ООО «Теплоресурс» о признании действий ответчиков по выводу с 01.10.2021 года из эксплуатации источника тепловой энергии (котельной) по адресу г.Ржев Краностроителей 32 незаконными, об обязании ответчиков продолжить эксплуатацию котельной, до окончания отопительного периода 2021-2022 подавать тепловую энергию для нужд отопления помещений по централизованным сетям, мотивировав требования следующим. Обязанность по обеспечению потребителей микрорайонов г.Ржева «Новые Краны» и «Гарнизон» теплоснабжением возложена на ответчиков, которые собираются прекратить подачу тепловой энергии в связи с выводом из эксплуатации котельной, принадлежащей ООО «ПК Импульс». 15.10.2018 ООО «ПК «Импульс» как собственник имущества, уведомило администрацию г.Ржева о намерении вывести источник тепловой энергии (котельную) из эксплуатации в связи с убыточностью и нерентабельностью без согласования с органами местного самоуправления и всеми потребителями. Согласование вывода котельной из эксплуатации с потребителями тепловой энергии не производилось, сведения о потребителях тепловой энергии в адрес администрации города не предоставлялись. 01.03.2019 Администрация заявила о необходимости приостановления вывода из эксплуатации котельной. Прекращение эксплуатации котельной без согласования приведет к срыву отопительного сезона. У ответчиков отсутствуют правовые основания для вывода из эксплуатации котельной. Администрацией города в адрес руководителей ответчиков направлено требование о приостановлении вывода их эксплуатации источника тепловой энергии до 09.06.2024 года.

Определением суда гражданские дела по искам Ржевского межрайонного прокурора и Администрации города Ржева соединены в одно производство.

В судебном заседании Ржевский межрайонный прокурор иск поддержал, просил его удовлетворить, изложил обстоятельства, указанные в его исковом заявлении.

Представитель истца Администрации г.Ржева ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, указанном в иске данного истца, просил его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «ПК «Импульс» ФИО2, представляющая также интересы третьего лица ООО «Производственная компания «Теплоресурс», исковые требования истцов не признала, представила письменные возражения на иск, просила в иске отказать. Суду, в частности, пояснила следующее. ООО «ПК «Импульс» 11.10.2018 года обратилось в Администрацию г.Ржева с Уведомлением о планируемом выводе из эксплуатации котельной в <...> в связи с убыточностью и нерентабельностью с 01.07.2019 года. Данное уведомление было рассмотрено, Администрация потребовала приостановить вывод из эксплуатации котельной в срок до 01.10.2021. Довод ответчиков о нарушении процедуры вывода из эксплуатации котельной (отсутствие информации о потребителях) является не состоятельным. Кроме указанного, данный ответчик не обладает статусом единой теплоснабжающей организации; общество не имеет лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов. Кроме того, отметил, что решением Ржевского городского суда Тверской области по делу № 2а-259/2021 по иску Ржевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц бездействие Администрации г. Ржева по обеспечению теплоснабжения микрорайонов г.Ржева «Новые Краны» и «Гарнизон» признано незаконным, на Администрацию г.Ржева возложена обязанность по обеспечению теплоснабжения в данных районах города.

Представитель ответчика ООО «Теплоресурс» ФИО3 иск прокурора и Администрации города Ржева не признала, просила в иске отказать; поддержала обстоятельства, указанный представителем ответчика ООО «ПК «Импульс», представила письменный отзыв на иск. Суду, в частности, пояснила следующее. ООО «Теплоресурс» являлось арендатором котельной по адресу <...>. В процессе эксплуатации недвижимого имущества, общество, как и предыдущие теплоснабжающие организации, сталкиваются с проблемами, которые до настоящего времени остаются не решенными, в частности, высокие цены на энергоносители, несоответствие тарифов «РЭК» фактическим затратам на производство тепловой энергии, наличие огромных фактических потерь тепловой энергии в тепловых сетях, отсутствие актуализированной схемы теплоснабжения г.Ржева, и другие. Взысканные долги общества могут привести к тому, что оно будет вынуждено обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании общества банкротом. С 01.12.2021 заключен договор субаренды, в соответствии с которым эксплуатацию котельной осуществляет ООО « Производственная компания «Теплоресурс».

Надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела третьи лица ООО «Регионэнергоресурс - Тверь», ОАО «Ржевский краностроительный завод», конкурсный управляющий ОАО «РКЗ», не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении не заявили; представитель конкурсного управляющего ОАО «РКЗ» позицию ответчиков по делу поддержал, просил рассматривать дело в отсутствие конкурсного управляющего.

Заслушав прокурора, представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О теплоснабжении» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 (ред. от 30.01.2021) утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее – Правила №889).

Согласно пункту 16 указанных Правил № 889 собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.

На основании пункта 18 Правил № 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к таким объектам, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.

В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.

Орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей уведомляет посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении о принятом решении собственников или иных законных владельцев смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, находящихся в той же системе теплоснабжения, что и выводимые из эксплуатации источники тепловой энергии и тепловые сети.

В случае принятия органом местного самоуправления решения о приостановлении вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей этот орган разрабатывает мероприятия, предотвращающие возникновение дефицита тепловой энергии и обеспечивающие надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к указанным объектам теплоснабжения, и включает указанные мероприятия в схему теплоснабжения.

Таким образом, Правилами № 889 предусмотрена обязанность органа местного самоуправления рассмотреть поступившее уведомление, согласовать его или приостановить вывод объекта из эксплуатации, а собственники или владельцы объекта обязаны выполнить такое требование.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Здание котельной (источник тепловой энергии, далее - ИТЭ ) по адресу <...> с кадастровым номером является собственностью ООО «Производственный комплекс «Импульс», что подтверждается Выпиской ИЗ ЕГРН от 16.09.2021 .

Согласно Выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 16.06.2021 года учредителем ООО «Производственный комплекс «Импульс» является ОАО «Ржевский краностроительный завод» с размером доли 100%.

В отношении ОАО «Ржевский краностроительный завод» введено конкурсное управление, конкурсный управляющий – ФИО4

11.10.2018 ООО «ПК «Импульс», как владелец источника тепловой энергии (котельной по адресу <...>) направило в адрес Администрации г. Ржева Уведомление о планируемом выводе из эксплуатации котельной в <...> в связи с убыточностью и нерентабельностью с 01.07.2019 года.

Указанные действия владельца ИТЭ соответствуют требованиям ч.4 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В нарушение п. 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей »), предусматривающего обязанность органа местного самоуправления в течение 30 дней рассмотреть такое уведомление, по истечение четырех месяцев - 01.03.2019 - Администрация г.Ржева потребовала от владельца источника тепловой энергии – ООО «ПК «Импульс» - приостановить вывод из эксплуатации котельной по ул. Краностроителей 32 в г. Ржеве до 01.10. 2021 года.

В период с 11.10.2018 по 01.10.2021 котельная (источник тепловой энергии по адресу <...>) с согласия собственника эксплуатировалась в соответствии с целевым назначением, что подтверждается исследованными судом доказательствами.

Так, решением Ржевского городского суда Тверской области от 14 марта 2019 года по иску Администрации города Ржева Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО «Теплосервис», ООО «ПК Импульс» об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать автономным резервным источником электроэнергии котельную, расположенную по адресу <...>, установлены следующие обстоятельства.

01 января 2018 года между ООО «Производственный комплекс «Импульс» (Арендодатель) и ООО «Теплоэнерго» (Арендатор) заключен договор аренды № 05, в соответствии с которым Арендодатель обязуется передать Арендатору за плату и во временное владение и пользование Имущество, указанное в Приложении № 1 к настоящему договору: здание котельной общей площадью 1815,5 кв.м по адресу: <...> и оборудование, находящееся в нем, на срок аренды с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года.

01 декабря 2018 года между ООО ПК «Импульс» и ООО «Теплосервис» заключен договор аренды № 7 от 01.12.2018 года, согласно которому арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное пользование имущество, указанное в приложении к договору, а именно: здание котельной общей площадью 1815,5 кв.м по адресу: <...> и оборудование, находящееся в нем, на срок аренды с 01.12.2018 года по 30.09.2019 года.

При рассмотрении указанного иска судом также установлено, что ответчиком ООО «ПК «Импульс» в адрес администрации города Ржева 15.10.2018 года направлено Уведомление о сроках и причинах вывода источника тепловой энергии из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. Указанным уведомлением собственник источника тепловой энергии - котельной по адресу <...> – сообщает органу местного самоуправления о планируемом выводе из эксплуатации данного объекта в связи с его убыточностью и нерентабельностью с 01.07.2019 года.

Согласно выводам суда, данные действия законного владельца источника тепловой энергии соответствуют требования Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года №190 – ФЗ «О теплоснабжении».

Администрация города Ржева потребовала приостановить вывод из эксплуатации источников тепловой энергии – котельной по адресу <...> поскольку вывод указанного источника тепловой энергии из эксплуатации повлечет за собой прекращение подачи теплоснабжения в микрорайон «Новые Краны», «Гарнизон».

Частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Факт эксплуатации котельной с 01.10.2021 по настоящее время по ул. Краностороителей 32 в г. Ржеве подтверждается следующим.

09.11.2020 ООО « ПК «Импульс» и ООО «Теплоресурс» заключили Договор аренды №01 сроком по 30 сентября 2021 года, в соответствии с которым последнему передано в аренду имущество по Приложению №1 к Договору аренды, в том числе, здание котельной по адресу <...> ; имущество принято арендатором от арендодателя по Передаточному акту.

ООО «Теплоресурс» является юридическим лицом, зарегистрирован в качестве такового 03.11.2020; основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 08.09.2021.

Приказом №417-нп от 17.12.2020 ГУ «РЭК» Тверской области установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии, отпускаемую ООО «Теплоресурс» для потребителей МО Тверской области городской округ город Ржев на 2021 год.

Постановлением Администрации г. Ржева от 20 февраля 2021 года №128 ООО «Теплоресурс» определено единой теплоснабжающей организацией в зоне действия системы теплоснабжения согласно границам, определенным схемой теплоснабжения территории г. Ржева (микрорайоны «Новые краны» и «Гарнизон»).

По окончании срока действия догвора аренды котельной с ООО «Теплоресурс», ООО «ПК «Импульс» 10.11.2021 заключило с ООО «Производственная компания «Теплоресурс» Договор аренды №01 сроком по 30 ноября 2022 года, в соответствии с которым последнему передано в аренду имущество по Приложению №1 к Договору аренды, в том числе, здание котельной по адресу <...> ; имущество принято арендатором от арендодателя по Передаточному акту.

01.12.2021 ООО «Производственная компания «Теплоресурс» и ООО «Теплоресурс» заключили Договор субаренды №01 сроком до 01.02.2022, в соответствии с которым последнему передано в субаренду имущество по Приложению №1 к Договору аренды, в том числе, здание котельной по адресу <...> ; имущество принято субарендатором от арендатора по Передаточному акту.

Постановлением №841 от 02.11.2021 Администрацией г.Ржева ООО «ПК «Теплоресурс» определено единой теплоснабжающей организацией в пределах зоны своей деятельности, согласно границ, определенных схемой теплоснабжения территории г.Ржва Тверской области на 2014- 2029 гг. (микрорайоны «Новые краны», «Гарнизон»).

Актуализированная схема теплоснабжения города Ржева Тверской области, как следует из объяснений представителя Администрации города Ржева, отсутствует.

Сведений о действиях Администрации города Ржева, предусмотренных к выполнению в случае принятия органом местного самоуправления решения о приостановлении вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (перечень мероприятий, предотвращающих возникновение дефицита тепловой энергии и обеспечивающие надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к указанным объектам теплоснабжения, включение указанных мероприятий в схему теплоснабжения; разрешение вопроса о компенсации в случае наличия некомпенсируемых финансовых убытков, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов) истцами суду не представлено.

Оснований для признания незаконными действий собственника котельной – ответчика ООО «ПК «Импульс» - по выводу из эксплуатации источника тепловой энергии, не установлено.

Судом проверены доводы истцов об отсутствии правовых оснований для вывода источника тепловой энергии (котельной) из эксплуатации, как то: отсутствие в уведомлении о выводе из эксплуатации котельной информации о потребителях тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источника тепловой энергии; отсутствие согласования вывода из эксплуатации котельной со всеми потребителями тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено; отсутствия самого согласования вывода ИТЭ из эксплуатации с органами местного самоуправления как такового; при этом суд находит эти доводы не состоятельными ввиду следующего.

Как установлено судом ответчик ООО «ПК «Импульс» является собственником котельной, которую был намерен вывести из эксплуатации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) источник тепловой энергии - это устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; т.е. котельная является источником тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Таким образом, вывод прокурора о тождественности данных понятий неверен, поскольку «источник тепловой энергии» и «тепловые сети» (понятия которых применяются для целей Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») не имеют полного совпадения свойств, т.е. не являются тождественными.

В соответствии с п.14 раздела III Правил №889 вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями.

Пунктом 17 указанных Правил предусмотрена обязанность собственника (владельца) тепловых сетей прилагать к Уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Применительно к настоящему делу, тепловые сети, посредством которых оказываются услуги по передаче тепловой энергии третьим лицом – ООО «РЭР-Тверь» ( являющимся собственником таких тепловых сетей), из эксплуатации не выводятся; таких уведомлений в орган местного самоуправления ООО «РЭР-Тверь» не направлялось.

Ответчик ООО «ПК «Импульс» собственником централизованных тепловых сетей не является. Данный ответчик, являясь собственником источника тепловой энергии – котельной, в соответствии с процедурой уведомления органа местного самоуправления, установленной Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», уведомил Администрацию г. Ржева Тверской области о намерении совершить указанные действия.

Таким образом, довод Администрации города Ржева об обязанности собственника (владельца) согласовать вывод из эксплуатации котельной со всеми потребителями тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено, не основан на законе.

В обоснование требований прокурор указал на отсутствие в уведомлении собственника котельной – ООО «ПК «Импульс» - о намерении вывести источник тепловой энергии из эксплуатации информации о потребителях тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено.

Между тем, такой информацией о потребителях тепловой энергии Администрация города Ржева Тверской области располагала в силу требований ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения).

Требование к владельцу ИТЭ приостановить их вывод из эксплуатации, может быть заявлено в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения (пункт 18 Правил № 889).

Ранее Администрация г. Ржева обращалась в суд в защиту неопределенного круга лиц – потребителей тепловой энергии, вырабатываемой котельной, принадлежащей ООО «ПК « Импульс» (дело № 2-11/2019); 29.07.2021 Ржевским городским судом рассмотрено дело по административному исковому заявлению Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным бездействия администрации г. Ржева Тверской области, выразившегося в непринятии мер к организации теплоснабжения микрорайонов «Новые Краны» и «Гарнизон» г. Ржева Тверской области, о возложении обязанности на администрацию г. Ржева Тверской области в срок до начала отопительного сезона периода 2021-2022 годов организовать теплоснабжение жилых домов, социально-значимых объектов, отапливаемых котельной ООО «ПК «Импульс», расположенной по адресу: <...> (дело №2а-592/2021). Кроме указанного, 12.04.2021 информация о потребителях тепловой энергии была направлена в адрес Администрации г. Ржева арендатором котельной - ООО «Теплоресурс».

Как следует из ответа органа местного самоуправления от 01.03. 2019 на уведомление собственника ИТЭ о выводе из эксплуатации котельной по ул. Краностроителей 32, администрация города потребовала приостановить вывод котельной, поскольку это повлечет за собой прекращение подачи теплоснабжения в микрорайон «Новые Краны» и «Гарнизон», где данный источник является единственным, а иные альтернативные варианты теплоснабжения отсутствуют, повлечет нарушение прав потребителей на получение коммунальной услуги надлежащего качества, а также создаст угрозу надлежащего осуществления деятельности объектам социального назначения.

Требований к собственнику ИТЭ о предоставлении информации о потребителях тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено выводом из эксплуатации котельной по ул. Краностроителей 32, администрация города Ржева не заявила; следовательно, причиной для отказа в согласовании сроков и условий вывода ИТЭ по ул. Краностроителей 32 из эксплуатации отсутствие в приложении к уведомлению информации о потребителях не являлось.

Утверждения истца – Администрации г.Ржева – об отсутствии согласования вывода из эксплуатации ИТЭ собственника с органами местного самоуправления, как такового, являются надуманными, опровергаются исследованными судом доказательствами.

Федеральный законодатель, предоставив собственнику источника тепловой энергии и тепловых сетей право осуществлять вывод из эксплуатации (прекратить эксплуатацию) таких объектов, определил вариант действий для органа местного самоуправления: рассмотреть и согласовать уведомление; потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года; потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса.

Факт направления собственником уведомления о выводе из эксплуатации котельной судом установлен исследованными доказательствами, как установлен и факт реализации истцом – органом местного самоуправления – права требовать от собственника приостановить вывод ИТЭ из эксплуатации не более чем на 3 года.

Требований выставить котельную по ул. Краностроителей 32 на торги в форме аукциона или конкурса органом местного самоуправления собственнику данного объекта не заявлялось.

Обязанность повторного согласования собственником ИТЭ по истечении срока приостановления вывода из эксплуатации такого объекта по требованию органа местного самоуправления, федеральным законом не предусмотрена. В связи с указанным, повторное требование о приостановлении вывода котельной из эксплуатации (о продолжении осуществления поставки тепловой энергии), направленное администрацией города в адрес ООО «ПК «Импульс» 16.08.2021, правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеет.

Суд также учитывает следующие обстоятельства.

Ржевским городским судом Тверской области рассматривалось административное дело, возбуждённое по административному исковому заявлению Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным бездействия администрации г. Ржева Тверской области, выразившегося в непринятии мер к организации теплоснабжения микрорайонов «Новые Краны» и «Гарнизон» г. Ржева Тверской области, о возложении обязанности на администрацию г. Ржева Тверской области в срок до начала отопительного сезона периода 2021-2022 г.г. организовать теплоснабжение жилых домов, социально-значимых объектов, отапливаемых котельной ООО «ПК «Импульс», расположенной по адресу: <...> (дело №2а-592/2021)

Решением Ржевского городского суда Тверской области от 29.07.2021 по указанному административному иску, административные исковые требования Ржевского межрайонного прокурора Тверской области к администрации г. Ржева Тверской области удовлетворены: бездействие администрации г. Ржева Тверской области, выразившееся в непринятии мер к организации теплоснабжения микрорайонов «Новые Краны» и «Гарнизон» г. Ржева Тверской области признано незаконным, на администрацию г. Ржева Тверской области возложена обязанность в срок до начала отопительного сезона периода 2021-2022 гг. организовать теплоснабжение жилых домов, социально-значимых объектов, отапливаемых котельной ООО «ПК «Импульс» по адресу <...>; решение суда обращено к немедленному исполнению.

При рассмотрении указанного административного иска судом установлены следующие обстоятельства.

15 октября 2018 года в адрес администрации г. Ржева Тверской области от ООО ПК «Импульс» поступило уведомление о намерении вывести вышеуказанную котельную из эксплуатации в связи с убыточностью и нерентабельностью.

На данное уведомление 01 марта 2019 года администрацией был дан ответ, согласно которому последняя потребовала приостановить вывод источника теплоснабжения из эксплуатации на срок до 01 октября 2021 г. в связи с отсутствием альтернативных источников теплоснабжения.

Как указано в ответе администрации на запрос прокурора (№ ИС-365/15 от 30 апреля 2021), для решения вопроса строительства новой котельной для теплоснабжения районов «Краностроительного завода» и «Гарнизон» г. Ржева запланированы работы по строительству комплекса водогрейной газовой котельной, мощностью 37, 5 МВт в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 годы.

Между тем, сведений о строительстве новой котельной в настоящее время административным ответчиком не представлено. Более того, в судебном заседании представитель администрации г. Ржева подтвердил, что работы по строительству котельной не ведутся, поскольку созданный проект котельной нуждается в доработке. До настоящего времени вопрос об организации теплоснабжения в вышеуказанных районах города ответчиком не решён, в том числе и путём строительства альтернативного источника теплоснабжения, соглашения о принятии настоящего источника теплоснабжения (котельной) в собственность или заключения концессионного соглашения об использовании данной котельной, что свидетельствует о самоустранении администрации от решения вопросов, отнесённых законом к ведению органов местного самоуправления.

Тот факт, что администрацией города получено положительное заключение государственной экспертизы по строительству новой котельной и выделен земельный участок под данное строительство, не может свидетельствовать о надлежащим исполнении административным ответчиком своих обязанностей по организации теплоснабжения.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления, признав необходимость создания нового источника теплоснабжения, и будучи проинформированным о прекращении эксплуатации действующей котельной с 01 октября 2021 года, на протяжении длительного времени не осуществил необходимых действий по организации теплоснабжения микрорайонов «Новые Краны» и «Гарнизон» г. Ржева до начала отопительного сезона периода 2021-2022 годов.

Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Вопреки утверждениям представителя администрации г. Ржева Тверской области, обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на администрацию города.

При этом исполнение администрацией города обязанности по теплоснабжению многоквартирных домов и социально-значимых объектов не может быть поставлено в зависимость от наличия у неё в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, поскольку такая обязанность на неё возложена приведёнными выше нормами законодательства и является публично-правовой обязанностью органа местного самоуправления.

При рассмотрении настоящего гражданского дела объяснениями представителя Администрации г.Ржева Тверской области установлено, что уведомление ответчика ООО «ПК «Импульс» о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии данным истцом не оспаривалось, судом (арбитражным) уведомление о выводе из эксплуатации не признавалось незаконным; в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области с заявлением о нарушении ответчиками антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением) истцы не обращались.

При установленных обстоятельствах полагать незаконными действия ответчиков по выводу из эксплуатации котельной по ул.Краностроителей д.32, а также об обязании ответчиков с 01.10. 2021 года и до окончания отопительного периода 2021-2022 годы подавать в необходимых объемах тепловую энергию для нужд отопления помещений правовых оснований не имеется. Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований истцов, суд учитывает то обстоятельство, что ИТЭ функционирует в соответствии со своим назначением; нарушение прав потребителей тепловой энергии микрорайонов города «Новые Краны» и «Гарнизон» отсутствует.

Исковые требования прокурора в части обязания ответчиков выполнить мероприятия по подготовке котельной по адресу ул. Краностроителей 32 к отопительному периоду 2021-2022 удовлетворению не подлежат в связи с отсутствие нарушений прав потребителей тепловой энергии и продолжением эксплуатации данного источника тепловой энергии третьим лицом.

В соответствии с ч.3 ст. 144 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда.

Учитывая фактические обстоятельства дела, суд полагает необходимым сохранить принятые по делу обеспечительные меры до вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, Администрации города Ржева Тверской области, в защиту неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственный комплекс «Импульс», Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» – отказать в полном объеме.

Меры по обеспечению иска, принятые судом, сохранить до вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Андреева Е.В.

Мотивированное решение составлено 27 декабря 2021

Дело (УИД) 69RS0026-01-2021-002110-58

Производство № 2-815/2021