ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-816 от 06.11.2013 Зимовниковского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-816

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 ноября 2013 года                                                                              с. Дубовское

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Линьковой А.А.,

при секретаре Бубликовой Н.А.,

с участием заявителя прокурора <адрес> Моргунова П.А.

представителя администрации <адрес> <адрес> ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> к Администрации <адрес> <адрес> об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился к Администрации <адрес> <адрес> об оспаривании нормативного правового акта, ссылаясь на то, что Администрацией <адрес> <адрес>, являющейся исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», издано Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении «Положения «О ведении реестра муниципального имущества муниципального образования «<адрес>» (далее по тексту - Постановление №).

Данное Постановление опубликовано в официальном вестнике <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №

Пунктом 1 Постановления утверждено Положение о ведении реестра муниципального имущества муниципального образования «<адрес>» (далее по тексту - Положение).

Настоящим Положением установлены правила ведения администрацией <адрес> реестра муниципального имущества муниципального образования «<адрес>», правила внесения сведений об имуществе в реестр, общие требования к предоставлению информации из реестра, состав информации о муниципальном имуществе.

Данное решение является незаконным, содержит коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, в связи с тем, что нормативный правовой акт принят за пределами компетенции (п. «д» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», введенным в действие Федеральным законом от 25.12.2008 г. №281-ФЗ, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанное положение противоречит законодательству Российской Федерации, так как органы местного самоуправления не наделены полномочиями по утверждению порядка ведения реестра муниципального имущества.

В ДД.ММ.ГГГГ, прокурором района приносился протест на Постановление № 629 в целях его отмены как незаконного нормативно-правового акта. Однако администрация <адрес> <адрес> протест прокурора не удовлетворила и до настоящего времени указанный нормативно-правовой акт не отменила.

Если суд установит, что при издании оспариваемого правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспаривания акта.

Таким образом, положения пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 рассматривают нарушение правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правил их опубликования в качестве самостоятельного основания для оспаривания этого акта в судебном порядке.

Данные положения согласуются с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 02.03.2006 г. N 58-0 по жалобе гр-на С., в силу которой ст. 251 ГПК РФ не исключает оспаривание в суде нормативного акта в случае, если издавшим его органом не соблюден порядок регистрации и опубликования такого акта.

Помимо того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что суды при рассмотрении подобных дел не вправе ограничиваться формальным установлением того, прошел ли обжалуемый акт регистрацию и опубликован ли он в установленном порядке, а также суды должны выяснять содержит ли этот акт нормативные положения, затрагивающие права и законные интересы граждан. При выяснении того, что нормативный акт, содержащий такие положения, не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке, суды должны признавать его недействующим. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст.46 Конституции Российской Федерации. Выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии со ст. ст. 6, 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ исполнению на всей территории Российской Федерации обязательны решения Конституционного Суда Российской Федерации, т.е. включая постановления и определения.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 45, 251 ГПК РФ, прокурор просит суд:

1. Признать Постановление администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении «Положения «О ведении реестра муниципального имущества муниципального образования «<адрес>» недействующим со дня принятия.

В судебном заседании прокурор Моргунов П.А. требования изложенные в заявлении поддержал.

Представитель Администрации <адрес> <адрес> ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63) требования прокурора не признал и пояснил суду, что приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 года №424 «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» утвержден порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

Указанный порядок ведения реестра муниципального имущества содержит достаточно общие положения и показатели и не включает рекомендуемую форму реестра, а именно: Приказом не установлена форма и порядок ведения реестра на бумажном носителе, правила присвоения реестровых номеров, формы записей об изменении сведений об объектах учета и правообладателях муниципального имущества и т.д.

Согласно п.3 Приложения к Приказу» « Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан :

- обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра;

- обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны;

-осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.».

В целях реализации Приказа Минэкономразвития Российской Федерации, а также соблюдения правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра Администрацией <адрес> <адрес> было разработано Положение о ведении реестра муниципального имущества муниципального образования «<адрес>», которое утверждено постановлением Администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении «Положения « О ведении реестра муниципального имущества муниципального образования «<адрес>» Положение не противоречит нормам и требованиям, установленным Приказом, и определяет порядок предоставления учреждениями сведений об объектах учета, порядок присвоения реестровых номеров объектам учета реестра, определяет перечень копий документов, необходимых для учета муниципального имущества в реестре, устанавливает формы выписки из реестра и карт сведений об объектах учета реестра и правообладателях муниципального имущества для ведения реестра муниципального имущества на бумажных носителях, записей об изменениях сведений об объектах учета.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему,

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена частью 5, указанная норма Федерального закона определяет, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономическогоразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

Настоящий Порядок устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее также - реестр, реестры), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 424 и утвержденный им Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, не содержат указаний о том, что, органы местного самоуправления самостоятельно наделены полномочиями по утверждению своего порядка ведения реестра муниципального имущества, с учетом особенностей, присущих конкретному муниципальному образованию (л.д.58-61).

Согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Администрацией <адрес> <адрес>, являющейся исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», издано Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении «Положения «О ведении реестра муниципального имущества муниципального образования «<адрес>» (л.д.8-22);

Данное Постановление опубликовано в официальном вестнике <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.24-42);

ДД.ММ.ГГГГ, прокурором района приносился протест на Постановление № в целях его отмены как незаконного нормативного правового акта. Однако администрация <адрес> <адрес> протест прокурора не удовлетворила и до настоящего времени указанный нормативный правовой акт не отменила (л.д.5-6).

Доводы представителя Администрации <адрес> <адрес> о том, что Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении «Положения «О ведении реестра муниципального имущества муниципального образования «<адрес>» и само Положение не противоречит нормам, установленным Приказом и определяет порядок предоставления муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями сведений об объектах учета с учетом особенностей, присущих конкретному муниципальному образованию, не могут быть приняты во внимание судом, если суд установит, что при издании оспариваемого правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспаривания акта, в данном случае судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят за пределами компетенции органа местного самоуправления, так как органы местного самоуправления не наделены полномочиями по утверждению порядка ведения реестра муниципального имущества.

При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199,253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования по заявлению прокурора <адрес> к Администрации <адрес> <адрес> об оспаривании нормативного правового акта - удовлетворить

Признать Постановление администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении «Положения «О ведении реестра муниципального имущества муниципального образования «<адрес>» недействующим со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 11 ноября 2013 года.

С У Д Ь Я                                                                                           А.А.Линькова.