Дело № 2-8164/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 24 октября 2019 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Белоусовой О.С.,
с участием старшего помощника Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры Волковой А.А., представителя ответчика ФИО1, при секретаре Феллер В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края об обязании совершить определенные действия,
установил:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края об обязании совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указав, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры проведена проверка по обращению первого заместителя председателя Правительства Хабаровского края ФИО2 о нарушении водоохранного, земельного законодательства при формировании земельного участка с кадастровым номером №, его приватизации, в ходе которой установлено, что указанный земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта реки Красная речка. При этом, согласно информации министерства природных ресурсов Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ местоположение береговой линии (границы водного объекта) для реки Красная речка не определялись. Просит обязать ответчика в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу установить местоположение береговой линии реки Красная речка.
Определением судьи от 18.10.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
В судебное заседание третье лицо не явилось, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.
В судебном заседании старший помощник прокурора Волкова А.А., исковые требования поддержала, дав пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО1, не оспаривая обоснованность заявленных требований, пояснила, что заявленный прокурором срок недостаточен для исполнения решения суда. Необходимо как минимум 24 месяца.
Согласно представленного третьим лицом отзыва, в Хабаровском крае мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, закреплению их на местности специальными информационными знаками, установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Хабаровского края, осуществляются министерством природных ресурсов Хабаровского края. Действовавшие в 2007 году нормативные правовые акты водного законодательства не содержали требований об определении береговой линии (границы водного объекта) и обязательном внесении сведений о местоположении береговой линии в Единый государственный реестр недвижимости. Амурское бассейновое водное управление поддерживает выводы, приведенные в исковом заявлении Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов Хабаровского края о возложении обязанности установить местоположение береговой линии реки Красная речка, при этом считает, что реализация данного мероприятия возможна не ранее 2021 года после принятия Федеральным агентством водных ресурсов решения о финансировании данного мероприятия на основании бюджетной заявки и обосновывающих материалов.
Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, что обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению её объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде.
Основные принципы водного законодательства о значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, закреплены в статье 3 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации – водный объект – природный ли искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты; к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Водные объекты, исходя из положений части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица.
Из содержания статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации следует, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и каждый гражданин вправе иметь доступ к ним, бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 1, часть 2).
В силу части 1 статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24-27 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по осуществлению мер по охране водных объектов или хи частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.03.2019 № 106-пр утверждено Положение о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, в силу п. 1.1, 3.1.3.19, 3.1.3,25 которого, министерство природных ресурсов Хабаровского края осуществляет в пределах установленной компетенции переданные краю полномочия Российской Федерации в области водных отношений и разрабатывает, осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края. Осуществляет в пределах компетенции края установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органам государственной власти субъектов РФ переданного РФ полномочия по охране водных объектов.
В соответствии с п. 10 Методических указаний, примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает, в том числе, мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного растительного мира; в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, ширина их, также как и водоохранных зон устанавливается от местоположения соответствующей береговой линии от их истока (для рек или ручьев) и зависит от протяженности водного объекта (часть 1 – часть 4 статьи 65 ВК РФ).
Полоса земли вдоль границы водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования; ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров (часть 6 статьи 6 ВК РФ). Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (часть 8 статьи 6 ВК РФ).
Согласно пункта 13 Методических указаний для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос необходимо определить положение береговой линии, от которой откладывается определяемая ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы; береговая линия (граница водного объекта) в соответствии с ч.4 ст. 5 ВК РФ определяется для: реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил определения местоположения береговой линии (границ водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377, установление местоположения границ водного объекта также осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданного Российской Федерацией полномочия по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
Водный объект Красная речка расположен в границах городского округа «город Хабаровск», но местоположение границ данного водного объекта не осуществлено.
Установлением местоположение границ водного объекта осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также, если местоположение границ водного объекта необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта (п.п. «б» п. 3 Правил).
В силу пункта 14 Правил, местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, проверкой установлено, что ответчиком Министерством природных ресурсов Хабаровского края местоположение береговой линии (границы водного объекта) для реки Красная речка не определялись, что и не оспаривалось в процессе рассмотрения дела, т.е. требования прокурора основаны на действующем законодательстве и подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие определенной и зарегистрированной в установленном водном законодательстве порядке границ водного объекта реки Красная речка влечет возможность предоставления в собственность земельных участков в пределах береговой лини указанного водного объекта, и как следствие, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Непринятие мер по установлению границ реки Красная речка исключает надлежащую охрану водного объекта, и, соответственно, нарушает принципы водного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к водного объекту общего пользования в целях использования для личных и бытовых нужд.
При таких обстоятельствах, требования прокурора, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что до 2017 года законных оснований для планирования и расходования федеральных бюджетных средств по данному направлению не имелось, как и доводы на отсутствие финансирования основанием к отказу в удовлетворении иска не являются, но учитывают судом при определении срока исполнения судебного решения.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом, как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для производства работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда – 20 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать министерство природных ресурсов Хабаровского края в течение 20 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить местоположение береговой линии реки Красная речка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 31.10.2019
Судья: О.С.Белоусова
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦Судья ________________¦
¦ О.С. Белоусова¦
¦Секретарь с/з ¦
¦ Феллер В.В.¦
¦ _______________________¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L---------------------------------------
Решение суда не вступило в законную силу.
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2019-008526-31
Подлинник решения подшит в дело № 2-8164/20,19 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска