ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8169/19 от 20.09.2019 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.09.2019 г. Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Хлыстовой Е.В.,

при секретаре Петренко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8169/2019 по иску Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ИП Разживиной Наталье Васильевне о признании действий противоправными, прекращении противоправных действий,

УСТАНОВИЛ:

Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «ЩИТ» обратилась в суд с иском к ответчику ИП Разживиной Наталье Васильевне о признании действий противоправными, прекращении противоправных действий.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Устава организации ТООЗПП «ЩИТ», в целях обеспечения защиты прав неопределенного круга потребителей, соблюдения торгующей организацией Правил торгового обслуживания, членами ТООЗПП «ЩИТ» было проведено мероприятие общественного контроля 22.05.2019 г. в период с 14:40 до 15:40 часов ИП Разживиной Натальи Васильевны, расположенное по адресу: <адрес>, б-р Королева, <адрес>.

В ходе проведения мероприятия общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно:

1) до сведения потребителей не доведена информация: о наименовании организации (индивидуального предпринимателя), юридического адреса

2) отсутствует книга отзывов и предложений;

3) отсутствуют единообразные и четко оформленные ценники, на ценниках отсутствует наименование товара, стоимость товара в «рублях»;

4) в продаже (на витрине) находится, и была реализована пищевая продукция с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающей возможность правильного ее выбора, и подтверждающей ее качество и безопасность, с нарушением: ст.ст. 4, 7, 10 Закона о защите прав потребителей, п.п. 11, 12, 15, 32, 33 «Правил продаж отдельных видов товаров», требований TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», TP ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»:

- мармелад жевательный VitaFruit со вкусом яблока, ананаса, клубники по цене 27 руб., масса нетто 23 гр., изготовитель: АО «Би-Энд-би».

По просьбе потребителя не предоставлен сертификат соответствия (декларация):

- «Сырная паутинка с укропом» 132 гр., по цене 550 руб. за 1 кг., на сумму 84 руб.;

- Махан по цене 220 руб. за 1 шт., на ценнике указан производитель: Татарстан.

На товаре отсутствует обязательная информация от изготовителя /маркировка/: наименование организации изготовителя его юридический адрес, состав, знак ЕАС, дата изготовления, сроки реализации, в связи с чем невозможно установить конечный срок реализаиии;

5) в продаже (с ценником на витрине) находится пищевая продукция с истекшим сроком годности:

- Спрайт напиток безалкогольный сильногазированный, 1,5 л. по цене 30 руб., изготовитель: ООО «Кока-Кола», дата изготовления: 02.11.2018 г., годен до: 04.05.2019г. объем 900 г., годен до: 03.09.2018 г. На момент проведения мероприятия истекший срок годности данной продукции составил 19 суток;

- Газированная минеральная вода «КУБАЙ», 05 л., по цене 25 руб., производитель: ООО «Меркурий», дата изготовления: 27.08.2017 г., срок хранения: 12 месяцев, годен до: 27.08.2018 г. На момент проведения мероприятия истекший срок годности данной продукции составил 8 месяцев 26 суток.

6) Торгующей организацией предоставлена не достоверная информация о Продавце, в документах, издаваемых им, по вопросам, не связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий: выдан товарный чек на реализованную опасную для жизни и здоровья потребителя пищевую продукцию с истекшими сроками годности с печатью торгующей организации ИП Разживина Н.В., с изображением Государственного герба России, на общую сумму покупки 331 руб.

Осуществляя торговую деятельность, ИП Разживина Н.В. использует печать с изображением Государственного герба России.

По мнению истца, данный факт нарушает положение действующего законодательства, поскольку противоречит требованиям и ограничениям такого использования печати с изображением Государственного Герба Российской Федерации.

ИП Разживина Н.В. не входит в установленный законом перечень организаций, на печатях которых может быть размещен Герб России.

Полагает, что вышеуказанные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей.

Поскольку данные нарушения выявлены в момент проведения мероприятия за соблюдением прав потребителей, а ответчиком не были приняты все зависящие от него меры для недопущения указанных нарушений, и в его действиях имеется вина. По этой причине считает необходимым признать действия ответчика противоправными.

В целях предупреждения в будущем причинения вреда здоровью неопределенному кругу потребителей путем реализации ответчиком некачественной и опасной пищевой продукции с нарушениями Закона о ЗПП, Правил торговли, требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ТС 034/2013, считает необходимым признать действия ответчика противоправными.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просит суд:

1. Признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по факту:

- отсутствия обязательной информации о Продавце: наименование организации, предоставление которой предусмотрено ст. 8, ст. 9 Закона о защите прав потребителей, п. 10 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- отсутствия книги отзывов и предложений, оформленной должным образом, наличие и предоставление которой предусмотрено п. 8 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- отсутствия единообразных и четко оформленных ценников, наличие и содержание которых предусмотрено п. 19 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- не предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре на ценнике: отсутствует стоимость товара в рублях, наличие и предоставление которой предусмотрено ст.ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей, п. 11 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- реализации некачественной и опасной пищевой продукции с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающей возможность правильного ее выбора, и подтверждающей ее качество и безопасность, с отсутствием сертификата /декларации/ о соответствии, с отсутствием маркировки, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4, 5, 7, 10 Закона о защите прав потребителей, п.п. 11, 12, 15, 32, 33 «Правил продаж отдельных видов товаров», п.п. 6, 12 ст. 17, сп. 1 ст. 20, ст. 39 Технического регламента ТС 021/2011, ст.ст. 2, 3, ст. 4 Технического регламента ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»: гл. IХ ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»:

- Мармелад жевательный VitaFruit со вкусом яблока, ананаса, клубники по цене 27 руб., масса нетто23 гр., изготовитель: АО «Би-Энд-би», с отсутствием сертификата соответствия (декларация на данную продукцию);

- Махан по цене 220 руб. за 1 шт., на ценнике указан производитель: Татарстан, с отсутствием обязательной информации от изготовителя /маркировка/: наименование организации изготовителя, его юридический адрес, состав, знак ЕАС, дата изготовления, сроки реализации, в связи с чем, невозможно установить конечный срок реализации;

- реализации (выставлены с ценником на витрине) некачественной и опасной пищевой продукции с истекшим сроком годности, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4,5,7 Закона о защите прав потребителей, п. 23, 24, 33 «Правил продаж отдельных видов товаров», п. 12 ст. 17, п. 1 ст. 20 Технического регламента ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:

- Спрайт напиток безалкогольный сильногазированный 1,5л по цене 30 руб., изготовитель: ООО «Кока-Кола», дата изготовления: 02.11.2018 г., годен до: 04.05.2019 г. объем 900 г., годен до: 03.09.2018 г., с истекшим сроком годности 19 суток;

- Газированная минеральная вода «КУБАЙ», 05 л, по цене 25 руб., производитель: ООО «Меркурий», дата изготовления: 27.08.2017 г., срок хранения: 12 месяцев, годен до: 27.08.2018 г., с истекшим сроком годности 8 месяцев 26 суток;

- предоставление торгующей организации недостоверной информации о Продавце в документах, издаваемых Продавцом по вопросам, не связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий: с использованием печати с изображением Государственного Герба Российской Федерации: с нарушением требований, предусмотренных ст. 8 Закона о защите прав потребителей: выдан товарный чек на реализованную некачественную опасную для жизни и здоровья потребителя пищевую продукцию с истекшими сроками годности с печатью торгующей организации ИП Разживина Наталья Васильевна, с изображением Государственного герба России.

2. Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту:

- отсутствия обязательной информации о Продавце: наименование организации, предоставление которой предусмотрено ст. 8, ст. 9 Закона о защите прав потребителей, п. 10 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- отсутствия книги отзывов и предложений, оформленной должным образом, наличие и предоставление которой предусмотрено п. 8 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- отсутствия единообразных и четко оформленных ценников, наличие и содержание которых предусмотрено п. 19 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- не предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре на ценнике: отсутствует стоимость товара в рублях, наличие и предоставление которой предусмотрено ст.ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей, п. 11 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- реализации некачественной и опасной пищевой продукции с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающей возможность правильного ее выбора, и подтверждающей ее качество и безопасность, с отсутствием сертификата /декларации/ о соответствии, с отсутствием маркировки, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4, 5, 7, 10 Закона о защите прав потребителей, п.п. 11, 12, 15, 32, 33 «Правил продаж отдельных видов товаров», п.п. 6, 12 ст. 17, сп. 1 ст. 20, ст. 39 Технического регламента ТС 021/2011, ст.ст. 2, 3, ст. 4 Технического регламента ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»: гл. IХ ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»:

- Мармелад жевательный VitaFruit со вкусом яблока, ананаса, клубники по цене 27 руб., масса нетто23 гр., изготовитель: АО «Би-Энд-би», с отсутствием сертификата соответствия (декларация на данную продукцию);

- Махан по цене 220 руб. за 1 шт., на ценнике указан производитель: Татарстан, с отсутствием обязательной информации от изготовителя /маркировка/: наименование организации изготовителя, его юридический адрес, состав, знак ЕАС, дата изготовления, сроки реализации, в связи с чем, невозможно установить конечный срок реализации;

- реализации (выставлены с ценником на витрине) некачественной и опасной пищевой продукции с истекшим сроком годности, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4,5,7 Закона о защите прав потребителей, п. 23, 24, 33 «Правил продаж отдельных видов товаров», п. 12 ст. 17, п. 1 ст. 20 Технического регламента ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:

- Спрайт напиток безалкогольный сильногазированный 1,5л по цене 30 руб., изготовитель: ООО «Кока-Кола», дата изготовления: 02.11.2018 г., годен до: 04.05.2019 г. объем 900 г., годен до: 03.09.2018 г., с истекшим сроком годности 19 суток;

- Газированная минеральная вода «КУБАЙ», 05 л, по цене 25 руб., производитель: ООО «Меркурий», дата изготовления: 27.08.2017 г., срок хранения: 12 месяцев, годен до: 27.08.2018 г., с истекшим сроком годности 8 месяцев 26 суток;

- предоставление торгующей организации недостоверной информации о Продавце в документах, издаваемых Продавцом по вопросам, не связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий: с использованием печати с изображением Государственного Герба Российской Федерации: с нарушением требований, предусмотренных ст. 8 Закона о защите прав потребителей: выдан товарный чек на реализованную некачественную опасную для жизни и здоровья потребителя пищевую продукцию с истекшими сроками годности с печатью торгующей организации ИП Разживина Наталья Васильевна, с изображением Государственного герба России.

3. Обязать ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу через печатное издание средств массовой информации (СМИ) г. Тольятти Самарской области или иным способом: на сайте, по адресу: http://sudebnik.net. и уведомить Истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течении 10 дней со дня опубликования (размещения).

4. В соответствии п. 1 ст. 206 ГПК РФ в случае, если ответчик не исполнит решение суда по публикации судебного решения в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу предоставить истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте, по адресу: http://sudebnik.net за счёт Ответчика, с взысканием с него стоимости публикации в соответствии с прейскурантом.

В судебном заседании представитель истца подтвердила обстоятельства, изложенные в иске. При этом, требование в части прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей по факту отсутствия книги отзывов и предложений, оформленной должным образом, наличие и предоставление которой предусмотрено п. 8 «Правил продажи отдельных видов товаров», не поддержала.

Ответчик ИП Разживина Н.В. и ее представитель в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности по прекращению противоправных действий, поскольку ответчик готова самостоятельно устранить допущенные нарушения. Просили разрешить ответчику самостоятельно избрать способ доведения информации до потребителей, в том числе путем самостоятельного избрания СМИ для размещения решения суда в течение установленного судом срока, а именно размещение на информационном стенде в магазине «Пивасик».

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд считает, что иск является обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно положениям ст.ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей для осуществления своих уставных целей вправе проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствия потребительских свойств товаров заявленной продавцами (изготовителями) информации о них; проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.

Согласно Уставу ТООЗПП «ЩИТ» является общественной организацией, объединением граждан, созданной с целью защиты прав и законных интересов потребителей, зарегистрировано в установленном законом порядке.

В соответствии с Уставом ТОО ЗПП «ЩИТ» в ходе своей деятельности организует проведение проверок на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составляет акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направляет указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, предъявляет иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Таким образом, суд считает, что истец вправе осуществлять закупку товара, составлять акты и организовать проведение независимой экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг) на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что по поручению Председателя правления ТООЗПП «ЩИТ» от ДД.ММ.ГГГГ членами организации ТООЗПП «ЩИТ» в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Устава организации было проведено мероприятие общественного контроля торгового предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, б-р Королева, <адрес>, магазин «Пивасик», деятельность в котором осуществляет ИП Разживина Наталья Васильевна.

В ходе проведения мероприятия общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно:

1) до сведения потребителей не доведена информация: о наименовании организации (индивидуального предпринимателя), юридического адреса;

2) отсутствует книга отзывов и предложений;

3) отсутствуют единообразные и четко оформленные ценники, на ценниках отсутствует наименование товара, стоимость товара в «рублях»;

4) в продаже (на витрине) находится, и была реализована пищевая продукция с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающей возможность правильного ее выбора, и подтверждающей ее качество и безопасность, с нарушением ст.ст. 4, 7, 10 Закона о защите прав потребителей, п.п. 11, 12, 15, 32, 33 «Правил продаж отдельных видов товаров», требований TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», TP ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»:

- мармелад жевательный VitaFruit со вкусом яблока, ананаса, клубники по цене 27 руб., масса нетто 23 гр., изготовитель: АО «Би-Энд-би».

По просьбе потребителя не предоставлен сертификат соответствия (декларация):

- «Сырная паутинка с укропом» 132 гр., по цене 550 руб. за 1 кг., на сумму 84 руб.;

- Махан по цене 220 руб. за 1 шт., на ценнике указан производитель: Татарстан.

На товаре отсутствует обязательная информация от изготовителя /маркировка/: наименование организации изготовителя его юридический адрес, состав, знак ЕАС, дата изготовления, сроки реализации, в связи с чем невозможно установить конечный срок реализаиии;

5) в продаже (с ценником на витрине) находится пищевая продукция с истекшим сроком годности:

- Спрайт напиток безалкогольный сильногазированный, 1,5 л. по цене 30 руб., изготовитель: ООО «Кока-Кола», дата изготовления: 02.11.2018 г., годен до: 04.05.2019г. объем 900 г., годен до: 03.09.2018 г. На момент проведения мероприятия истекший срок годности данной продукции составил 19 суток;

- Газированная минеральная вода «КУБАЙ», 05 л., по цене 25 руб., производитель: ООО «Меркурий», дата изготовления: 27.08.2017 г., срок хранения: 12 месяцев, годен до: 27.08.2018 г. На момент проведения мероприятия истекший срок годности данной продукции составил 8 месяцев 26 суток.

6) Торгующей организацией предоставлена не достоверная информация о Продавце, в документах, издаваемых им, по вопросам, не связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий: выдан товарный чек на реализованную опасную для жизни и здоровья потребителя пищевую продукцию с истекшими сроками годности с печатью торгующей организации ИП Разживина Н.В., с изображением Государственного герба России, на общую сумму покупки 331 руб.

Факт выявленных нарушений оформлен Актом о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей № 516 от 22.05.2019 г. Также была осуществлена фотосъемка и видеозапись.

Установлено, что мероприятие по общественному контролю проводилось в присутствии представителя продавца на торговой точке Терехиной ФИО6. С выявленными нарушениями по факту продажи некачественной пищевой продукции продавец согласна, однако, от подписи в Акте от 22.05.2019 г. продавец отказалась.

Кроме того, некачественная пищевая продукция и денежные средства были возвращены продавцу, что подтверждает ее принадлежность данной торговой точке и ее не качественность (качественная пищевая продукция возврату не подлежит).

Копия акта проведения мероприятия была вручена продавцу, что также подтверждается видеозаписью.

Данные обстоятельства стороной ответчика при рассмотрении дела не оспорены.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).

Согласно ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским Кодексом РФ, данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п. 2 «Правил продаж отдельных видов товаров» под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 г., к отношениям сторон предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), по условиям которого гражданин фактически выражает намерение на возмездной основе заказать или приобрести в будущем товары исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство о защите прав потребителей.

В соответствии со ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Согласно ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором (ст. 426 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары не допускается.

Согласно ст. 437 ГК РФ, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 11 «Правил продаж отдельных видов товаров» информация о товарах в обязательном порядке должна содержать срок службы или срок годности товаров, адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя, информацию (сведения) об обязательном подтверждении соответствия товаров, информацию о правилах продажи товаров.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, предъявляемым требованиям и пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Согласно п. 23 «Правил продаж отдельных видов товаров», продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества.

Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Такие требования являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.

Если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

В соответствии с п. 12 «Правил продаж отдельных видов товаров» продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

В соответствии с п. 24 «Правил продаж отдельных видов товаров» товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые:

- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли

- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О защите прав потребителей», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены данным Законом, применяются правила международного договора.

В соответствии с п. 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного Союза № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.

В соответствии с п. 4.1 ст. 4 Технического регламента Таможенного Союза № 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;

2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

3) количество пищевой продукции;

4) дату изготовления пищевой продукции;

5) срок годности пищевой продукции;

6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя – изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;

10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).

11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Согласно ст. 8 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей на надлежащие качество и безопасность товаров, создают угрозу для здоровья неопределенного круга потребителей.

Таким образом, исковые требования общественного объединения по защите прав потребителей в соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» о признании установленных действий ответчика, а также обязания ответчика прекратить противоправные действия подлежат удовлетворению, поскольку являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Указанная выше норма ФЗ РФ «О защите прав потребителей» императивна лишь в части, предусматривающей обязанность правонарушителя довести решение суда до сведения потребителей, оставляя за ним право выбора, как СМИ, так и способа. Более того, ст. 46 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» не устанавливает обязанность правонарушителя размещать решение суда в нескольких СМИ и не предоставляет право суду их конкретизировать.

С учетом характера выявленного нарушения, которое существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей, и создают угрозу их здоровью, суд считает возможным обязать ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу, через любые средства массовой информации или иным способом, уведомить истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения).

В случае неисполнения данного требования ответчиком, истец вправе совершить указанные действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции»), Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (вместе с «ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки»), Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» о признании действий противоправными, прекращении противоправных действий - удовлетворить частично.

1. Признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по факту:

- отсутствия обязательной информации о Продавце: наименование организации, предоставление которой предусмотрено ст. 8, ст. 9 Закона о защите прав потребителей, п. 10 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- отсутствия книги отзывов и предложений, оформленной должным образом, наличие и предоставление которой предусмотрено п. 8 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- отсутствия единообразных и четко оформленных ценников, наличие и содержание которых предусмотрено п. 19 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- не предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре на ценнике: отсутствует стоимость товара в рублях, наличие и предоставление которой предусмотрено ст.ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей, п. 11. «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- реализации некачественной и опасной пищевой продукции с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающей возможность правильного ее выбора, и подтверждающей ее качество и безопасность, с отсутствием сертификата /декларации/ о соответствии, с отсутствием маркировки, с нарушением требований, предусмотренных: ст.ст. 4, 5, 7, 10 Закона о защите прав потребителей, п.п. 11, 12, 15, 32, 33 «Правил продаж отдельных видов товаров», п.п. 6, 12 ст. 17, сп. 1 ст. 20, ст. 39 Технического регламента ТС 021/2011, ст.ст. 2, 3, ст. 4 Технического регламента ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»: гл. IХ ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»:

- Мармелад жевательный VitaFruit со вкусом яблока, ананаса, клубники по цене 27 руб., масса нетто23 гр., изготовитель: АО «Би-Энд-би», с отсутствием сертификата соответствия (декларация на данную продукцию);

- Махан по цене 220 руб. за 1 шт., на ценнике указан производитель: Татарстан, с отсутствием обязательной информации от изготовителя /маркировка/: наименование организации изготовителя, его юридический адрес, состав, знак ЕАС, дата изготовления, сроки реализации, в связи с чем, невозможно установить конечный срок реализации;

- реализации (выставлены с ценником на витрине) некачественной и опасной пищевой продукции с истекшим сроком годности, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4,5,7 Закона о защите прав потребителей, п. 23, 24, 33 «Правил продаж отдельных видов товаров», п. 12 ст. 17, п. 1 ст. 20 Технического регламента ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:

- Спрайт напиток безалкогольный сильногазированный 1,5л по цене 30 руб., изготовитель: ООО «Кока-Кола», дата изготовления: 02.11.2018 г., годен до: 04.05.2019 г. объем 900 г., годен до: 03.09.2018 г., с истекшим сроком годности 19 суток;

- Газированная минеральная вода «КУБАЙ», 05 л, по цене 25 руб., производитель: ООО «Меркурий», дата изготовления: 27.08.2017 г., срок хранения: 12 месяцев, годен до: 27.08.2018 г., с истекшим сроком годности 8 месяцев 26 суток;

- предоставление торгующей организации недостоверной информации о Продавце в документах, издаваемых Продавцом по вопросам, не связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий: с использованием печати с изображением Государственного Герба Российской Федерации: с нарушением требований, предусмотренных ст. 8 Закона о защите прав потребителей: выдан товарный чек на реализованную некачественную опасную для жизни и здоровья потребителя пищевую продукцию с истекшими сроками годности с печатью торгующей организации ИП Разживина Наталья Васильевна, с изображением Государственного герба России.

2. Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту:

- отсутствия обязательной информации о Продавце: наименование организации, предоставление которой предусмотрено ст. 8, ст. 9 Закона о защите прав потребителей, п. 10 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- отсутствия единообразных и четко оформленных ценников, наличие и содержание которых предусмотрено п. 19 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- не предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре на ценнике: отсутствует стоимость товара в рублях, наличие и предоставление которой предусмотрено ст.ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей, п. 11. «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- реализации некачественной и опасной пищевой продукции с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающей возможность правильного ее выбора, и подтверждающей ее качество и безопасность, с отсутствием сертификата /декларации/ о соответствии, с отсутствием маркировки, с нарушением требований, предусмотренных: ст.ст. 4, 5, 7, 10 Закона о защите прав потребителей, п.п. 11, 12, 15, 32, 33 «Правил продаж отдельных видов товаров», п.п. 6, 12 ст. 17, сп. 1 ст. 20, ст. 39 Технического регламента ТС 021/2011, ст.ст. 2, 3, ст. 4 Технического регламента ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»: гл. IХ ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»:

- Мармелад жевательный VitaFruit со вкусом яблока, ананаса, клубники по цене 27 руб., масса нетто23 гр., изготовитель: АО «Би-Энд-би», с отсутствием сертификата соответствия (декларация на данную продукцию);

- Махан по цене 220 руб. за 1 шт., на ценнике указан производитель: Татарстан, с отсутствием обязательной информации от изготовителя /маркировка/: наименование организации изготовителя, его юридический адрес, состав, знак ЕАС, дата изготовления, сроки реализации, в связи с чем, невозможно установить конечный срок реализации;

- реализации (выставлены с ценником на витрине) некачественной и опасной пищевой продукции с истекшим сроком годности, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4,5,7 Закона о защите прав потребителей, п. 23, 24, 33 «Правил продаж отдельных видов товаров», п. 12 ст. 17, п. 1 ст. 20 Технического регламента ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:

- Спрайт напиток безалкогольный сильногазированный 1,5л по цене 30 руб., изготовитель: ООО «Кока-Кола», дата изготовления: 02.11.2018 г., годен до: 04.05.2019 г. объем 900 г., годен до: 03.09.2018 г., с истекшим сроком годности 19 суток;

- Газированная минеральная вода «КУБАЙ», 05 л, по цене 25 руб., производитель: ООО «Меркурий», дата изготовления: 27.08.2017 г., срок хранения: 12 месяцев, годен до: 27.08.2018 г., с истекшим сроком годности 8 месяцев 26 суток;

- предоставление торгующей организации недостоверной информации о Продавце в документах, издаваемых Продавцом по вопросам, не связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий: с использованием печати с изображением Государственного Герба Российской Федерации: с нарушением требований, предусмотренных ст. 8 Закона о защите прав потребителей: выдан товарный чек на реализованную некачественную опасную для жизни и здоровья потребителя пищевую продукцию с истекшими сроками годности с печатью торгующей организации ИП Разживина Наталья Васильевна, с изображением Государственного герба России.

3. Обязать ИП Разживину Наталью Васильевну довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу, через любые средства массовой информации или иным способом, уведомить истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения).

4. Предоставить истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем размещения данного решения на сайте ТОО ЗПП «ЩИТ» по адресу http://sudebnik.net за счет ответчика, с взысканием с него стоимости публикации, в случае если ответчик не исполнит решение суда по публикации судебного решения в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Взыскать с ИП Разживиной Натальи Васильевны в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.09.2019 г.

Судья /подпись/

Копия верна

Судья Е.В.Хлыстова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>