Дело № 2 – 816/2019
54RS0025-01-2019-001163-94
Поступило в суд 07.08.2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2019 года г. Куйбышев НСО
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Гламаздиной Ю.Г.
при секретаре судебного заседания Бородихиной Г.Н.
с участием истца Песчанко М.В., представителей ответчиков Саулиной К.С., Бадажковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Песчанко М. В. к ГКУ НСО «ЦСПН Куйбышевского района», о признании права на выплату единовременного пособия в размере 10 000 рублей в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона НСО № 225-ОЗ от 11.10.2004 г. «О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих» и о возложении на ответчика обязанности выплатить указанное пособие,
У С Т А Н О В И Л:
Песчанко М.В. обратилась в суд с иском к ГКУ НСО ЦСПН Куйбышевского района о признании права на выплату единовременного пособия в размере 10 000 рублей в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона НСО № 225-ОЗ от 11.10.2004 г. «О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих» и о возложении на ответчика обязанности выплатить указанное пособие. Свои требования обосновывает следующим.
Она является вдовой ветерана боевых действий сотрудника ОВД Песчанко А.А., погибшего при исполнении служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ на территории Северо-Кавказского региона в ходе контртеррористической операции.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГКУ НСО "ЦСПН Куйбышевского района"с заявлением о выплате единовременного денежного пособия в размере 10 000 рублей в соответствии с п. 3 ст.9 Закона НСО № 225-03 от 11.10.2004 года "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" (далее Закон 225-03). Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № ей в выплате пособия отказано ввиду того, что оно может быть назначено вдове погибшего в ходе боевых действий после ДД.ММ.ГГГГ, при этом ее муж погиб ДД.ММ.ГГГГ С данным отказом истец не согласна, поскольку действие Закона, в соответствии со ст. 1. п.1 пп.2 Закона НСО от 11.10.2004 г. N 225-03 распространяется на вдов, военнослужащих, указанных в разделе 111 приложения к Закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ " О ветеранах"
В соответствии с Законом 225-03, Постановлением Правительства НСО от 02.08.2010 г. № 80-П, которым утверждён Порядок предоставления денежных пособий лицам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы в ходе боевых действий, Песчанко М.В. в целях получения пособия представила Ответчику орган весь пакет необходимых документов.
Поскольку норма права носит заявительный характер, распространяется на отношения в получении мер соц.поддержки после ДД.ММ.ГГГГ не является целевой на погребение, то может быть востребована при подтверждении правового статуса вдовы и статуса ветерана боевых действий погибшего супруга.
Отказ в выплате единовременного пособия не имеет под собой оснований, так как нормами права данной статьи круг лиц, на которых распространяется действие Закона 225-03, не определяется. Данная статья определяет размеры денежных пособий в зависимости от статуса субъекта права. Применение п. 3 ст. 9 Закона 225-03 возможно лишь в системной связи с положениями Закона 5-ФЗ " О ветеранах", так как нормами права данной статьи не устанавливается самостоятельное регулирование в части определения лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, погибшего в ходе боевых действий.
В Постановлении 33 сессии Новосибирского Областного Совета депутатов 3 созыва от 23.09.2004 г. «О Законе НСО «О дополнительных мерах соц. защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов семей погибших военнослужащих», а также в редакции издания от 11.10.2004 г. Закона НСО № 225-03 не усматривается зависимость в получении мер соц. поддержки от даты гибели военнослужащих до или после ДД.ММ.ГГГГ.
Изначально в редакции издания Закона 225-03 не предусматривалось распределение единовременного денежного пособия на доли между родственниками погибших военнослужащих. ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения, согласно чему родственникам погибших военнослужащих (родителям, вдовам (вдовцам) устанавливается единовременное денежное пособие в размере 20000 рублей, при этом пособие выплачивается в следующих долях: родителям-10000 рублей; вдовам (вдовцам) – 10000 рублей.
Действие настоящего пункта распространяется на отношения, возникшие после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку касается норм закона в предоставлении вышеуказанного пособия по Закону НСО 225-03 с ДД.ММ.ГГГГ Изменения не касаются круга лиц-получателей мер соц.поддержки в зависимости от даты гибели военнослужащего до или после ДД.ММ.ГГГГ В противном случае смысл Закона в предоставлении равных условий в реализации мер соц.поддержки для вдов погибших был бы утрачен и приобрёл иной характер.
Закон НСО от 11.10.2004 г. N 225-ОЗ распространяется, в т.ч., на отношения в получении мер соц.поддержки членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, погибших при исполнении обязанностей военной службы в ходе боевых действий, согласно Приложения к разделу 111Закона 5-ФЗ " О ветеранах». Участие погибших военнослужащих в боевых действиях, в соответствии с пп. 1-4 п.1 ст. 3 Закона 5-ФЗ "О ветеранах» является основанием для установления статуса Ветерана боевых действий. Участие в боевых действиях погибших - свершившийся факт, который происходит до вступления в силу 01.01.2005 г. Закона 225-ОЗ. Факт гибели ветеранов боевых действий является причиной установления для супруги статуса вдовы, что порождает по причине смерти при исполнении служебных обязанностей особые гарантии правовой социальной защиты.
В соответствии со ст. 3 Закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ " О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, совершенствование механизмов институтов социальной защиты указанных лиц. Реализация мер соцзащиты возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления. Никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах, свободах, гарантированных РФ.
Пунктом 3 ст. 10. Закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено право субъектов РФ устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий. В Новосибирской области Законом 225-03 от 11.10.2004 г. установлены дополнительные меры социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих.
В преамбуле Закона 122-ФЗ, во исполнение которого и был принят закон НСО № 225-03, указывается, что субъекты РФ должны вводить эффективные механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правого имущественного положения, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правого регулирования. Субъекты РФ, принимая законы должны обеспечивать конституционные принципы равенства прав и свобод человека. Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного семье погибшего военнослужащего не должен быть различным в объеме социальных прав для лиц, относящихся к одной и той же категории.
Согласно ст.ст. 2, 55 ч.2, 72 п. "б, ж" ч.1 Конституции РФ человек и его права - высшая ценность в РФ и не должны издаваться законы отменяющие или умаляющие права, гарантируется защита прав и свобод человека, а социальная защита, включая социальное обеспечения, являются предметами совместного ведения в РФ, а потому государство должно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан. Льготы не могут носить дискриминационный характер. Правовой статус членов семьи военнослужащего произволен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Истец считает, что ЦСПН Куйбышевского района неверно истолкован п. 3 ст. 9 Закона НСО № 225-03. Действие настоящего пункта распространяется на отношения, возникшие после ДД.ММ.ГГГГ (Пункт в редакции, введенной в действие сДД.ММ.ГГГГ Законом НСО от 09.02.05 г. № 269-03).
Статья 1 вышеуказанного Закона устанавливает лиц, на которых распространяется его действие, то есть субъекты права. Законом от 27.11.2002 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон «О ветеранах» в подп. 1 ч.1 ст. 3 Закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и в раздел III приложения к нему внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2004 г., согласно которым боевыми действиями на территории РФ признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г. Согласно пункту 2 статьи 5 Закона, утверждение Порядка предоставления денежных пособий инвалидам боевых действий, членам семей погибших военнослужащих относится к полномочиям Правительства НСО. Ни в Законе 225-03, ни в постановлении Правительства НСО № 80-П от 02.08.2010 г. не предусмотрено, что выплата единовременного денежного пособия вдове погибшего военнослужащего в ходе боевых действий должна соотноситься с боевыми действиями, которые будут происходить только после 01.01.2005 г., поскольку в таком случае терялась бы связь с отсылочной нормой-приложением к разделу III Закона 5-ФЗ «О ветеранах», и возникли бы необоснованные различия в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории, что носит дискриминационных характер и не соответствует ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. На недопустимость таких различий в правах граждан указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 19.05.2014 г. N 15-П, в Обзоре Президиума Верховного Суда РФ от 23.12.2015 г. "Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава ОВД РФ …».
В связи с указанным выше истец просит суд признать за ней право на единовременное денежное пособие в размере 10 000 рублей в соответствии с п. 3 ст.9 Закона НСО № от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" и возложить на ответчика обязанность произвести выплату единовременного денежного пособия указанного пособия.
Истец Песчанко М.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГКУ НСО «ЦСП Куйбышевского района» Бадажкова Е.В. исковые требования Песчанко М.В. не признала и просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, поскольку пп. 2 п. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 11.10.2004 г. № 225-0З устанавливается, что его действие распространяется на проживающих в НСО родителей, детей, вдов (вдовцов) военнослужащих, в т.ч. числе лиц рядового и начальствующего состава ОВД, исполнявших обязанности военной службы, погибших (пропавших без вести) в ходе боевых действий, указанных в разделе III приложения к Закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Данное приложение содержит перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, в том числе и в периоды после 01.01.2005 г.: выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 г.; выполнение специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики: с 30 сентября 2015 г. Пункт 3 ст. 9 Закона № 225-0З для родителей, вдов (вдовцов) погибших военнослужащих устанавливается единовременное денежное пособие в размере 20 000 рублей и уточняется, что действие этого пункта распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2005 г. Пунктом 1 ст. 11 Закона № 225-03 предусматривается, что указанные положения п. 3 ст. 9 вступают в силу с 01.01.2005 года. При этом в отношении других денежных пособий, предусмотренных Пунктами 2 и 3.1 статьи 9 (ежемесячное денежное пособие детям погибших военнослужащих, ежемесячное денежное пособие каждому из родителей погибших военнослужащих), таких ограничений не установлено. Таким образом, единовременное денежное пособие, предусмотренное п. 3 ст. 9 Закона № 225-03, назначается родителям, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших (пропавших без вести) в ходе боевых действий после 01.01.2005 г. Отказ в назначении выплаты обоснованный и законный.
В судебном заседании представитель 3-го лица Министерства труда и социального развития Новосибирской области (далее министерство) Саулина К.С. просила в удовлетворении требований Песчанко М.В. отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, из которого следует, что федеральный законодатель в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 Закона от 12.01.1995 № 5-Ф «О ветеранах» наделил субъекты РФ правом устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ, финансовое осуществляется из средств областного бюджета. На территории НСО в целях реализации указанного права принят Закон НСО от 11.10.2004 г. № 225-03, действие которого распространяется, в том числе, на проживающих в НСО вдов военнослужащих, лиц рядового, начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, исполнявших обязанности военной службы, погибших в ход боевых действий, указанных в разделе III приложения к Закону № 5-ФЗ. При этом установлено, что данная мера предоставляется при наличии оснований, возникших для ее предоставления после 01.01.2005 г. (п. 3 ст. 9 Закон, № 225-03).
Учитывая продолжавшуюся до ДД.ММ.ГГГГ контртеррористическую операцию на территории Северо-Кавказского региона и положения п. 3 ст. 9 Закона №, право на выплату денежного пособия в размере 10 000 рублей приобрели вдовы военнослужащих, погибших при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказскоп региона после ДД.ММ.ГГГГ Поскольку супруг истицы Песчанко А.А. погиб пocле ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, следовательно у истца право на единовременное денежное пособие отсутствует.
В соответствии с п. 13 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате единовременных денежных пособий родителям и вдовам (вдовцам) погибших военнослужащих, утв. приказом Минсоцразвития НСО от ДД.ММ.ГГГГ№, заявителю обоснованно и законно отказано в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием у заявителя права на ее получение.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Песчанко М.В. является вдовой ветерана боевых действий сотрудника ОВД Песчанко А.А., погибшего при исполнении служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ на территории Северо-Кавказского региона в ходе контртеррористической операции.
На л.д. 17 имеется свидетельство № о смерти Песчанко А.А., 05.02.01970 года рождения, в соответствии с чем последний находился в должности дознавателя Куйбышевского ГОВД-ГУВД Новосибирской области, погиб ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей, причина смерти – острая массивная кровопотеря, множественные комбинированные осколочно-пулевые ранения головы, груди, конечностей с повреждением внутренних органов.
Из справки МО МВД РФ «Куйбышевский» от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 19 следует, что капитан милиции Песчанко А.А., дознаватель отдела дознания ОВД г. Куйбышева НСО, находился в служебной командировке в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где погиб при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий при столкновении с незаконными вооруженными формированиями на территории Северо-Кавказского региона.
На момент смерти Песчанко А.А. состоял в браке с истцом Песчанко М.В. (свидетельство о заключении брака на л.д. 20). Песчанко М.В. является женой погибшего военнослужащего, что также подтверждается удостоверением на ее имя от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 21.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГКУ НСО "ЦСПН Куйбышевского района" с заявлением о выплате единовременного денежного пособия в размере 10 000 рублей в соответствии с п. 3 ст.9 Закона НСО № 225-0З. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № 745 ей в выплате такого пособия отказано, поскольку оно может быть назначено вдове погибшего в ходе боевых действий после ДД.ММ.ГГГГ, при этом ее муж погиб ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 1 Закона № 225-03 действие указанного Закона распространяется на проживающих в Новосибирской области родителей, детей, вдов (вдовцов) военнослужащих, в том числе лиц рядового и начальствующего состава ОВД, исполнявших обязанности военной службы, погибших (пропавших без вести) в ходе боевых действий, указанных в разделе III приложения к Закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Данное приложение содержит перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, в том числе и в периоды после 01.01.2005 г.: выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии с 08.08.2008 г. по 22.08.2008 г.; выполнение специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30.09.2015 г.
На основании п. 3 ст. 9 Закона № 225-03 родителям, вдовам (вдовцам) погибших военнослужащих устанавливается единовременное денежное пособие в размере 20 000 рублей, действие этого пункта распространяется на отношения, возникшие после ДД.ММ.ГГГГ, то есть при наличии оснований, возникших для ее предоставления после ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 225-03 указанные положения пункта 3 статьи 9 вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая продолжавшуюся до ДД.ММ.ГГГГ контртеррористическую операцию на территории Северо-Кавказского региона и положения п. 3 ст. 9 Закона № 225-ОЗ, право на выплату денежного пособия в размере 10 000 руб. приобрели, в частности, вдовы военнослужащих, погибших при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.
Статья 4 ГК РФ, закрепляя общеправовой принцип действия закона во времени, не исключает возможность для законодателя установить иное регулирование в специальном законе с учетом предписаний ст. 54 Конституции РФ (о чем свидетельствует содержание абзаца второго п. 1 данной статьи ГК РФ) и, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права граждан (опред. от 24.11.2005 г. N416-О, от 16.04.2009 г. N504-О-О, от 23.03.2010 г.N 410-О-О, от 22.04.2010 г. N606-О-О, от 24.02.2011 г. N135-О-О).
В п. 1 ст. 11 Закона № 225-03 указано на то, что указанные выше положения п. 3 ст. 9 Закона № 225-03 вступают в силу с 01.01.2005 г.
Поскольку в соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, то единовременное денежное пособие, предусмотренное п. 3 ст. 9 Закона № 225-03, может быть назначено родителям, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших (пропавших без вести) в ходе боевых действий после 01.01.2005 года.
При этом, как установлено при рассмотрении дела, муж истца Песчанко А.А. погиб в ходе боевых действий ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, положения законодательства применяются к отношениям, возникшим после ДД.ММ.ГГГГ и не могут и распространяться на правоотношения, возникшие до указанной даты.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования Песчанко М.В. к ГКУ НСО «ЦСПН Куйбышевского района» о признании права на выплату единовременного пособия в размере 10 000 рублей в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона НСО № 225-ОЗ от 11.10.2004 г. «О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих» и о возложении на ответчика обязанности выплатить указанное пособие – удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Песчанко М. В. к ГКУ НСО «ЦСПН Куйбышевского района» о признании права на выплату единовременного пособия в размере 10 000 рублей в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона НСО № 225-ОЗ от 11.10.2004 г. «О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих» и о возложении на ответчика обязанности выплатить указанное пособие, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Г. Гламаздина