ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-816/20 от 29.10.2020 Давлекановского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2 - 816/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2020 года г. Давлеканово

Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Конавченко А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исхаковой

С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сатлыганова Р.Р. к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности по выдаче удостоверения единого образца,

УСТАНОВИЛ:

Сатлыганов Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения РБ о признании права на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности по выдаче удостоверения единого образца, указав в обоснование иска, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил воинскую службу в войсковой части , располагавшейся на территории Семипалатинского испытательного ядерного полигона в <адрес><адрес><адрес>, отнесенной к зоне повышенного радиационного риска. Прохождение действительной военной службы в войсковой части отражено в его военном билете, а так же подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации». На основании ст. 7 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» <адрес><адрес> относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр. Граждане, проживавшие, проработавшие или проходившие военную службу на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами относятся к пострадавшим вследствие ядерных испытаний, что подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Центральным архивом Министерства обороны Республики Казахстан. Он обратился в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан для включения в реестр учета граждан,

подвергшихся, радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направления его документов в МЧС России для выдачи удостоверения единого образца. Однако протоколом ДД.ММ.ГГГГ комиссии Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации, ему было отказано, в связи с тем, что согласно выводам Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан право на включение в реестр учета граждан, подвергшихся, радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получения удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в рамках законодательства Российской Федерации не усматривается. С данными выводами он не согласен, считает их ошибочными, в связи со следующим. Меры социальной поддержки гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» за гражданами, проживавшими в период с 1949 - 1963 г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) дозу облучения более 5 сЗв (бэр), признано право на возмещение вреда здоровью посредством предоставления мер социальной поддержки. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ. В силу п. п. 2, 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 849, удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Между тем согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ настоящий Закон принят в целях обеспечения мер социальной поддержки всем гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных

испытаний на Семипалатинском полигоне. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 960-О-П по жалобе гражданина Ермакова С.Л. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» указанная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года № 197-О суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. Данный вывод сформулирован Конституционным Судом РФ в связи с обращением заявителя, который получил суммарную дозу облучения свыше 100 бэр в одном из населенных пунктов, включенных в соответствующий перечень Правительством Российской Федерации, но проживали в этом населенном пункте в 1968 - 1973 годах, т.е. не в тот установленный федеральным законодателем период, с которым связывалось предоставление льгот и компенсаций. ФИО2 района <адрес>, в котором дислоцировались воинские части , не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р. Между тем из архивной справки Центрального архива Министерства Обороны Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что <адрес><адрес><адрес> относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр. При изложенных обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении его заявления о включении его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, нет. На основании изложенного, истец просит установить факт его проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес><адрес><адрес> признать его лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения более 5 сЗв (Бэр), но не превышающей 25 сЗв (Бэр), признать

за ним право на включение в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и выдаче удостоверения установленного образца.

В возражении Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ на исковое заявление просит в удовлетворении иска Сатлыганова Р.Р. отказать по следующим основаниям. В целях реализации прав граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинком полигоне, в Российской Федерации принят Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». в соответствии со статьей 1 Федерального закона меры социальной поддержки предоставляются гражданам, которые проживали с 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Основанием для предоставления мер социальной поддержки являются удостоверения установленного российского образца (ст. 5 Федерального закона), которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи удостоверений определяется Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 03.04.2009 № 300, приказ МЧС России от 18.09.2009 №540). В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне включенных в перечни, утвержденные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 № 356-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты в нем дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний (ядерных взрывов) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В случае проживания гражданина в населенном пункте (из указанного Перечня) в период, не включающий день проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на

жителей этого населенного пункта, уполномоченный орган на основании абзаца 6 пункта 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом МЧС России от 18.09.2009 № 540 (далее - Порядок), в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в организации, определяемой в соответствии с Правдами заключение о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Основания отказа во включении истца в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направлении его документов в МЧС России для выдачи удостоверения единого образца изложены в протоколе Комиссии Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации, от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленным Сатлыгановым Р.Р. в Комиссию документам значится, что он проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части (<данные изъяты>). По архивной справке, выданной Центральным архивом Министерства обороны Республики Казахстан ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), значится, что в указанные периоды войсковая часть дислоцировалась в <адрес><адрес><адрес>. Указанный населенный пункт не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 № 356-р (в ред. от 08.02.2002 № 156-р). Также период с 1979 года по 1981 год, в который заявитель проходил военную службу в <адрес><адрес> бывшей Казахской ССР, находится за пределами периода радиационного воздействия, установленного Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ (1949-1963). Таким образом, в рамках норм федерального законодательства право на включение в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, у Сатлыганова Р.Р. не определяется, о чем он был Комиссией уведомлен. По требованиям истца, изложенным в мотивировочной части искового заявления, поясняем следующее. 1. Истец, обосновывая свои требования на установление статуса гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ссылается на законодательство Республики Казахстан и архивную справку, выданную Центральным архивом

Министерства обороны Республики Казахстан (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с тем, правовые нормы зарубежного государства не могут давать гражданам право на установление льготного статуса и предоставление мер социальной поддержки согласно Российскому законодательству. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Определения от 14 декабря 1999 года № 197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хромова Валерия Александровича на нарушение его права на возмещение вреда статьями 1 и 5 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»: «Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность государства возмещать вред гражданам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера, однако не регламентирует конкретные условия, при которых эта обязанность должна выполняться, - решение вопросов, в частности, об уровне радиации, времени проживания граждан на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, перечне таких территорий отнесено к компетенции федерального законодателя и Правительства Российской Федерации». После распада СССР (01.01.1992) во всех бывших союзных республиках, в том числе в Республике Казахстан, приняты свои законодательные акты, регламентирующие порядок и условия установления статуса гражданина, подвергшегося воздействию радиации в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, перечни населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, методику исчисления полученных доз облучения, а также объем возмещения причиненного вреда здоровью. Эти законодательные акты, перечни населенных пунктов, подвергшихся воздействию радиации, а также рассчитанные дозы облучения действительны только на территории данных государств, и не могут являться основанием для установления льготного статуса и выдачи удостоверения в других государствах. Так, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 апреля 2010 года № 78-В10-2 указано, что справки зарубежных государств не могут свидетельствовать о наличии у граждан суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации. Выдача удостоверений и предоставление в Российской Федерации мер социальной поддержки на основании законодательства зарубежных стран возможно только в соответствии с международными договорами. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для российской Федерации и положения которого не требует издания

внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права ( часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ). вместе с тем, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении дела норм права иностранного государства - республики казахстан на территории Российской Федерации. Согласно статье 13 Конвенции Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (с изменения от 28 марта 1997 года) данная норма обеспечивает лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля) и не дает права гражданам требовать на территории российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Российской Федерации. В этой связи гражданам, подвергшимся воздействию радиации, прибывающим на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, необходимо решить вопрос о получении удостоверения согласно Российскому законодательству. 2. В резолютивной части истец просит суд «признать Сатлыганова Рината Рамазановича лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающей 25 сЗв (бэр)». В пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 960-О-П «По жалобе гражданина Ермакова Сергея Лукича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» сказано: «... субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное
подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний». Истцом в доказательство о факте своего облучения

предоставлена вышеуказанная архивная справка Центрального архива Министерства обороны Республики Казахстан, в которой говорится о том, что «на основании ст. 7 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» <адрес><адрес> относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр». Данная информация не содержит персонифицированных сведений в отношении Саилыганова Р.Р., то есть носит общий характер и кроме того, доза радиационного воздействия на население указанного населенного пункта установлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Иных доказательств, подтверждающих получение Сатлыгановым Р.Р. суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, истцом не предоставлено. Учитывая, что законодателем определены обязательные условия для установления льготного статуса, которые в данном случае отсутствуют, правовых оснований для установления Сатлыганову Р.Р. статуса гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется. 3. Также обращают внимание на то, что в мотивировочной части истец ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Вместе с тем, данный нормативный акт утратил силу с 05.12.2009 в связи с изданием Постановления правительства российской Федерации от 23.11.2009 № 946 «О признании утратившим силу постановления правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 849».

В судебном заседании представитель истца Залилова Е.А. исковые требования поддержала, просила установить факт проживания Сатлыганова Р.Р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес><адрес> Казахской ССР; признать Сатлыганова Р.Р. лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения более 5 сЗв (Бэр), но не превышающей 25 сЗв (Бэр); признать за Сатлыгановым Р.Р. право на включение в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и выдаче удостоверения установленного образца.

Истец Сатлыганов Р.Р. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, обеспечил в суд явку своего представителя.

Представитель ответчика Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца Залилову Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 09 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» предусмотрено, что граждане имеют право на радиационную безопасность; в случае нарушения указанного права им гарантируется предоставление мер социальной поддержки (статьи 22, 25-26).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634 установлено, что отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке (пункт 2); определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили

суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (пункт 3); для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам (пункт 4); подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 5).

Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотрен в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 № 356-р (в редакции распоряжения пПравительства Российской Федерации от 08 февраля 2002 года № 156-р). В указанном перечне населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 07 августа 1962 года.

Организация, осуществляющая расчет и выдачу заключений о получении суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (пункт 3 Правил).

Из содержания правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, следует, что обязательными условиями для признания за гражданином права на получение удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и в связи с этим предоставление мер социальной поддержки являются: проживание или прохождение военной службы в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопительной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), подтвержденной соответствующим заключением.

Из материалов дела следует, что истец Сатлыганов Р.Р. в период с ДД.ММ.ГГГГ9 года по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части

Согласно архивной справке Центрального архива Министерства обороны Республики Казахстан войсковая часть в ДД.ММ.ГГГГ годах дислоцировалась в <адрес><адрес>. На основании ст. 7 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Симипалатинском испытательном ядерном полигоне» <адрес> относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр. Граждане проживавшие, работавшие или проходившие военную службу на территориях подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами относятся к пострадавшим вследствие ядерных испытаний.

ФИО2<адрес><адрес> не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 № 356-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2002 года № 156-р).

Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для российской Федерации и положения которого не требует издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

Оснований для применения норм иностранного государства на территории Российской Федерации при рассмотрении данного дела не имеется.

Учитывая, что населенный пункт, в котором истец проходил военную службу, в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отсутствует, период прохождения военной службы, а также не имеется заключения о наличии у истица суммарной

(накопительной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), обязательные условия для отнесения истца к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не соблюдены.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах, требования Сатлыганова Р.Р. об установлении факта его проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес><адрес><адрес> признании его лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения более 5 сЗв (Бэр), но не превышающей 25 сЗв (Бэр); признании за ним права на включение в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и выдаче удостоверения установленного образца удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Сатлыганова Р.Р. к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности по выдаче удостоверения единого образца отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Давлекановский районный суд Республики Башкортостан.

Судья: подпись

Верно. Судья: А.А.Конавченко

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-816/2020 Давлекановского районного суда РБ.