ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8171/17 от 21.11.2017 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-8171/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Бабиковой Е.А. с участием

истцов ФИО1 и ФИО2,

представителя ответчика ОАО "Сыктывкарский водоканал" ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 ноября 2017 года гражданское дело по иску ФИО2, ФИО4, ФИО1 и ФИО5 к ОАО "Сыктывкарский водоканал" и ООО "УК "Жилсервис" о возложении обязанности произвести перерасчет,

установил:

в производстве суда находится дело по иску ФИО2, ФИО4, ФИО1 и ФИО5 к ОАО "Сыктывкарский водоканал" и ООО "УК "Жилсервис" о перерасчёте платы за холодное водоснабжение.

Первоначально истцами были заявлены требования о возложении обязанности произвести перерасчёт платы за холодное водоснабжение с 03.07.2014 по август 2015 года исходя из показаний индивидуального прибора учёта, а также аналогичные требования к ООО "УК "Жилсервис" за период с 01.08.2015 по ноябрь 2016 года.

Требования обоснованы тем, что в спорный период в квартире истцов был установлен и введён в эксплуатацию индивидуальный прибор учёта холодной воды. Они своевременное передавали показания, однако ответчики производили начисление по нормативам. В результате на момент ввода прибора учёта в эксплуатацию – 03.07.2014 его показания зафиксированы на отметке 3 куб.м, а на момент снятии контрольных показаний 07.12.2016 – 76 куб.м. Истцы полагали необходимым определить среднемесячное потребление и исходя из этого произвести перерасчёт.

В судебном заседании 31.10.2017 поступили уточнения исковых требований. Согласно им истцы просили:

1. возложить обязанность на ОАО "Сыктывкарский водоканал" произвести перерасчёт платы за холодное водоснабжение с 03.07.2014 по 30.11.2016 исходя из показаний индивидуальных приборов учёта;

2. возложить обязанность на ООО "УК "Жилсервис" передать задолженность истцов для перерасчёта ОАО "Сыктывкарский водоканал";

3. признать право истцов на оплату задолженности за холодное водоснабжение и водоотведение за период с 03.07.2014 по 30.11.2016 непосредственно ОАО "Сыктывкарский водоканал".

Уточненные требования обоснованы тем, что расчёт платы за холодное водоснабжение и водоотведение должен производиться исходя из показаний индивидуальных приборов учёта, а не нормативов, как это сделано ответчиками.

Определением суда от 31.10.2017 уточнённые исковые требования приняты в части возложить обязанность на ОАО "Сыктывкарский водоканал" произвести перерасчёт платы за холодное водоснабжение с 03.07.2014 по 30.11.2016 исходя из

показаний индивидуальных приборов учёта. В принятии остальной части уточнений отказано.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена администрация МО ГО "Сыктывкар".

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Истцы ФИО2 и ФИО1 на исковых требованиях настаивали. Пояснили, что неоднократно передавали показания прибора учёта в специальный ящик, однако по неизвестной причине их не принимали. В дальнейшем обратились за перерасчётом, однако ответчики сделали его не в полном объёме, поскольку также рассчитывали стоимость услуги из норматива, а не показаний прибора учёта. Также истцы признали, что ОАО "Сыктывкарский водоканал" в июле и августе 2014 года произвело начисление платы за холодное водоснабжение согласно показаний индивидуального прибора учёта. В июле такие показания составили 1,86 куб.м, а в августе 4 куб.м. По заявлению истцов ОАО "Сыктывкарский водоканал" произвёл перерасчёт исходя из норматива, а не показаний прибора учёта, исключив отдельных зарегистрированных лиц, фактически не проживавших в квартире. ООО "УК "Жилсервис" произвело перерасчёт за полгода, предшествующие обращению за перерасчётом. Также истцы пояснили, что ни один и ответчиков контрольные показания с прибора учёта ни разу не снимал, кроме декабря 2016 года.

Представитель ответчика против иска возражала. Пояснила, что ОАО "Сыктывкарский водоканал" производило прямое начисление платы за холодное водоснабжение по 30.06.2015. В связи с чем требования к данному лицу могут быть рассмотрены только за период с июля 2014 года по июнь 2015 года. Также указала, что оснований для перерасчёта платы за июль и август 2014 года не имеется, поскольку размер платы за холодное водоснабжение за данные месяц определён исходя из показаний индивидуального прибора учёта. В остальной части полагала невозможным определить, какие именно суммы подлежат перерасчёту каждому из ответчиков, поскольку снятие контрольных показаний прибора учёта при смене поставщика услуги не производилось.

Иные лица, извещённые о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

С учётом первоначально заявленных требований, уточнений иска, пояснений истцов, данных в судебном заседании, о необходимости перерасчета по показаниям прибора учёта суд полагает, что по существу заявлены требования о перерасчёте платы за холодное водоснабжение (индивидуальное потребление) в жилом помещении по адресу: ..., за период с 03.07.2014 по 30.11.2016 к обоим ответчикам в период деятельности по поставке коммунального ресурса. Также отдельно необходимо будет разрешить требования к ОАО "Сыктывкарский водоканал" о перерасчёте за период с 01.07.2015 по 30.11.2016. Доводов о несогласии с начислениями платы за общедомовые нужды в ходе производства по делу заявлено не было.

В ходе рассмотрения дела судом ответчикам было предложено представить сведения, в каком порядке производилось начисление платы за ХВС в спорный период (по показаниям индивидуального прибора учета или по нормативу); расчет начислений по адресу ... помесячно; сведения о

переданных показаниях индивидуального прибора учета от истцов, а также информацию об оплате услуг ХВС.

Такие сведения были представлены ОАО "Сыктывкарский водоканал" не в полном объёме. ООО "УК "Жилсервис" данные сведения не представило.

Установлено, что жилое помещение по адресу: ..., предоставлено ФИО4 с учётом членов его семьи ФИО2, ФИО6, ФИО5, а также несовершеннолетних ... Е.К. и ... К.Э. по договору социального найма № 922 от 09.07.2013.

Управляющей организацией многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, с 10.04.2014 является ООО "УК "Жилсервис" (согласно сведениям сайта ...).

Согласно квитанциям на оплату коммунальных услуг, сведений расчётного центра, пояснениям истцов и представителя ответчика ОАО "Сыктывкарский водоканал" ресурсноснабжающей организацией в спорные периоды с 03.07.2014 по 30.06.2015 являлось ОАО "Сыктывкарский водоканал", а с 01.07.2015 по 30.11.2016 – ООО "УК "Жилсервис". Данные организации в соответствующие периоды осуществляли расчёт стоимости услуги холодного водоснабжения, предъявляли и получали соответствующие платежи.

Законность предъявления к оплате стоимости коммунальных услуг в указанные выше периоды сторонами не оспаривалась и не является предметом судебного разбирательства.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду.

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов (ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации)

Согласно ч. 1 и 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п. 42 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту – Правила № 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

П. 59 Правил № 354 устанавливает возможность расчёта размера платы за коммунальную услугу из среднемесячного потребления, определённого по показаниям прибора учёта не менее, чем за 6 месяцев, либо из фактического потребления не менее, чем за 3 месяца, при работе прибора менее 6 месяцев.

В соответствии с п. "б" п. 59 Правил № 354 это возможно в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.

В дальнейшем начисление платы производится по нормативу (п. 60 Правил № 354).

Согласно п. 61 Правил № 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

П. 82 Правил № 354 установлена обязанность проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.

Согласно п. 84 Правил № 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

Из материалов дела следует, что актом № 944 от 02.07.2014 в квартире истцов введён в эксплуатацию индивидуальный прибор учёта холодной воды. Начальные показания данного прибора зафиксированы на отметке 3 куб.м.

Актом от 07.12.2016 сняты контрольные показания – 76 куб.м.

Иные сведения о снятии контрольных показаний отсутствуют.

Также из счёта-квитанции за июль 2014 года следует, что ОАО "Сыктывкарский водоканал" предъявил к оплате холодную воду исходя из показаний индивидуального прибора учёта – 1,8606 куб.м, а за август – 4 куб.м.

Доказательств того, что за период с 01.09.2014 по 30.11.2016 истцами передавались показания прибора учёта, материалы дела не содержат. Как не имеется и доказательств того, что ответчики предпринимали попытки снять показания контрольные показания прибора учёта в соответствии с п. 84 Правил № 354.

Сторонами в ходе производства по делу не оспаривалось, что прибор учёта находится в надлежащем состоянии, вмешательств в его работу не установлено.

В связи с этим суд приходит к выводу о возможности применения п. 61 Правил № 354 и необходимости перерасчёта платы за холодное водоснабжение (индивидуальное потребление), исходя из снятых показаний прибора учёта.

Они определяются как разница между итоговыми показаниями с начальными показаниями и показаниями за июль и август 2014 года (как ранее учтённые при расчёте): 76 куб.м – 3 куб.м – 1,8606 куб.м – 4 куб.м = 67,1394 куб.м. Данный объём был израсходован за период с 01.09.2014 по 30.11.2016 – 27 месяцев. Плата за июль и август 2014 года рассчитана ОАО "Сыктывкарский водоканал" согласно показаниям индивидуального прибора учёта и в перерасчёте не нуждается.

При этом с учётом обстоятельств дела, длительности периода неснятия контрольных показаний, значительного объёма коммунального ресурса, суд приходит к выводу, что основания полагать потреблённым данный объём в расчётном периоде, когда были сняты показания, отсутствует.

По убеждению суда наиболее справедливым и разумным будет следующий механизм учёта. 67,1394 куб.м холодной воды были получены истцами в период с 01.09.2014 по 30.11.2016. Соответственно, они подлежат распределению равными долями по количеству месяцев потребления. При делении одинаковый объём для каждого из месяцев вывести невозможно. В связи с чем суд полагает возможным исходить из потребления в течение первых 26 месяцев 2,49 куб.м, а за 27-ой месяц – 2,4 куб.м.

Соответственно, размер платы за индивидуальное потребление холодной воды необходимо определять исходя из объёма потребления и тарифа, установленного для соответствующего месяца.

В период с 01.07.2014 по 30.06.2015 действовал тариф 36,24 руб. за куб.м холодной воды (Приказ службы Республики Коми по тарифам № 95/4 от 03.12.2013 и приказ службы Республики Коми по тарифам № 85/5 от 11.12.2014).

В период с 01.07.2015 по 30.06.2016 действовал тариф 40,3 руб. за куб.м холодной воды (Приказ службы Республики Коми по тарифам № 85/5 от 11.12.2014 и приказ службы Республики Коми по тарифам № 70/33 от 19.11.2015).

В период с 01.07.2016 по 30.11.2016 действовал тариф 40,82 руб. за куб.м холодной воды (Приказ службы Республики Коми по тарифам № 70/33 от 19.11.2015).

Размер платы за холодное водоснабжение (индивидуальное потребление) в период выставления счетов ОАО "Сыктывкарский водоканал" с 01.09.2014 по 30.06.2015 определяется по следующей таблице.

месяц начисления

объем потребления

тариф

стоимость услуг по ИПУ

2014 год

сентябрь

2,49

36,24

90,24

октябрь

2,49

36,24

90,24

ноябрь

2,49

36,24

90,24

декабрь

2,49

36,24

90,24

2015 год

январь

2,49

36,24

90,24

февраль

2,49

36,24

90,24

март

2,49

36,24

90,24

апрель

2,49

36,24

90,24

май

2,49

36,24

90,24

июнь

2,49

36,24

90,24

ВСЕГО:

902,38

Размер платы за холодное водоснабжение (индивидуальное потребление) в период выставления счетов ООО "УК "Жилсервис" с 01.07.2015 по 30.11.2016 определяется по следующей таблице.

месяц начисления

объем потребления

тариф

стоимость услуг по ИПУ

2015 год

июль

2,49

40,3

100,35

август

2,49

40,3

100,35

сентябрь

2,49

40,3

100,35

октябрь

2,49

40,3

100,35

ноябрь

2,49

40,3

100,35

декабрь

2,49

40,3

100,35

2016 год

январь

2,49

40,3

100,35

ферваль

2,49

40,3

100,35

март

2,49

40,3

100,35

апрель

2,49

40,3

100,35

май

2,49

40,3

100,35

июнь

2,49

40,3

100,35

июль

2,49

40,82

101,64

август

2,49

40,82

101,64

сентябрь

2,49

40,82

101,64

октябрь

2,49

40,82

101,64

ноябрь

2,4

40,82

97,97

ВСЕГО:

1708,70

Указанные суммы определяют размер платы за холодное водоснабжение (индивидуальное потребление) каждому из ответчиков.

Достоверные данные о фактических начислениях представлены не были. Однако предъявленные к оплате суммы отличаются от указанных выше, поскольку были рассчитаны исходя из норматива потребления.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования к ответчикам и возложить на них обязанность произвести перерасчёт, исходя из показаний индивидуального прибора учёта и размера платы, определённой судом. Так, ОАО "Сыктывкарский водоканал" должно произвести перерасчёт и исходить из подлежащей к предъявлению к оплате суммы за период с 01.09.2014 по 30.06.2015 – 902,38 руб., а ООО "УК "Жилсервис" должно произвести перерасчёт и исходить из подлежащей к предъявлению к оплате суммы за период с 01.07.2015 по 30.11.2016 – 1708,7 руб.

При этом уменьшение или доначисление сумм необходимо произвести по п. 61 Правил № 354.

Оснований для перерасчёта за период с 03.07.2014 по 31.08.2014 не имеется, поскольку расчёт за данный период произведён по показаниям прибора учёта. В связи с чем в иске о перерасчёте за данный период необходимо отказать.

Также необходимо отказать в иске к ОАО "Сыктывкарский водоканал" о возложении обязанности произвести перерасчёт за период с 01.07.2015 по 30.11.2016, поскольку в данный период времени указанное лицо не осуществляло расчёта и предъявления к оплате услуг холодного водоснабжения.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из положений ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку истцы как потребители были освобождены от оплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчиков. При определении её размера суд исходит из того, что судом рассмотрено имущественное требование, не подлежащее оценке. Суд определил лишь размер платы, который должен был быть предъявлен истцам каждым из ответчиков, и возложил обязанность произвести перерасчёт с учётом данных сумм. Конкретные суммы, которые будут дополнительно предъявлены к оплате или исключены из оплаты в будущем не определены. В связи с чем исходить из какой-либо цены иска оснований не имеется. При таких обстоятельствах с каждого из ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Возложить на ОАО "Сыктывкарский водоканал" обязанность произвести перерасчёт стоимости платы за услугу "холодное водоснабжение" (индивидуальное потребление) в жилом помещении по адресу: ... за период с 01.09.2014 по 30.06.2015, исходя из того, что размер платы за указанную услугу в данный период в общем размере составил 902,38 руб.

Возложить на ООО "УК "Жилсервис" обязанность произвести перерасчёт стоимости платы за услугу "холодное водоснабжение" (индивидуальное потребление) в жилом помещении по адресу: ... за период с 01.07.2015 по 30.11.2016, исходя из того, что размер платы за указанную услугу в данный период в общем размере составил 1708,7 руб.

В удовлетворении требований к ОАО "Сыктывкарский водоканал" о возложении обязанности произвести перерасчёт платы за услугу "холодное водоснабжение" (индивидуальное потребление) за период с 03.07.2014 по 31.08.2014 и с 01.07.2015 по 30.11.2016 отказать.

Взыскать с ОАО "Сыктывкарский водоканал" и ООО "УК "Жилсервис" государственную пошлину в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" по 300 руб. с каждого.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Попов