2-8171/2021
86RS0004-01-2021-010854-78
Решение
именем Российской Федерации
город Сургут
09 ноября 2021 года
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, в составе:
председательствующего судьи Паничева О.Е.,
при секретаре Апкадыровой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО3, ФИО2 к Администрации <адрес> об обязании прекратить права собственности, возмещении убытков,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации <адрес> об обязании прекратить права собственности, возмещении убытков, мотивируя требования тем, что Истец ФИО1 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:32, общей площадью 1571 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, <адрес>. (далее земельный участок 2). Истец ФИО2 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:32, общей площадью 1571 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, <адрес>. (далее земельный участок 2). Истец ФИО3 является собственником земельного участка : кадастровым номером 86:10:0101207:91, общей площадью 1694 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>. На земельном участке 1 и земельном участке 2 расположен жилой дом, состоящий из квартир № и №, адрес объекта ХМАО-Югра <адрес>. Истец ФИО1 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на часть жилого дома с кадастровым (или условным) номером 86:10:0101207:272, общей площадью 85,2 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес> (далее - Часть жилого <адрес>). Истец ФИО2 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на часть жилого дома с кадастровым (или условным) номером 86:10:0101207:272, общей площадью 85,2 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес> (далее - Часть жилого <адрес>). Истец ФИО3 является собственником части жилого дома с кадастровым (или условным) номером 86:-86-03/044/2010-303, общей площадью 90,9 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, <адрес> (далее - Часть жилого <адрес>). Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ <адрес> участок 1 и Земельный участок 2 относятся к территориальной зоне объектов шорта (Р.4) и зоне автомобильных дорог (АД).Жилой дом по адресу: <адрес>. расположенный на указанных земельных участках, был построен более 80 лет назад. Истцы обращались в Администрацию <адрес> с заявлениями, в которых просили выдать нам разрешение на строительство нового дома, однако им в этом было отказано. В 2018 году они обратились к Губернатору ХМАО-Югры с просьбой изменить территориальные зоны земельных участков на зоны застройки малоэтажных жилых домов. В ответе заместителя Губернатора ХМАО-Югры на их обращение сообщалось, что «в соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа,, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление в городском округе отдельных полномочий в сфере жилищного законодательства, включая признание жилых помещений непригодными для проживания, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, относятся к вопросам местного значения городского округа. Согласно информации, представленной администрацией <адрес> (далее - Администрация), сроки переселения граждан, проживающих в аварийных и подлежащих сносу домах, приспособленных для проживания строениях, определены распоряжениями Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении плана мероприятий, направленных на ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений в муниципальном образовании городской округ <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сроках отселения физических и юридических лиц из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также из домов, являющихся ветхими, и из жилых помещении, непригодных для проживания». При этом переселение граждан и снос жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, вышеуказанными распоряжениями не предусмотрен. В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории <адрес>, утвержденными решением Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№-Ш ГД, земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:32, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах следующих территориальных зон: зона размещения объектов спорта (Р.4), зона автомобильных дорог (АД). Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена корректировка проекта межевания и проекта планировки (в части красных линий улиц) территории улично-дорожной сети <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:32 частично располагается в границах красных линий автомобильной дороги уместного значения «<адрес>». Администрацией сообщается, что проектом бюджета на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов в рамках реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы <адрес> на 2014 - 2030 годы» строительство или реконструкция <адрес> не предусмотрены, в связи с чем решение об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества, расположенного по указанному выше адресу, в настоящее время не может быть принято. Им было рекомендовано в целях рассмотрения вопроса о возможности перевода земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из территориальной зоны объектов спорта Р.4 и зоны автомобильных дорог (АД) в зону Ж-1 (зона застройки малоэтажными жилыми домами) обратиться в комиссию по правилам землепользования и застройки при Администрации с соответствующим заявлением. В январе 2019 года они обратились в департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> с заявлением, в котором просили перевести их участки, расположенные по адресу: <адрес>,2 из территориальных зон объектов спорта (Р4) и зоны автомобильных дорог (АД) в зону застройки малоэтажных жилых домов (Ж1). Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории <адрес>» (далее - Постановление №) отклонено предложение граждан ФИО1, ФИО3, ФИО2 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории <адрес>, утвержденные решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ ГД, а именно, в раздел 111 «Карта градостроительного зонирования» в части изменения границ территориальных зон: Р.4, АД в результате уменьшения. Ж.1 в результате выделения для земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101207:32, 86:10:0101207:91. расположенных по адресу: <адрес>, 2. в связи с тем, что испрашиваемая территория относится к общественно-деловой зоне и территории общего пользования в соответствии с действующим генеральным планом муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденным решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, а также согласно проекту планировки и проекту межевания улично-дорожной сети <адрес>, утвержденным постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта межевания и внесения изменений в проект планировки (в части красных линий улиц) территории улично-дорожной сети <адрес>», территория частично расположена в границах красных линий перспективной <адрес>. В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) зарегистрированы их права собственности на Земельный участок 1, Земельный участок 2, Часть жилого <адрес>, Часть жилого <адрес>. При этом никаких ограничений в ЕГРН не установлено. С указанного времени их наследодателям, а в настоящее время им принадлежат Земельный участок 1 и Земельный участок 2. Генеральный план муниципального образования городской округ <адрес>, утвержден решением Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№. Правила землепользования и застройки на территории года Сургута утверждены решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ ГД. Таким образом, считают, что это подтверждает то, что их права как собственников дома и земельных участков нарушены. На Земельном участке 1 и Земельном участке 2 истцы планируют построить индивидуальные жилые дома. Генеральный план и Правила землепользования и застройки на территории года Сургута или приняты без учета мнения собственников Земельного участка 1 и Земельного участка 2. Просят обязать администрацию <адрес> возместить ФИО1 убытки в размере 7879500 рублей, причиненных в результате действий Администрации Сургута, по включению принадлежащих на праве собственности Замятину В.В. ? доли земельного участка и ? доли части жилого дома в территориальные зоны объектов спорта Р.4 и зону автомобильных дорог (АД), в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Прекратить право собственности ФИО1 на ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:32, общей площадью 1571 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, <адрес>. Прекратить право собственности ФИО1 на ? доли в праве общей долевой собственности на часть жилого дома с кадастровым (или условным) номером 86:10:0101207:272, общей площадью 85,2 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>. Просят обязать администрацию <адрес> возместить ФИО2 убытки в размере 7879500 рублей, причиненных в результате действий Администрации Сургута, по включению принадлежащих на праве собственности Шишовой Ю.Н. ? доли земельного участка и ? доли части жилого дома в территориальные зоны объектов спорта Р.4 и зону автомобильных дорог (АД), в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Прекратить право собственности ФИО2 на ? дол. в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:32, общей площадью 1571 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, <адрес>. Прекратить право собственности ФИО2 на ? доли в праве общей долевой собственности на часть жилого дома с кадастровым (или условным) номером 86:10:0101207:272, общей площадью 85,2 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>. Зарегистрировать за Администрацией <адрес> право собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:32, общей площадью 1571 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, <адрес>. Зарегистрировать за Администрацией <адрес> право собственности на часть жилого дома с кадастровым (или условным) номером 86:10:0101207:272, общей площадью 85,2 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>. Обязать администрацию <адрес> возместить ФИО3 убытки в размере 16955000 рублей, причиненных в результате действий Администрации Сургута, по включению принадлежащих на праве собственности Севрюгиной Н.П. земельного участка и части жилого дома в территориальные зоны объектов спорта Р.4 и зону автомобильных дорог (АД), в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Прекратить право собственности ФИО3 на часть жилого дома с кадастровым (или условным) номером 86:-86-03/044/2010-303, общей площадью 90,9 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, <адрес>. Прекратить право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:91, общей площадью 1694 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>. Зарегистрировать за Администрацией <адрес> право собственности на часть жилого дома с кадастровым (или условным) номером 86:-86-03/044/2010-303, общей площадью 90,9 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, <адрес>. Зарегистрировать за Администрацией <адрес> право собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:91, общей площадью 1694 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>.
В судебное заседание истцы не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, обратились в суд с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд в соответствии с ч. 4. ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. С исковыми требованиями не согласен по основаниям, указанным в отзыве.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Истец ФИО1 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:32, общей площадью 1571 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, <адрес>. (далее земельный участок 2).
Истец ФИО2 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:32, общей площадью 1571 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, <адрес>. (далее земельный участок 2).
Истец ФИО3 является собственником земельного участка : кадастровым номером 86:10:0101207:91, общей площадью 1694 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>. На земельном участке 1 и земельном участке 2 расположен жилой дом, состоящий из квартир № и №, адрес объекта ХМАО-Югра <адрес>.
Истец ФИО1 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на часть жилого дома с кадастровым (или условным) номером 86:10:0101207:272, общей площадью 85,2 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес> (далее - Часть жилого <адрес>).
Истец ФИО2 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на часть жилого дома с кадастровым (или условным) номером 86:10:0101207:272, общей площадью 85,2 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес> (далее - Часть жилого <адрес>).
Истец ФИО3 является собственником части жилого дома с кадастровым (или условным) номером 86:-86-03/044/2010-303, общей площадью 90,9 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, <адрес> (далее - Часть жилого <адрес>).
Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ <адрес> участок 1 и Земельный участок 2 относятся к территориальной зоне объектов шорта (Р.4) и зоне автомобильных дорог (АД ).
Истцы обращались в Администрацию <адрес> с заявлениями, в которых просили выдать нам разрешение на строительство нового дома, однако, нам в этом было отказано.
В 2018 году они обратились к Губернатору ХМАО-Югры с просьбой изменить территориальные зоны земельных участков на зоны застройки малоэтажных жилых домов.
В ответе заместителя Губернатора ХМАО-Югры на наше обращение сообщалось, что «в соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление в городском округе отдельных полномочий в сфере жилищного законодательства, включая признание жилых помещений непригодными для проживания, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно информации, представленной администрацией <адрес> (далее - Администрация), сроки переселения граждан, проживающих в аварийных и подлежащих сносу домах, приспособленных для проживания строениях, определены распоряжениями Администрации от 1 февраля-2016 года № «Об утверждении плана мероприятий, направленных на ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений в муниципальном образовании городской округ <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сроках отселения физических и юридических лиц из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также из домов, являющихся ветхими, и из жилых помещении, непригодных для проживания».
При этом переселение граждан и снос жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, вышеуказанными распоряжениями не предусмотрен.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории <адрес>, утвержденными решением Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№-Ш ГД, земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:32, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах следующих территориальных зон: зона размещения объектов спорта (Р.4), зона автомобильных дорог (АД). Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена корректировка проекта межевания и проекта планировки (в части красных линий улиц) территории улично-дорожной сети <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101207:32 частично располагается в границах красных линий автомобильной дороги уместного значения «<адрес>».
Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе по основаниям, связанным со строительством автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Администрацией сообщается, что проектом бюджета на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов в рамках реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы <адрес> на 2014 - 2030 годы» строительство или реконструкция <адрес> не предусмотрены, в связи с чем решение об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества, расположенного по указанному выше адресу, в настоящее время не может быть принято.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 33 Градостроительного, кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) физические или юридические лица в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений, вправе направить предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию по правилам землепользования и застройки. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях».
В январе 2019 года истцы обратились в департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> с заявлением, в котором просили перевести наши участки, расположенные по адресу <адрес>,2 из территориальных зон объектов спорта (Р4) и зоны автомобильных дорог (АД) в зону застройки малоэтажных жилых домов (Ж1).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории <адрес>» (далее - Постановление №) отклонено предложение граждан ФИО1, ФИО3, ФИО2 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории <адрес>, утвержденные решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ ГД, а именно, в раздел 111 «Карта градостроительного зонирования» в части изменения границ территориальных зон: Р.4, АД в результате уменьшения. Ж.1 в результате выделения для земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101207:32, 86:10:0101207:91. расположенных по адресу: <адрес>, 2. в связи с тем, что испрашиваемая территория относится к общественно-деловой зоне и территории общего пользования в соответствии с действующим генеральным планом муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденным решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, а также согласно проекту планировки и проекту межевания улично-дорожной сети <адрес>, утвержденным постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта межевания и внесения изменений в проект планировки (в части красных линий улиц) территории улично-дорожной сети <адрес>», территория частично расположена в границах красных линий перспективной <адрес>.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) зарегистрированы их права собственности на Земельный участок 1, Земельный участок 2, Часть жилого <адрес>, Часть жилого <адрес>.
При этом никаких ограничений в ЕГРН не установлено.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Действуя в пределах дискреционных полномочий, федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации случаи возмещения убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, отнеся к таковым, помимо прочего, ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5). Положения этой статьи, применяемые в системной связи с другими нормами данного Кодекса, призваны, как того требует Конституция Российской Федерации (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 44, часть 3; статья 55, часть 3), гарантировать соблюдение баланса частных и публичных интересов, в том числе при снижении потребительских свойств земельного участка или его рыночной стоимости по причине ограничения прав собственников (правообладателей) в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, и тем самым защитить интересы как индивида, так и публичного субъекта.
При этом согласно пункту 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации (как в действующей редакции, так и в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЭ) на Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению порядка, в котором соответствующее возмещение должно осуществляться. Реализуя делегированные ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 7 мая 2003 года N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц".
В соответствии со ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии со ст. 16, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не наделены правом установления границ территориальных зон.
Заявленные истцами требования о взыскании убытков основаны на том, что истцам причинены убытки в результате незаконных действий Администрации г. Сургута по включению принадлежащих на праве собственности истцам земельного участка и жилого помещения в территориальные зоны объекта спорта Р.4 и зону автомобильных дорог (АД).
Как предусмотрено п. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
Вред возмещается в соответствии с общими положениями, предусмотренными п. 1 ст. 1064 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ)..
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Согласно п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ » по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившим обязательство или причинившим вред. Вина в нарушении обязательства или причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Анализируя указанные нормы, применительно к отношениям, возникшим между сторонами, суд приходит к выводу о том, что для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимо наличие следующих обстоятельств: наступление вреда, противоправность и виновность причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, при этом вина причинителя вреда презюмируется, поскольку данное лицо освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В порядке ст. 56 ГПК РФ истцами не представлено доказательств, подтверждающих, что действиями Администрации г. Сургута им причинен имущественный ущерб, доказательства вины Администрации г. Сургута в причинении ущерба истцам, соответственно, причинно-следственная связь между действиями Администрации г. Сургута и наступившим последствиями.
Администрация г. Сургута не является органом, утверждающим Правила землепользования и застройки г. Сургута, действия Администрации г. Сургута истцами не обжаловались и установленном порядке не признаны незаконными.
При таких обстоятельствах суд считает требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО3, ФИО2 к Администрации г. Сургута об обязании прекратить права собственности, возмещении убытков отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд Ханты-Мансийский автономного округа-Югры после принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Сургутский городской суд.
Судья О.Е. Паничев