№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ростов-на-Дону 21 сентября 2016 года
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Пастушенко С.Н.
при секретаре Дмитриевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №6» к Государственной инспекции труда в Ростовской области о признании недействительным пункта предписания и незаконными действий,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Государственное бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №6» обратился в суд с иском о признании недействительным предписания и незаконными действий Государственной инспекции труда в Ростовской области, ссылаясь на то, что согласно акту проверки №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Государственной инспекции труда в <адрес> государственным инспектором труда отдела правового надзора и контроля №ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ. на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. №№ в помещениях, расположенных по адресу: <адрес> была проведена плановая выездная проверка соблюдения ГБУ РО «СШОР №» норм трудового законодательства, в ходе которой установлено, что в нарушение ст.91 ТК РФ и требований Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» не ведется учет фактически отработанного работником времени за ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 2 Предписания №№ от ДД.ММ.ГГГГ. учреждению указано постоянно вести учет времени фактически отработанного каждым работником в соответствии со ст.91 ТК РФ.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. предписание №№ от ДД.ММ.ГГГГ. было признано правомерным, а жалоба от ДД.ММ.ГГГГ. руководителю Государственной инспекции труда в Ростовской области об обжаловании указанного предписания признана необоснованной.
Основанием признания жалобы необоснованной послужило то обстоятельство, что истец в нарушение ст.91 ТК РФ и Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» для заполнения табеля избрал метод регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т.п.), вместо метода сплошной регистрации явок и неявок.
Однако, до вступления в силу с 13.01.2013г. Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» истец вел учет фактически отработанного времени работниками с использованием форм учетных документов, утвержденных приказом Минфин РФ №173н от 15.12.2010г. «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
С 2015 года приказ Минфина РФ №173н от 15.12.2010г. утратил силу в связи с изданием приказа Минфина РФ №52н от 30.03.2015г. «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению.
Согласно п.6 приказ Министерства финансов РФ от 30.03.2015г. №52н применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Среди обязательных к применению государственным бюджетным учреждением документов утверждена форма табеля учета использования рабочего времени (форма по ОКУД 0504421), которую истец применяет с марта 2016 года, что не противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконными действия Государственной инспекции труда в Ростовской области, включившей в предписание №№ от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2, признать недействительным п.2 предписания №№ от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в Ростовской области.
Представитель истца ФИО1, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком действия 1 год, в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчика, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, что подтверждается материалами дела (л.д.89), своего представителя в суд не направил, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
К числу основных способов защиты трудовых прав работников статья 352 ТК РФ относит государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Реализация данного способа предполагает защиту трудовых прав работников органами государственного надзора и контроля.
В данном случае истец оспаривает пункт 2 предписания Государственной инспекции труда в Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что распоряжением зам. руководителя Государственной инспекции труда - зам. Главного государственного инспектора труда в Ростовской области ФИО4 (по правовым вопросам) была проведена плановая, выездная проверка в отношении Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №6».
По результатам данной проверки государственным инспектором труда отдела правового надзора и контроля №ФИО3 составлен акт проверки №№ от ДД.ММ.ГГГГ. и выдано предписание №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Актом проверки №№ от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11-14) установлено, что в нарушение ст.91 ТК РФ работодателем не ведется учет фактически отработанного времени работников за ДД.ММ.ГГГГ.
Все указанные в акте нарушения, в том числе и нарушение ст.91 ТК РФ явились основанием для вынесения предписания истцу.
Предписанием №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная инспекция труда в Ростовской области обязала Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №6» устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе, в соответствии со ст.91 ТК РФ вести учет времени, фактически отработанного каждым работником постоянно с момента получения предписания.
В данном предписании разъяснено, что оно может быть обжаловано в порядке, установленном п.12 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции труда в Ростовской области или Федеральной службы по труду и занятости в течение 15 дней со дня его получения, либо обжаловано в суд в порядке, установленном ч.2 ст.357 ТК РФ в течение 10 дней со дня его получения.
ДД.ММ.ГГГГ. истцом был обжалован п.2 предписания руководителю Государственной инспекции труда в Ростовской области (л.д.18-22).
Решением № Государственной инспекции труда в Ростовской области п.2 предписания №№ от ДД.ММ.ГГГГ. признана правомерным, а жалоба директора ГБУ РО «СШОР №6» ФИО5 необоснованной (л.д.35-36).
Суд полагает, что оспариваемый п.2 предписания Государственной инспекции труда в Ростовской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ. является незаконным и вынесенным государственным инспектором труда необоснованно, исходя из следующего.
В силу положений статей 353-356, 382 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от30.06.2004г. №324 федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
В соответствии со статьей 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на территории всей Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 361 ТК РФ предусмотрена возможность обжалования предписаний инспектора труда как в порядке подчиненности руководителю, так и в судебном порядке.
Исходя из материалов настоящего дела, в ходе плановой проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Ростовской области были выявлены нарушения трудового законодательства, а именно, по мнению государственного инспектора труда в Ростовской области, ГБУ РО «СШОР №6» нарушены требования ст.91 ТК РФ, в связи с чем, было выдано предписание об устранении, в том числе, и данного нарушения.
Суд не может согласиться с пунктом 2 предписания Государственной инспекции труда в Ростовской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ. по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», табель учета рабочего времени применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени. Выбор способа заполнения Табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики учреждения.
В Табеле регистрируются случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, или фактические затраты рабочего времени. В верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время.
В сроки, установленные порядком документооборота учреждения работником, ответственным за ведение Табеля, отражаются количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и другие виды) с записью их в соответствующие графы. Заполненный Табель подписывается лицом, на которое возложено ведение Табеля.
Табель учета рабочего времени, как установлено Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», применяется для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду.
Затраты рабочего времени учитываются в Табеле или методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т.п.).
Таким образом, из анализа приведенных выше норм усматривается, что метод «отклонений» представляет собой регистрацию всех отклонений (отпуска, больничные и прочие неявки) и уже с учетом отклонений и графика сотрудника определяется отработанное сотрудником время. Между тем, метод «сплошной регистрации» - вместе с регистрацией отклонений фиксирует фактическое отработанное время.
Не соглашается суд и с требованиями предписания в части ведения учета времени, фактически отработанного каждым работником исходя из следующего:
Так, приказом Минфина от 30 марта 2015 г. N 52н, утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методический указаний по их применению.
Согласно Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421) (далее - Табель (ф. 0504421)) применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени. Выбор способа заполнения Табеля (ф. 0504421) определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики учреждения.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.23,24) директор ГБУ РО «СШОР №6» утвердил для применения форму Табеля учета использования рабочего времени по форме № соответствии с которой, учет использования рабочего времени ведется в табеле методом регистрации только отклонений (неявок, опозданий и др.).
Принимая во внимание приведенные выше нормы и правовые позиции, суд признает пункт 2 предписания Государственной инспекции труда в Ростовской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ. недействительным, а действия Государственной инспекции труда в Ростовской области по включению пункта 2 в предписание №№ от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ГБУ РО «СШОР №6».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №6» к Государственной инспекции труда в Ростовской области о признании недействительным пункта предписания и незаконными действия – удовлетворить.
Признать недействительным пункт 2 предписания №№ от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2016 года.
СУДЬЯ: