УИД-16RS0...-97 ... Дело № 2-8175/2019 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 ноября 2019 г. г. Казань Вахитовский районный суд ... в составе председательствующего судьи А.Р. Галиуллина, при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ и Ульяновской области, об обязании произвести работы по сохранению объекта культурного наследия, УСТАНОВИЛ: Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ и Ульяновской области об обязании произвести работы по сохранению объекта культурного наследия, указав в обоснование, что в целях соблюдения требований ст.9.2 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) (далее – Закон №73-Ф3) народов Российской Федерации», государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения осуществляют органы государственной власти субъектов РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В связи с совершенствованием государственного управления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия создано структурное подразделение Правительства Ульяновской области – управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области (далее – Управление). Правительство является правопреемником Департамента по культурному наследию Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области (Управления). Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 г. № 382-р об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» утверждено Положение об Управлении. Согласно постановлению Совета министров РСФСР от 30. 08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР, Постановлению Министров РСФСР от 04.12.1974 г. и приложению к Указу Президента РФ» в списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения на территории Ульяновской области к числу других отнесен «ФИО3 ФИО5, 1940, (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина). Отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ). Закон № 73-ФЗ направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия федерального значения: «ФИО3 ФИО5, 1940», (г. Ульяновск, площадь В.И.Ленина) (переименована на площадь Соборную); «Памятник Карлу Марксу», (<...>); «Памятник Н.М. Карамзину», (<...> Карамзинский сквер); «Бюст ФИО1», (<...> сквер); «Бюст ФИО2» (<...> сквер); «Бюст ФИО2», (<...>); находятся в Федеральной собственности, что подтверждается решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 12.08.2016 г. по делу № 2-3416/16. Распоряжением ТУ Росимущества в Ульяновской области от 19.12.2016 г. № 490-р указанные объекты культурного наследия федерального значения учтены в реестре федерального имущества с постоянным реестровым номером в составе государственной казны Российской Федерации. Управлением произведён осмотр вышеперечисленных объектов культурного наследия федерального значения, по результатам которого было установлено, что они нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ. Кроме того, Управлением в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области направлено уведомление от 08.02.2018 г. № 73-П-ОЗ.01/2920 исх., о необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ и предоставления графика проведения указанных работ по сохранению объектов культурного наследия в числе которых объект культурного наследия федерального значения «ФИО3 ФИО5, 1940, (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина). Из ответа от 09.04.2018 г. № 06/1989 Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (Росимущество) следует, что для решения вопроса по проведению ремонтно-реставрационных работ и предоставления графика проведения указанных работ по сохранению объектов культурного наследия в числе которых Объект культурного наследия Федерального значения «ФИО3 ФИО5, 1940, (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина) требуется решение центрального аппарата Росимущества. Однако, до настоящего времени требования регионального органа охраны объектов культурного наследия не выполнены, о принятом решении информация не поступила. Бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области по невыполнению работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения создаёт угрозу для их физической утраты и является серьёзным нарушением законодательства об объектах культурного наследия, поскольку объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Согласно ст. 11 Закона № 73-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеют право предъявлять иски в суд в случаях нарушения настоящего Федерального закона. На основании изложенного, истец просит обязать Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области: произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «ФИО3 ФИО5, 1940, (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина) (переименована на площадь Соборную); разработать проектную документацию на ремонтные работы постамента и пьедестала памятника, стилабата, цветочниц, реставрацию бронзовой фигуры Ленина; выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилабата, цветочниц; произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Карлу Марксу», (<...>); разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилабата; выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилабата, цветочниц; произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Н.М. Карамзину», (<...> Карамзинский сквер); разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилабата; выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилабата; произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «Бюст ФИО1», (<...> сквер); разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилабата; выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилабата; произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «Бюст ФИО2», (<...> сквер); разработать проектную документацию на ремонтные работы двухфигурной скульптурной группы, включающую бюст ФИО2 и статую мальчика в натуральную величину, пьедестала памятника, постамента и стилабата; выполнить реставрацию двухфигурной скульптурной группы, постамента и пьедестала памятника, стилабата; произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «Бюст ФИО2», (<...>); разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилабата; выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилабата. В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом. В связи с неявкой ответчиков в судебное заседание рассмотрено в порядке заочного производства. Изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Конституцией Российской Федерации провозглашена цель обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями, и закреплено право каждого на доступ к культурным ценностям во взаимосвязи с обязанностью заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (преамбула; ст. 44 ч. 2 и 3). Данные конституционные положения корреспондируют международно-правовым положениям о том, что каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять, повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира (Декларация принципов международного культурного сотрудничества, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО 04.11.1966 г.; Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972). Согласно ст.33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия. На основании п. 5 ч. 2 ст. 33 Закона № 73-ФЗ, государственная охрана включает в себя установление ответственности повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия. Законом № 73-ФЗ в части ст. 47.2 предусмотрены требования сохранению объекта культурного наследия, которые должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В соответствии со ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, или части такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия. Более того, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственник или иной законный владелец обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Судом установлено, что в целях соблюдения требований ст. 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) (далее – Закон № 73-Ф3) народов Российской Федерации», государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения осуществляют органы государственной власти субъектов РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В связи с совершенствованием государственного управления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия создано структурное подразделение Правительства Ульяновской области – управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области. Правительство является правопреемником Департамента по культурному наследию Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области (Управления). Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 г. № 382-р об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» утверждено Положение об Управлении. Согласно постановлению Совета министров РСФСР от 30. 08.1960 г. за № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР, Постановлению Министров РСФСР от 04.12.1974 г. и приложению к Указу Президента РФ» в списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения на территории Ульяновской области к числу других отнесен «ФИО3 ФИО5, 1940, (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина). Отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ). Закон № 73-ФЗ направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия федерального значения: «ФИО3 ФИО5, 1940», (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина) (переименована на площадь Соборную); «Памятник Карлу Марксу», (<...>); «Памятник Н.М. Карамзину», (<...> Карамзинский сквер); «Бюст ФИО1», (<...> сквер); «Бюст ФИО2» (<...> сквер); «Бюст ФИО2», (<...>); находятся в Федеральной собственности, что подтверждается решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 12.08.2016 г. по делу № 2-3416/16. Распоряжением ТУ Росимущества в Ульяновской области от 19.12.2016 г. № 490-р указанные объекты культурного наследия федерального значения учтены в реестре федерального имущества с постоянным реестровым номером в составе государственной казны Российской Федерации. Управлением произведён осмотр вышеперечисленных объектов культурного наследия федерального значения, по результатам которого было установлено, что они нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ. Кроме того, Управлением в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области направлено уведомление от 08.02.2018 г. № 73-П-ОЗ.01/2920 исх., о необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ и предоставления графика проведения указанных работ по сохранению объектов культурного наследия в числе которых объект культурного наследия федерального значения «ФИО3 ФИО5, 1940, (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина). Из ответа от 09.04.2018 г. № 06/1989 Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (Росимущество) следует, что для решения вопроса по проведению ремонтно-реставрационных работ и предоставления графика проведения указанных работ по сохранению объектов культурного наследия в числе которых Объект культурного наследия Федерального значения «ФИО3 ФИО5, 1940, (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина) требуется решение центрального аппарата Росимущества. Однако, до настоящего времени требования регионального органа охраны объектов культурного наследия не выполнены, о принятом решении информация не поступила. Бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области по невыполнению работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения создаёт угрозу для их физической утраты и является серьёзным нарушением законодательства об объектах культурного наследия, поскольку объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Согласно ст. 11 Закона № 73-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеют право предъявлять иски в суд в случаях нарушения настоящего Федерального закона. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Обязать Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области: произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «ФИО3 ФИО5, 1940, (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина) (переименована на площадь Соборную); разработать проектную документацию на ремонтные работы постамента и пьедестала памятника, стилабата, цветочниц, реставрацию бронзовой фигуры Ленина; выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилабата, цветочниц; произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Карлу Марксу», (<...>); разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилабата; выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилабата, цветочниц; произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Н.М. Карамзину», (<...> Карамзинский сквер); разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилабата; выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилабата; произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «Бюст ФИО1», (<...> сквер); разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилабата; выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилабата; произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «Бюст ФИО2», (<...> сквер); разработать проектную документацию на ремонтные работы двухфигурной скульптурной группы, включающую бюст ФИО2 и статую мальчика в натуральную величину, пьедестала памятника, постамента и стилабата; выполнить реставрацию двухфигурной скульптурной группы, постамента и пьедестала памятника, стилабата; произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «Бюст ФИО2», (<...>); разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилабата; выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилабата. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения в течение 7 дней со дня вручения ему копий этого решения. Заочное решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани. ... ... Судья А.Р. Галиуллин |