К делу №2-817/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Тихорецк 20 августа 2018
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Харченко М.Е.,
при секретаре судебного заседания Бондаренко О.В.,
с участием представителя истца старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
представителя ответчика ООО «Кубаньремстрой-2» – ФИО1, действующего по доверенности № от 04.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Кубаньремстрой-2» о признании незаконным бездействие,
установил:
Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Кубаньремстрой-2» о признании незаконным бездействие.
Иск мотивирован тем, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере занятости населения, в том числе социальных гарантий и прав инвалидов и молодежи в деятельности предприятий муниципального образования Тихорецкого района.
В соответствии со статьями 5, 13 Закона Российской Федерации №1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда молодежи), установления квоты для приема их на работу, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Согласно статье 21 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников предприятия.
Работодатель обязан создать и оборудовать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края №231 от 08.02.2000 «О квотировании рабочих мест» к категориям граждан, для которых вводится квотирование рабочих мест, относятся следующие граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Краснодарском крае: инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые).
Согласно статье 6 настоящего Закона работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, создавать условия труда, соответствующие требованиям действующего законодательства о труде, трудоустраивать граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в счет установленных квот по направлениям центра занятости населения соответствующего района, города, а также с учетом предложений органов социальной защиты населения, управления образованием, по делам молодежи, общественных организаций инвалидов городов и районов края.
Постановлением главы администрации муниципального образования Тихорецкий район от 29.11.2017 №1743 утвержден Перечень организаций, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, для которых вводятся квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы на 2018 год.
Установлено, что на основании указанного Перечня в ООО «Кубаньремстрой-2» среднесписочная численность работников составляет 149 человек, выделено 3 квотируемых места для инвалидов.
Согласно информации, представленной ООО «Кубаньремстрой-2» в ГКУ КК «Центр занятости населения по Тихорецкому району», предприятием выделено рабочее место для инвалидов с должностью инженера по проектно-сметной работе (в промышленном и гражданском строительстве).
Согласно сведений ГКУ КК «Центр занятости населения по Тихорецкому району» по состоянию на 01.06.2018 в целях поиска подходящей работы зарегистрировано 63 инвалида, из которых 56 признано безработными.
При имеющемся квотированном рабочем месте обществом не предприняты меры для реального трудоустройства инвалида, что свидетельствует о формальном исполнении обязанностей, возложенных на ответчика не только нормативно-правовыми актами Тихорецкого района, но и федеральным законодательством.
Неправомерным бездействием работодателя нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на трудоустройство, в том числе и в счет создаваемых (квотируемых) работодателем рабочих мест.
Тихорецкий межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие ООО «Кубаньремстрой-2», выразившееся в не реализации рабочей квоты, предоставленной для трудоустройства инвалида.
В судебном заседании старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержала. Пояснила, что в соответствии со ст.20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда; установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов
Согласно ст.1 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 №231-КЗ (ред. от 18.05.2017) «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» квота – минимальное количество рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников) для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают категории граждан, указанных в настоящем Законе.
В соответствии со ст.6 настоящего Закона на работодателя возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать условия труда, соответствующие требованиям действующего законодательства о труде; трудоустраивать граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в счет установленных квот по направлениям центра занятости населения, а также с учетом предложений органов социальной защиты населения, управления образованием, здравоохранения, по делам молодежи, органов внутренних дел, общественных организаций инвалидов городов и районов края.
Исходя из вышеперечисленных норм, обязанность работодателя по созданию квотированных рабочих мест является так называемой «социальной нагрузкой» с целью обеспечения социальной справедливости, а также для защиты наиболее незащищенных слоев населения.
Ответчиком во исполнение постановления главы администрации муниципального образования Тихорецкий район от 29.11.2017 года №1743 были созданы три квотируемых рабочих места для инвалидов, из которых одно (должность секретаря) с 2016 года занято работником. Однако два остальных квотируемых рабочих места (с должностью инженера по проектно-сметной работе в промышленном и гражданском строительстве) не замещаются уже продолжительное время. Вместе с тем, согласно вышеназванным нормам закона квотируемое рабочее место создается для конкретного работника-инвалида в соответствии с его программой реабилитации.
Согласно требованиям, предъявляемым к кандидатуре, работник-инвалид должен иметь высшее профессиональное образование с опытом работы не менее двух лет, что уже в свою очередь затрудняет заполнение квотированных рабочих мест.
Закон о социальной защите инвалидов устанавливает обязанность работодателя в виде резервирования рабочих мест, наиболее пригодных для труда инвалидов (ч.3 ст.20 Закона № 181-ФЗ и Постановление Минтруда России от 08.09.1993г. №150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»). В Постановлении Минтруда России от 08.09.1993 №150 профессия инженера по проектно-сметной работе в промышленном и гражданском строительстве не значится.
Просила признать незаконным бездействие ООО «Кубаньремстрой-2», выразившееся в не реализации рабочей квоты, предоставленной для трудоустройства инвалида.
Представитель ответчика ООО «Кубаньремстрой-2» – ФИО1 пояснил, что ответчик исковые требования не признает, считает доводы истца несостоятельными, требования прокурора незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями Федерального законодательства и законодательства Краснодарского края ответчиком созданы три рабочих места в счет установленной квоты для трудоустройства трех граждан – инвалидов по следующим профессиям (должностям): инженер-сметчик (2 единицы); секретарь.
По состоянию на 04.07.2018 одно созданное (выделенное) квотируемое рабочее место по должности секретарь занято инвалидом 3 группы.
В настоящее время вакантны два квотируемых места для трудоустройства двух граждан-инвалидов с должностью инженер-сметчик.
Два рабочих места остались вакантными, поскольку граждане данной категории по вопросу трудоустройства не обращались.
Истцом не предоставлены сведения, указывающие на наличие случаев отказа инвалидам в трудоустройстве.
Ответчиком в полной мере выполнялись и выполняются обязанности по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
ООО «Кубаньремстрой-2» в полной мере исполняются обязанности, возложенные законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края. Так, в части возложенной обязанности информирования органов занятости населения, ООО «Кубаньремстрой-2» ежемесячно предоставляются сведения о наличии квотируемых рабочих мест. ООО «Кубаньремстрой-2» соблюдаются и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, в том числе и создание условий труда, соответствующих требованиям действующего законодательства о труде.
В течение двух последних лет службой занятости населения Тихорецкого района в ООО «Кубаньремстрой-2» с целью трудоустройства инвалиды не направлялись. Выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах, указание в штатном расписании организации, то есть создание рабочего места означает его физическое формирование. Ответственность работодателя, предусмотренная законом, наступает за отказ в приеме на работу инвалида, а также за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест и не означает, что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.
Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ГКУ КК «Центр занятости населения Тихорецкого района» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства в материалах дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 5, 13 Закона Российской Федерации №1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда молодежи), установления квоты для приема их на работу, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Российская Федерация определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических прав и свобод.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.
Порядок проведения специальных мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 21 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников предприятия.
Работодатель обязан создать и оборудовать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края №231 от 08.02.2000 «О квотировании рабочих мест» к категориям граждан, для которых вводится квотирование рабочих мест, относятся следующие граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Краснодарском крае: инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые).
Согласно статье 6 настоящего Закона работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, создавать условия труда, соответствующие требованиям действующего законодательства о труде, трудоустраивать граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в счет установленных квот по направлениям центра занятости населения соответствующего района, города, а также с учетом предложений органов социальной защиты населения, управления образованием, по делам молодежи, общественных организаций инвалидов городов и районов края.
Постановлением главы администрации муниципального образования Тихорецкий район от 29.11.2017 №1743 утвержден Перечень организаций, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, для которых вводятся квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы на 2018 год.
В судебном заседании установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере занятости населения, в том числе социальных гарантий и прав инвалидов и молодежи в деятельности предприятий муниципального образования Тихорецкого района.
Проверкой установлено, что обществом с ограниченной ответственностью «Кубаньремстрой-2» во исполнение постановления главы администрации муниципального образования Тихорецкий район от 29.11.2017 года №1743 были созданы три квотируемых рабочих места для инвалидов, из которых одно (должность секретаря) с 2016 года занято работником. Однако два остальных квотируемых рабочих места (с должностью инженера по проектно-сметной работе в промышленном и гражданском строительстве) не замещаются уже продолжительное время.
Согласно вышеназванным нормам Закона квотируемое рабочее место создается для конкретного работника-инвалида в соответствии с его программой реабилитации.
В судебном заседании ответчиком не представлено доказательств того, что данные рабочие места приспособлены для работы инвалидов.
Кроме того, согласно требованиям, предъявляемым к кандидатуре, работник-инвалид на должность инженера по проектно-сметной работе в промышленном и гражданском строительстве должен иметь высшее профессиональное образование с опытом работы не менее двух лет, что уже в свою очередь затрудняет заполнение квотированных рабочих мест.
При этом, Закон о социальной защите инвалидов устанавливает обязанность работодателя в виде резервирования рабочих мест, наиболее пригодных для труда инвалидов (ч.3 ст.20 Закона № 181-ФЗ и Постановление Минтруда России от 08.09.1993г. №150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»).
Кроме того, согласно ч.2 ст.6 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ (ред. от 18.05.2017) «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» работодатели вправе запрашивать и получать от центра занятости населения информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест. Действительно, это не обязанность, установленная законодателем, но вместе с тем, действующее законодательство предполагает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (ст.10 ГК РФ).
Согласно сведений ГКУ КК «Центр занятости населения по Тихорецкому району» по состоянию на 01.06.2018 в целях поиска подходящей работы зарегистрировано 63 инвалида, из которых 56 признано безработными.
На протяжении года при имеющемся квотированном рабочем месте предприятием не предприняты меры для реального трудоустройства инвалида, что свидетельствует о формальном исполнении обязанностей, возложенных на ответчика не только нормативно-правовыми актами Тихорецкого района, но и федеральным законодательством.
Неправомерным бездействием работодателя нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на трудоустройство, в том числе и в счет создаваемых (квотируемых) работодателем рабочих мест.
При установленных обстоятельствах исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд по данной категории дела. На основании пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования Тихорецкий район в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Удовлетворить исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Кубаньремстрой-2» о признании незаконным бездействие.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Кубаньремстрой-2» <данные изъяты>, выразившееся в не реализации рабочей квоты, предоставленной для трудоустройства инвалида.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кубаньремстрой-2» <данные изъяты> в доход муниципального образования Тихорецкий район государственную пошлину 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Тихорецкого
городского суда Краснодарского края М.Е. Харченко