ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-817/19 от 11.03.2019 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2–817/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 11 марта 2019 года

Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Григорьевой Л.П.,

при секретаре Мресовой С.В.,

с участием помощника прокурора Ленинского АО г. Тюмени, представителя истца, ответчиков, представителя ответчиков, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента здравоохранения Тюменской области к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО1 Управлению УМВД России по Тюменской области об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением, путем выселения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,

третьи лица: Департамент имущественных отношений Тюменской области,

встречному иску ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО1 к Департаменту здравоохранения Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма,

третье лицо: кондоминиум «Быт»,

Установил:

Департамент здравоохранения Тюменской области обратился в суд с иском к ответчикам об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением, расположенным по <адрес>, путем выселения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета.

Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Администрации Тюменской области от 26.10.1995 «О строительстве жилья для работников областных лечебно-профилактических учреждений» было начато строительство и ввод в эксплуатацию 8600 кв. метров жилья. Постановлением главы Администрации Ленинского района города Тюмени от 27.02.1996 108-квартирный 9-этажный дом ГП-1а, расположенный по <адрес>, был введен в эксплуатацию. Затем Распоряжением Администрации Тюменской области от 16.04.1996 «О передаче жилья» комитету по здравоохранению дано разрешение на предоставление в аренду работникам областных лечебно-профилактических учреждений, и других организаций, квартир в указанном доме по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом. 27.05.1996г между Комитетом по здравоохранению и кондоминиумом «Быт» был заключен договор бессрочной безвозмездной аренды в отношении трехкомнатной квартиры , расположенной по <адрес>. Однако заключенный договор противоречил действующей в момент заключения договора норме статьи 606 ГК РФ. Таким образом, указанный договор не является договором аренды, т.к. заключен на условиях безвозмездного предоставления. При этом между Комитетом по здравоохранению и кондоминиумом «Быт» заключен еще один договор от 23.01.1996 на бессрочное техническое обслуживание квартир в данном доме. На основании указанных выше договоров, между кондоминиумом «Быт» и ответчиком ФИО4 был заключен договор о предоставлении служебной квартиры от 14.06.2000 года Таким образом, правовые основания для пользования спорной квартирой у ФИО4 отсутствуют. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.10.2001 квартира, принадлежащая Тюменской области на праве собственности (свидетельство от 09.02.1995 ), закреплена за истцом на праве оперативного управления. Согласно данным Департамента имущественных отношений Тюменской области сведения об отнесении квартиры к служебным жилым помещениям, а также о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Тюменской области с отнесением к служебным жилым помещениям в Реестре государственного имущества Тюменской области отсутствует. Поскольку у ответчиков отсутствуют правовые основания для пользования квартирой, они подлежат выселению.

ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, ФИО7, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 обратились с встречным иском к Департаменту здравоохранения Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании права пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>, заключении договора социального найма.

Требования мотивировали тем, что Согласно Распоряжению Администрации Тюменской области от 26.10.1995 года за «О строительстве жилья для работников областных лечебно-профилактических учреждений», принято предложение комитета по здравоохранению администрации области и акционерного общества <данные изъяты> о строительстве и вводе в 1995 году 8600 кв.м, жилья для работников областных лечебно-профилактических учреждений. Распоряжением Главы администрации области от 16.04.1996 года за «О передаче жилья», в установленном законодательством порядке закреплено в оперативное управление комитету по здравоохранению администрации области квартиры в <адрес>. Разрешено комитету по здравоохранению администрации области в целях рационального использования жилья по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом предоставить квартиры работникам областных лечебно-профилактических учреждений и других организаций в указанном доме по договорам аренды. 23.01.1996 года комитет по здравоохранению администрации Тюменской области заключил договор с кондоминиумом «Быт» о предоставлении жилья, а именно <адрес>, на бессрочное техническое обслуживание. Согласно п.2.4., указанного договора, в случае надлежащего выполнения обязательств по обслуживанию вышеуказанного жилого дома Заказчик передает квартиру в собственность исполнителя по истечении 10 лет. 01.04.1996 года ФИО4 принят сантехником в кондоминиум «Быт», что подтверждается записью в трудовой книжке. В свою очередь, кондоминиум «Быт» (наймодатель), заключил договор от 14 июня 2000 года о предоставлении служебной квартиры с ФИО4 (наниматель). Согласно п. 1.1. указанного договора, наймодатель предоставляет нанимателю в пользование служебное жилое помещение, состоящее из 3-х комнат в отдельной квартире общей площадью 86,6 кв.м, по <адрес>. Согласно п.1.2., квартира предоставляется в связи с выполнением нанимателем обязанностей сантехника - электрика по обслуживанию дома в кондоминиуме «Быт». 23.08.1999 года распоряжением «О передаче жилья» Губернатор Тюменской области, определил за департаментом здравоохранения администрации области право оперативного управления жилыми помещениями, расположенными в <адрес>. Согласно п.3 указанного распоряжения, на департамент здравоохранения администрации области было возложено в месячный срок создать комиссию, которой поручалось переоформление заключенных с гражданами договоров аренды на жилые помещения, расположенные по <адрес> на договоры коммерческого и социального найма жилого помещения в соответствии с гражданским и жилищным законодательством. Согласно п.4, департаменту здравоохранения администрации области после рассмотрения материалов на комиссии предоставить в администрацию г.Тюмени документы, для выдачи гражданам ордеров на жилые помещения в <адрес>, занимаемые ими по договорам социального найма. Однако в нарушение Распоряжения , договор социального найма с арендатором <адрес> ФИО4 не заключался. С 14.06.2000г. ФИО4 с членами семьи по настоящее время проживает в <адрес>, зарегистрирован в указанном жилом помещении, что подтверждается копией поквартирной карточки. Вместе с ним с 14.06.2000 года проживают члены его семьи: жена, дети и внуки. В силу действующего Жилищного законодательства РФ, ФИО4 приобрел право пользования спорным жилым помещением, квартирой в <адрес>.

Представитель истца Департамента здравоохранения Тюменской области (представитель ответчика по встречному иску) ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В удовлетворении встречного иска просила отказать.

Ответчики (истцы по встречному иску) ФИО4, ФИО5, представитель ответчиков ФИО9 в судебном заседании иск не признали, просили в удовлетворении иска Департамента здравоохранения Тюменской области отказать. Встречный иск поддержали, просили удовлетворить. Суду показали, что спорное жилое помещение принадлежат государственному учреждению, к спец фонду не относится. П-вы вселились в спорное жилое помещение на законном основании, проживают в нем с 1996 года, несут бремя содержания. В связи с чем, у них возникло право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

Ответчики (истцы по встречному иску) ФИО6, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, ФИО7, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, просили о рассмотрении дела без их участия.

Представитель третьего лица по первоначальному иску (представитель ответчика по встречному иску) Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен. В суд направил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела без их участия.

Представитель третьего лица кондоминиума «Быт» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.

Помощник прокурора Ленинского АО г. Тюмени ФИО10 в судебном заседании дала заключение о том, что исковые требования Департамента здравоохранения Тюменской области являются обоснованными. В связи с сложившимися правоотношениями у ФИО4 возникло право бессрочного пользования, которое прекращено в связи с расторжением трудового договора. Поскольку в настоящее время у ФИО4 и членов его семьи не имеется законной оснований для проживания, не имеется оснований для признания права пользования жилым помещением и заключения договора социального найма.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Департамента здравоохранения Тюменской области не подлежат удовлетворению. Встречный иск подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Распоряжением Администрации Тюменской области от 26.10.1995 г. «О строительстве жилья для работников областных лечебно-профилактических учреждений» принято предложение комитета по здравоохранению администрации области и акционерного общества <данные изъяты> о строительстве и вводе в 1995 году 8600 кв.м, жилья для работников областных лечебно-профилактических учреждений.

Распоряжением Главы администрации области от 16.04.1996 года «О передаче жилья» закреплены в оперативное управление комитету по здравоохранению администрации области квартиры в <адрес>. Комитету по здравоохранению администрации области разрешено в целях рационального использования жилья по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом предоставить квартиры работникам областных лечебно-профилактических учреждений и других организаций в указанном доме по договорам аренды.

23.01.1996 года комитет по здравоохранению администрации Тюменской области заключил договор с кондоминиумом «Быт» о предоставлении жилья, а именно квартиры в <адрес>, на бессрочное техническое обслуживание.

Согласно п.2.4., указанного договора, в случае надлежащего выполнения обязательств по обслуживанию вышеуказанного жилого дома Заказчик передает квартиру в собственность исполнителя по истечении 10 лет.

01.04.2000 года ФИО4 принят сантехником в кондоминиум «Быт», что подтверждается записью в трудовой книжке.

В свою очередь, кондоминиум «Быт» (наймодатель), заключил договор от 14 июня 2000 года о предоставлении служебной квартиры с ФИО4 (наниматель).

Согласно п. 1.1. указанного договора, наймодатель предоставляет нанимателю в пользование служебное жилое помещение, состоящее из 3-х комнат в отдельной квартире общей площадью 86,6 кв.м, по <адрес>.

Согласно п.1.2., квартира предоставляется в связи с выполнением нанимателем обязанностей сантехника - электрика по обслуживанию дома в кондоминиуме «Быт».

Во исполнение заключенного договора ФИО4 проработал в кондоминиум «Быт» до 31.12.2008 года, т.е. более 11 лет, что подтверждается копией трудовой книжке.

С 1996 года ФИО4 по настоящее время проживает в <адрес>, зарегистрирован в указанном жилом помещении. Вместе с ФИО4 проживают и зарегистрированы его супруга - ФИО5, дочь ФИО6 с 05.07.2000г.; дочь ФИО7 с 14.06.2000г.; внук ФИО2 с 21.01.2009г.; внучка ФИО3 с 21.05.2013г.; ФИО1 с 04.09.2015г., что подтверждается копией поквартирной карточки.

В июле 1999 года Прокуратурой Тюменской области была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства.

В ходе проведения проверки было установлено, что при распределении квартир в доме по <адрес>, выявлены нарушения действующего законодательства, а именно, договоры аренды, заключенные с комитетом здравоохранения противоречат действующему в тот момент законодательству, нарушают права граждан, так как возникшие правоотношения вытекают из договоров социального найма жилых помещений, а не аренды. При этом, ордера, которые в соответствии с ст. 51 РСФСР являются основанием для заключения договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального фонда, не выдавались.

По результатам проведенной проверки Прокурором Тюменской области в адрес Губернатора Тюменской области вынесено представление об устранении нарушений закона. В котором было предписано о заключении с гражданами дома по <адрес>, договоров найма в соответствии с действующим законодательством.

Распоряжением Губернатора Тюменской области «О передаче жилья» от 23.08.1999 года, за Департаментом здравоохранения администрации области было закреплено право оперативного управления жилыми помещениями, расположенными в <адрес>, в том числе и спорная квартира по <адрес>.

Согласно п. 3 указанного распоряжения, на департамент здравоохранения администрации области было возложено в месячный срок создать комиссию, которой поручалось переоформление заключенных с гражданами договоров аренды на жилые помещения, расположенные по <адрес> на договоры коммерческого и социального найма жилого помещения в соответствии с гражданским и жилищным законодательством.

Согласно п.4 Распоряжения Губернатора Тюменской области «О передаче жилья» от 23.08.1999 года, департаменту здравоохранения администрации области после рассмотрения материалов на комиссии предоставить в администрацию г.Тюмени документы, для выдачи гражданам ордеров на жилые помещения в <адрес>, занимаемые ими по договорам социального найма.

Однако, как установлено в судебном заседании, представление Прокурора Тюменской области, распоряжение Губернатора Тюменской области , исполнены не были, договор социального найма с арендатором <адрес> ФИО4 так и не был заключен, ордер на жилое помещение не выдан.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.10.2001 г., квартира в <адрес> принадлежит Тюменской области на праве собственности (свидетельство от 09.02.1995 ), закреплена за Департаментом здравоохранения Тюменской области на праве оперативного управления.

Согласно данным Департамента имущественных отношений Тюменской области сведения об отнесении квартиры к служебным жилым помещениям, а также о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Тюменской области с отнесением к служебным жилым помещениям в Реестре государственного имущества Тюменской области отсутствует.

В соответствии со ст. 5 закона РФ от 22 декабря 2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев предусмотренных настоящим федеральным законом».

Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент вселения истца в спорную квартиру), единственным основанием для вселения в государственное или муниципальное жилое помещение является ордер установленного образца.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного помещения, право заключения договора найма с гражданином, на имя которого выдан ордер, было предоставлено жилищно-эксплуатационным организациям, а при их отсутствии - соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям.

Как установлено при рассмотрении настоящего дела, органу наделенному полномочиями на выдачу ордера и заключение договора найма были выданы предписания ми распоряжения о заключении такого договора и выдачу ордера, однако, в нарушение действующего законодательства, уполномоченным государственным органом ордер ФИО4 выдан не был, договор найма не заключен.

В силу ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации» от 29.12.2004г. №189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилах домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются норма Жилищного кодекса российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Из смысла положений статей 1 и 13 Жилищного кодекса РФ, суд пришел к выводу, что при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, ибо объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, находящиеся в собственности Департамента имущественных отношений Тюменской области в оперативном управлении Департамента Здравоохранения Тюменской области, но ранее предоставленное гражданам на законных основаниях и с учетом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления и право на которые у граждан возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Из анализа представленных по делу доказательств, суд пришел к выводу, что ФИО4 и члены его семьи были вселен в спорное жилое помещение на законном основании. При этом они постоянно проживают в спорном жилом помещении с 1996 года, несут бремя содержания жилого помещения, иного постоянного места жительства не имеют. Тем самым, между Департаментом имущественный отношений Тюменской области и истцами по встречному иску сложились правоотношения социального найма, в связи с чем, подлежит удовлетворению встречный иск о признании права пользования за ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3 права пользования жилым помещением.

В связи с тем, что истцы по встречному иску проживающие на законном основании, приобрели право пользование жилым помещением, в силу действующего Жилищного законодательства, требования о заключении договора социального найма подлежат удовлетворению, а требования о выселении без предоставления иного жилого помещения и снятии с регистрационного учета удовлетворению не подлежат, по изложенным выше обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 12, 56, 61, 103, 167, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Департамента здравоохранения Тюменской области к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО1, Управлению УМВД России по Тюменской области об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением, путем выселения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета - оставить без удовлетворения.

Встречный иск ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО1 к Департаменту здравоохранения Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма - удовлетворить.

Признать за ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО1 право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>.

Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области заключить с ФИО4 договор социального найма жилого помещения, расположенного по <адрес> включив в договор социального найма, члена семьи нанимателя ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, в суд принявший решение.

Судья Л.П. Григорьева

Решение в окончательной форме изготовлено 11.03.2019 г.