РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Югорск 08 февраля 2018 года
Югорский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Колобаева В.Н., с участием:
представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
при секретаре Харитоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Югорске ХМАО-Югры (межрайонное) о признании решения об отказе в удовлетворении заявления о перерасчёте страховой пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчёт страховой пенсии по случаю потери кормильца за период с 05.01.2013 г. по 01.10.2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Югорске ХМАО-Югры (межрайонное) (далее по тексту ГУ – УПФ РФ в г. Югорске, Пенсионный фонд) о признании решения об отказе в удовлетворении заявления о перерасчёте страховой пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчёт страховой пенсии по случаю потери кормильца за период с 05.01.2013 г. по 01.10.2017 г.
Требования мотивировала тем, что в соответствии с постановлением главы МО Советский район №360 от 28.06.2002г. ФИО1 была назначена опекуном несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В 2013 году после смерти матери ФИО3 – КДМ, опекун обратилась в ГУ-УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры с заявлением о назначении ФИО3 пенсии по потере кормильца, приложив к данному заявлению постановление № 360 от 28.06.2002г. об учреждении опеки над несовершеннолетней ФИО3 В данном постановлении указано, что отец в свидетельстве о рождении несовершеннолетней ФИО3 указан со слов матери. В последствии ФИО3 была назначена пенсия в размере 5 538,53 рублей. По достижении ФИО3 18-летнего возвраста выплата пенсии была прекращена. В 2015г. ФИО3 согласно приказу о зачислении №370 от 30.07.2015г. была зачислена на 1 курс лечебного факультета Ханты - Мансийской государственной медицинской академии на очную форму обучения. В связи с этим, в интересах опекаемой ФИО3, опекун обратилась в ГУ-УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры с заявлением о назначении ей пенсии по потери кормильца, приложив документы, которые от нее потребовали сотрудники Пенсионного фонда. На основании поданного заявления ФИО3 была назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 7 153,64 рубля с 01.10.2015г. В 2017г. согласно приказу №76 от 19.05.2017г. ФИО3 была отчислена из медицинской академии, утратив право на получение пенсии по потери кормильца, и ей была прекращена выплата пенсии. В августе 2017года ФИО3 была восстановлена в учебном заведении. В связи с этим в сентябре 2017года с заявлением о назначении ей пенсии по потери кормильца опекун повторно обратилась в Пенсионный фонд. При приеме документов работник Пенсионного фонда пояснил, что помимо документов, которые ранее предоставлялись, также необходимо представить справку из ЗАГСа о том, что сведения об отце ФИО3 были внесены в запись акта о рождении на основании заявления ее матери КДМ После предоставления в Пенсионный фонд необходимых документов, в том числе сведений из ЗАГСа, ФИО3 была назначена пенсия по потери кормильца в размере 15 102,80 рублей. В связи с тем, что в 2015г. ФИО3 была назначена пенсия по потере кормильца в размере 7 153,64 рубля, а в 2017г. размер пенсии составил 15102,80 рублей, она обратилась за разъяснениями к сотрудникам Пенсионного фонда, которые ей объяснили, что размер пенсии по потери кормильца не увеличен, а назначен с учетом того, что ФИО3 не имеет обоих родителей и относится к категории лиц из числа детей-сирот. 05.12.2017г. опекун в интересах ФИО3 обратилась с заявлением в Пенсионный фонд о перерасчете размера пенсии. 11.12.2017г. был получен отказ в перерасчете пенсии, мотивированный тем, что не были предоставлены документы, подтверждающие факт потери ФИО3 обоих родителей. С указанным решением она не согласна, так как при подаче заявления представлялись все документы, необходимые для назначения пенсии ФИО3 по случаю потери кормильца по основанию «ребенок, потерявший обоих родителей или одинокую мать». Ссылаясь на ст.ст. 15, 18, 23 ФЗ от 28.12.2013г. № –ФЗ «О страховых пенсиях», просила признать решение ГУ-УПФ РФ в г. Югорске ХМАО-Югры от 11.12.2017г. незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии, назначенной ФИО3 по случаю потери кормильца, за период с 05.01.2013г. по 01.10.2017г.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
При указанных обстоятельствах в порядке ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
В судебном заседании ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям. Дополнила, что ФИО3 приходится ей внучкой, КДМ – дочерью. При обращении с заявлениями о назначении пенсии внучке по случаю потери кормильца в 2013 – 2015 г. сотрудникам Пенсионного фонда она неоднократно говорила о том, что отца у ФИО3 нет, в свидетельство о рождении внучки он вписан со слов матери. Однако, при оформлении документов, она не интересовалась, какой именно вид пенсии назначался ФИО3 - по потери одного кормильца или как сироте, поскольку была уверена, что приобщаемые к заявлению документы свидетельствуют о наличии у внучки статуса сироты, и она получает соответствующую пенсию. О том, что необходимо предъявить сведения о рождении ФИО3 из органов ЗАГСа для назначения пенсии как круглой сироте, ей стало известно от сотрудников Пенсионного Фонда при подаче заявления 25.10.2017г.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала возражения, из которых следует, что впервые истец в лице законного представителя обратилась в Пенсионный фонд 17.01.2013 г. по потери кормильца. На основании этого заявления было вынесено решение о назначении пенсии по случаю потери кормильца с основанием «ребенок, потерявший одного из родителей». Заявление написано собственноручно представителем истца, приобщены документы: копия паспорта, копия СНИЛС, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти и удостоверение. Решением от 10.07.2015 г. выплата пенсии ФИО3 была прекращена, в связи с достижением ФИО3 18-летнего возраста. На основании письменного заявления от 21.10.2015г. ФИО3, в связи с подтверждением факта дневного обучения, была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца, как ребенку, потерявшему одного из родителей на период с 01.10.2015г. по 12.07.2020г. в размере 7 153,64 рубля. Согласно пункту 6 заявления о назначении пенсии к заявлению ФИО3 были приобщены документы: паспорт, справка образовательного учреждения, доверенность, свидетельство о смерти, паспорт ФИО1, свидетельство о рождении, СНИЛС. Решением Управления от 24.10.2017г. в связи с отчислением из высшего учебного заведения, выплата пенсии по случаю потери кормильца истцу прекращена. Решением Пенсионного фонда от 31.10.2017г. на основании письменного заявления от 25.10.2017г. назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца с основанием ребенок, потерявший обоих родителей или одинокую мать, в размере 15 102,80 рублей. Данный вид пенсии был назначен в связи с тем, что помимо основных документов, которые приобщала истец, была также приложена справка о рождении, выданная из ЗАГС, в которой следует, что сведения об отце ребёнка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. 11.12.2017г. Пенсионным фондом было рассмотрено заявление ФИО3 от 05.12.2017г. о перерасчете размера пенсии. По результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение об отказе ФИО3 в удовлетворении заявления, в связи с тем, что на дату назначения пенсии, справка, подтверждающая статус одинокой матери, представлена не была. В связи с этим требование о перерасчете за указанный период не правомерно. Назначение пенсии носит заявительный характер, документ, подтверждающий право истца на получение пенсии по основанию «ребенок, потерявший обоих родителей или одинокую мать» был представлен только при подаче заявления от 25.10.2017г., поэтому основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Выслушав пояснения представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (п. 1 ч. 2).
Статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ установлен срок назначения страховых пенсий со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимым документами.
Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией в следующих случаях: страховая пенсия по случаю потери кормильца – со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Оснований для назначения данного вида пенсии с более ранней даты законодательством не предусмотрено.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Согласно п. п. 45, 46 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 41, 42 настоящего Перечня, необходимы документы: а) о смерти кормильца; б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
Для подтверждения дополнительных условий назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы: а) об обучении по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); б) о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); в) о смерти второго родителя (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); г) подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); д) о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); е) о том, что гражданин совершил уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца, установленное в судебном порядке (часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); ж) о том, что гибель (смерть) кормильца наступила вследствие совершения им преступления (пункт 4 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Пунктом 87 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н предусмотрено, что документом, подтверждающим, что умершая являлась одинокой матерью, является свидетельство о рождении ее ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органа записи актов гражданского состояния о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.
В силу ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит перерасчету в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 и частями 3 и 4 настоящей статьи, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов каждого из умерших родителей, не учтенных по состоянию на день их смерти.
Согласно статье 25 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Из свидетельства о рождении №№, выданного Отделом ЗАГС администрации Советского района ХМАО - Югры 22.07.2011г., следует, что родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются отец - КОН, мать – КДМ.
Согласно постановлению Главы муниципального образования Советский район №360 от 28.06.2002г., ФИО1 (бабушка) назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с тем, что мать КДМ не занимается содержанием и воспитанием дочери, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери.
Мать истца ФИО3 – КДМ умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-ТО № от 10.01.2013г., выданным комитетом записи актов гражданского состояния Администрации Шипуновского района Алтайского края РФ.
Согласно выписке из акта о рождении ФИО3 № от 07.08.1997г., выданной 28.11.2017г. Отделом ЗАГС администрации Советского района Тюменской области, основанием записи сведений об отце явилось заявление матери - КДМ от 07.08.1997г.
Из справки №5140 от 30.11.2017г., выданной Департаментом социального развития администрации Советского района ХМАО-Югры, следует, что ФИО3 с 10.01.2013г. по 11.07.2015г. относилась к категории детей-сирот, в связи со смертью матери; с 12.07.2015г. относится к категории лиц из числа детей-сирот.
17.01.2013г. ФИО1, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО3, обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе ХМАО-Югры о назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи со смертью матери – КДМ
К заявлению ФИО1 приобщила свидетельство о смерти КДМ, свидетельство о рождении ФИО3, где отцом ребенка указан КОН, удостоверение, копию паспорта, копию СНИЛС.
Решением ГУ-УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры от 21.01.2013г. несовершеннолетней ФИО3 назначена пенсия по случаю потери кормильца с 05.01.2013г., в размере 5 440,07 рублей, как ребенку, потерявшего одного из родителей.
Решением от 10.07.2015г. выплата пенсии ФИО3 была прекращена в связи с достижением 18-летнего возраста.
Из справки Бюджетного учреждения высшее образования ХМАО-Югры «Ханты - Мансийская государственная медицинская академия» №100 от 01.09.2017г. следует, что ФИО3 является студенткой 2 курса лечебного факультета медицинской академии (очная форма обучения) с 01.09.2015г. на основании приказа о зачислении №370.
21.10.2015г. ФИО3, в лице представителя ФИО1, обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе ХМАО-Югры о продлении ей выплаты пенсии по случаю потери кормильца, в связи с дневным обучением в высшем учебном заведении. К указанному заявлению ФИО3 были приобщены: свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, удостоверение, копия паспорта, копия СНИЛС, справка образовательного учреждения.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе ХМАО-Югры от 27.10.2015г. ФИО3 была назначена выплата пенсии по случаю потери кормильца, как ребенку, потерявшему одного из родителей в размере 7 153,64 рублей на период с 01.10.2015г. по 12.07.2020г. (до окончания обучения).
Приказом № 76-д от 19.05.2017г. ФИО3 была отчислена из Ханты - Мансийской государственной медицинской академии, решением Управления от 24.10.2017г. выплата пенсии прекращена.
На основании приказа 129-д от 28.08.2017г. истец была восстановлена на очное отделение в указанном образовательном учреждении.
25.10.2017г. ФИО1 вновь обратилась в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии ФИО3 по случаю потери кормильца, представив паспорт, свидетельство о рождении, справку образовательного учреждения, доверенность, свидетельство о смерти, паспорт представителя и справку из ЗАГСа со сведениями о рождении ФИО3, из которой следует, что в свидетельстве о рождении сведения об отце внесены были на основании заявления матери ребенка – КДМ, что свидетельствует о статусе одинокой матери последней.
На основании представленных сведений ЗАГС решением ГУ-УПФ РФ в г. Югорске ХМАО-Югры (межрайонное) от 31.10.2017г. ФИО3 назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца на период с 01.10.2017г. по 12.07.2020г. в размере 15 102,80 рубля.
Из материалов пенсионного дела ФИО3 следует, что до обращения 25.10.2017г. с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, ФИО3 сведений, подтверждающих отсутствие данных об отце и статус одинокой матери у КДМ, в Пенсионный фонд не предоставляла.
05.12.2017г. ФИО3, в лице представителя по доверенности ФИО1, обратилась с заявлением в ГУ – УПФ РФ в г. Югорске о перерасчете размера социальной пенсии, поскольку ФИО3 за период с 05.01.2013г. по 01.10.2017г., являясь фактически сиротой, получала пенсию по случаю потери кормильца, как ребенок, потерявший одного из родителей.
11.12.2017г. по результатам рассмотрения указанного заявления Пенсионным фондом отказано в удовлетворении требований ФИО3 в связи с тем, что на дату назначения пенсии (05.01.2013г.) сведений, подтверждающих статус КДМ как одинокой матери, представлено не было.
Согласно ст. 12,56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Доводы представителя истца о том, что при обращении в Пенсионный фонд с заявлениями о назначении пенсии по случаю потери кормильца ею были приобщены документы, подтверждающие факт отношения КДМ к категории одиноких матерей, и наличие после ее смерти у ФИО3 статуса ребенка-сироты, не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются представленными материалами пенсионного дела.
Таким образом, судом установлено, что за период с 05.01.2013г по 25.10.2017г. истец ФИО3 и ее опекун ФИО1 с заявлениями о назначении пенсии по случаю потери кормильца, как ребенку, потерявшему обоих родителей или одинокую мать, не обращались. Ответчиком решений об отказе в назначении данного вида пенсии в отношении ФИО3 в указанный период не принимались.
Страховая пенсия ФИО3 назначалась и выплачивалась в соответствии с действующим законодательством. Все назначенные суммы пенсии выплачены истцу в полном объеме, каких-либо недополученных сумм пенсии по случаю потери кормильца за спорный период не имеется. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным решения Пенсионного фонда об отказе в удовлетворении заявления о перерасчете страховой пенсии и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по случаю потери кормильца с 05.01.2013г. по 25.10.2017г., удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Югорске ХМАО-Югры (межрайонное) о признании решения об отказе в удовлетворении заявления о перерасчёте страховой пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчёт страховой пенсии по случаю потери кормильца за период с 05.01.2013 г. по 01.10.2017 г., отказать.
Решение может быть обжаловано в Федеральный суд ХМАО – Югры через Югорский районный суд ХМАО – Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 13 февраля 2018 года.
Верно.
Председательствующий судья В.Н. Колобаев
Секретарь суда А.С. Чуткова