ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8189/13 от 02.10.2013 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2-8189/13

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Насветовой Е.И.,

с участием представителя управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области к некоммерческому партнерству собственников гаражей «Паритет» о ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области обратилось в суд с указанным иском к некоммерческому партнерству собственников гаражей «Паритет» о ликвидации. В обоснование заявленных требований указано, что некоммерческое партнерство собственников гаражей «Паритет» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц *** Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области, за ОГРН ***. Основными нормативными актами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций являются Федеральные законы от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и от *** *** «О некоммерческих организациях», которым в том числе закреплены обязанности некоммерческих организаций при осуществлении своей деятельности.

В нарушение требований указанных нормативных правовых актов Некоммерческим партнерством не представлялись в орган, принимающий решение о государственной регистрации (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области), сведения об отчетности за период ***, (п. 3 ст. 32 Закона ***), либо заявления, подтверждающее соответствие Некоммерческому партнерству пункту 3.1 статьи 32 Закона *** и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности (п. 3.1 ст. 32 Закона ***).

В период проведения плановой, документарной/выездной проверки выявлены нарушения обязательных требований и норм федерального законодательства и положений учредительных документов:

Выявлено нарушение сроков предоставления отчетов о продолжении своей деятельности за *** - *** по формам ***, ***, утвержденные Приказом Минюста России от *** *** «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Сроки представления данных документов установлены Приказом Минюста России от *** *** «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению и предоставлению в Минюст России и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций» и определены не позднее ***, следующего за отчетным. Однако, отчеты по формам ***, *** представлены в Управление *** с нарушением сроков.

Выявлено нарушение п.3.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ выразившееся в непредставлении сведений о размещении в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлении средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности либо сообщения о продолжении своей деятельности (п. 3.2 ст. 32 Закона ***).

Установлено, что данное некоммерческое партнерство не находится по указанному юридическому адресу, что подтверждено со слов и письменно ***АГВВ, что нарушает требования п.7 ст. 32 Федерального закона от *** *** «О некоммерческих организациях» и п.п. «в» п.1 ст.5 Федерального закона от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом информация в уполномоченный орган по данному факту для внесения изменений в ЕГРЮЛ не предоставлялась.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от *** *** «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», такое поведение юридического лица свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от *** *** « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», допущенном при осуществлении своей деятельности.

Некоммерческой организацией, не представлены документы, позволяющие учитывать количество членов Некоммерческого партнерства, что является нарушением пункта 7.2 Устава, согласно которого прием нового члена Партнерства осуществляется Правлением на основании письменного заявления, а также положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от *** *** «О некоммерческих организациях», в силу которого некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членами в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего федерального закона.

На проверку не представлены протоколы высшего руководящего органа, Общего собрания за ***-***, что противоречит п.8.1 Устава, п.2 ст. 14 Закона ***

На проверку не представлены протоколы Правления за проверяемый период деятельности некоммерческого партнерства, что противоречит п. 8.10 Устава, п.2 ст. 14 Закона ***.

Также не представлены акты ревизионной комиссии по контролю финансовой деятельности некоммерческого партнерства за проверяемый период, что противоречит п. 9.1 Устава, п.2 ст. 14 Закона ***

Также при проведении Управлением плановой проверки деятельности Некоммерческого партнерства в *** установлено, что в связи с отсутствием денежных средств, начиная с ***, работа Некоммерческого партнерства практически не осуществлялась, никакой деятельности не велось. Кроме того, Председателем Некоммерческого партнерства в адрес Управления *** было представлено заявление, в котором он поясняет о том, что с момента создания некоммерческого партнерства не ведет свою деятельность в соответствии со своим Уставом и в период плановой проверки не предоставляется возможным предоставить все необходимые документы за проверяемый период, так как организация не работает и в связи с тем, что не предоставляется возможным собрать всех членов организации просит ликвидировать некоммерческое партнерство в судебном порядке.

В силу пунктов 2. 27 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** (далее Правила ведения ЕГРЮЛ), государственный реестр является федеральным информационным ресурсом, находящимся в собственности Российской Федерации. Согласно пунктам 22, 23 Правил ведения ЕГРЮЛ, информация из государственного реестра предоставляется бесплатно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также за плату физическим и юридическим лицам.

В соответствии с подпунктами 30.7. 30.27 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от *** ***, подпунктами 37-44 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от *** ***, Минюст России и его территориальные органы принимают в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, выдают зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, осуществляют контроль за соблюдением общественными объединениями законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным учредительными документами, ведут ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.

Государственная услуга по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях предоставляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минюста России от *** ***, разработанным во исполнение Федерального закона от *** *** «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Неоднократно не представляя в нарушение действующего законодательства в уполномоченный орган сведения для внесения изменений в указанные государственные информационные ресурсы, Некоммерческая организация существенно нарушает права третьих лиц - пользователей данных информационных ресурсов на получение достоверной и полной информации о юридическом лице.

С учетом изложенного, истец считает, что восстановление законности возможно только путем ликвидации юридического лица, примененной как мера реагирования на нарушения действующего законодательства и как способ защиты прав и законных интересов других лиц.

На основании изложенного, просит суд принять решение о ликвидации Некоммерческого партнерства собственников гаражей «Паритет» ИНН ***.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области ФИО1 поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика - некоммерческого партнерства собственников гаражей «Паритет» в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Настоящее гражданское дело рассмотрено при данной явке в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от *** *** «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (часть 2).

В силу части 3 названной статьи закона некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, некоммерческое партнерство собственников гаражей «Паритет» зарегистрировано УФНС России по Амурской области в Едином государственном реестре юридических лиц *** за основным государственным регистрационным номером ***. Запись о некоммерческой организации внесена Управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ***. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от ***.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от *** ***, названное некоммерческое партнерство является действующим юридическим лицом, расположено по адресу: ***. В качестве учредителей юридического лица выписка содержит сведения о АВ, ЮВ

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от *** *** «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Формы представления указанных документов определены Приказом Минюста России от *** *** «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», сроки представления данных документов установлены Приказом Минюста России от *** *** «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению и предоставлению в Минюст России и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций» и установлены не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В силу пункта 3.1 статьи 32 Закона *** некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно пункту 3.2 статьи 32 Закона *** некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона от *** *** «О некоммерческих организациях» обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определены приказом Минюста России от *** *** «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому в сети Интернет подлежат размещению отчетов некоммерческих организаций о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России или его территориальный орган, и сообщений некоммерческих организаций о продолжении своей деятельности по формам, определенным Приказом ***, в сроки, установленные пунктом 3 Приказа *** от *** «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению и предоставлению в Минюст России и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций».

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона *** некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменении и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, согласно требованиям и формам документов, утвержденные Приказом Федеральной налоговой службы от *** ***

К таким сведениям, относятся: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона ***); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп. «л» и. 1 ст. 5 Закона ***).

Судом установлено, что *** председателем некоммерческого партнерства собственников гаражей «Паритет» подано заявление в Управление Министерства юстиции России по Амурской области с просьбой о ликвидации названной некоммерческой организации в связи с тем, что некоммерческое партнерство собственников гаражей «Паритет» не ведет свою деятельность.

По результатам рассмотрения названного заявления, на основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области от *** *** была проведена плановая, документарная, выездная проверка в отношении некоммерческого партнерства собственников гаражей «Паритет» в период с *** по *** года.

В ходе проверки установлены, следующие нарушения обязательных требований и норм федерального законодательства и положений учредительных документов. Некоммерческим партнерством не представлен в Управление предусмотренные федеральным законодательством сведения о продолжении деятельности за ***:

- отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов в сроки и по форме, утвержденной приказом Минюста России от *** *** «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (***) и документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (***), что противоречит п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которого некоммерческие организации, за исключением п.3.1 ст. 32 Закона ***, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

- сведения о размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или сообщение о продолжении своей деятельности для опубликования в средствах массовой информации, что является нарушением п. 3.1 ст. 32 Закона *** в части, где некоммерческие организации, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщения о продолжении своей деятельности по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от ******, указанные документы предоставляются в срок до *** следующего за отчетным.

Председателем не представлен документ, подтверждающий количественный состав членов некоммерческого партнерства, а также документы по приему и учету членов некоммерческого партнерства, в соответствии с п. 7.3 Устава. На проверку не представлены протоколы высшего руководящего органа, Общего собрания за проверяемый период своей деятельности. На проверку не представлены протоколы Правления за проверяемый период деятельности некоммерческого партнерства. Также не представлены акты ревизионной комиссии по контролю финансовой деятельности некоммерческого партнерства за проверяемый период.

В ходе выездной проверки по месту нахождения некоммерческого партнерства, установлено, что данное некоммерческое партнерство не находится по указанному юридическому адресу, что подтверждено со слов и письменно ***АГВВ, что нарушает требования п.7 ст. 32 Федерального закона от *** *** «О некоммерческих организациях» и п.п. «в» п.1 ст.5 Федерального закона от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Принимая во внимание изложенное, суд полагает установленным, что некоммерческим партнерством собственников гаражей «Паритет» в нарушение положений Федерального закона от *** *** «О некоммерческих организациях» не представлялись в орган, принимающий решение о государственной регистрации - Управление министерства юстиции РФ по Амурской области сведения об отчетности за период 2012 года, не было представлено заявление, подтверждающее информацию о продолжении некоммерческим партнерством своей деятельности.

В силу части 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (часть 3).

В соответствии с п.п. 37, 38, 43, 81 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от *** ***, Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Полномочия органа, принявшего решение о государственной регистрации некоммерческой организации, которым в данном случае является Управление Министерства юстиции РФ по Амурской области, на обращение в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в случае неоднократного непредставление некоммерческой организации в установленный срок сведений, предусмотренных Федеральным законом от *** *** «О некоммерческих организациях», прямо регламентируется положениями данного закона (пункт 10 статьи 32 Закона).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены суду доказательства информирования уполномоченного органа, осуществляющего контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, о своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, в объеме сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, в связи с чем, суд полагает, что исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческое партнерство собственников гаражей «Паритет» ИНН ***, ОГРН ***

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ***.

Председательствующий: Никитин В.Г.