ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-818/18 от 07.11.2018 Брюховецкого районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-818/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ФИО1 Краснодарского края 07 ноября 2018 г.

Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе

судьи Сыроватской Л.Н.,

секретаря Короткой Г.В.,

с участием истца ФИО2

представителя ответчика ООО «БВХ» ФИО3,

рассмотрев гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» (далее - ООО «БВХ) о признании отказа в опломбировании водяного счетчика и вводе его в эксплуатацию, а также требований о переносе и установке водяного счетчика на место присоединения к магистральному водопроводу незаконными,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику о признании отказа в опломбировании водяного счетчика и вводе его в эксплуатацию, а также требований о переносе и установке водяного счетчика на место присоединения к магистральному водопроводу незаконными, указывая, что ответчик отказался опломбировать прибор учета воды по причине невыполнения технических условий, которыми предусмотрен вынос прибора учета холодной воды за границы земельного участка абонента на место врезки в магистральный водопровод. Ссылаясь на правила утвержденные Постановлением Правительства РФ полагает, что перенос ранее установленного и опломбированного ответчиком прибора учета холодной воды согласно новым техническим условиям не требуется, в связи с чем полагает незаконным отказ ответчика опломбировать прибор учета воды, расположенный в границах принадлежащего истцу земельного участка и требование переноса прибора учета воды за пределы двора домовладения.

Истец ФИО2 иск поддержал и просил его удовлетворить в полном объеме.

Представитель ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» ФИО3 возражал против удовлетворения искового заявления, представил письменные возражения на иск, имеющийся в материалах дела.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником домовладения и земельного участка, расположенных по адресу: <......>, что подтверждается копиями правоустанавливающих документов.

Из акта от 01 и 23 августа 2018 г. следует, что ООО «БВХ» дважды отказало ФИО2 опломбировать новый прибор учета холодной воды типа WRC -15 с заводским номером 717138, ввиду невыполнения технических условий выданных ответчиком.

При этом соответствие прибора учета холодной воды установленного исходя из требований ответчика не оспаривалось, согласно паспорту прибор соответствует установленным техническим требованиям.

В соответствии с п. 12 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года N 83 (с последующими изменениями и дополнениями), в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия, в том числе, с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения также с учетом схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п.8 организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 года № 776, согласно пунктам 81.4-81.5, 81.13 - 81.14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 для замены прибора учета, его опломбирования и ввода в эксплуатацию, получения новых технических условий не требуется. Технические условия выдаются на установку узла учета вновь строящегося или реконструируемого строения.

Домовладение, расположенное по адресу: <......>, построено и введено в эксплуатацию в 1980 году, что подтверждается техническим паспортом выданным филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Брюховецкому району в 2008 году. В связи с чем, получение новых технических условий абоненту ФИО2 не требовалось.

Как пояснил в судебном заседании истец ФИО2, в колодце его двора был установлен прибор учета холодной воды, который был ранее опломбирован с разрешения ООО «БВХ», по указанному прибору он вносил плату ответчику, что подтверждается актом о вводе в эксплуатацию приборов учета от <......>.

Представитель ответчика приведенные выше доводы истца не оспорил.

Таким образом, установлено, что с 2013 года прибор учета холодной воды был установлен в домовладении истца в ванной комнате. Следовательно, ООО «БВХ» поставляло истцу коммунальную услугу «холодное водоснабжение» с момента фактического подключения абонента к сети на условиях договора энергоснабжения с получением оплаты согласно данным его прибора учета, полагая законным расположение такового, не в месте врезки в магистральный трубопровод.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание цель обращения ФИО2 в ООО «БВХ» (о замене старого прибора учета в связи с истечением срока его поверки), требование ответчика к истцу заключить с ним фактически новый договор предоставления коммунальной услуги «холодное водоснабжение» на иных условиях (вынос прибора учета холодной воды за границы земельного участка абонента на место врезки в магистральный трубопровод), является незаконным, противоречащим вышеназванным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения с учетом их действия во времени.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 539 ГК РФ, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.

Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

Частью 5 статьи 20 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Аналогичное положение содержится и в «Правилах организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденных постановлением Правительства РФ № 776 от 04.09.2013 г.

Из указанного закона следует, что он не имеет обратной силы и положения части 5 статьи 20 Закона N 416-ФЗ не распространяются на ранее возникшие отношения, в том числе касательно места установки прибора учета холодной воды абонентов, подключенного к системам централизованного водоснабжения до вступления его в законную силу.

Кроме того, положения статьи 20 Закона N 416-ФЗ не содержат исключительного требования установки прибора учета воды на границе эксплуатационной ответственности абонента и водоснабжающей организации, допуская возможность установки прибора учета воды и в местах, определенных договорами с абонентами.

Понятие границы эксплуатационной ответственности содержится в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644 (далее Правила N 644), которые действуют с 1 января 2014 г. Согласно пункту 2 Правил N 644 граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

Этими же Правилами (пункту 2) установлено, что граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

Пунктом 32 Правил N 644 установлено, что при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.

Таким образом, действующий закон не отождествляет понятий места установки прибора учета воды с границей эксплуатационной ответственности, и установка в том или ином месте прибора учета воды не означает, что местом установки прибора учета воды разграничивается ответственность сторон. Граница эксплуатационной ответственности не зависит от места установки прибора учета воды, а зависит от условий заключенного договора, а при отсутствии данного условия в договоре определяется по признаку собственности или владения на ином законном основании водопроводными сетями.

Из договора аренды от 1 декабря 2007 г., заключенного между администрацией Брюховецкого района ООО «БВХ», следует, что ответчик принял во временное владение и пользование здания, нежилые помещения и сооружения согласно акту приема-передачи. Согласно акту приема-передачи и перечню переданного ответчику имущества в аренду ответчику переданы водопроводные линии без четкого обозначения мест расположения водопроводных линий, их технических характеристик. Указанный договор не содержит таких понятий как магистральный водопровод и централизованная система водоснабжения и не устанавливает определенно, какие из переданных в аренду линий относятся к магистральному водопроводу или к системам централизованного водоснабжения.

Действующие Закон N 416-ФЗ, Правила N 644, и иные нормативно-правовые акты не содержат понятия магистрального водопровода. Ответчик под магистральным водопроводом понимает трубу определенного сечения, которая проходит вдоль улицы, и требует установить прибор учета воды в месте врезки в эту трубу.

В тоже время согласно пункту 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ точка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

Следовательно, применительно к истцу местом подключения к централизованной системе водоснабжения является граница его земельного участка и требование ответчика о выносе узла учета воды за пределы земельного участка истца на место врезки в магистральный водопровод (водопроводную трубу вдоль ул. Пролетарской), не основано как на ранее действовавших нормах, так и ныне действующем законодательстве.

Согласно пункту 81 Правил N 644 в случае заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения и (или) единого договора холодного водоснабжения и водоотведения в отношении строящегося объекта абонент обязан установить приборы учета воды, сточных вод в точке присоединения этого объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и контрольные канализационные колодцы.

Из указанного следует, что действующие Правила водоснабжения предусматривают установку приборов учета воды в точке присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения только для вновь создаваемых объектов недвижимости. Перенос ранее установленных приборов и узлов учета холодной воды Правилами N 644 не предусмотрен.

Согласно пункту 5.8.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 23 сентября 2003 г. N 170 (далее Правила N 170), помещение водомерного узла должно быть освещено, температура в нем в зимнее время не должна быть ниже +5°С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается. То есть указанные Правила не допускают эксплуатацию приборов учета воды жилых помещений вне помещений в условиях уличных колодцев, не позволяющих обеспечить температурный режим, освещение и допуск посторонних лиц.

Установка прибора учета холодной воды в пределах земельного участка, находящегося в собственности истца позволяет абоненту выполнять возложенные на него обязанности, установленным статьями 539, 540, 543 Гражданского кодекса РФ, пункта 52 Правил N 307, пункта 35 Правил N 644: обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, соблюдать температурный режим, где расположен узел учета холодной воды (не менее +5°С) и т.д.

В то же время размещение узла учета холодной воды вне земельного участка истца исключает возможность исполнения истцом обязанностей по обеспечению сохранности пломб, недопущению к приборам учета посторонних лиц и т.п.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 354 от 11 мая 2011 г., применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил (пункт 2 Правил).

Учитывая, что объект капитального строительства истца был подключен к системе централизованного водоснабжения и прибор учета воды установлен и опломбирован до вступления в законную силу указанных правил, они не распространяются на отношения истца и ответчика, связанные с местом размещения узла учета холодной воды.

Истечение срока поверки прибора учета холодной воды, как по ранее действовавшим Правилам, так и по ныне применяемым Правилам и законам не предусмотрено в качестве основания для нового подключения объекта капитального строительства истца к централизованным системам водопровода и как основание для переноса узла либо прибора учета холодной воды.

Учитывая, что объект капитального строительства истца был подключен к системе центрального водоснабжения задолго до возникновения настоящего спора, место установки прибора учета воды было согласовано истцом и ответчиком, то есть сторонами заключен фактически был заключен договор водоснабжения с определением места установки прибора учета холодной воды, требование ответчика оборудовать новый узел учета холодной воды - изолированное помещение, отвечающее требованиям Постановления Госстроя № 170 в связи с заменой прибора учета холодной воды, за пределами земельного участка истца на землях общего пользования - неправомерно.

По сути требования ответчика являются односторонним изменением условий заключенного договора водоснабжения, не содержащего возможности изменения условий договора в одностороннем порядке, что является нарушением ч.1 ст. 450 ГК РФ, а также ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил № 644, Правил № 354, Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», которые не предусматривают возможность одностороннего изменения условий договора водоснабжения.

Кроме этого в судебном заседании установлено, что истец является инвалидом 3 группы по причине существенного нарушения слуха и в силу своих физических возможностей с учетом престарелого возраста спускаться в колодец, для снятия показаний будет являться для него затруднительным. Суд также принимает во внимание, что сам колодец находится непосредственно посередине проезжей части дороги (фото приобщены к материалам дела), что может привести к получению истцом телесных повреждений от движущихся по дороге транспортных средств, которые он просто не сможет услышать.

Согласно прилагаемой копии паспорта счетчика холодной воды, изготовитель гарантирует соответствие счетчика требованиям ГОСТ Р 50601-93, международного стандарта ISO 4064 при соблюдении условий транспортировки, хранения и эксплуатации. Одним из условий хранения и эксплуатации является: сухие помещения с температурой окружающего воздуха от + 5 до +50 градусов Цельсия, следовательно, не допускается установка и эксплуатация счетчика, если возможно замерзание трубопровода или счетчика.

В соответствии со СП 22.13330.2016 Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*, (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 970/пр), глубина промерзания грунта в Брюховецком районе составляет 80 см.

В связи с чем, не имеется технической возможности установки прибора учета в месте присоединения водопроводной сети абонента к централизованной системе водоснабжения, так как таковая установка полностью противоречит указанным выше требованиям по эксплуатации прибора учета, требованиям СНиП, по причине риска замерзания прибора учета и выхода его из строя.

С учетом положений указанных нормативно-правовых актов требования ООО «БВХ» об установке приборов учета в колодце за пределами границ земельного участка абонента ФИО2 суд считает незаконными. Истец как потребитель услуги, имеет право оплачивать за холодное водоснабжение не по нормативам потребления, а по показаниям индивидуального прибора учета. Ответчик как поставщик услуги является единственной организацией, имеющей право опломбировать прибор учета холодной воды, установленный во дворе истца. Отказ ответчика опломбировать и допустить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета холодной воды лишает истца оплачивать данную коммунальную услугу за фактически потребленное количество холодной воды.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности отказа ООО «БВХ» по опломбированию и вводу в эксплуатацию прибора учета холодной воды, расположенного в колодце двора истца ФИО2 по адресу: <......>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Иск ФИО2 к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о признании отказа в опломбировании водяного счетчика и вводе его в эксплуатацию, а также требований о переносе и установке водяного счетчика на место присоединения к магистральному водопроводу незаконными, удовлетворить полностью.

Признать незаконными отказ ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» в опломбировании прибора учета воды WRC - 15 № 717138, антимагнитного, расположенного в колодце двора жилого дома по адресу: <......>, и требование ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» к ФИО2 об установке узла учета холодной воды на врезке в магистральный водопровод.

Обязать ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» опломбировать и ввести в эксплуатацию прибор учета холодной воды, счетчик воды WRC - 15 <......>, антимагнитный, установленный в колодце двора жилого дома, расположенного по адресу: <......>, принадлежащего ФИО2.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 12 ноября 2018 года.

Судья Л.Н. Сыроватская