дело № 2-818/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2018 года п.Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Романько А.М.
при секретаре Оржеховской М.А.
с участием: истца Добросердовой И.В.
представителя ответчика Администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края Шень М.В., действующей на основании доверенностей
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добросердовой Ирины Валентиновны к Администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района о признании незаконным решения главы администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района в части, взыскании премии по итогам работы за 2017 год, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Добросердова И.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района о признании незаконным решения главы администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района в части, снижения ей премии по итогам работы за 2017 год, по тем основаниям, что 18 декабря 2017 года на заседании комиссии по премированию, в связи с отсутствием фактов упущений, за которые мог быть снижен сотрудникам размер премии, членами комиссии было принято единогласное решение о выплате всем, без исключения, муниципальным служащим премии, в размере установленных двух должностных окладов. Однако, главой администрации ФИО9 утвержден другой протокол заседания комиссии по премированию от 18.12.2017г. с новой формулировкой, и отсутствием нормативного документа о наказании сотрудников, принято единолично решение о начислении премии в нарушение п. 3.2. Распоряжения администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» от 08.10.2012 №142-р «Об утверждении положения о премировании муниципальных служащих администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края». Распоряжением от 08.10.2012 № 142-р «Об утверждении положения о премировании муниципальных служащих администрации г.п. Ванино», в отношении шести сотрудников администрации: ФИО10, ФИО5, ФИО6, Добросердовой И.В., ФИО12ФИО13. базовая ставка начисления премии была снижена на один оклад, мотивируя тем, что они уже получали премию в размере одного оклада на «День местного самоуправления». Считает, что указанная премия, выплаченная всем муниципальным служащим администрации в апреле 2017г, не относится к числу гарантированных выплат, а носит разовый характер в целях поощрения работников. Так, на основании распоряжения № 215/4-01 от 18.12.2017 Добросердовой И.В. премия за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за 2017 год была выплачена в размере одного оклада, вместо установленных двух. За финансовый 2017 год Добросердова И.В. к дисциплинарной ответственности не привлекалась, замечаний, нареканий к работе нет. Распорядительный акт главы администрации с указанием наличия оснований снижения Добросердовой И.В. премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере одного оклада по окончании финансового 2017г. отсутствует. Добросердовой И.В. в августе 2018 г. было направлено в адрес администрации заявление о выплате незаконно удержанной суммы премии. Администрация городского поселения «Рабочий поселок Ванино», в лице главы ФИО9, на заявление ответила отказом. Незаконными действиями главы администрации г.п. Ванино ФИО9, ей причинен моральный вред, который выразился в переживаниях и нравственных страданиях по причине унижения достоинства личности и недостатка денежных средств. Причиненный моральный вред оценивает в 5000 рублей.
Просила: признать ненормативное решение главы администрации городского поселения ФИО9 в части снижения Добросердовой И.В. размера премии по итогам работы за 2017 год необоснованным и незаконным. Взыскать с администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» в пользу Добросердовой И.В. премию по итогам работы за 2017 год в размере одного должностного оклада с начислением районного и северного коэффициентов в размере 8764 рубля, денежную компенсацию за задержку выплаты в размере 1247,85 рублей, компенсацию морального вреда 5000 рублей.
Истец Добросердова И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, в нем изложенным, денежную компенсацию за задержку выплаты премии просила взыскать в размере, составляющей на 19.11.2018 года - 1423,13 рублей.
Представитель ответчика Администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края Шень М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Добросердовой И.В., поскольку поощрение за труд, согласно ст. 191 ТК РФ и статьи 13 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 N "О муниципальной службе в Хабаровском крае" является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, в течение 2017 года истцу, в соответствии с требованиями п. 2.3 Положения о премировании, базовая ставка начисления премии в размере двух должностных окладов в год с начислением на них районного коэффициента и надбавки к заработной плате за стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера была соблюдена, так как Распоряжением от 06.04.2017 г. Добросердовой И.В. выплачена премия в размере одного должностного оклада. Полагала, что права истца не нарушены, так как в течении года ей была выплачена премия в размере двух должностных окладов.
Свидетель ФИО10, допрошенный в судебном заседании, пояснил, что он являлся членом комиссии по премированию, заседание которой состоялось 18.12.2017 г. На заседании комиссии 18.12.2017г. рассматривался вопрос о премировании. На комиссии начальниками отделов было озвучено о премировании всех муниципальных служащих, по 2 должностных оклада каждому муниципальному служащему, кроме ФИО11., которой подлежало выплатить 3 должностных оклада. Решение о снижении премии Добросердовой И.В., а также о том, что по одному должностному окладу работники уже премированы, в связи с праздником муниципального служащего, - не обсуждались. В отношении Добросердовой И.В. ее руководителем замечаний по работе не было.
Выслушав пояснения сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Из материалов дела установлено, что истец на основании трудового договора № 6 от 16.01.2006 г., дополнительных соглашений от 26.12.2006 г. № 34, от 30.08.2011 №281, распоряжений о приеме и переводе, Добросердова И.В. состояла с ответчиком в трудовых отношениях, занимая должность муниципальной службы начальника отдела по управлению муниципальным имуществом.
Согласно ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации.
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Особенности прохождения муниципальной службы в Хабаровском крае, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены Законом Хабаровского края от 25.07.2007 N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае".
В соответствии со ст.10 Закон Хабаровского края от 25.07.2007 N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае", оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу за: а) выслугу лет на муниципальной службе; б) особые условия муниципальной службы; в) работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) ежемесячное денежное поощрение; 2.1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин;, 3) премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления, исполнения должностных обязанностей; 4) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.
К денежному содержанию муниципальных служащих выплачивается районный коэффициент в следующих размерах:1) за работу в районах Крайнего Севера:а) в Охотском районе - 1,7; б) в Аяно-Майском районе - 1,5; 2) за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (Тугуро-Чумиканский район, Николаевский район, район имени Полины Осипенко, город Комсомольск-на-Амуре, Комсомольский район, Советско-Гаванский район, Ванинский район, Солнечный район, Амурский район, Верхнебуреинский район, Ульчский район), - 1,5;
Денежное содержание муниципальных служащих увеличивается на величину соответствующей процентной надбавки за стаж работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в южных районах Дальнего Востока, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
В соответствии со ст.13 указанного закона, за успешное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, безупречную и эффективную муниципальную службу предусматриваются следующие виды поощрения и награждения:1) объявление благодарности; 2) выплата единовременного поощрения; 3) награждение ценным подарком; 4) награждение почетной грамотой; 5) награждение в установленном порядке государственными наградами.
Решение о применении в отношении муниципального служащего видов поощрения, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи, принимается представителем нанимателя (работодателем).
Муниципальными правовыми актами могут быть установлены другие виды поощрения муниципальных служащих.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Хабаровском крае, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных статьей 10 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 г. N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае", относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы. Установленные же статьей 13 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 г. N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае" виды поощрений муниципального служащего, к числу которых не относится оспариваемая выплата, носят стимулирующий характер, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.
Согласно п. 8 трудового договора от 25.04.2008 г. № 96, муниципальному служащему устанавливается денежное содержание, в том числе, исходя из премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере двух должностных окладов в год, порядок выплаты которой определяется Положением о премировании на основании распоряжения главы городского поселения «рабочий поселок Ванино».
Согласно п. 9.1 Положения об оплате труда муниципальных служащих городского поселения городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, утв. Решением Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края от 29.04.2015 № 6, премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается муниципальным служащим в денежном выражении за счет средств премиального фонда, формируемого в размере двух должностных окладов в год на каждую штатную единицу должности муниципальной службы городского поселения и за счет экономии по фонду оплаты труда по итогам работы за квартал, год. Максимальный размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий не ограничивается.
Штатным расписанием муниципальных служащих администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» на 2017 г., утв. Распоряжением администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» от 30.12.2016 г. № 151-р, начальнику отдела по управлению муниципальным имуществом определена, в том числе, премия в размере 17526,80 рублей (двух должностных окладов с начислением районного коэффициента и надбавки за стаж работы в организациях, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).
Распоряжением главы администрации от 08.10.2012 г № 142-р утверждено Положение о премировании муниципальных служащих администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, согласно п. 1.5 которого, премия может выплачиваться ежеквартально или по окончании финансового года.
Согласно п.п. 2.4 – 2.6 Положения о премировании муниципальных служащих администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, базовая ставка начисления премии предусматривается в размере двух должностных окладов в год на основании настоящего Положения, с начислением на них районного коэффициента и надбавки к заработной плате за стаж работы в районах, приравненных к районам крайнего Севера.
Лишение премии либо снижение ее размера производится за невыполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором и должностной инструкцией, а также оценочных показателей, изложенных в пункте 2.2. настоящего положения. Снижение размера премии по этим основаниям производится согласно приложению к настоящему положению.
Снижение размера премии, либо лишение премии производится за тот период, в котором было допущено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей либо нарушение трудовой дисциплины. Если о таком нарушении стало известно позже, либо требуется проверка, решение о снижении размера премии или ее полном лишении, производится в тот период, когда об этом стало известно, либо по окончании проверки, подтвердившей факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей или нарушения трудовой дисциплины.
Таким образом, устанавливая право работников на премию за выполнение особо важных и сложных заданий, данный акт одновременно содержит упущения за которые снижается размер премий. Основанием для снижения размера премии или лишения премии являются предложения в пределах своей компетенции руководителей структурных подразделений, направленных на рассмотрение комиссии по премированию муниципальных служащих администрации городского поселения (п.3.1, п.3.2 Положения).
Согласно протокола комиссии по премированию работников администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» от 18 декабря 2017 г. №1, решено рекомендовать главе администрации выплатить муниципальным служащим премию в соответствии с Положением о премировании муниципальных служащих. Согласно показаний свидетеля ФИО10, комиссией по премированию было принято решение о премировании муниципальных служащих в размере двух должностных окладов, как предусмотрено фондом оплаты труда, решение о снижении премии Добросердовой И.В. - не принималось.
Распоряжением главы администрации городского поселения о премировании от 18.12.2017 г № 215/4-01, принято решение о выплате Добросердовой И.В. премии в размере одного должностного оклада.
Учитывая, что согласно условиям трудового договора, заключенного между истцом и ответчиком, а также указанного Положения о премировании работников, руководитель Администрации имеет право принять решение о снижении размера премии, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него обязанностей, ответчик должен доказать наличие оснований для принятия такого решения в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ. Таких доказательств ответчиком не представлено, а имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о выполнении истцом данных ему поручений (справка о муниципальном служащем (л.д.13); показания свидетеля ФИО10).
Доводы представителя ответчика о том, что согласно Распоряжению главы администрации городского поселения о премировании от 06.04.2017 г № 57/4-01 истцу уже была выплачена часть премии по итогам работы за 2017 год - в размере одного должностного оклада, суд находит несостоятельными, поскольку указанная премия была выплачена в честь дня местного самоуправления и всем работникам администрации, и она не относится к числу гарантированных выплат муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы, а является поощрением муниципального служащего, носящего стимулирующий характер.
Таким образом, суд находит исковые требования Добросердовой И.В. подлежащими удовлетворению, поскольку выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере двух должностных окладов в год - являлось обязанностью, а не правом ответчика (в силу буквального содержания соответствующих норм действующего у ответчика Положения о премировании муниципальных служащих администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, а также с учетом утвержденного фонда оплаты труда, отраженного в штатном расписании (Распоряжение №151-р от 30.12.2016г.).
В соответствии со статьей 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно расчету истца, размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы составляет 1423 рубля 13 копеек. Оценивая представленный истцом расчет, суд находит его правильным, исполненным в соответствии с ТК РФ.
Таким образом, с Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты денежной премии в размере 1423 рубля 13 копеек.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что при разрешении спора установлено нарушение трудовых прав истца, выразившихся в несвоевременной выплате премии, суд в соответствии с положениями статьи 237 ТК РФ приходит к выводу о праве истца на получение денежной компенсации морального вреда в размере 500 рублей.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик Администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Иск Добросердовой Ирины Валентиновны к Администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района о признании незаконным решения главы администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района в части, взыскании премии по итогам работы за 2017 год, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение главы администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района ФИО9 в части снижения ФИО1 размера премии по итогам работы за 2017 год.
Взыскать с Администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района в пользу Добросердовой Ирины Валентиновны премию по итогам работы за 2017 год в размере одного должностного оклада в сумме 4381 рубль 70 копеек, с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в организациях, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; компенсацию за задержку выплаты премии в сумме 1423 рубля 13 копеек, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
В остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд, через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда Романько А.М.
Хабаровского края
Мотивированная часть изготовлена 20.11.2018