ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-818/20 от 28.07.2020 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2020 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г.,

при секретаре Селютиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-818/2020 по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области к Габбазовой Флоре Ангамовне, Почапскому Денису Вячеславовичу, городскому округу Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара об изъятии из собственности объекта культурного наследия регионального значения,

УСТАНОВИЛ:

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области обратилось в суд с иском к Габбазовой Флоре Ангамовне, Почапскому Денису Вячеславовичу, городскому округу Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара об изъятии из собственности объекта культурного наследия регионального значения, указав, что согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры на территории муниципального образования город Самара находится объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом. Арх. Вернер. Ампир», расположенный по адресу: <адрес>, подлежащий государственной охране по основании решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 19.11.1966 № 617 «Об охране памятников истории и культуры».

Предметом охраны объекта первоначальный архитектурный облик здания, композиционное построение и декор фасадов.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36141 площадь объекта 2597,4 кв.м., кадастровый состоит из следующих помещений:

кадастровый (жилое помещение площадь 401,3 кв.м., кв. 27, 28, 32, этаж 3) принадлежит на праве общей долевой собственности муниципальному образованию г. Самара (доля в праве 342/523), Габбазовой Ф.А. доля в праве 181/523), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 53/01/01/2020-36143;

кадастровый (жилое помещение площадь 395,3 кв.м., кв. 1, 2, 3, 4, 5, 9, 14, этаж 2) сведения о правообладателях в выписке из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36148 отсутствуют, однако помещение с аналогичным адресом и схожей площадью зарегистрировано с кадастровым номером ;

кадастровый (нежилое помещение площадь 282,4 кв.м., комнаты 10, 13, 14, 15, 16, 18, этаж -1) принадлежит на праве собственности Почапскому Д.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36154;

кадастровый (нежилое помещение площадь 135,7 кв.м., комнаты 1-5, этаж 1) принадлежит на праве собственности Габбазовой Ф.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36162;

- кадастровый номер 63:01:0816008:855 (жилое помещение площадь 396,8 кв.м., кв. 1, 2, 3, 4, 5, 9, 14, этаж 2) принадлежит на праве общей долевой собственности Габбазовой Ф.А. (доля в праве 22/24), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36155;

кадастровый (нежилое помещение площадь 345,6 кв.м., комнаты 6-9, 11-24, этаж 1) принадлежит на праве собственности Габбазовой Ф.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36163;

кадастровый (нежилое помещение площадь 626,7 кв.м., комнаты 1, 2, 3, 6, 7, подвал; комнаты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 44, 45, этаж 2, комнаты 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, этаж 3) принадлежит на праве собственности Габбазовой Ф.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36167.

Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816008:12 площадью 842 кв.м., на котором находится объект, согласно выписке из ЕГРН от 18.03.2020 63/01/01/2020-47676 принадлежит на праве общей долевой собственности:

Габбазовой Ф.А. (доля в праве 84404/100000);

Почапскому Д.В. (доля в праве 5411/42080);

Муниципальному образованию г.о. Самара (доля в праве 359973/13150000).

Также согласно публичной кадастровой карте и выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ к земельному участку с кадастровым номером 63:01:0816008:12 примыкает земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816008:20 площадью 269 кв.м., предназначенный под дворовую территорию Объекта.

28.04.1994 в присутствии директора Товарищество с ограниченной ответственностью коммерческий центр «Самарский торговый дом» Габбазовой Ф.А. специалистом Отдела управления памятниками истории и культуры Управления культуры администрации Самарской области был составлен акт технического состояния памятника архитектуры при передачи его в пользование и установление необходимых ремонтно-реставрационных работ по Объекту.

Согласно данному акту, ТОО КЦ «Самарский торговый дом» в лице директора Габбазовой Ф.А. обязалось произвести следующие работы: обследование и усиление поврежденной несущей стены в торговом зале 1 этажа - 1994 год; текущий ремонт фасада - 1995 год.

Данный акт подписан директором ТОО КЦ «Самарский торговый ряд» Габбазовой Ф.А.

На основании данного акта ТОО КЦ «Самарский торговый дом», в лице директора Габбазовой Ф.А. выдано Охранное обязательство № 58 от 28.04.1994.

25.05.2000 представителями отдела управления памятниками истории и культуры при управлении культуры администрации Самарской области составлен акт № 722 технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройство территории. Согласно данному акту, в связи с тем, что здание давно не подвергалось ремонту, общее его состояние оценивалось как неудовлетворительное.

В целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования, пользователь Общество с ограниченной ответственностью «Лев» обязано провести следующие работы: восстановление отмостки и дворового асфальтового покрытия совместно с остальными пользователями - 2000 г.; восстановление архитектурных элементов главного и оштукатуривание дворового фасадов, совместно с остальными пользователями - 2001 г.; ремонт занимаемых помещений - 2002 г.

На основании указанного акта между отделом управления памятниками истории и культуры при управлении культуры администрации Самарской области и ООО «Лев» заключен договор № 468 от 30.06.2000 об обеспечении сохранности недвижимого памятника истории и культуры, согласно которого ООО «Лев» обязалось производить проектные, ремонтно-реставрационные, консервационные и противоаварийные работы по используемому зданию, в соответствии с планом работ в указанные сроки, руководствуясь актом технического состояния памятника, планом восстановительных работ и действующим законодательством.

При этом согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ (выписка от 17.03.2020) единственным учредителем ООО «Лев» являлась Габбазова Ф.А., ООО «Лев» ликвидировано 16.03.2018, в связи с чем в силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица, передается его учредителям.

28.02.2002 представителями департамента культуры Администрации Самарской области был составлен Акт № 836 технического состояния памятника истории и культуры, «Дом М.А. Егорова-Андреева», расположенного по адресу: <адрес>, согласно которого общее состояние памятника неудовлетворительное (аварийное), в мае 2000 года произошло обрушение перекрытий подвала, расположенного под двором, открывшийся объем подвального помещения был засыпан мусором (акт № 718 от 26.05.2000), восстановительные работы не проводились.

21.03.2007 представителями министерства культуры и молодежной политики Самарской области, в присутствии одного из сособственников Объекта Почапского Д.В. составлен акт № 22-07/1411 технического состояния памятника истории и культуры, определения плана работ по памятнику и благоустройству территории.

Состояние объекта - неудовлетворительное, местами аварийное. Собственниками здания не предпринималось никаких мер по ремонту или консервации здания на протяжении 14 лет. Обрушился северный уличный угол здания, конструкции кровли, перекрытий, стен, балкона третьего этажа упали на балкон второго этажа и на соседнее двухэтажное здание.

Произошло обрушение наружной версты кирпичной кладки внутреннего угла в дворовой части здания, при этом утрачены балконы второго и третьего этажа, сохранилась решетка балкона третьего этажа.

Произошло обрушение перекрытий подвалов, расположенных под двором. На момент осмотра, часть подвала через провал, засыпана строительным мусором и грунтом.

Данный акт был подписан пользователем Объекта Почапским Д.В.

На основании данного акта Министерством культуры Самарской области 21.03.2007, выдано Охранное обязательство № 19-07/879 Почапскому Д.В.

09.07.2007 в Министерство культуры и молодежной политики Самарской области поступило заявление от директора Закрытого акционерного общества «Волжская торговая компания» Габбазовой Ф.А. с просьбой оформить новое охранное обязательство и провести техническое обследование помещений в Объекте.

07.05.2008 представителями Министерства культуры и молодежной политики Самарской области - Государственного органа по охране и использованию памятников истории и культуры в системе исполнительной власти субъекта Российской Федерации был составлен акт № 52-08/1676 технического состояния памятника истории и культуры, согласно которого часть одна здания принадлежит ЗАО «Волжская торговая компания», другая часть - Почапскому Д.В.

Состояние Объекта - аналогично изложенному в акте от 21.03.2007 - неудовлетворительное, местами аварийное.

Данный акт был подписан Генеральным директором ЗАО «Волжская торговая компания» Габбазовой Ф.А.

На основании данного акта Министерством культуры Самарской области 07.05.2008 выдано Охранное обязательство № 36-08/1054 ЗАО «Волжская торговая компания» в лице директора Габбазовой Ф.А.

Согласно Охранным обязательствам № 19-07/879 и 36-08/1054, ЗАО «Волжская торговая компания», в лице директора Габбазовой Ф.А. и Почапский Д.В. обязались обеспечить режим содержания Объекта, а так же проводить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния, составляющим единое целое с Охранным обязательством. При этом, сроки проведения работ устанавливались: комплексное обследование здания с разработкой рекомендаций по первоочередным противоаварийным работам - 2007-2008 год; выполнение противоаварийных и консервационных работ на здании – 2008 год; разработка проекта реконструкции с элементами реставрации ценных элементов здания (фасад и интерьеры) - 2007-2009 годы; производство работ по восстановлению здания -2007-2012 годы.

Охранное обязательство № 36-08/1054 подписано Генеральным директором ЗАО «Волжская торговая компания» Габбазовой Ф.А.

26.05.2008 на основании вышеприведенных документов Министерством культуры и молодежной политики Самарской области Генеральному директору предписание № 21-08/295, согласно которого в срок до 10.06.2008 необходимо разработать и представить на согласование рабочие чертежи на временные противоаварийные и консервационные работы, подпорные и ограждающие конструкции аварийных частей памятника, схемы аварийной сигнализации, установки маяков и реперов для контроля за деформациями - для получения письменного разрешения на проведение первоочередных консервационных и противоаварийных работ.

15.08.2008 представителями Министерства культуры и молодежной политики Самарской области составлен Акт № 128-08/1752 технического состояния памятника истории и культуры.

Согласно данного акта, на день осмотра Объект находился в неудовлетворительном состоянии - обрушен северный уличный угол здания, конструкция кровли, перекрытий, стен. Деструкция кирпичной кладки дворовых фасадов, обрушена часть перекрытия подвала под двором, что ведет к дополнительному замачиванию фундаментов здания. Кроме того, помещение подвала периодически подвергается затоплению собственниками верхних этажей, что повлекло за собой развитие грибковых поражений на стенках и межэтажных перекрытиях.

Помещения в данном Объекте принадлежат ЗАО «Волжская торговая компания» (охранное обязательство № 36-08/1054 от 07.05.2008), ООО «Лев» (охранное обязательство № 468 от 30.06.2000), Почапскому Денису Вячеславовичу (охранное обязательство № 19-07/874 от 21.03.2007).

26.05.2009 сотрудниками Министерства культуры Самарской области составлен акт № 506-09/2148 проверки выполнения охранного обязательства № 36-08/1054 от 07.05.2008, выданного ЗАО «Волжская торговая компания».

В акте указано, что на день осмотра Объекта зафиксировано: противоаварийные и консервационные работы на здании не проведены, ремонтно-реставрационные работы на Объекте не ведутся.

23.05.2011 Гocyдapcтвeнным бюджетным учреждением культуры «Агентство по сохранению историко-культурного наследия Самарской области» в адрес Министерства культуры Самарской области поступило письмо № 226 об аварийном состоянии Объекта.

В соответствии с распоряжением министра культуры Самарской области от 31.05.2011 № 360-р проведена внеплановая, выездная проверка ООО «Волжская торговая компания». При проведении проверки установлено, что ООО «Волжская торговая компания» проведены самовольные работы по демонтажу конструкций крыши Объекта. По данному факту сотрудниками министерства составлен акт от 02.06.2011 № 167-11/3551.

29.06.2011 Министерством культуры Самарской области Директору ООО «Волжская торговая компания» Габбазовой Ф.А. выдано предписание № 96-11/567, согласно которого Обществу предписывалось в срок до 01.10.2011 представить в Министерство разработанный проект производства первоочередных, противоаварийных консервационных работ на Объекте. В срок до 01.01.2012 провести первоочередные, противоаварийные консервационные работы на Объекте.

26.01.2012 на основании распоряжения министра культуры Самарской области № 27-р осуществлен выезд на Объект, с целью проверки исполнения предписания № 96-11/567 от 29.06.2011.

27.02.2012 Министерством культуры Самарской области Директору ООО «Волжская торговая компания» Габбазовой Ф.А. выдано предписание № 14-12/14, согласно которого обществу предписывалось в срок до 01.05.2012 представить в министерство разработанный проект производства первоочередных, противоаварийных консервационных работ на объекте.

На основании Распоряжения Министерства культуры Самарской области от 24.09.2012 № 540-р проведена плановая, выездная и документарная проверка в отношении Почапского Д.В. По результатам составлен акт проверки 335-12/4165, согласно которого отчет о выполненных ремонтно-реставрационных работах, согласно «плана ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры» охранного обязательства № 19-07/874 от 21.03.2007 в Министерство культуры Самарской области не представлен.

03.07.2014 представителями Государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по сохранению историко-культурного наследия Самарской области» составлен Акт № 61-14/1840-М контроля состояния Объекта. Согласно акта, общее состояние Объекта - аварийное, задняя часть пострадала в результате пожара пристроя, необходим капитальный ремонт фасадов с элементами реставрации. На фундаментах имеются трещины, просадки. На цоколях отмечены участки выкрашивания, деструкция кирпичной кладки, имеются значительные участки утрат штукатурного слоя. Отмостка имеет нарушение уклона, неплотное примыкание к цоколю, отмечены участки развития поросли самосевных растений. Правая часть стены главного фасада разрушена, отсутствует кирпичная кладка,

ко

нструкция балкона, оконные проемы, перекрытия. В результате неорганизованного водостока с кровли наблюдается значительное отслоение штукатурного слоя и покраски. Отмечаются значительные разрушения, выветривание окрасочного слоя, трещины. Часть крыши отсутствует. Состояние восточной системы - неудовлетворительное: деформация, утрата водосточных труб и звеньев, коррозионные повреждения, смятие звеньев, отсутствие воронок. Свесы кровли в аварийном состоянии.

01.06.2016 сотрудниками Управления составлен акт № 58-16/140 технического состояния объекта культурного наследия.

Согласно акта, общее состояние здания - аварийное, здание не эксплуатируется, необходим капитальный ремонт здания с элементами реставрации. Отсутствует информационная надпись о принадлежности к Объекту культурного наследия. Выводы: здание находится в аварийном состоянии, требуется незамедлительное проведение противоаварийных работ и работ по консервации. Установлены требования к сохранению Объекта: установка информационных надписей и обозначений на фасаде – 30.09.2016-15.10.2016; первоочередные противоаварийные и консервационные работы – 25.09.2016-30.04.2017; реставрация и приспособление объекта для современного использования – 30.04.2017-01.03.2018; обеспечить сдачу работ Управлению – не позднее 01.06.2018.

25.07.2016 Приказом Управления № 70 утверждено охранное обязательство объекта.

19.05.2017 на основании распоряжения № 66 руководителя Управления от 20.04.2017 с сотрудниками Управления была проведена плановая выездная проверка с целью контроля за использованием и обеспечением сохранности Объекта. В ходе проведения проверки установлено, что Объект находятся в аварийном состоянии, частично разрушены перекрытия второго и первого этажей, несущие стены, включая стену главного фасада, частично разрушена стропильная система, обрешетка и покрытие кровли, разрушению подвержены балконные плиты и декоративное оформление главного фасада, по балконным плитам зафиксировано развитие поросли самосевных растений.

В сроки, установленные охранным обязательством от 25.07.2016, не обеспечено финансирование и организация проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта и сохранение предмета его охраны, а именно: не установлены информционные надписи и обозначения на фасаде объекта (до 15.10.2016), не ведены первоочередные противоаварийные и консервационные работы (в срок до: 30.04.2017), не разработана научно-проектная документация на реставрацию и приспособление объекта для современного использования (в срок до 30.04.2017).

04.07.2017 Управлением Габбазовой Ф.А. выдано предписание № 64-17/189 тором предписывалось в срок до 04.08.2017 организовать установку информационных надписей и значений на фасаде объекта; в срок до 25.08.2017 организовать проведение первоочередных противоаварийных и консервационных работ на Объекте; в срок до 29.09.2017 организовать разработку и предоставить на согласование в Управление научно-проектную документацию на проведение по реставрации и приспособлению объекта для современного использования положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы; в срок до 01.03.2018 организовать проведение работ по реставрации и приспособлению объекта для современного использования в соответствии с научно-проектной документацией; в срок до 01.06.2018 обеспечить сдачу работ.

04.08.2017 постановлением судьи Самарского районного суда г. Самары Габбазова Ф.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

13.09.2017, на основании распоряжения руководителя Управления от 13.09.2017 № 183 проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания от 04.07.2017, в ходе которой установлено что пп.1-3 предписания Габбазовой Ф.А. в установленный срок не исполнены.

12.12.2017 Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 35 Октябрьского судебного района г. Самары, мировым судьей судебного участка № 32 Октябрьского судебного района г. Самары по делу № 5-581/17 Габбазова Ф.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

22.06.2018 Управлением издано распоряжение № 67 о проведении внеплановой, документарной проверки Габбазовой Ф.А., с целью проверки исполнения предписания от 04.07.2017 № 64-17/189. В ходе проверки установлено, что работы, указанные в предписании от 04.07.2017 Габбазовой Ф.А. не исполнены. По результатам проверки составлен акт 36-18/530 от 29.06.2018.

В отношении Габбазовой Ф.А. составлен протокол об административном правонарушении от 24.07.2018.

В объяснении, Габбазова Ф.А. указала, что 17.07.2018 ею было получено задание на проведение работ по сохранению Объекта. Поданы документы на получение разрешения, разрабатывается научно-проектная документация на первоочередные противоаварийные работы по сохранению Объекта.

18.07.2018 в Управление поступило заявление от ООО «Векторстройпроект» о выдаче разрешения на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ на Объекте. Заказчиком данных работ выступала Габбазова Ф.А. на основании договора № 316 от 21.05.2018. Согласно данного договора Габбазова Ф.А. поручает, а ООО «Векторстройпроект» обязуется выполнить в течение 60 рабочих дней (до 15.08.2018) научно-проектную документацию по первоочередным пpотивоаварийным и консервационным мероприятиям, кроме того точное измерение всех элементов и конструктивных частей объекта, определение фактических геометрических форм и размеров с последующей фиксацией на чертежах (обмер объекта) — обследование технического состояния строительных конструкций объекта с разработкой рекомендаций.

02.08.2020 Управлением выдано разрешение № 1 15-18/2338 на разработку научно-проектной документации по противоаварийным и консервационным мероприятиям.

02.10.2018 ООО «Векторстройпроект» направило в Управление для рассмотрения и согласования специальные разделы проекта на первоочередные и противоаварийные работы в связи с угрозой сохранности объекта.

07.11.2018 Управлением в адрес ООО «Вектросройпроект» направлено письмо с отказом в предоставлении государственной услуги в связи с предоставлением неполного комплекта документов. В том числе, отсутствовало положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта.

В представленной проектной документацией предусматривался снос части Объекта. Положительное заключение государственной экспертизы (строительной), в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, так же отсутствовало.

До сегодняшнего момента согласованная проектная документация в Управление не представлена.

26.03.2019 ООО «Векторстройпроект» обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на разработку проектной документации для реставрации, воссоздания и приспособления объекта для современного использования. Заказчиком работ является Габбазова Ф.А. на основании договора № 319 от 11.12.2018. Срок окончания работ по данному договору 31.12.2019.

22.04.2019 Управлением выдано разрешение № 25-19/2398 на разработку научно-проектной документации для реставрации и приспособления объекта для современного использования, сроком до 31.12.2019.

26.11.2019 в управление поступило заявление от ООО «Вектростройпроект» о выдаче разрешения на разработку проектной документации для реставрации, воссоздания и приспособления объекта для современного использования. Заказчиком выступала Габбазова Ф.А. на основании договора № 319 от 10.12.2018 и дополнительного соглашения № 1 от 25.11.2019. Срок окончания работ по договору перенесен на 31.12.2020.

30.12.2019 Управлением выдано разрешение № 161-19/2534 на подготовку научно-проектной документации для реставрации и приспособления объекта для современного использования, сроком до 31.12.2020.

Аналогичные заявления о разработке документации от иных собственников объекта, Почапского Д.В. и городского округа Самара, в Управление не поступали.

12.04.2019 на основании задания № 281-12/04 врио руководителя управления на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия, сотрудниками составлен акт № 32-19/639 от 12.04.2019 контроля за состоянием объекта культурного наследия. В ходе мероприятий установлено, что собственники Объекта не осуществляют мероприятия по поддержанию объекта в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния.

04.10.2019 на основании задания № 335-04/10 врио руководителя управления на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия, сотрудниками составлен акт № 113-19/721А от 04.10.2019 контроля за состоянием объекта культурного наследия. В ходе мероприятий установлено, что нарушен (изменен) первоначальный облик объекта культурного наследия, нарушен порядок проведения работ по сохранению Объекта, объект находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствие своевременно проведенных работ по сохранению (ремонт, реставрация) Объекта создает угрозу целостности и сохранности Объекта, а так же утраты им историко-культурного значения, нарушены требования к использованию и содержанию Объекта, необходимо проведение работ по сохранению Объекта.

Постановлением судьи Самарского районного суда г. Самары от 17.02.2020 по делу 5-82/2020 Габбазова Ф.А. признана виновной в совершении административного нарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Постановлением судьи Самарского районного суда г. Самары от 22.01.2020 по делу 5-2/2020, оставленному без изменений решением судьи Самарского областного суда от 19.03.2020, Почапский Денис Вячеславович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

03.12.2019 в отношении Департамента управления имуществом городского округа Самара, как органа, осуществляющий права городского округа Самара в отношении муниципального имущества, составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением судьи Самарского районного суда г. Самары от 29.01.2020 Департамент управления имуществом городского признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

02.03.2020 на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Самарского внутригородского района городского округа Самара под председательством Главы Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара установлена возможность обрушения конструкций внешних несущих стен объекта на пешеходную и жилую зону, что создает угрозу жизни и здоровью пешеходов. Комиссией принято решение о признании ситуации с Объектом угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, что подтверждается протоколом от 02.03.2020 № 10.

03.03.2020 на заседании межведомственной рабочей группы в прокуратуре Самарского района г. Самары, под председательством прокурора Самарского района г. Самары, рассматривался вопрос о разрушении Объекта, что подтверждается протоколом.

Считает, что собственниками Объекта не осуществляются мероприятия по поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) мнения предмета охраны, не разрабатывается проектная документация по противоаварийным и консервационным мероприятиям, чем нарушаются требования ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и создается чрезвычайная ситуация, которая может привести к человеческим жертвам.

Считает, что бездействия собственников объекта, выражающиеся в невыполнении мероприятий по его сохранению, влекут утрату объекта.

Кроме того, объект требует проведения срочных противоаварийных мероприятий по его сохранению, однако реставрация здания не проводилась и не проводится, что влечёт утрату особенностей данного объекта культурного наследия.

Письмом от 03.04.2008 № 26-04/827, направленным в адрес генерального директора ЗАО «Волжская торговая компания» Габбазовой Ф.А., указано, что в случае невыполнения требований к сохранению Объекта, министерство культуры и молодежной политики Самарской области, являвшееся на тот момент уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в области хранения объектов культурного наследия, имеет право обратиться в суд с иском об изъятии бесхозяйно содержимого Объекта.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд изъять из собственности:

Габбазовой Флоры Ангамовны долю 181/523 в праве собственности на жилое помещение площадью 401,3 кв.м., кв. 27, 28, 32, этаж 3 (кадастровый ), долю 22/24 в праве собственности на жилое помещение площадью 396,8 кв.м., кв. 1, 2, 3, 4, 5, 9, 14, этаж 2, (кадастровый ), нежилое помещение площадью 345,6 кв.м., комнаты 6-9, 11-24, 1гаж 1, (кадастровый ), нежилое помещение площадью 135,7 кв.м., комнаты 1-5, этаж 1 (кадастровый ), нежилое помещение площадью 626,7 кв.м., комнаты 1, 2, 3, 6, 7, подвал; комнаты 1, 2, 3,4, 5, подвал; комнаты 1, 7, 8, 9, 10, 44, 45, этаж 2; комнаты 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, этаж 3 кадастровый ); 84404/100000 доли в праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 842 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; 92204/100000 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816008:20 площадью 269 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>;

Муниципального образования городской округа Самара долю 342/523 в праве на жилое помещение площадью 401,3 кв.м., кв. 27, 28, 32, этаж 3; (кадастровый ), долю 359973/13150000 в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816008:12, площадью 842 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>;

ФИО1 нежилое помещение площадью 282,4 кв.м., комнаты 10, 15, 16, 18, этаж -1; (кадастровый ) долю 5411/42080 праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816008:12 площадью 842 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>;

а вместе составляющие объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом. Арх. Вернер. Ампир», расположенный по адресу: г. Самара, Некрасовская, 61, подлежащий государственной охране на основании решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 19.11.1966 № 617 «Об охране памятников истории и культуры» с территорией, непосредственно занятой объектом культурного наследия и (или) иной с ним исторически и функционально и являющейся его неотъемлемой частью, для организации продажи указанных объектов недвижимости с публичных в порядке, установленном частью 1 статьи 54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и туры) народов Российской Федерации».

В судебном заседании представитель истца Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области Черкасов Е.А, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчик Габбазова Ф.А., её представитель адвокат Дудко П.И., действующий на основании доверенности и по ордеру, в судебном заседании исковые требования не признали.

Ответчик Почапский Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о.Самара Шалыгина Е.К., действующая но основании доверенности, в судебном заседании разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда. Представила возражения на исковое заявление, в которых указала, что разрешение требований оставляет на усмотрение суда, если истцом в суд будут представлены все необходимые доказательства в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при условии установления судом соответствия представленных истцом документов требованиям действующего законодательства (л.д. 126-128 т.1).

Представитель третьего лица Администрации Самарского внутригородского района г.о.Самара по доверенности Ефремова Е.С. в судебном заседании полагала, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 80-84 т.1).

Представитель Прокуратуры Самарского района г. Самара, прокуратуры Самарской области - помощник прокурора Самарского района г.Самары Лукина М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица территориального управления Росимущества по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в деле уведомлением о вручении, причину неявки суду не сообщил.

Представители третьих лиц Общества с ограниченной ответственностью «Векторстройпроект», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Выслушав стороны, их представителей, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов следует, что на основании Постановления Правительства Самарской области от 15.06.2015 № 338 образовано управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области. Переданы управлению государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области функции министерства культуры Самарской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти Самарской области. Утверждено Положение об управлении управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (л.д. 34-42 т.1).

Согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры на территории муниципального образования город Самара находится объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом. Арх. Вернер. Ампир», расположенный по адресу: <адрес> (далее - Объект), подлежащий государственной охране на основании решения Исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся от 19.11.1966 № 617 «Об охране памятников истории и культуры».

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36141 (л.д. 50 т.1) площадь объекта 2597,4 кв.м., кадастровый состоит из следующих помещений:

кадастровый (жилое помещение площадь 401,3 кв.м., кв. 27, 28, 32, этаж 3) принадлежит на праве общей долевой собственности муниципальному образованию г. Самара (доля в праве 342/523), Габбазовой Флоре Ангамовне доля в праве 181/523), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 53/01/01/2020-36143 (л.д. 66-72 т.1);

кадастровый (жилое помещение площадь 395,3 кв.м., кв. 1, 2, 3, 4, 5, 9, 14, этаж 2) сведения о правообладателях в выписке из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36148 отсутствуют (л.д. 59-61 т.1), однако помещение с аналогичным адресом и схожей площадью зарегистрировано с кадастровым номером 63:01:0816008:855 (л.д. 62-65 т.1);

кадастровый (нежилое помещение площадь 282,4 кв.м., комнаты 10, 13, 14, 15, 16, 18, этаж -1) принадлежит на праве собственности Почапскому Денису Вячеславовичу, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36154 (л.д 55-58 т.1);

кадастровый (нежилое помещение площадь 135,7 кв.м., комнаты 1-5, этаж 1) принадлежит на праве собственности Габбазовой Флоре Ангамовне, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36162 (л.д. 51-52 т.1);

- кадастровый номер 63:01:0816008:855 (жилое помещение площадь 396,8 кв.м., кв. 1, 2, 3, 4, 5, 9, 14, этаж 2) принадлежит на праве общей долевой собственности Габбазовой Флоре Ангамовне (доля в праве 22/24), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36155 (л.д. 62-65 т.1);

кадастровый (нежилое помещение площадь 345,6 кв.м., комнаты 6-9, 11-24, этаж 1) принадлежит на праве собственности Габбазовой Флоре Ангамовне, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36163 (л.д. 53-54 т.1);

кадастровый (нежилое помещение площадь 626,7 кв.м., комнаты 1, 2, 3, 6, 7, подвал; комнаты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 44, 45, этаж 2, комнаты 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, этаж 3) принадлежит на праве собственности Габбазовой Ф.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.03.2020 № 63/01/01/2020-36167 (л.д. 73- 74 т.1).

Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816008:12 площадью 842 кв.м., на котором находится объект, согласно выписке из ЕГРН от 18.03.2020 63/01/01/2020-47676 принадлежит на праве общей долевой собственности:

Габбазовой Ф.А. (доля в праве 84404/100000);

Почапскому Д.В. (доля в праве 5411/42080);

Муниципальному образованию г.о. Самара (доля в праве 359973/13150000) (л.д. 78-81 т.1).

Также согласно публичной кадастровой карте и выписке из ЕГРН от 18.03.2020 № 63/01/01/2020-47694 к земельному участку с кадастровым номером 63:01:0816008:12 примыкает земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816008:20 площадью 269 кв.м., предназначенный под дворовую территорию Объекта (л.д. 75-77 т.1).

Органом охраны объектов культурного наследия заключены охранные обязательства: от 28.04.1994 № 58 с ТОО Коммерческий центр «Самарский торговый ряд» (л.д. 96-98 т.1); от 30.06.2000 № 468 с ООО «Лев» (л.д. 105-109 т.1); от 21.03.2007 № 19-07/897 с Почапским Д.В. (л.д. 130-133 т.1); от 07.05.2008 № 36-08/1054 с ЗАО «Волжская торговая компания» (л.д. 142-145 т.1).

Факт нахождения объекта культурного наследия в неудовлетворительном и аварийном состоянии, невыполнении собственниками объекта культурного наследия мероприятия по его сохранению неоднократно фиксировался в рамках его осмотра, о чем составлены акты: от 25.05.2000 № 722 (л.д. 99-104 т.1); от 28.02.2002 № 836 (л.д. 122-124 т.1); от 21.03.2007 № 22-07/1411 (л.д. 125-129 т.1); от 07.05.2008 № 52-08/1676 (л.д. 135-141 т.1); от 15.08.2008 № 128-08/1752 (л.д. 148-150 т.1); от 26.05.2009 № 306-09/2148 (л.д. 152 т.1); от 02.06.2009 № 17-09/17-М; от 03.07.2014 № 61-14/1840-М (л.д. 161-170 т.1); от 11.04.2018 № 27-18/3129-М; от 29.06.2018 № 36-18/530; от 12.04.2019 № 32-19/639.

После контрольных мероприятий Габбазовой Ф.А. выдавались предписания об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия: от 26.05.2008 № 21-08/295 (л.д. 146-147 т.1); от 29.06.2011 № 96-11/567 (л.д. 153-154 т.1); от 27.02.2012 №14-12/14 (л.д. 155-156 т.1); от 04.07.2017 № 64-17/189 (л.д. 192-195 т.1).

В обоснование заявленных требований об изъятии из собственности объекта культурного наследия регионального значения, истец ссылается на то, что собственниками объекта на протяжении двадцати шести лет не осуществляются мероприятия по поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны, не разрабатывается проектная документация по противоаварийным и консервационным мероприятиям, чем нарушаются требования ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и создается чрезвычайная ситуация, которая может привести к человеческим жертвам.

Между тем, статьей 5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-Ф3) установлено, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В силу статей 1, 35 Земельного кодекса Российской Федерации все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с участком.

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (ст.6 Федерального закона №73-Ф3).

В силу ст. 54 Федерального закона № 73-Ф3 в случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта.

Фактически истец настаивает на изъятии объекта культурного наследия, как из собственности физических лиц, так и из собственности муниципального образования и Российской Федерации.

Основанием для удовлетворения иска истец указывает установление факта бесхозяйственного содержания объекта культурного наследия, что грозит утратой им своего значения.

Исходя из преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 02.08.2018 в удовлетворении исковых требований управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области к Габбазовой Ф.А., Почапскому Д.В., Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Самарской области об изъятии из собственности объекта культурного наследия регионального значения, а также земельного участка под объектом по адресу: <адрес>, («Жилой дом. Арх.Вернер.Ампир»), оставлен без удовлетворения (л.д. 101-107 т.2).

Из материалов дела, а также вступившего в законную силу вышеуказанного решения суда по делу № 2-1189/2019 следует, что Российская Федерация также является сособственником охраняемого объекта культурного наследия. Следовательно, доводы истца о ненадлежащем содержании объекта направлены не только в адрес физических лиц, муниципального органа, но и в адрес Российской Федерации. Однако, как установлено вступившим в законную силу решением Самарского районного суда г. Самары от 02.08.2018 года по делу № 2-1189/2018 Российская Федерация не может быть признана в качестве лица, бесхозяйственно содержащего объект культурного наследия.

Доводы истца о том, что Российская Федерация не имеет доли в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости, не подтверждаются материалами дела.

Ссылка на письмо заместителя министра Министерства имущественных отношений Самарской области И.А. Андреева ( л.д.45 т.3) о том, что объект в реестре имущества Самарской области не числится, а также письмо того же должностного лица от 07.11.2019 такого же содержания ( л..д46 т.3), не опровергает выводов суда о наличии в собственности доли.

Позиция заинтересованного лица об отсутствии документов, подтверждающих возникновение права собственности Самарской области на данный объект, тем не менее не опровергает выводов суда о наличии у него такого права.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 02.08.2018 года по делу № 2-1189/2018 установлено, что истец, являясь специально созданным органом власти субъекта Российской Федерации, фактически уклоняется от надлежащего исполнения своих обязанностей, ограничившись принятием мер реагирования только в отношении Габбазовой Ф.А.

Из материалов дела следует, что после вынесения судом указанного решения, меры реагирования принимались также к Почапскому Д.П. и Департаменту управления имуществом городского округа Самара.

Так, 20.11.2019 в отношении Почапского Д.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 13-16 т.2).

Постановлением судьи Самарского районного суда г. Самары от 22.01.2020 по делу 5-2/2020, оставленному без изменений решением Самарского областного суда от 19.03.2020, Почапский Денис Вячеславович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей (л.д. 17-21 т.2).

03.12.2019 в отношении Департамента управления имуществом городского округа Самара, как орган, осуществляющий права городского округа Самара в отношении муниципального имущества, составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 22-25 т.2).

Постановлением судьи Самарского районного суда г. Самары от 29.01.2020 Департамент управления имуществом городского признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 26-29 т.2).

Вышеуказанным решением Самарского районного суда г. Самары от 02.08.2018 года по делу № 2-1189/2018 также установлено, что истец не предоставил суду каких-либо доказательств, подтверждающих уведомление собственников в лице Российской Федерации и муниципального образования г.о. Самара о необходимости принятия мер по сохранению объекта культурного наследия. В отсутствие соответствующей информации, которую органам власти Российской Федерации должен был представлять, в том числе, истец, Российской Федерации не могла принять решение о необходимости совершения действий по сохранению объекта культурного наследия. Кроме того, изъятие из собственности объекта культурного наследия по смыслу закона является мерой реагирования, когда иными способами сохранить объект культурного наследия невозможно. То есть изъятие собственности должно производиться при отсутствии возможности добиться положительного результата иными мерами реагирования. Не принимая никаких мер, не ставя в известность органы государственной власти Российской Федерации и муниципального образования городского округа Самара, не направляя им охранное обязательство, истец не вправе требовать лишения их права собственности. Выводы истца о бездействии Российской Федерации и муниципального образования г.о.Самара являются необоснованными, так как именно на истце лежит обязанность довести до сведения Российской Федерации информацию о состоянии объекта культурного наследия. Российская Федерация, как наиболее заинтересованное лицо, по чьей инициативе должно обеспечиваться сохранность объектов культурного наследия, не может быть без ее согласия лишена права собственности на объект культурного наследия. Истец не предоставил суду доказательств, что Российская Федерация не намерена воспользоваться своим преимущественным правом выкупа объекта культурного наследия.

Ввиду отсутствия доказательств принятия истцом мер реагирования по отношению к Российской Федерации, не имеется оснований для вывода о невозможности сохранения объекта культурного наследия без изъятия из собственности. В то же время, с учетом общей обязанности всех собственников по сохранению объекта культурного значения, доводы о том, что бездействие ответчиков по иску может привести к утрате объекта своего значения, безосновательны.

Без согласованных действий всех собственников, пропорционально их долям, ответчики по иску не могут нести все негативные последствия, связанные с неисполнением обязанностей по сохранению объекта культурного наследия.

Суд находит заслуживающими внимания доводы Габбазовой Ф.А., Почапского Д.В. о том, что разрушение объекта происходит, в том числе, и из-за отсутствия к нему доступа со стороны дома № 59, сгоревшего в 2001 году и в настоящее время фактически разрушенного.

В материалы дела истцом представлена фотография охраняемого объекта культурного наследия.

На представленной фотографии усматривается, что с правой стороны от охраняемого объекта культурного наследия находится вплотную прилегающее разрушенное сгоревшее другое здание.

Объект культурного наследия имеет адрес: <адрес>, а сгоревшее вплотную примыкающее здание имеет адрес: <адрес>.

Вплотную примыкающий дом № 59 к объекту культурного наследия ранее являлся жилым домом и принадлежал Производственному жилищно-ремонтному тресту Самарского района г. Самары.

16.10.2001 года в доме по <адрес> произошел пожар.

Учитывая, что объект культурного наследия вплотную примыкал к дому № 59, в котором произошел пожар, и объект культурного наследия имел деревянное перекрытие, деревянную обрешетку крыши, то в целях предотвращения распространения огня во время тушения пожара объект культурного наследия, начиная с крыши и до первого этажа, был пролит водой.

Стены объекта культурного наследия выполнены из силикатного кирпича.

Примыкающая стена объекта культурного наследия к дому № 59 не выдержала последствий произошедшего пожара и его тушения 16.10.2001 года, в связи с чем, через один день (18.10.2001 года) обрушилась вместе с частью крыши, о чём комиссией администрации Самарского района г. Самары был составлен соответствующий акт ( л.д. 140 т.2).

О том, что состояние объекта культурного наследия вызвано вышеуказанным пожаром свидетельствует и Акт № 61-14/1840-М контроля состояния объекта культурного наследия от 03 июля 2014 года, утвержденный директором государственного бюджетного учреждения культуры «Агентства по сохранению историко-культурного наследия Самарской области» Е.В. Зиновьевым, в п. 1 которого описано общее состояние объекта культурного наследия и согласно которому - аварийное состояние, это результат пожара пристроя (вплотную примыкающего другого здания), который на фотографии показан с правой стороны и который собственником до настоящего времени не снесен.

Изъятие из собственности объекта культурного наследия по смыслу закона является мерой реагирования, когда иными способами сохранить объект культурного наследия невозможно. Изъятие собственности должно производиться при отсутствии возможности добиться положительного результата иными мерами реагирования.

В данном случае объект культурного наследия и земельный участок находятся в общей долевой собственности Российской Федерации, муниципального образования городского округа Самара, физических лиц Габбазовой Ф.А., Почапского Д.В.

Согласно требованиям п. 12 ст. 47.6 Федерального закона № 73-Ф3 12 копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (реестр), другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.

Статьей 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что в случае, если объект культурного наследия принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

Как следует из искового заявления истца, из вышеуказанных собственников охранное обязательство истцом направлялось только Габбазовой Ф.А. и Почапскому Д.В.

В материалах дела отсутствуют доказательства его направления или вручения другим собственникам.

Российская Федерация, как наиболее заинтересованное лицо, по чьей инициативе должна обеспечиваться сохранность объектов культурного наследия, не может быть без ее согласия лишена права решения вопроса о судьбе объекта культурного наследия.

По смыслу ст. 240 Гражданского кодекса Российской Федерации именно государству принадлежит преимущественное право выкупа объекта культурного наследия.

Истец не проставил суду доказательств, что Российская Федерация не намерена воспользоваться своим правом выкупа объекта культурного наследия.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации. По этой причине, органы власти всех уровней обязаны обеспечить исполнение указанной задачи, а действия и решения без участия Российской Федерации вопроса об объекте культурного наследия не отвечают указанным задачам.

При необходимости, исходя из целей и задач по сохранению объекта культурного наследия, Российская Федерация, как и муниципальное образование городского округа Самара, вправе самостоятельно определить судьбу своего имущества, реализовав его, либо выкупив доли у остальных собственников.

Решение суда по изъятию имущества из собственности муниципального образования г.о. Самара будет противоречить целям и задачам законодательства по сохранению объектов культурного наследия.

Ввиду отсутствия доказательств принятия истцом мер реагирования по отношению ко всем собственникам, в том числе к Российской Федерации, нельзя сделать вывод о невозможности сохранения объекта культурного наследия без изъятия из собственности.

Ответчиками предоставлены доказательства о том, что 10.12.2018 заключен договор за № 319 на разработку эскизного проекта по объекту: «Проектирование и реставрация с приспособлением для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом. Арх. Вернер. Ампир.», расположенный по адресу: <адрес>, литера А,А1, с обеспечением сопровождения историко-культурной экспертизы разработанного эскизного проекта.

30.12.2019 Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области на основании заключенного между Габбазовой Ф.А. и ООО «Векторстройпроект» договора № 319 ООО «Векторстройпроект», имеющему лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, выдано разрешение за № 161-19/2534 на подготовку научно-проектной документации по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования - на объект культурного наследия: «Жилой дом. Арх. Вернер. Ампир.».

Разрешение выдано на срок до 31.12.2020. Следовательно, при наличии действующего разрешения на подготовку научно-проектной документации по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования иск заявлен безосновательно.

Кроме того, на спорный объект 19.07.2018 года Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области утверждено и выдано задание на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия от 06.06.2018 года № 19-18/1768, которое Габбазова Ф.А. поэтапно выполняет.

Так, 21.05.2018 Габбазовой Ф.А. заключен договор за № 316 с ООО «Векторстройпроект» на разработку научно-проектной документации по первоочередным противоаварийным и консервационным мероприятиям спорного объекта.

17.09.2018 работы по договору № 316 от 21.05.2018 были выполнены и сданы по акту сдачи-приемки выполненных работ.

27.12.2019 по акту сдачи-приемки были переданы выполненные работы по договору № 319 от 10.12.2018.

30.12.2019 года получено разрешение на проведение работ со сроком действия до 31.12.2020 года.

15.06.2020 Габбазовой Ф.А. заключен и оплачен договор подряда на выполнение государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом. Арх. Вернер. Ампир.».

Как следует из представленной истцом выписке из ЕГРП от 10.03.2020 года № 63/01/01/2020-36154 собственником нежилого помещения площадью 282,4 кв.м, с кадастровым номером 63:01:081:6008:854 в спорном Объекте является ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( л.д.16 т.1).

Однако доказательств применения в отношении указанного лица соответствующих мер принуждения к сохранению объекта истец не применял.

Суд учитывает, что доля земельного участка находящаяся в собственности Почапского Дениса Вячеславовича с ДД.ММ.ГГГГ находится под арестом - под запретом на отчуждение, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.03.2020 года № 63/01/01/2020-47676.

С учетом совокупности приведенных выше доводов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области к Габбазовой Флоре Ангамовне, Почапскому Денису Вячеславовичу, городскому округу Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара об изъятии из собственности объекта культурного наследия регионального значения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области к Габбазовой Флоре Ангамовне, Почапскому Денису Вячеславовичу, городскому округу Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара об изъятии из собственности

Габбазовой Флоры Ангамовны долю 181/523 в праве собственности на жилое помещение площадью 401,3 кв.м., кв. 27, 28, 32, этаж 3 (кадастровый ), долю 22/24 в праве собственности на жилое помещение площадью 396,8 кв.м., кв. 1, 2, 3, 4, 5, 9, 14, этаж 2, (кадастровый ), нежилое помещение площадью 345,6 кв.м., комнаты 6-9, 11-24, 1гаж 1, (кадастровый ), нежилое помещение площадью 135,7 кв.м., комнаты 1-5, этаж 1 (кадастровый ), нежилое помещение площадью 626,7 кв.м., комнаты 1, 2, 3, 6, 7, подвал; комнаты 1, 2, 3,4, 5, подвал; комнаты 1, 7, 8, 9, 10, 44, 45, этаж 2; комнаты 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, этаж 3 кадастровый ); 84404/100000 доли в праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 842 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Некрасовская, 61; 92204/100000 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 269 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>;

Муниципального образования городской округа Самара долю 342/523 в праве на жилое помещение площадью 401,3 кв.м., кв. 27, 28, 32, этаж 3; (кадастровый ), долю 359973/13150000 в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816008:12, площадью 842 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>;

Почапского Дениса Вячеславовича нежилое помещение площадью 282,4 кв.м., комнаты 10, 15, 16, 18, этаж -1; (кадастровый ) долю 5411/42080 праве собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 842 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самара в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Кривицкая О.Г.

Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2020 г.