ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-818/2022 от 23.09.2022 Тавдинского районного суда (Свердловская область)

66RS0056-01-2022-001154-69

мотивированное решение составлено

23 сентября 2022 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тавда 16 сентября 2022 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,

с участием истца Тарасовой Т.А.,

представителя истца Хасаншиной Н.Х.,

представителя ответчика МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» Шурко О.Н.,

представителя третьего лица Администрации Тавдинского городского округа Францкевич С.В.,

при секретаре судебного заседания Кесарецких К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой ФИО9 к муниципальному бюджетному учреждению Тавдинского городского округа «Единое агентство заказчика» о проведении капитального ремонта жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Тарасова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит возложить на МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» (далее по тексту МБУ ТГО «ЕАЗ») обязанность провести капитальный ремонт кровли, замену печи, замену оконных блоков в жилом помещении, расположенном по адресу: .

В обоснование иска истец указала, что жилое помещение, расположенное по адресу: , является муниципальной собственностью Тавдинского городского округа. Между ней и муниципальным бюджетным учреждением Тавдинского городского округа «ЕАЗ» заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ.

Она неоднократно обращалась в Муниципальное бюджетное учреждение Тавдинского городского округа «ЕАЗ» с заявлениями с просьбой провести капитальный ремонт в вышеуказанном жилом помещении. От ответчика поступали ответы, о том, что составляется локальный сметный расчет на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту жилого помещения, до настоящего времени работы капитального характера по ремонту кровли, замены оконных блоков, печи не выполнены.

Также она обращалась в администрацию Тавдинского городского округа с заявлением о проведении ремонта кровли и замены оконных блоков, ей был дан ответ, что составлена дефектная ведомость и локальный сметный расчет на ремонт квартиры, а также о том, что замена оконных блоков и ремонт крыши будет выполнен до 2024 года, до настоящего времени также никакие работы капитального характера не выполнены.

Согласно подпункту «в» пункта 5 Договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ - наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Считает, что ответчик злоупотребляет своими правами по игнорированию проведения капитального ремонта, своевременное не проведение капитального ремонта может привести к разрушению несущих конструкций всего дома в целом.

В судебном заседании истец Тарасова Т.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в 2017 году проводился частичный капитальный ремонт квартиры, была произведена замена бруса, ремонт пола на кухне и в коридоре. В настоящее время в квартире сгнили все оконные блоки, их всего четыре. Дом 1990 года постройки, но он расположен в таком месте, где постоянная сырость. Также требуется произвести замену печи, так как она не прогревает комнату. Ранее в квартире не было печи, на месте печи был котел, который сломался, она сама его демонтировала и на его месте разместила печь, подвели ее к общей трубе. Кровля дома также требует ремонта, дом одноэтажный, шиферные листы повреждены, вода протекает в квартиру. Шифер пытались менять, но он везде протекает, требует полной замены. В доме всего 2 квартиры, во второй квартире никто не проживает. В квартире по адресу пер. Полярный, 4-1, она проживает на основании ордера, 29 мая 2018 года был заключен договор социального найма жилого помещения. В июне 2021 года она обращалась в МБУ ТГО «ЕАЗ» с заявлением о проведении капитального ремонта, просила установить печь, произвести ремонт кровли и замену 4 оконных блоков, но ей было отказано.

Представитель истца Хасаншина Н.Х. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что изначально Тарасова Т.А. обращалась в Службу заказчика, по ее обращению было проведено техническое обследование кровли, оконных блоков и составлена дефектная ведомость. В последствие истец неоднократно обращалась в МБУ ТГО « ЕАЗ» и в администрацию ТГО по вопросу проведения ремонта, но ей давались лишь ответы, что составлены ведомости. Ремонтные работы до настоящего времени не проведены.

Представитель ответчика МБУ ТГО «ЕАЗ» Шурко О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что согласно акту выполненных работ от 20 сентября 2019 года по вышеуказанному адресу был проведён выборочный капитальный ремонт квартиры. Тарасова Т.А. обратилась в адрес МБУ ТГО «ЕАЗ» с заявлением 16 декабря 2019 года об обследовании окон на предмет непригодности (замена оконных блоков), в ходе обследования технического состояния жилого дома составлен акт, локально-сметный расчет на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту жилого помещения, данная документация направлена в администрацию Тавдинского городского округа для рассмотрения вопроса о включении в план мероприятий капитального ремонта муниципальных жилых помещений. 08 июня 2021 года в адрес МБУ ТГО «ЕАЗ» поступило письмо о предоставлении информации по обследованию квартиры на предмет определения необходимого объема работ на установку двух печей по заявлению Тарасовой Т.А., направленного в Администрацию ТГО. МБУ ТГО «ЕАЗ» провело обследование технического состояния жилого помещения, расположенного по адресу: , , на предмет установки двух печей. В результате обследования выявлено, что система отопления жилого помещения представляет собой печь совстроенным водогрейным баком, которая выполнена нанимателем за счет собственных средств в 1998 году, после разрушения печи отопления с водогрейным котлом, ранее установленной в жилом помещении, согласно техническому паспорту.На момент проведения обследования отопительная печь, встроенный бак, разводка и регистры отопления в рабочем состоянии. Осмотр печи проводил инженер. На выполнение работ по восстановлению системы отопления жилого помещения в соответствии с техническим паспортом, составлена дефектная ведомость, составляется локальный сметный расчет. После составления локальный сметный расчет направлен в адрес администрации Тавдинского городского округа. В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, установка двух печей вместо системы отопления, предусмотренной в техническом паспорте на жилое помещение, является перепланировкой, требующей внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.Выполнение работ по выборочному капитальному ремонту МБУ ТГО «ЕАЗ» обеспечивает с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств. Вопрос о включении муниципальных жилых помещений в «План мероприятий капитального ремонта и ремонта муниципальных жилых помещений» и выделении бюджетных средств на выборочный капитальный ремонт рассматривается Тавдинской городской думой.

Дополнительно пояснила, что текущий ремонт квартиры должен проводить сам наниматель жилого помещения, содержать имущество в надлежащем состоянии, оконные блоки пришли в негодность, потому что содержались Тарасовой Т.А. в ненадлежащем состоянии, не окрашивались, не утеплялись на зимний период. По поводу ремонта кровли обследование не проводилось, Тарасова Т.А.с таким заявлением в МБУ ТГО «ЕАЗ» не обращалась. По поводу поломки котла в квартире Тарасова Т.А. не обращалась, ранее квартира отапливалась углем, решения по установке печи не было.

Представитель третьего лица Администрации Тавдинского городского округа в судебном заседании пояснила, что администрация Тавдинского городского округа возражает против удовлетворения исковых требований.Тавдинскому городскому округу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: , 1990 года постройки. Данное имущество передано в оперативное управление МБУ ТГО «ЕАЗ», ими был проведен осмотр жилого помещения на предмет установления необходимости проведения капитального ремонта кровли, замены печи и оконных блоков. По результатам осмотра составлена дефектная ведомость и выполнен локальный сметный расчет. Ремонт кровли может быть осуществлен только в летний период времени. Кроме того, согласно информации ответчика муниципальная квартира содержится нанимателем-истцом ненадлежащим образом, текущий ремонт не проводится, учитывая небольшой срок эксплуатации жилого помещения, с 1990 года квартира находится в плохом состоянии. Срок службы деревянных окон при надлежащем уходе 60 лет. Также истец требует провести капитальный ремонт самостоятельно обустроенной печи, обустройство которой она провела без получения на то разрешения органа местного самоуправления, поэтому ее ремонт не может быть произведен за счет бюджетных средств.

Изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу п. 2, 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

В силу статей 14, 30 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; собственник несет бремя содержания общего имущества в соответствующем многоквартирном доме и обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии.

В силу ч. 2 ст. ст. 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: , , находится в муниципальной собственности Тавдинского городского округа, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Тавдинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием внесения в реестр является Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по от ДД.ММ.ГГГГг. «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием учреждения И299/6 ГУИН Минюста России, в собственность Тавдинского городского округа », Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта приема-передачи».

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: , отсутствуют, что следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ -

31 июля 2012 года Администрация Тавдинского городского округа передала МБУ ТГО «ЕАЗ» на праве оперативного управления муниципальное имущество, в частности спорное жилое помещение, что подтверждается дополнительным соглашением от 14 сентября 2012 года и актом приема-передачи муниципального имущества (жилой фонд).

29 мая 2018 года между МБУ ТГО «ЕАЗ» и Тарасовой Т.А. был заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящей из 3 комнат, общей площадью 79,40 кв.м., в том числе площадью жилых помещений 46,10 кв.м. по адресу: , для проживания в нем.

Согласно п.3 договора, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется: сын Тарасов П.А..

Согласно поквартирной карточке на жилое помещение – на регистрационном учете в жилом помещении по настоящее время состоят: с ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Т.А., 15 июня 2018 года по 30 июня 2023 года Тарасов А.В.

Согласно п. 5 договора социального найма жилого помещения наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

25 июня 2008 года Тарасова Т.А. обратилась в МУ «Служба заказчика» с заявлением о ремонте оконных блоков.

22 июля 2008 года МУ «Служба заказчика» Тарасовой Т.А. дан ответ, что инженер МУ «Служба заказчика» провел обследование технического состояния оконных блоков, кровли дома, половых лаг, составлены дефектная ведомость и смета затрат на проведение работ на сумму 67 307 рублей. Указано, что для проведения ремонтных работ ей необходимо оплатить образовавшуюся задолженность. По состоянию на 21 июля 2008 года задолженность 18027 рублей 22 копейки.

09 января 2017 года Тарасова Т.А. обратилась в МБУ ТГО «ЕАЗ» по вопросу того, что по ее заявлению от 25 июня 2008 года никакие ремонтные работы не проведены до настоящего времени, а также с заявлением о пересмотре тарифа за наем.

10 февраля 2017 года МБУ ТГО «ЕАЗ» Тарасовой Т.А. предоставлена информация о том, что согласно ее заявлению обследование имеющихся степеней благоустройства квартиры по адресу: , выполнено. Обследование технического состояния кровли, фундамента, бруса в квартире по адресу: , выполнить в зимнее время не представляется возможным, необходимо обратиться в весенний период.

10 мая 2017 года Тарасова Т.А. вновь обратилась в МБУ ТГО «ЕАЗ» с заявлением, в котором просила провести повторный осмотр квартиры.

08 июня 2017 года МБУ ТГО «ЕАЗ» Тарасовой Т.А. предоставлена информация, согласно которой обследование технического состояния жилого помещения по адресу: выполнено. Проведено обследование трубопровода ХВС, бруса под оконными блоками, пола, потолков, кровли, фундамента. Будет направлено письмо в администрацию ТГО с просьбой предусмотреть и выделить денежные средства на выборочный капитальный ремонт. Также указано, что согласно п.4 «е» типового договора социального найма наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. В Приложении ВСН 58-88(р) указано, что ремонт штукатурки стен, потолков, перегородок отдельными листами в помещениях жилых квартир наниматель выполняет за счет собственных средств так, как эти работы относятся к текущему ремонту.

17 мая 2018 года Тарасова Т.А. обратилась в МБУ ТГО «ЕАЗ» с заявлением с просьбой дать ответ по ранее написанным ею заявлениям по поводу проведения ремонта.

18 мая 2018 года МБУ ТГО «ЕАЗ» в адрес Главы Тавдинского городского округа направлено заявление с просьбой предусмотреть и выделить бюджетные средства на сумму 352817,2 рублей на проведение выборочного капитального ремонта квартиры по адресу: , при распределении денежных средств из местного бюджета. Поскольку в результате обследования выявлено, что необходимо выполнить выборочный капитальный ремонт квартиры (фундамента, полов, смена бруса, ремонт кровли, наружных и внутренних сетей водоснабжения). На выполнение выборочного капитального ремонта составлен локальный сметный расчет.

07 августа 2018 года Тарасову А.В. администрацией Тавдинского городского округа дан ответ на его обращение от 09 июля 2018 года, в котором указано, что проведение работ по выборочному капитальному ремонту (ремонт фундамента, полов, кровли, наружных и внутренних сетей водоснабжения, замена бруса) квартиры по адресу: включено в проект Плана капитального ремонта муниципальных жилых помещений и жилищного фонда, в том числе специализированного на 2019 год.

27 мая 2019 года между МБУ ТГО «ЕАЗ» и ООО «Инвестстрой- Т» был заключен контракт на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту муниципального жилищного фонда. Срок окончания работ до 30 августа 2019 года, цена контракта 661994,40 рублей.

В 2019 году была составлена ведомость объемов работ по выборочному ремонту квартиры по адресу: , согласно которой проведение ремонтных работ требует: фундамент, стены, полы, печная труба, наружные сети и внутренние сети водоснабжения, а также проведение прочих работ.

Сметная стоимость строительных работ составила 234776, 40 рублей, что подтверждается локальным сметным расчетом.

На основании данного контракта был выполнен выборочный капитальный ремонт квартиры по адресу: (фундамент, отмостка с трех сторон дома, полы, печная труба, наружные сети и внутренние сети водоснабжения, прочие работы), что подтверждается актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ составила 234776 рублей04 копейки.

16 декабря 2019 года Тарасов А.В. обратился в МБУ ТГО «ЕАЗ» с заявлением с просьбой обследовать окна на замену оконных блоков и рам.

24 декабря 2019 года инженером МБУ ТГО «ЕАЗ» было проведено обследование оконных блоков, составлен акт, в котором указано, что оконные блоки в квартире деревянные, имеют следы гниения древесины в нижней подоконной части и местах сплетения рам, рассыхание, форточки не имеют плотного притвора, окна не открываются, покрасочный слой растрескался, отслоился.

25 декабря 2019 года МБУ ТГО «ЕАЗ» Тарасову А.В. предоставлена информация о том, что обследование технического состояния оконных блоков в жилом помещении по адресу: , , выполнено. Составлен акт технического состояния. Составляется локальный сметный расчёт на выполнение работ по ремонту оконных блоков. Указано, что локальный сметный расчёт будет направлен в адрес администрации ТГО для рассмотрения вопроса о включении в план мероприятий капитального ремонта муниципальных жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ МБУ ТГО «ЕАЗ» в адрес Главы Тавдинского городского округа направлено заявление с просьбой о включении в план капитального ремонта муниципального жилого фонда и выделении бюджетных средств на сумму 85522,8 рублей, ремонт квартиры по адресу: . В результате обследования выявлено, что необходимо выполнить выборочный капитальный ремонт квартиры (замена оконных блоков). Составлена ведомость объемов работ по выборочному ремонту квартиры по адресу: , согласно которой проведение ремонтных работ требует: оконные проемы (замена оконных блоков из ПВХ профилей), а также проведение прочих работ. Сметная стоимость строительных работ составила 85522,8 рублей, что подтверждается локальным сметным расчетом.

03 августа 2020 года МБУ ТГО «ЕАЗ» Тарасовой Т.А. предоставлена информация о том, что обследование технического состояния оконных блоков в квартире по адресу: проведено в 2019 г. В адрес Главы Тавдинского городского округа направлено письмо и локальный сметный расчет на проведение выборочного капитального ремонта квартиры. 27 ноября 2020 года Тарасова Т.А. обращалась к Главе Тавдинского городского округа с заявлениями по вопросу проведения капитального ремонта окон, крыши и печи.

18 декабря 2020 года Администрацией Тавдинского городского округа Тарасовой Т.А. дан ответ, что при сохранении объемов финансирования мероприятий по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда, замена оконных блоков и крыши по указанному адресу будет выполнена до 2024 года.

01 июня 2021 года Тарасова Т.А. обратилась с заявлением к врио. Главы Тавдинского городского округа с заявлением по вопросу установления двух печей.

08 июня 2021 года Администрация Тавдинского городского округа направила МБУ ТГО « ЕАЗ» письмо с поручением провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу: , на предмет определения необходимого объема работ на установку двух печей.

16 июня 2021 МБУ ТГО «ЕАЗ» проведено техническое обследование , составлен акт, в котором указано, что в котельной имеется отопительная печь со встроенным баком. Со слов Тарасовой Т.А. функцию обогрева выполняет неудовлетворительно, в зимний период температура в жилом помещении 5-7 градусов. Отопительная печь сложена нанимателем самостоятельно в 1998 году. Печь имеет удовлетворительное техническое состояние, регистры отопления у металлических труб в удовлетворительном состоянии.

17 июня 2021 года МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» в адрес Администрации Тавдинского городского округа направлена информация, согласно которой МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» провело обследование технического состояния жилого помещения, расположенного по адресу: , на предмет установки двух печей. В результате обследования выявлено, что система отопления жилого помещения представляет собой печь со встроенным водогрейным баком, которая выполнена нанимателем за счет собственных средств в 1998 году, после разрушения печи отопления с водогрейным котлом, ранее установленной в жилом помещении, согласно технического паспорта.

На момент проведения обследования отопительная печь, встроенный бак, разводка и регистры отопления в рабочем состоянии. На выполнение работ по восстановлению системы отопления жилого помещения в соответствии с техническим паспортом, составлена дефектная ведомость, составляется локальный сметный расчет. В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, установка двух печей вместо системы отопления, предусмотренной в техническом паспорте на жилое помещение, расположенное по адресу: , является перепланировкой, требующей внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

18 июня 2021 года в адрес администрации направлена дефектная ведомость и локальный сметный расчет на выполнение выборочного капитального ремонта муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: .

Согласно локальному расчету по выборочному капитальному ремонту муниципального жилого фонда по адресу: , сметная стоимость строительных работ составила 83423, 06 рублей, в том числе по разделу твердо топливный котел- 48932,91 рублей, сантехнические работы- 17679, 88 рублей, разные работы 2906,43 рубля.

Согласно ведомости объема работ, проведение ремонтных работ требует: твердо топливный котел (установка котлов отопительных чугунных секционных на твердом топливе водогрейных тепло производительностью до 0,06 МВт, дымоход, проведение сантехнических работ, а также прочих работ).

22 июня 2021 года Администрацией Тавдинского городского округа Тарасовой Т.А. направлена информация на обращение от 27 ноября 2020 года, где указано, что МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу , на предмет определения необходимого объема работ на установку печей в квартире. По представленной информации на момент проведения обследования отопительная печь, встроенный бак, разводка и регистры отопления в рабочем состоянии. В соответствии со ст.25 Жилищного кодекса Российской Федерации, установка двух печей вместо системы отопления, предусмотренной в техническом паспорте на жилое помещение, является перепланировкой, требующей внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

29 апреля 2022 года Тарасова Т.А. вновь обратилась к Главе Тавдинского городского округа с заявлениями по вопросу проведения капитального ремонта окон, крыши и печи.

26 мая 2022 года Тарасовой Т.А. направлен ответ, согласно которому, в связи с ограниченным объемом финансирования мероприятий по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда в рамках одного финансового периода не представляется возможным обеспечить выполнение мероприятий по капитальному ремонт всех нуждающихся в ремонте муниципальных жилых помещений. Выборочный капитальный ремонт проводится в порядке очередности подачи заявлений. В реестре помещений муниципального жилищного фонда, нуждающихся в капитальном ремонте, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запись о ремонте оконных блоков в муниципальной квартире по адресу: , , имеет порядковый номер , запись о ремонте оконных блоков и крыши имеет порядковый , запись о ремонте печи имеет порядковый номер . При сохранений объёмов финансирования ремонт по указанному адресу может быть выполнен до конца 2024 года.

08 июня 2022 года Тарасова Т.А. вновь обратилась к Главе Тавдинского городского округа с заявлением по вопросу проведения капитального ремонта окон, крыши и печи.

До настоящего времени капитальный ремонт печей, оконных блоков и кровли ответчиком МБУ ТГО «ЕАЗ» не произведен.

Вместе с тем, из технической документации дома (строения) по адресу: установлено, что дом одноэтажный, состоит из 2 квартир, общей площадью 158,8 кв.м., жилая 95,1 кв.м., вспомогательная площадь 63,7 кв.м., общая площадь -79,4 кв.м., жилая площадь 46,1 кв.м.. Из технического описания конструктивных элементов и инженерного оборудования следует, что фундамент – бетонный, наружные внутренние капитальные стены – брус, перегородки-брус, перекрытие чердачное - деревянное отепленное, крыша - шифер по обрешетке, полы- дощатые, оконные проемы - 2 створные, проемы дверные- филенчатые, окрашены, внутренняя отделка- сиены и потолок оштукатурены, печное отопление- водяное от котла, водопровод –стальные трубы, электроосвещение – проводка закрытая, горячее водоснабжение от дровяной колонки.

Со слов истца в 1998 году после разрушения печи отопления с водогрейным котлом, ранее установленной в жилом помещении, ей за счет личных средств было сложено две дровяные печи.

В соответчики со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В силу ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, установка двух печей вместо системы отопления, предусмотренной в техническом паспорте на жилое помещение, расположенное по адресу: , , является переустройством, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Никаких изменений в технический паспорт по переустройству системы отопления не вносилось. Соответствующих разрешений на переустройство получено не было.

Таким образом, доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что капитальный ремонт самостоятельно обустроенных печей без получения на то соответствующего разрешения органа местного самоуправления, не может быть произведен за счет бюджетных средств, являются убедительными и соответствуют действующему законодательству.

Кроме того, в соответствии со ст. 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии. Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.

В связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о замене печи, которая по технической документации жилого помещения многоквартирного дома не предусмотрена.

Согласно пункту 1 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Тарасова Т.А. проживает в данном жилом помещении с 1992 года по настоящее время и зарегистрирована в нем, оплачивает коммунальные услуги за жилое помещение, что подтверждается представленными документами.

В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения.

Таким образом, вышеприведенные нормы закона, распределяя бремя ремонта (капитальный и текущий) жилого помещения, определение ремонта жилищного фонда, в зависимости от вида работ, осуществляемых наймодателем и нанимателем, не дают.

Между тем, работы, относящиеся к текущему и капитальному ремонту, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170.

Вышеуказанными Правилами предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.

Так, согласно приложению № 8 к капитальному ремонту отнесено проведение полной замены существующих систем центрального отопления горячего и холодного водоснабжения (в том числе с обязательным применением модернизирующих отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д.), ремонт крыш, фасадов; утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением).

Положениями подпункта «е» пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315, установлено, что наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения.

К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.

Согласно п. 4 договора социального найма жилого помещения № 64 от 29 мая 2018 года наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения.

01 сентября 2022 года по поручению Тавдинского районного суда специалистом Департамента государственного жилищного и строительного надзора было проведено обследование технического состояния жилого помещения по адресу: , в результате, которого составлен акт обследования и заключение.

В заключение органа государственного надзора (контроля) от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при визуальном осмотре жилого дома установлено, что имеются признаки несоответствия конструкции многоквартирного дома требованиям, предусмотренным разделами 2,3 Положения. Выявлено, что материал наружных стен у со стороны переулка Полярный по уровень окон обшит дощечками, от окон до кровли обшит листами ДСП, у цокольная часть стены не обшита, нижний брус заменен, остальной брус имеет продольные трещины, между брусом наличие монтажной пены, что способствует высокой воздухопроницаемости стен; деревянные оконные рамы в имеют разрушение окрасочного слоя, корабление древесины; в котельной у смежной стены между квартирами в нижней части стены разрушение штукатурного слоя до оголения стенового материала, по остальной стене множественные трещины штукатурного слоя. В жилых комнатах, расположенных вдоль переулка Полярный на потолке вдоль смежного угла стены и потолка по штукатурному слою наличие горизонтальной трещины шириной более 10 мм., следствие осадки дома; шифер в неудовлетворительном состоянии, продольные трещины, неплотное примыкание листов друг к другу, неплотное покрытие конька. В на потолке в коридоре, в жилых комнатах и в котельной в разных местах разрушение и отсутствие штукатурного слоя до оголения подшивы потолка, следствие протечки кровли.

Согласно представленному суду перечню мероприятий на 2022 год, проводимых в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, расположенного на территории Тавдинского городского округа» муниципальной программы «Развитие жилищного и коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности Тавдинского городского округа до 2024 года», утвержденного Главой Тавдинского городского округа, проведение капитального ремонта по адресу: , не запланировано.

Руководствуясь положениями ст. ст. 63, 65, 67 Жилищного кодекса РФ, Положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 170, суд полагает, что указанные истцом ремонтные работы, необходимые к проведению в ее квартире по замене оконных блоков, не относятся к работам по капитальному ремонту жилого помещения и должны осуществляться истцом (нанимателем жилого помещения) за свой счет как текущий ремонт занимаемого жилого помещения, в связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности по замене оконных блоков в жилом помещении.

При этом суд учитывает, что в понятие работ по капитальному ремонту, приведенного в Примерном перечне работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда - Приложение N 8 к Постановлению Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" не входят внутриквартирные работы по замене окон. Данное обстоятельство являлось обсуждением при разрешении заявления Верховным судом РФ (определение ВС РФ № КАС06-368 от ДД.ММ.ГГГГ), а также согласуется с судебной практикой (апелляционное определение Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, истцом не доказана необходимость замены окон в жилом помещении, поскольку из заключения органа государственного надзора (контроля) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что деревянные оконные рамы в имеют разрушения окрасочного слоя, корабление древесины, но соответствующие доказательства о необходимости замены окон, недостаточности их ремонта при заявленных повреждениях, не представлены.

Представленный Департаментом государственного жилищного и строительного надзора акт обследования жилого помещения по адресу: , свидетельствует о неудовлетворительном состоянии кровли жилого помещения, его нуждаемости в капитальном ремонте, и, учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что истцом представлены доказательства, подтверждающие необходимость ремонта кровли дома, и данный ремонт определен в Приложении Правил нормами технической эксплуатации жилищного фонда как капитальный, поэтому должен быть возложен на наймодателя.

Обязанность по проведению капитального ремонта в силу приведенных выше положений закона подлежит возложению на наймодателя – МБУ ТГО «ЕАЗ», поскольку данное жилое помещение находится в его оперативном управлении, а в соответствии с п. 3.2.4 Устава МБУ ТГО «ЕАЗ» при осуществлении оперативного управления имуществом Учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за Учреждением имущества, передаваемого в оперативное управление.

Возлагая на ответчика обязанность по выполнению работы, суд в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом необходимости проведения процедуры финансирования данных работ, а также с учетом того, что капитальные ремонтные работы по ремонту кровли не могут быть проведены в зимний период времени, полагает необходимым обязать ответчика выполнить указанные работы в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Суд считает, что данный срок является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на муниципальное бюджетное учреждение Тавдинского городского округа «Единое агентство заказчика» обязанность провести капитальный ремонт кровли жилого помещения, расположенного по адресу: , в течение года с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части исковые требования Тарасовой ФИО10 к Муниципальному бюджетному учреждению Тавдинского городского округа «Единое агентство заказчика» оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 23 сентября 2022 года.

Решение изготовлено машинописным способом в совещательной комнате.

Председательствующий судья Федотова Н.С.