копия
Дело № 2-819/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 19 мая 2014 года
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Горячевой О.С., с участием истца ФИО3, представителя ответчика - УФСИН России по Республике Мордовия ФИО4, выступающего на основании доверенности от 19 ноября 2013 года №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к УФСИН России по Республике Мордовия о признании незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 6 февраля 2014 года в части отказа в восстановлении в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республике Мордовия, восстановлении его в списках граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республике Мордовия с момента постановки на учет,
установил:
Истец ФИО3 обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, мотивируя свои требования следующим:
Он - ФИО3, с июня 1986 года проходил службу в ИТК -10 Дубравного УИН. В феврале 1991 года по его заявлению был включен в список сотрудников на получение и улучшение жилищных условий под порядковым номером 31, как нуждающийся в получении жилья, так как проживал в общежитии и своего жилья не имел. В 1993 году он был переведен на должность оперуполномоченного оперативного отдела Учреждения ЖХ-385.
В связи с переводом в Учреждение ЖХ-385, он был исключен из списка очередности в ИТК -10 и им было подано заявление о постановке на учет на получение и улучшение жилищных условий в Учреждение ЖХ-385. Учетное дело также было передано в Учреждение ЖХ-385. Протоколом № l от 25 января 1995 года он был поставлен в очередь на получение и улучшение жилищных условий.
До июля 2011 года он проходил службу на различных должностях в учреждениях, подведомственных УФСИН России по Республике Мордовия и 11 июля 2011 года был уволен из уголовно-исполнительной системы с должности начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия по статье 58 пункту «б» (по достижению предельного возраста).
В ноябре 2013 года он обратился в ЖКУ УФСИН России по Республике Мордовия с целью выяснить, какие ему необходимо собрать документы для оформления жилищного сертификата, ему на это пояснили, что в списках на получение и улучшение жилищных условий в УФСИН России по Республике Мордовия он не состоит. 28 ноября 2013 года им было написано заявление на имя председателя жилищной комиссии о восстановлении его в списке очередности, т.к. исключили его необоснованно. По результатам рассмотрения заявления жилищная комиссия (протокол от 6 февраля 2014 года) отказала ему в восстановлении в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республике Мордовия, так как он, якобы, никогда не состоял в указанных списках. Однако это не соответствует действительности. Кроме того, был нарушен порядок исключения его из списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий поскольку о том, что он исключен из вышеуказанного списка его не уведомляли, копию выписки не направляли.
Просит суд: признать незаконным протокол жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 6 февраля 2014 года в части отказа в восстановлении в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республике Мордовия, восстановить его в списках граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республике Мордовия с момента подачи заявления, то есть с 25 января 1995 года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, дополнительно суду пояснил, что первое и третье требования искового заявления фактически идентичны, поэтому, учитывая то, что третье требование более четко выражено, просит рассмотреть именно его. Кроме того, пояснил, что он полагал, что состоит в очереди на улучшение жилищных условий в УФСИН России по республике Мордовия. Просит удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика - УФСИН России по Республике Мордовия ФИО4, суду пояснил, что истец ФИО3 с 1986 года по 11 июля 2011 года проходил службу в УФСИН России по Республике Мордовия, на различных должностях и в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы. В 1991 году ФИО3 числился в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в Учреждении ЖХ-385/10 под номером 31, с составом семьи из трех человек, его - ФИО3, жены - ФИО1 и дочери - ФИО2 В период службы истец как минимум дважды менял место работы в системе УФСИН России по Республике Мордовия, что в период действия Жилищного Кодекса Российской Федерации являлось основанием для исключения его из списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, полагает, что именно это и явилось основанием для исключения истца из списков, однако подтвердить данное обстоятельство не имеет возможности, поскольку каких - либо документов свидетельствующих об этом не сохранилось. Кроме того, в соответствии с п. 19 Правил № 518 ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников, однако документов подтверждающих право и обоснованность нахождения истца в списках очередников им представлено не было. Просит суд в иске отказать в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет правосудие по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.
По правилам ч. 1 и ч. 2 ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело по предъявленному иску, и принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по желанию - также и по месту жительства.
Судом установлено, что в 1991 году в уголовно-исполнительной системе был свой жилищный фонд и велось жилищное строительство, в связи с чем учет сотрудников уголовно-исполнительной системы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту их работы.
В соответствии с пунктом 17 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, с последующими изменениями и дополнениями, на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Аналогичное требование содержалось и в пункте 16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров Мордовской АССР и президиума областного совета профсоюзов от 03 декабря 1984 года № 518.
Истец ФИО3 с 1986 года по 11 июля 2011 года проходил службу в УФСИН России по Республике Мордовия, на различных должностях и в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В 1991 году ФИО3 числился в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в Учреждении ЖХ-385/10 под номером 31, с составом семьи из трех человек, его - ФИО3, жены - ФИО1 и дочери - ФИО2
Протоколом жилищной комиссии управления от 25 января 1995 года истец ФИО3 поставлен в общую очередь, в связи с переводом на работу в управление, с даты подачи заявления в ИТУ.
Из протокола заседания жилищной комиссии от 6 февраля 2014 года усматривается, что ФИО3 отказано в восстановлении его в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республике Мордовия.
В судебном заседании представитель ответчика не смог пояснить, в связи с чем истец ФИО3, поставленный на учет в общую очередь, в связи с переводом на работу в управление, с даты подачи заявления в ИТУ, то есть с 1991 года, был впоследствии снят с очереди, поскольку каких либо документов, которые содержали бы сведения об этом, не сохранилось.
Из выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества № и № от 12 мая 2014 года и сообщения Администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия № от 19 мая 2014 года, усматривается, что на основании договора передачи от 18 сентября 2002 года, заключенного ГУП Учреждение ЖХ-385 ФИО3, ФИО1 и ФИО2 передано в общую долевую собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>, право собственности ФИО3 на данное жилое помещение прекращено __.__.____ и, в настоящее время квартира по указанному адресу, общей площадью 35,3 кв.м., находится в общей долевой собственности ФИО1 и ФИО2
Кроме того, установлено, что в общей долевой собственности ФИО1 и ФИО2 находится жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>, общей площадью 49,1 кв.м., дата государственной регистрации права собственности 11 октября 2002 года.
Статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР была установлена норма жилой площади - 12 квадратных метров на одного человека.
Статьей 40 Жилищного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
В соответствии с пунктом 42 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, предоставляемое, гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, устанавливаемом Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, и не может быть менее средней обеспеченности жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда в населенных пунктах автономной республики, края, области, городах Москве и Ленинграде.
Согласно пункту 42 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров Мордовской АССР и президиума областного совета профсоюзов от 03 декабря 1984 года № 518, жилое помещение предоставляется на одного человека, как правило в размере 9 кв. метров, и не может быть менее средней обеспеченности жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда в населенных пунктах Мордовской АССР.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно пункту 7 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Из пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления жилых помещений в Мордовской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров МАССР и Президиума областного совета профсоюзов от 03 декабря 1984 года № 518, следует, что в 1991 году нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7,0 кв. метров, Постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 февраля 2001 года № 58 данный пункт был изложен в новой редакции: «имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 12,5 кв. метров».
Отказывая ФИО3 в удовлетворении исковых требований, суд приходит к выводу, что вследствие приобретения в 2002 году ФИО3 и членами его семьи жилых помещений: расположенного по адресу: <Адрес>, общей площадью 35,3 кв.м. и расположенного по адресу: <Адрес>, общей площадью 49,1 кв.м., отпали основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставления ему жилого помещения, поскольку обеспеченность общей площадью на одного члена составила более 12,5 кв. метров (49,1 кв.м. + 35,3 кв.м./3 (количество членов семьи) = 28,13 кв.м.).
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с __.__.____ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 1). Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (п. 2).
Согласно ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи; решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Истец ФИО3, как он сам пояснил, полагал, что состоит в очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФСИН России по Республике Мордовия, однако сведений об изменении жилищных условий членов его семьи, наличия в их собственности или пользовании жилого помещения, он не предоставлял.
В части второй статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР также было указано, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
В нарушение статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР Б.И. о снятии его с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий не был поставлен в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.
Статья 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации гласит, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Действительно истец ФИО3 не был надлежащим образом уведомлен о том, что он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и с указанием основания снятия с учета.
Учитывая изложенное и то, что точную дату снятия ФИО3 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, установить не представляется возможным, суд приходит к выводу, что снятие ФИО3 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, без постановки его в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета, УФСИН России по Республике Мордовия не нарушило его жилищные права и данное нарушение не является основанием для восстановления его в списках граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по УФСИН России по Республике Мордовия.
В связи с установленными судом обстоятельствами суд приходит к выводу, что в удовлетворении в иске ФИО3 к УФСИН России по Республике Мордовия о признании незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 6 февраля 2014 года в части отказа в восстановлении в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республике Мордовия, восстановлении его в списках граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республике Мордовия с момента постановки на учет, следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска ФИО3 к УФСИН России по Республике Мордовия о признании незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 6 февраля 2014 года в части отказа в восстановлении в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республике Мордовия, восстановлении его в списках граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республике Мордовия с момента постановки на учет - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.С. Горячева