ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-81/1 от 19.04.2013 Мазановского районного суда (Амурская область)

Дело 2-81/13

РЕШЕНИЕ

И--1

--. 19 апреля 2013 года.

Мазановский районный суд -- в составе:

председательствующего судьи Тарасова А.Н.,

при секретаре --2,

с участием:

помощника прокурора ----3,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску

прокурора --

в

интересах Российской Федерации, и неопределённого

круга лиц

к

Муниципальному унитарному предприятию

«Новокиевское»

о возложении обязанности получить лицензию на

прав пользования недрами путём добычи

подземных вод с помощью скважин,

Установил:

Прокурор, -- действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в котором просит, обязать Муниципальное унитарное предприятие «Новокиевское» в срок до -- получить лицензию на право пользования недрами путем добычи подземных вод с помощью скважин, расположенных на территории -- по следующим адресам:

- водонапорная скважина -- (по кадастру), расположенная по адресу: --, база РСУ;

водонапорная башня и разведочная эксплуатационная скважина с инв. --, расположенная по адресу: --.

скважина водонапорная -- с инв. --, расположенная по адресу: --, на территории Мазановского РАЙПО;

- скважины водонапорные № ВД 101 и --, расположенные по адресу: -- Б.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой -- проведена проверка соблюдения требований законодательства о недропользовании, в части получения лицензии на право пользования недрами путем добычи подземных вод. В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что Постановлением администрации Новокиевского сельсовета от ---- создано муниципальное унитарное предприятие «Новокиевское» (далее МУП «Новокиевское»).

На основании п. 3.1. Устава МУП «Новокиевское» целями деятельности предприятия является осуществление деятельности в целях решения социально значимых задач и исполнения вопросов местного значения, осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств, удовлетворение общественных потребностей путем оказания услуг гражданам и юридическим лицам.

Согласно п. 3.2. Устава МУП «Новокиевское» для достижения уставных целей предприятие осуществляет виды деятельности, в т.ч. распределение воды.

Кроме того, постановлением администрации Новокиевского сельсовета от ---- МУП «Новокиевское» были переданы в хозяйственное ведение:

- водонапорная скважина -- (по кадастру), расположенная по адресу: --, база РСУ;

водонапорная башня и разведочная эксплуатационная скважина с инв. --, расположенная по адресу: --.

скважина водонапорная -- с инв. --, расположенная по адресу: -- РАЙПО;

- скважины водонапорные № ВД 101 и --, расположенные по адресу: -- Б.

-- МУП «Новокиевское» был заключен договор -- на оказание услуг по ведению аналитического учета операций, связанных с оплатой за жилищно-коммунальные услуги (далее договор от --) с ООО Мазановский «Единый расчетно - кассовый центр» (далее ООО Мазановский «ЕРКЦ»), согласно которого ООО Мазановский «ЕРКЦ» осуществляет начисление платежей за предоставление услуг, принимает плату от граждан за жилищно-коммунальные услуги, в т.ч. и за водоснабжение, а МУП «Новокиевское» ежемесячно оплачивает услуги ООО Мазановский «ЕРКЦ» в размере 6,76 % от всех сумм, поступивших от граждан за предоставленные услуги.

В ходе проверки установлено, что МУП «Новокиевское» осуществляет без специального разрешения (лицензии) пользование недрами для целей добычи подземных вод.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 5 Водного Кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты, подземные водные объекты.

В силу ч. 3 ст. 9 Водного Кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В силу ст. 1.2 Закона РФ от ---- «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Согласно ст. 11 Закона РФ от ---- «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые части, включая лицензионное соглашение о разделе продукции, содержит, в том числе условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами и правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ, которые в соответствии с требованиями ст. 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить, включая соблюдение условий охраны земель, лесов, вод от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

На основании ст. 3.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ----, в лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты.

Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» и Приказом Министерства Природных Ресурсов РФ от ---- «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности».

В соответствии с. п. 4 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, возникает на основании разрешения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

Согласно п. 14 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ----, принятое решение о предоставлении права пользования участком в 3-дневный срок недр направляется Комиссией в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы для подготовки условий пользования недрами, оформления и выдачи лицензии в порядке, установленном законодательством РФ.

В силу п. 8.1 Постановления «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от ----, лицензия должна содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию; данные о целевом назначении работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр; указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр; срок действия лицензии и срок начала работ; условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении; соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; условия выполнения установленных законодательством Российской Федерации, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; условия продления срока действия лицензии; объемы и виды сбрасываемых в недра отходов производства и промышленных сточных вод.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от -- № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Из объяснений директора МУП «Новокиевское» --4 следует, что МУП «Новокиевское» не имеет лицензии на недропользование.

Отсутствие у МУП «Новокиевское» лицензии на право пользования недрами нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ---- «О прокуратуре РФ» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ---- «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества и государства.

Часть 1 ст. 45 ГК РФ наделила прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Возражений на заявленные прокурором требования о возложении на далее МУП «Новокиевское» обязанности получить лицензию на право пользования недрами путём добычи подземных вод с помощью скважин, суду представлено не было.

В судебном заседании представитель Муниципальное унитарное предприятие «Новокиевское» его директор --4 заявленные требования прокурора признал в их полном объеме, он не оспаривает фактических обстоятельств дела, положенных прокурором в основу заявленных требований.

Заявление директора Муниципальное унитарное предприятие «Новокиевское» --4 о признании иска совершено в письменной форме, и приобщено к материалам дела. Правовые последствия признания иска и принятия этого признания судом представителю ответчика разъяснены и ему понятны, директор Муниципальное унитарное предприятие «Новокиевское» --4 просит суд рассмотреть материалы гражданского дела без его присутствия, заявление приобщено к материалам дела.

При таких обстоятельствах и на основании правил части 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без присутствия представителей Муниципального унитарного предприятия «Новокиевское».

Выслушав пояснения прокурора и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Судом принято признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а поэтому требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Принять признание директора Муниципального унитарного предприятия «Новокиевское» --4исковых требований прокурора.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Новокиевское» в срок до -- получить лицензию на право пользования недрами путем добычи подземных вод с помощью скважин, расположенных на территории -- по следующим адресам:

- водонапорная скважина -- (по кадастру), расположенная по адресу: --, база РСУ;

водонапорная башня и разведочная эксплуатационная скважина с инв. --, расположенная по адресу: --.

скважина водонапорная -- с инв. --, расположенная по адресу: --, на территории Мазановского РАЙПО;

- скважины водонапорные № ВД 101 и --, расположенные по адресу: -- Б.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через районный в течение одного месяца со дня его вынесения.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья А.Н.Тарасов