Дело № 2-81/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2015 г. пос. Жарковский
Жарковский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Коршакова А.П.,
с участием помощника прокурора Жарковского района Тверской области Марковой А.Е.,
при секретаре Ладыка В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Новоселковского сельского поселения Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и возложении обязанности по принятию мер к проведению антикоррупционной экспертизы издаваемых нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Жарковского района Тверской области, выступив в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Совету депутатов Новоселковского сельского поселения Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и возложении обязанности по принятию мер к проведению антикоррупционной экспертизы издаваемых нормативных правовых актов, мотивируя тем, что прокуратурой Жарковского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в Совете депутатов Новоселковского сельского поселения.
Установлено, что постановлением администрации Новоселковского сельского поселения № 09 от 14.04.2010 года утвержден регламент проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории МО Новоселковское сельское поселение нормативных правовых актов и их проектов не проводится. Согласно информации из Совета депутатов Новоселковского сельского поселения в настоящее время антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов решений Совета депутатов Новоселковского сельского поселения не проводится.
Статьей 13.3 Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.
В соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов определена в качестве одной из мер профилактики коррупции.
В силу ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Закона, к числу субъектов, осуществляющих проведение антикоррупционной экспертизы, наряду с прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, федеральным законодателем также указываются органы, организации их должностные лица, которые проводят такую экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 4. ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Согласно п. 3.1 Постановления администрации Новоселковского сельского поселения от 14.04.2010 №09 по результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта, проекта правового акта составляется мотивированное заключение об его коррупциогенности. Однако Советом депутатов Новоселковского сельского поселения Жарковского района Тверской области заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (и их проектов) не составлялись. В прокуратуру района подтверждающие сведения о наличии заключений по результатам антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (и их проектов) не представлены.
Таким образом, проведение антикоррупционной экспертизы позволяет контролировать содержание нормативных правовых актов не только на стадии их подготовки (проекта), но и в период их действительного применения. Не проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (и их проектов) является прямым нарушением закона.
Невыполнение требований законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Совета депутатов Новоселковского сельского поселения нарушает права и свободы неопределенного круга лиц. Бездействие органов местного самоуправления по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (и их проектов) может повлечь за собой наличии в нормативных правовых актах и в их проектах коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, тем самым нарушаются права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом, муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В силу ст. 12 ГК РФ один из способов защиты права присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного прокурор просил суд:
1. Признать незаконным бездействие Совета депутатов Новоселковского сельского поселения Жарковского района Тверской области по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (и их проектов).
2. Обязать Совет депутатов Новоселковского сельского поселения Жарковского района Тверской области принять меры к проведению антикоррупционной экспертизы издаваемых нормативных правовых актов и их проектов, в том числе закреплением за конкретным должностным лицом Совета депутатов Новоселковского сельского поселения проведение антикоррупционной экспертизы издаваемых нормативных правовых актов и их проектов.
В судебном заседании помощник прокурора Маркова А.Е. исковое заявление прокурора поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – Совета депутатов Новоселковского сельского поселения Жарковского района Тверской председатель Совета ФИО1 в судебном заседании иск прокурора района признала в полном объеме.
Суд принимает признание иска представителем ответчика, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Жарковского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов Новоселковского сельского поселения Жарковского района Тверской области по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Обязать Совет депутатов Новоселковского сельского поселения Жарковского района Тверской области принять меры к проведению антикоррупционной экспертизы издаваемых нормативных правовых актов и их проектов, в том числе закреплением за конкретным должностным лицом Совета депутатов Новоселковского сельского поселения проведение антикоррупционной экспертизы издаваемых нормативных правовых актов и их проектов.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.П. Коршаков
Дело № 2-81/2015