ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-81/17 от 07.11.2017 Адыге-хабльского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2017 года а. Адыге-Хабль

Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Косова Ю.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием:

заместителя Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Токбай М.А.,

представителей ответчика ФИО1- ФИО3 и ФИО6 Б.

представителя третьего лица - Администрации Ногайского муниципального района ФИО5,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора к ФИО1 о запрете индивидуальному предпринимателю ФИО1 коммерческой деятельности самовольно возведенной автозаправочной станции,

УСТАНОВИЛ:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Адыге-Хабльский районный суд КЧР с иском к индивидульному предпринимателю ФИО1 о запрете коммерческой деятельности самовольно возведенной автозаправочной станции, расположенной по адресу: КЧР, Ногайский муниципальный район <адрес>. Свои требования обосновал тем, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению и.о. главы администрации Ногайского муниципального района ФИО4 о нарушении градостроительного законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО1 при строительстве автозаправочной станции. В ходе проведенной проверки установлено, что Советом Эркен-Шахарского сельского поселения в 2012 году утверждены правила землепользовании и застройки Эркен-Шахарского сельского поселения (далее Правила), согласно которых земельный участок, расположенный по адресу: КЧР, <адрес>, кадастровый __№__, принадлежащий ФИО1 расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуального жилого строительства (ИЖС), в зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-1).

Вид разрешенного использования - автозаправочная станция, согласно указанных Правил, относится к зоне производственно-коммунальных объектов (ПК). Данная автозаправочная станция в настоящее время функционирует, что подтверждается чеком об оплате моторного топлива - АИ 92 от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 указанная автозаправочная станция построена без разрешения администрации Ногайского муниципального района на ее строительство. При осмотре данной автозаправочной станции ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом Роспотребнадзора по КЧР установлено, что ее состав включает в себя шесть наземных емкостей бензина и ДТ, и одна емкость для СУГ. На момент проверки в емкостях находился бензин марок 95, 92 и ДТ в количестве по 3 м.З каждый.

Статья 7 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Согласно ч.2 ст.85 Земельного кодекса РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно ч.3 вышеуказанной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования

В соответствии с ч.5 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

В соответствии с ч..4 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указывается территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка и категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

В силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других яиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Учитывая изложенное, функционирование самовольно построенной автозаправочной станции ИП ФИО1 по адресу: КЧР, Ногайский муниципальный район <адрес>, нарушает права и интересы муниципального образования при предоставлении земельных участков, граничащих с данным земельным участком, а также другим гражданам, потенциальных их приобретателям.

Строительство и эксплуатация автозаправочной станции без получения установленных законом разрешений свидетельствует о не соблюдении владельцем автозаправочной станции требований санитарно-эпидемиологических норм, тем самым создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципальных образований. Просит суд: запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1, ОГРПИП __№__ от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН <***> коммерческую деятельность самовольно возведенной автозаправочной станции, расположенной по адресу: КЧР, Ногайский муниципальный район <адрес>.

В судебном заседании заместитель Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Токбай М.А. доводы, изложенные в заявлении поддержал в полном объеме просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчика ФИО1 – ФИО3 и ФИО6 требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора не поддержали, просили суд отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица Администрации Ногайского муниципального района ФИО5 исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора поддержал полностью, просил суд удовлетворить их.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении производственной деятельности, создающей опасность причинения вреда, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с частью 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Из содержания заявления прокурора следует, что ответчиком ФИО1 якобы нарушены норм земельного и градостроительного законодательства, выразившихся в отсутствии у последней оформленных в установленном законом порядке документов на земельный участок, на котором располагается автозаправочная станция и фактически указывает, что указанный объект является самовольной постройкой. Указанные доводы суд считает необоснованными в связи со следующим.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ответчик ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1500 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый __№__, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>. Целевое назначение указанного земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, торговой точки и сервиса, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ__№__-/005-09/005/095/2015-462/2. (л.д.25).. ДД.ММ.ГГГГ в свидетельстве о государственной регистрации права внесено дополнение в виде разрешенного использования, как автозаправочная станция.(л.д.22). На данном земельном участке также расположен магазин, что подтверждается записью в ЕГРП __№__ от ДД.ММ.ГГГГ. Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей следует, что ответчик ФИО1 внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным номером __№__. (л.д.23).

Вступившим решением Адыге - Хабльского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в иске Администрации Ногайского муниципального района к ФИО1 о сносе самовольно возведенной постройки отказано, а встречный иск ФИО1 удовлетворен. За ФИО1 признано право собственности на постройку - объект недвижимого имущества - здание магазина, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 09:01:0280001:961 по адресу: КЧР, <адрес>..

Кроме того, одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 85 ЗК РФ определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 названной выше статьи).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент сложившихся правоотношений) под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно частям 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

При этом в силу части 4 указанной нормы основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3).

Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Согласно действующим правилам землепользования и застройки п. Эркен-Шахар спорный земельный участок входит в состав земель населенных пунктов и относится в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, что позволяет изменить вид разрешенного использования земельного участка.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Федеральным органом исполнительной власти, которому предоставлено полномочие по утверждению классификатора видов разрешенного использования земельных участков, является Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 1, подпункт 5.2.28(9) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437).

В настоящее время Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 540. ( с изменениями по Приказу __№__ от ДД.ММ.ГГГГ).

В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор определяет виды разрешенного использования земельных участков, его нормы распространяются на сферу земельных отношений.

Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу Приказа N 540, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать Классификатору.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" уполномоченные органы обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

До 1 января 2020 г. орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (ч. 12 ст. 34 Закона N 171-ФЗ). До указанной даты внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется по усмотрению органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу Приказа N 540. Однако, если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после вступления в силу классификатора (ДД.ММ.ГГГГ), они уже должны соответствовать классификатору (письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N ОГ-<адрес>.

По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 1 месяца со дня поступления такого заявления обязан принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка (ч. 13 ст. 34 Закона N 171-ФЗ).

Исходя из указанной нормы можно сделать вывод, что в данном случае имеет место не выбор вида разрешенного использования земельного участка в том значении, в котором это предусматривается ЗК РФ и ГрК РФ, а установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков. Таким образом, действия уполномоченных органов, предусмотренные ч. 13 ст. 34 Закона N 171-ФЗ, не являются изменением вида разрешенного использования (п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации") или выбором вида разрешенного использования правообладателем земельного участка (п. 2 ст. 7 ЗК РФ и ч. 4 ст. 37 ГрК РФ), а являются процедурой технического приведения описания вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с видами разрешенного использования и их описанием, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования. Установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка в соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона N 171-ФЗ не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур.

Ответчиком Исуновой Д..А. использование земельного участка приведено в соответствии с указанным Классификатором. Так, согласно данному классификатору у ответчика ФИО1 на земельном участке расположен объект капитального строительства – магазин, Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, собственником является индивидуальный предприниматель. Согласно наименования вида разрешенного использования земельного участка под кодом 4 располагается «предпринимательство» с описанием вида разрешенного использования, а именно размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1- 4.10.

В строке с кодом 4.9.1 как вид разрешенного использования земельного участка указан «объекты придорожного сервиса» с описанием вида разрешенного использования – размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли и т.д..

Следовательно, в данном случае процедура публичных слушаний не нужна, так как в новом Классификаторе видами разрешенного использования, не разделяющими виды использования земельных участков, являющиеся по сути вспомогательными видами разрешенного использования введены, как неразрывно связанные с основным назначением земельных участков и они не требуют отдельных процедур, так как уже учтены новым Классификатором.

С иском в суд прокурор обратился в интересах Администрации Ногайского муниципального района и неопределенного круга лиц, что прямо следует из текста искового заявления.

В исковых требованиях прокурор ссылается на нормы ст.ст. 222 - 223 ГК РФ, указывая, что функционирование самовольно построенной автозаправочной станции ИП ФИО1 по адресу: КЧР, Ногайский муниципальный район <адрес>, нарушает права и интересы муниципального образования при предоставлении земельных участков, граничащих с данным земельным участком, а также другим гражданам, потенциальным их приобретателям.

Однако прокурором не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, не обосновал каким образом могут быть нарушены права муниципального образования и неопределенного круга лиц, поскольку вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок на котором размещена автозаправочная станция находится вне населенного пункта в безлюдном месте.

Согласно ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" с иском о сносе самовольной постройки, а равно вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки или прокурор в публичных интересах.

Однако, в рассматриваемом случае, иск был предъявлен не в публичных интересах, а фактически в защиту конкретного муниципального образования, которое самостоятельно может обратиться в суд.

Также в своих требованиях прокурор просит суд запретить коммерческую деятельность автозаправочной станции ответчика.

Между тем, гражданско-правовая ответственность в виде запрета деятельности наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных ст. 1065 ГК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу. Правило названной статьи имеет предупредительное значение и является специальным по отношению к норме, содержащейся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК РФ).

Таким образом, для удовлетворения иска, основанного на положениях ст. 1065 ГК РФ, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения ответчика - причинителя вреда, причинную связь между - наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, в данном случае причинную связь между эксплуатацией автозаправочной станции и нанесением вреда либо угрозой нового вреда, вину причинителя вреда.

Суд оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ приходит к выводу, что прокуратурой не представлены доказательства, подтверждающие совокупность условий предупреждения причинения вреда согласно нормам ст. 1065 ГК РФ.

Материалами дела подтверждается, что прокурором не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что деятельность ИП ФИО1 по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: КЧР, <адрес> может причинить вред жизни и здоровью граждан, покупателей, продавцов, прохожих, т.е. неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора к ФИО1 о запрете индивидуальному предпринимателю ФИО1 коммерческой деятельности самовольно возведенной автозаправочной станции, расположенной по адресу: КЧР, <адрес> не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Адыге-Хабльского межрайонного прокурора к ФИО1 о запрете индивидуальному предпринимателю ФИО1 коммерческой деятельности самовольно возведенной автозаправочной станции, расположенной по адресу: КЧР, <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий по делу Косов Ю.А.