УИД 24RS0036-01-2020-000086-16
дело № 2-81/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Моор Ю.Э.
при секретаре Тесля С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Красноярская региональная энергетическая компания» о возложении обязанности привести размер оплаты за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> соответствии с установленным предельным индексом и произвести перерасчет начисления оплаты за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома по указанному адресу за период с 14.11.2019 по дату вынесения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с данным иском, мотивируя требования тем, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с его заявлением 14.11.2019 года указанный дом был подключен ОАО «Красноярская региональная энергетическая компания» к тепловым сетям. Ранее указанный дом был отключен от теплоснабжения, в связи производимым в нем капитальным ремонтом. В декабре 2019 года он получил квитанцию, согласно которой за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление указанного дома за период с 14.11.2019 по 31.12.2019 года ему была начислена оплата в размере 28 839 рублей. Посчитав, что размер оплаты, начисленной ответчиком является завышенным, он обратился в ОАО «Красноярская региональная энергетическая компания» с заявлением о перерасчете платы за предоставленные коммунальные услуги, на которое получил ответ, что начисление произведено верно, оснований для перерасчета не имеется, так как не имеется сведений о размере платы за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление за январь 2019 года. Однако, истец считает действия ответчика незаконными, поскольку за январь 2019 года он не может предоставить квитанцию об оплате теплоснабжения по причине не подключения его дома к тепловым сетям, а потому он поставлен в неравные условия по оплате коммунальной услуги с другими жителями п.Мотыгино, которым начисляется компенсация из бюджета Красноярского края.
В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске, при этом дополнительно пояснив, что ранее его дом был подключен к холодному водоснабжению и отоплению по договору от 21 января 2012г. (с изменениями от 01.03.2012), заключенным между ООО «УК Комплекс», являвшимся на указанный период ресурсоснабжающей организацией. Данный договор не расторгался с момента заключения, собственник с даты заключения договора не менялся, менялся только поставщик энергоресурсов с ООО «УК Комплекс» на ООО «АгрЭ-Сервис», затем на ООО «СЕВЭКО», а затем на АО «Красноярская региональная энергетическая компания». В 2014 году, в связи с проведением капитального ремонта, он отключился от центрального отопления. При возобновлении приостановленного действием договора, а так же положениями ЖК РФ, в обязанность собственника не входит предоставление каких-либо документов для начисления за коммунальные услуги, кроме как документов на собственность жилого помещения с указанием площади. Так же, на период октябрь-декабрь 2019г. у ответчика отсутствовало законное основание требовать какую-либо информацию, так как у него на указанный период имущество МО поселок Мотыгино не находилось в законном владении, а концессия с МО поселок Мотыгино была заключена только в феврале 2020 года.
В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Красноярская региональная энергетическая компания», извещенный заблаговременно и надлежащим образом не явился, в возражениях на иск просил в иске отказать, поскольку расчет за предоставленную коммунальную услугу за отопление произведен на основании пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
Представитель третьего лица администрации поселка Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края, извещенный заблаговременно и надлежащим образом не явился.
Представитель третьего лица администрации Мотыгинского района Красноярского края, извещенный заблаговременно и надлежащим образом не явился.
С учетом мнения истца, суд, считает возможным рассмотреть дело без явки указанных лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 157.1 ЖК РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157 настоящего Кодекса.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов).
Таким образом, в случае, если совокупный размер платы за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, указанные граждане имеют право на уменьшение совокупного размера платы за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" утверждены "Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (далее Основы формирования индексов) которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно п. 10 Основ формирования индексов, применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года) (п. 4).
При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.
Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря) (п. 6).
Факт превышения установленного предельного индекса, в соответствии с положениями п. 63 Основ формирования индексов, определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения. Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года (при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 настоящего документа).Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленных ресурсоснабжающей организацией в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тарифы на тепловую энергию, питьевую воду и водоотведение устанавливаются решениями правления Региональной энергетической комиссии Красноярского края.
Как установлено судом, ФИО1 является собственником жилого дома, общей площадью 50,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №24ЕИ 761466 от 13.10.2010 (л.д. 6).
В связи с производимым в указанном доме ремонтом, данный дом в 2014 году со слов истца, был отключен по заявлению собственника от теплоснабжения.
На основании заявления ФИО1 от 14.11.2019 вышеуказанный дом был вновь подключен к тепловым сетям, о чем составлен акт №38 от 14.11.2019 (л.д. 7).
В соответствии с действующим законодательством, органом регулирования устанавливаются тарифы на коммунальные услуги индивидуально для каждой организации оказывающей соответствующие коммунальные услуги.
Во втором полугодии 2019 года энергоснабжающей организацией, оказывающей услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории поселка Мотыгино Красноярского края являлась АО «Красноярская региональная энергетическая компания».
Ранее на территории поселка Мотыгино Красноярского края услуги теплоснабжения оказывало ООО «Северный энергетический комплекс», тарифы на тепловую энергию для которого были установлены на 2017 год в размере 4 815,63 руб./Гкал. После 2017 года регулируемая организация не обращалась в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов.
Для потребителей АО «КрасЭКо» на 2019 год тарифы на тепловую энергию утверждены приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 01.08.2019 № 58-п в размере 7 364,21 руб./Гкад.
Значительный рост тарифов на тепловую энергию обусловлен разными режимами налогооблажения. Как установлено ООО «Северный энергетический комплекс», применяло упрощенный режим налогообложения, при котором НДС не начислялся. АО «КрасЭКо» применяет общий режим налогообложения и, соответственно, тарифы увеличиваются на величину НДС 20%.
Также на рост тарифов оказывает влияние снижение объемов отпускаемой тепловой энергии по отношению к объемам предыдущей организации. Также, при установлении тарифов учитываются экономически обоснованные затраты, основная доля которых приходится на приобретение топлива, оплату труда и выполнение ремонтов.
ФАС России отмечает, что расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, а также учета в структуре тарифов налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган регулирования при утверждении тарифов проводит экспертизу экономической обоснованности представленных регулируемыми организациями предложений и учитывает их региональные и технологические особенности осуществления деятельности.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» в случае если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на текущий год в порядке, определенном законодательством (далее в целях настоящего Закона - плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса (далее также - плата с учетом предельного индекса), производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги.
Размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее также - компенсация) определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса.
Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливается Правительством края.
Компенсация части платы граждан за коммунальные услуги предоставляется исполнителям коммунальных услуг в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, за исключением ресурсоснабжающих организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения и получивших компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, а также исполнителей коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги населению и заключивших договоры теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения с такими ресурсоснабжающими организациями.
Для целей настоящего Закона к исполнителям коммунальных услуг относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таких кооперативах, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги населению на территории Красноярского края.
В случае если в соответствии с жилищным законодательством исполнителями коммунальных услуг выступают несколько лиц из указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, компенсация части платы граждан за коммунальные услуги производится исполнителю коммунальных услуг, предоставляющему коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес, за исключением ресурсоснабжающих организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения и получивших компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, а также исполнителей коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги населению и заключивших договоры теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения с такими ресурсоснабжающими организациями.
Предоставление компенсации в порядке, установленном настоящим пунктом, осуществляется при условии оплаты коммунальных услуг, предоставленных иными исполнителями коммунальных услуг, в полном объеме за счет потребителей коммунальных услуг в пределах платы, рассчитанной с применением предельного индекса.
Величина, на которую в результате применения предельного индекса снижается плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), и на основании которой рассчитывается размер компенсации, указывается в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг, отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по всем коммунальным услугам.
Условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются Правительством края в соответствии с настоящим Законом.
Указом Губернатора Красноярского края от 14.12.2018 №322-уг на 2019 год для Мотыгинского района Красноярского края установлены следующие предельные индексы:
-с 01.01. 2019 по 30.06.2019 - 1,7%;
-с 01.07.2019 по 31.12.2019 -2,7%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2018 №1347 «Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году» установлено, что во втором полугодии 2019 года при применении предельных индексов размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце второго полугодия 2019 года сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предоставленные в январе 2019 года. Таким образом, размер платы граждан за коммунальные услуга в любом из месяцев второго полугодия 2019 года должен быть не выше платы за коммунальные услуги в январе 2019 года с учетом роста 2,7%.
После утверждения тарифа для АО «КрасЭКо» был произведен новый расчет потребности в средствах субвенции с учетом тарифа в размере 7 364,21 руб./Гкал, принят Министерством, промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и учтен при внесении изменений в Закон Красноярского края от 06.12.2018 № 6-2299 «О краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов».
Согласно квитанции за декабрь 2019 года за период с 14.11.2019 по 31.12.2019 года АО «КрасЭКо» произвело начисление ФИО1 за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление по адресу: <адрес> размере 28 839 рублей.
Данное начисление произведено в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, согласно которому при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги, как произведение площади отапливаемых помещений объекта и нормативов потребления коммунальных ресурсов, утвержденных уполномоченным органом власти составляет за период с 14.11.2019 по 30.11.2019:
50,60 м2 * 0,0494 Гкал/м2*(17/30 дней) * 7364,21 руб/Гкал = 10431,13 руб., где 50,6 м2- это площадь жилого помещения;
0,0494.Гкал/м2-норматив потребления коммунальных ресурсов, утвержденный Постановлением Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 г. N217-п.;
За периоде 01.12.2019 по 31.12.2019:
Проверив расчет, произведенный АО «КрасЭКо» за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление по адресу: <адрес> за период с 14.112019 по 31.12.2019 года, суд приходит к выводу о том, что доводы истца о несогласии с расчетом по оплате коммунальных услуг за отопление, признает несостоятельными, поскольку начисление произведено в соответствии с формулой 2 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, применяемой при исчислении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом помещении.
Суд, вопреки доводам истца, полагает, что применение предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в данном случае не представляется возможным ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
При этом, согласно п. 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ N 400 от 30.04.2014 года, применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Как установлено п. 5 указанного Постановления, не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды.
Таким образом, истцом не представлено доказательств того, что у АО "КрасЭКо", которая является ресурсоснабжающей организацией, имелись сведения о размере платы истца за коммунальные услуги за предыдущие расчетные периоды, начисление размера оплаты за тепловую энергию обоснованно произведено с учетом тарифов на тепловую энергию, установленных приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края на каждый календарный год и без учета предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ.
Суд отмечает, что на ресурсоснабжающую организацию обязанность устанавливать размер ранее вносимой потребителем платы за коммунальные услуги не возложена. Данных о том, что указанная информация предоставлялась АО "КрасЭКо" истцом, суду не представлено.
Доводы истца о том, что АО "КрасЭКо" осуществляло подачу тепловой энергии без оформленного надлежащим образом концессионного соглашения, не могут служить основание для удовлетворения заявленных требований, поскольку фактически имущество теплового комплекса было передано и тепловая энергия истцу была предоставлена в полном объеме.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено нарушений прав истца как потребителя коммунальной услуги, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требования ФИО1 к ОАО «Красноярская региональная энергетическая компания» о возложении обязанности привести размер оплаты за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> соответствии с установленным предельным индексом и произвести перерасчет начисления оплаты за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома по указанному адресу за период с 14.11.2019 по дату вынесения решения суда - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Решение изготовлено в окончательной форме 26 мая 2020 года.
Председательствующий Ю.Э. Моор