ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-81/2018 от 14.03.2018 Суражского районного суда (Брянская область)

Дело №2-81/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 марта 2018 года г. Сураж

Суражский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Цыганок А.В.,

при секретаре Левицкой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Суражского района Брянской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» об обязании оборудовать здание общеобразовательного учреждения системой телевизионного наблюдения,

установил:

Прокурор Суражского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «<данные изъяты> СОШ») об обязании оборудовать здание общеобразовательного учреждения системой телевизионного наблюдения.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что вышеуказанное общеобразовательное учреждение не оборудовано системой телевизионного наблюдения. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ МОБОУ «<данные изъяты> СОШ» было вынесено представление об устранении и недопущении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого мер, направленных на оборудование зданий школы системой телевизионного наблюдения в полном объеме не принято. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Обязанность по оснащению образовательных учреждений вышеуказанными средствами охраны установлена п. п. 1, 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, кроме этого исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления. Изложенное выше свидетельствует о том, что в МБОУ «<данные изъяты> СОШ» не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической охраны и защиты детей, находящихся в учреждении, так как система телевизионного видеонаблюдения отсутствует. Таким образом, нарушение антитеррористического законодательства является реальной угрозой жизни и здоровья неопределенного круга лиц в случае угрозы совершения террористического акта, а также значительно снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

С учетом изложенного, просил суд обязать администрацию Суражского района Брянской области провести финансирование мероприятий по установке системы телевизионного наблюдения в зданиях МБОУ «<данные изъяты> СОШ» по адресу: <адрес>, а также обязать МБОУ «<данные изъяты> СОШ» установить систему телевизионного наблюдения в зданиях общеобразовательного учреждения по адресу: <адрес>.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству представитель ответчика - администрации Суражского района Брянской области ФИО3 исковые требования признал, при этом указал на затруднительное финансовое положение и просил установить срок для исполнения решения суда продолжительностью шесть месяцев, о чем предоставил соответствующее заявление (л.д. 51).

Представитель ответчика - директор МБОУ «<данные изъяты> СОШ» ФИО4 также в порядке подготовки дела к судебному разбирательству исковые требования признал, просил установить срок для исполнения решения суда продолжительностью шесть месяцев, ссылаясь на затруднительное финансовое положение, предоставил суду соответствующее заявление (л.д. 52).

В связи с изложенными обстоятельствами помощник прокурора Суражского района Брянской области Цыганок И.В. уточнила требования, просила установить срок для исполнения решения суда продолжительностью шесть месяцев.

В судебном заседании помощник прокурора Суражского района Брянской области Цыганок И.В. поддержала уточненные исковые требования.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются заявления представителя администрации Суражского района Брянской области ФИО3 и директора МБОУ «<данные изъяты> СОШ» ФИО4 о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 57-58).

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Суражского района Брянской области проведена проверка соблюдения МБОУ «Ляличская СОШ» законодательства о противодействии терроризму. В ходе проверки в зданиях МБОУ «<данные изъяты> СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, которое является объектом с массовым пребыванием людей (в школе обучается около учащихся и воспитанника, а также находятся работники организации), выявлено отсутствие системы телевизионного наблюдения. В связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Суражского района Брянской области директору МБОУ «<данные изъяты> СОШ» вынесено представление об устранении и недопущении нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени нарушения не устранены и никаких мер по их устранению не предпринимается (л.д. 6-9).

Указанные обстоятельства представителями ответчиков не оспариваются.

Согласно Устава МБОУ «<данные изъяты> СОШ», учредителем школы является муниципальное образование Суражский район; финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Брянской области, правовыми актами Суражского района; собственником имущества школы является муниципальное образование «Суражский муниципальный район»; для выполнения уставных целей школа вправе с соблюдением законодательств и устава осуществлять материально-техническое обеспечение своей деятельности (л.д. 10-42).

Согласно положениям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 4 ст. 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу положений названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".

В соответствии с п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч. 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

Таким образом, из приведенных выше норм видно, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Отсутствие системы телевизионного наблюдения в образовательном учреждении и осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Учитывая, что установка системы телевизионного наблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона, и в настоящее время МБОУ «<данные изъяты> СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, такой системой не оснащено, исковые требования прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Суражского района Брянской области, МБОУ «<данные изъяты> СОШ» об обязании оборудовать здание общеобразовательного учреждения системой телевизионного наблюдения, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, как в части к администрации Суражского районам Брянской области, так и в части к МБОУ «<данные изъяты> СОШ».

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из характера возложенных на ответчиков обязанностей, суд считает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок указанный прокурором для исполнения обязательств - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания школы системой телевизионного наблюдения, основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Суражского района Брянской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» об обязании оборудовать здания общеобразовательного учреждения системой телевизионного наблюдения удовлетворить.

Обязать администрацию Суражского района Брянской области провести финансирование мероприятий по установке системы телевизионного наблюдения в зданиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» установить систему телевизионного наблюдения в зданиях общеобразовательного учреждения по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения обязательств - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий