ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-81/2021 от 08.04.2021 Ногайского районного суда (Республика Дагестан)

Гражданское дело № 2-81/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2021 года с.Терекли-Мектеб

Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Телемишева Э.И.,

при секретаре Аблезовой М.С.,

с участием представителя истца помощника прокурора Ногайского района РД Абдуллаева С.Ш.,

представителя ответчика главы администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района РД ФИО1 и представителя ответчика администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района РД по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ногайского района РД к администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района РД и ФИО3 о признании договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 05:03:030010:815 от 13.04.2020 г., заключенный между главой администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района РД и ФИО3 недействительным и исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности ФИО5 земельного участка с кадастровым номером 05:03:030010:815 площадью 2266 кв.м.

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ногайского района РД Дильманбетов А.Т. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Карагасский», ФИО3 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.

В судебном заседании представитель прокуратуры, помощник прокурора Ногайского района РД Абдуллаев С.Ш. исковые требования поддержал в полном объеме, по существу дела показал, что прокуратурой района в администрации МО СП «сельсовет Карагасский» проведена проверка исполнения земельного законодательства при заключении договоров аренды земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения». Установлено, что 05.03.2020 года администрацией МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района РД на официальном сайте http://torgi.gov./ru/ опубликовано извещение о проведении открытого аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 05:03:030010:815, расположенного по адресу: РД, <адрес>. Согласно протоколу о результатах аукциона от 06.04.2020 года по продаже земельного участка аукцион признан несостоявшимся, и аукционная комиссия рекомендовала заключить договор купли-продажи земельного участка с ФИО3. 13.04.2020 года между МО СП «сельсовет Карагасский» и ФИО5 заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым продавец передает в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить земельный участок с кадастровым номером 05:03:030010:815, принадлежащий администрации МО СП «сельсовет Карагасский», расположенного по адресу: РД, <адрес>, общей площадью 2266 кв.м. Исследовав материалы проведенного аукциона, прокуратурой района установлено, что нарушены требования Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно извещению «О проведении торгов по продаже в собственность земельного участка», размещенному на сайте torgi.gov.ru – задаток должен поступить не позднее 30 марта, однако согласно Протоколу «О результатах торгов» задаток от единственного участка аукциона поступил 03.04.2020 года. Аукцион был признан несостоявшимся. Организатором торгов прием заявок был продлен до 05.04.2020 года, в то время как в извещении о проведении аукциона срок внесения задатка установлен 30.03.2020 года, в связи с чем потенциальный участник аукциона мог быть лишен возможности внести задаток с 30.03.2020 года по 05.04.2020 года, что свидетельствует о признаках нарушения ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц – участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, вследствие представления преимущества лицу, не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ. В результате нарушения требований вышеуказанных законов при составлении извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение аренды земельного участка администрация МО СП «сельсовет Карагасский» ограничила круг потенциальных претендентов на приобретение земельного участка, в связи с чем договор аренды земельного участка, в связи с чем договор купли-продажи земельного участка от 13.04.2020 года подлежит признанию недействительным. Обращаясь с исковым заявлением, прокуратура района просит применить последствия недействительности сделки к договору аренды земельного участка от 13.04.2020 года, заключенного по результатам проведенного вышеуказанного аукциона между главой администрации МО СП «сельсовет Карагасский» и ФИО5 требование о представлении дополнительных документов, не предусмотренных законом и нормативным правовым актом в области проведения аукциона, является существенным нарушением интересов неопределенного круга лиц, так как лишает потенциальных граждан возможности принять участие в аукционе. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ, просит суд признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 05:03:030010:815 от 13.04.2020 года, заключенный между главой администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Карагасский» и ФИО3 недействительным; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права аренды ФИО6 земельного участка с кадастровым номером 05:03:030010:815 площадью 2266 кв.м.; Применить последствия недействительности сделки к договору купли-продажи земельного участка от 13.04.2020 года и судебные расходы отнести на ответчика.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО СП «сельсовет Карагасский» по доверенности ФИО4 исковые требования прокурора Ногайского района не признал, представил возражение, в котором указал, что с доводами истца, указанными в исковом заявлении они не согласны, по следующим основаниям: согласно извещению «О проведении торгов по продаже в собственность земельного участка», размещенного на сайте torgi.gov.ru 05 марта 2020 года, администрация МО СП «сельсовет «Карагасский» намеревалась продать на публичных торгах земельный участок с кадастровым номером 05:03:030010:815, принадлежащий администрации сельского поселения, расположенного по адресу: РД, <адрес>, общей площадью 2266 кв.м. Организатором торгов (сельская администрация) прием заявок на участие в торгах был продлен официально до 05 апреля 2020 года (данное обстоятельство не оспаривается истцом, и отражено в исковом заявлении). Срок внесения задатка для участия в аукционе первоначально был установлен до 30 марта 2020 года (как и срок подачи заявок), однако в связи с продлением срока приема заявок для участия в аукционе до 05 апреля 2020 года, намеревалось и предполагалось, что автоматически продлен и срок внесения задатка для участия в аукционе до 05 апреля 2020 года, так как это вытекает из норм действующего гражданского законодательства и Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЭ «О защите конкуренции». То есть сельская администрация, продлевая срок приема заявок, автоматически продлила и срок внесения задатка, и доводы заявителя о том, что потенциальный покупатель мог быть лишен возможности внести задаток с 30.03.2020года по 05.04.2020 года, не имеет под собой никаких оснований. Прокурор района обращается в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, однако в период подачи заявок с 05 марта до 05 апреля 2020 года, никто (устно или письменно) не обращался в администрацию сельского поселения с заявками или намерениями на участие в аукционе. Более того с жалобой в Управление Антимонопольной службы по Республике Дагестан обратился лишь один гражданин - ФИО2 (житель <адрес>), который в своей жалобе указал, что срок внесения задатка не был продлен, и якобы потенциальный покупатель мог быть лишен возможности внести задаток с 30.03.2020 года по 05.04.2020 года. ФИО7 в своей жалобе сам же и противоречит себе, указывая на то, что ему о продаже земельного участка сельской администрацией стало известно после публикации объявления на официальном сайте в сети «Интернет» до 30 марта 2020 года, то есть до продления срока проведения торгов до 05 апреля 2020 года. Тем самым он же сам признается, что имел возможность подать заявку на участие в торгах, но не сделал этого. В связи с вышеизложенным, просит суд в удовлетворении искового заявления заместителя прокурора Ногайского района Дильманбетова А.Т. отказать полностью.

В судебном заседании представитель ответчика в лице главы администрации МО СП «сельсовет Карагасский» ФИО1 исковые требования прокурора Ногайского района также не признал, поддержал доводы своего представителя, в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора просил суд отказать.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД в лице государственного регистратора ФИО8 в судебное заседание не явился, обратился с заявлением, в котором указал, что государственная регистрация права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером 05:03:030010:815 проведена в соответствии с действующим законодательством, в удовлетворении исковых требований просил отказать, дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив доводы искового заявления, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные материалы дела, а именно: жалобу ФИО7 от 09.05.2020 года; запрос заместителя прокурора района на имя врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РД от 16.06.2020 года; сообщение руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по РД от 29.06.2020 года; решение №005/10/18.1-1359/2020 комиссии Управления ФАС России по РД по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Закона о защите конкуренции от 15.06.2020 года; предписание Управления ФАС по РД №005/18.1-1359/2020 от 15.06.2020 года; постановление главы администрации МО СП «сельсовет Карагасский» ФИО1 №6 от 11.02.2020 года «О подготовке и проведении торгов (аукциона) по продаже в собственность земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>»; извещение о проведении торгов по продаже в собственность земельного участка от 27.02.2020 года; извещение о проведении торгов №270220/28886741/01; требование заместителя прокурора района Дильманбетова А.Т. на имя начальника Кизлярского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД от 19.01.2021 года; служебная записка начальника отдела Кизлярского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД; договор купли-продажи земельного участка от 13.04.2020 года; акт приема-передачи земельного участка от 13.04.2020 года; доверенность на ФИО9; протокол №7 о результатах торгов от 06.04.2020 года, выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 05:03:030010:815; доверенность на ФИО4; возражение представителя администрации МО СП «сельсовет Карагасский» ФИО4 на исковое заявление; приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные федеральным законом. Предметом спора являются неимущественные права граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируются статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Требования к содержанию извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлены пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене Пунктом 9 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ) установлено, что извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Согласно пункту 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. N 808, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.

В соответствии с п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 года №909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен сайт www.torgi.gov.ru в качестве официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Изучением материалов дела установлено, что в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ и постановлением администрации МО СП «сельсовет Карагасский» от 11.02.2020 года №6 Организатором торгов объявлен открытый аукцион по продаже земельного участка из земель населенных пунктов площадью 2266 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения путем размещения извещения о проведении такого аукциона на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (номер извещения: 270220/28886741/01 от 27.02.2020 года).

Как следует из материалов дела в соответствии с протоколом №7 от 06.04.2020 года по результатам открытых торгов по продаже земельного участка, общей площадью 2266 кв.м., с кадастровым номером 05:03:030010:815, из земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> к участию в аукционе на право заключения договора купли-продажи участка был допущен и признан единственным участником ФИО3, в связи с чем на основании пункта 14 части 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион признан несостоявшимся и комиссией решено заключить договор купли-продажи с ФИО5

13.04.2020 года с ФИО3 заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.

В Дагестанское УФАС России поступила жалоба ФИО7 на действия организатора торгов - администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района при организации открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка (номер извещения, размещенного на сайте https://torgi.gov.ru: 270220/28886741/01).

Комиссия, рассмотрев жалобу ФИО7, решила признать жалобу частично обоснованной; признать организатора торгов нарушившим ст.17 ФЗ «О защите конкуренции»; выдать организатору торгов предписание.

При анализе Извещения Комиссией установлено, что Организатором торгов были внесены изменения в указанное извещение - прием заявок был продлен до 05.04.2020 года, в то время как в извещении о проведении аукциона срок внесения задатка установлен до 30.03.2020 года, тем самым лишив потенциальных участников возможности внести задаток с 30.03.2020 года по 05.04.2020 года.

Указанное обстоятельство повлекло за собой нарушение требований ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Данное нарушение привело к ограничению числа потенциальных претендентов на приобретение прав на спорный участок и нарушению интересов муниципального образования, заинтересованного в привлечении большего количества претендентов на получение права собственности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что договор купли-продажи земельного участка от 13 апреля 2020 года, заключенный между администрацией МО СП «сельсовет Карагасский» РД, в лице главы администрации МО СП «сельсовет Карагасский» РД ФИО1 и ФИО5 является ничтожным, поскольку заключение договора с нарушением требований закона, повлекло нарушение принципа публичности и прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В соответствии с частью 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно п. 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В силу части 2 указанной статьи, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Совокупность доказательств, представленных истцом в соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ, оцененные с учетом ст.67 ГПК РФ, суд находит достаточными для вывода обоснованности требований истца.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с тем, что требования заместителя прокурора Ногайского района удовлетворены в полном объеме, а ответчик - орган местного самоуправления в соответствии с ч.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты судебных расходов, с ответчика ФИО5 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 (трёхсот) рублей в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ногайского района Республики Дагестан, - удовлетворить.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 05:03:030010:815 от 13.04.2020 г., заключенный между главой администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района РД и ФИО3 недействительным.

Исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности ФИО5 земельного участка с кадастровым номером 05:03:030010:815 площадью 2266 кв.м.

Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей в доход бюджета муниципального района «<адрес>».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

судья Э.И. Телемишев