ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-81/202212 от 12.01.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-81/2022 12 января 2022 года

49RS0001-01-2021-005224-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Пановой Н.А.,

при секретаре Кузиной А.Ю., помощнике судьи Нецветаевой И.В.,

с участием представителя ответчика Гиндуллиной Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Фирманова Анатолия Александровича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области, Федеральной службе судебных приставов о признании незаконными действий, связанных с отказом произвести перерасчет, выплату премий и единовременного пособия при увольнении с учетом применения районного коэффициента, возложении обязанностей произвести перерасчет, выплату премий и единовременного пособия при увольнении с учетом применения районного коэффициента,

УСТАНОВИЛ:

Фирманов А.А. обратился в Магаданский городской суд с административным иском к указанным ответчикам о признании действий по отказу произвести перерасчет, выплату премий и единовременного пособия при увольнении с учетом применения районного коэффициента незаконными и возложении обязанностей произвести перерасчет указанных выплат и их выплату с учетом применения районного коэффициента.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что он в период с 28 апреля 2020 года по 20 мая 2021 года проходил службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности руководителя УФССП России по Магаданской области - главного судебного пристава Магаданской области.

Сообщает, что выслуга лет для выплаты единовременного пособия при его увольнении была определена в исчислении 26 лет 5 месяцев 25 дней.

При увольнении истцу было выплачено единовременное пособие без применения районного коэффициента.

Не согласившись с начислением единовременного пособия при увольнении без применения районного коэффициента, истец обратился в Федеральную службу судебных приставов с заявлением, в котором просил произвести расчет при увольнении в виде единовременного пособия, полагающихся выплат с применением районного коэффициента в связи с прохождением службы в районах Крайнего Севера.

Однако в удовлетворении требований истца было отказано.

Кроме того, отмечает, что в период прохождения службы, ему производили выплаты премий без начисления районного коэффициента.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд признать незаконными действия Федеральной службы судебных приставов по отказу произвести перерасчет денежных средств, выплаченных в виде премий за период прохождения службы с 28 апреля 2021 года по 20 мая 2021 года, и единовременного пособия при увольнении с учетом районного коэффициента; признать незаконными действия УФССП России по Магаданской области по отказу выплатить ему денежные средства в виде премий за период прохождения службы с 28 апреля 2021 года по 20 мая 2021 года и единовременного пособия при увольнении с учетом районного коэффициента; возложить на УФССП России по Магаданской области обязанность произвести выплату премий за период прохождения службы с 28 апреля 2021 года по 20 мая 2021 года и единовременного пособия при увольнении с учетом районного коэффициента.

Определением судьи от 26 ноября 2021 года осуществлен переход к рассмотрению дела по административному иску по правилам гражданского судопроизводства.

Истец Фирманов А.А. для участия в судебном заседании после перерыва не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Федеральной службы судебных приставов для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Учитывая надлежащее извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания, суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика УФССП России по Магаданской области требования не признала, указав, что до мая 2020 года истцу, как государственному гражданскому служащему на все выплаты, включая ежемесячное денежное поощрение и материальное стимулирование, начислялся районный коэффициент, однако в связи с его назначением на должность сотрудника органа принудительного исполнения с июня 2020 года начисление районного коэффициента на указанные выплаты прекратилось, поскольку начисление оплаты труда стало осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о социальных гарантиях сотрудникам), согласно которому премии и единовременное пособие при увольнении не входят в состав выплат, на которые подлежит начислению районный коэффициент.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера) устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Статьями 10 и 11 указанного Закона предусмотрены выплаты районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

В силу ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).

На основании ст. 316 и 317 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 указанного Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Фирманов А.А. на основании контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации от 28 апреля 2020 года проходил службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности руководителя УФССП России по Магаданской области - главного судебного пристава Магаданской области.

На основании приказа Федеральной службы судебных приставов от 20 мая 2021 года с Фирмановым А.А. прекращен срочный контракт, в связи с чем он уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 21 мая 2021 года по выслуге, дающей право на получение пенсии.

Названным приказом определена выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении - 26 лет 5 месяцев 25 дней.

При этом УФССП России по Магаданской области поручено произвести с Фирмановым А.А. окончательный расчет.

Между тем как следует из расчетных листков истца за период с июня 2020 года по май 2021 года ежемесячная поощрительные выплаты за особые достижения в службе, разовые премии за выполнение особо сложных и важных задач, а также единовременное пособие при увольнении начислены и выплачены истцу без применения районного коэффициента.

Не согласившись с выплатой единовременного пособия при увольнении без учета применения районного коэффициента, истец 23 июня 2021 года обратился к директору Федеральной службы судебных приставов с требованием произвести перерасчет указанной выплаты.

10 августа 2021 года и.о. начальника финансово-экономического отдела Федеральной службы судебных приставов сообщил Фирманову А.А., что оснований для перерасчета единовременного пособия не имеется, поскольку для применения районного коэффициента в составе денежного довольствия оно не учитывается.

Обращаясь в суд с вышеназванным иском, истец указал, что ответчиками необоснованно не был применен районный коэффициент к единовременному пособию при увольнении, а также к премиям за период с 28 апреля 2020 года по 20 мая 2021 года.

Данное обстоятельство представитель ответчика не оспаривал, отмечая, что районный коэффициент перестал применяться к ежемесячному денежному поощрению и материальному стимулированию истца с июня 2020 года, в связи с его назначением на должность сотрудника органа принудительного исполнения. Вместе с тем ссылался на то, что правовых оснований для начисления районного коэффициента на суммы выплаченных истцу премий и единовременного пособия при увольнении не имеется в силу распространения на истца Закона о социальных гарантиях сотрудникам.

Рассматривая доводы сторон о наличии или отсутствии правовых оснований для начисления районного коэффициента на выплаченные истцу премии и единовременное пособие при увольнении, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Как следует из разъяснений Минтруда России от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденных постановлением от 11 сентября 1995 года № 49, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и коэффициенты (районные), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок (п. 1).

Таким образом, районный коэффициент за работу в районах Крайнего Севера применяется лишь к тем выплатам, которые предусмотрены системой оплаты труда соответствующей организации, т.е. являются составной частью заработной платы (фактический заработок), и носят систематический, а не единовременный (разовый) характер.

Вопросы оплаты труда сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации регулируются Законом о социальных гарантиях сотрудникам.

Согласно ст. 2 Закон о социальных гарантиях сотрудникам денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей (п. 1).

Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с указанным Законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2).

Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 3).

Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 6).

К денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: должностной оклад; оклад по специальному званию; ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 15).

Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в части 15 настоящей статьи, и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (п. 16).

Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п. 16).

Приказом Федеральной службы судебных приставов от 17 января 2020 года № 103 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Пунктом 37 названного Порядка предусмотрено, что к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Для применения районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера в составе денежного довольствия учитываются: должностной оклад; оклад по специальному званию; ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 38 приведенного Порядка).

Таким образом, действующим законодательством, регулирующим оплату труда сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, определены виды выплат в составе денежного довольствия, на которые подлежит начислению районный коэффициент, при этом начисление районного коэффициента на премии и единовременное пособие при увольнении приведенным правовым регулированием не предусмотрены.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий ответчиков по отказу произвести истцу перерасчет, выплату премий и единовременного пособия при увольнении с учетом применения районного коэффициента незаконными у суда не имеется.

Поскольку требование о возложении на ответчиков обязанности произвести истцу перерасчет и выплату премий за период прохождения службы с 28 апреля 2020 года по 20 мая 2021 года и единовременного пособия при увольнении с учетом районного коэффициента является производным от требования о признании действий ответчиков незаконными, то оснований для его удовлетворения также не имеется.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Фирманова Анатолия Александровича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области, Федеральной службе судебных приставов о признании незаконными действий, связанных с отказом произвести перерасчет, выплату премий и единовременного пособия при увольнении с учетом применения районного коэффициента, возложении обязанностей произвести перерасчет, выплату премий и единовременного пособия при увольнении с учетом применения районного коэффициента отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения - 17 января 2022 года.

Судья Н.А. Панова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>