ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8201/17 от 21.12.2017 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2-8201/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 21 декабря 2017 года

Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Прокопьевой В.И.,

с участием прокурора Доденковой Е.О.,

при секретаре Даутовой А.Н.,

с участием представителя истца – Троегубовой Ю.Ю., ответчиков: Николаенко В.В., Николаенко Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени к Николаенко Вере Владимировне, Николаенко Денису Юрьевичу, Николаенко Николаю Юрьевичу об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением путём выселения без предоставления другого жилого помещения; по встречному иску Николаенко Веры Владимировны к департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании права пользования жилым помещением, об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

установил:

12.09.2017 истец обратился в суд с иском к ответчикам об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением по адресу: <адрес> путём выселения без предоставления другого жилого помещения, взыскании солидарно неосновательного обогащения в виде платы за наем жилого помещения в период с 01.02.2016 по 31.07.2017 в размере 33 рублей 99 копеек, мотивируя свои требования тем, что распоряжением Администрации города Тюмени от 16.12.2003 № 4722 жилые помещения, расположенное по адресу: <адрес>, включены в реестр муниципального имущества города Тюмени и относится к жилищному фонду социального использования.

Согласно справке Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о технико-экономических показателях от 30.11.2007 №13719, жилым помещениям по адресу: <адрес> присвоен адрес: <адрес>

Согласно распоряжению Администрации города Тюмени от 31.03.2014 №188-рк переименованы элементы улично-дорожной сети, населенный пункт д. Матмассы, ул. Строителей переименован на ул. Пражская.

По данным департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, сведения о заключении в письменной форме договоров социального найма спорных жилых помещений отсутствуют, ордеров на право вселения в указанные жилые помещения не имеется, заявлений о приватизации спорных жилых помещений не поступало, указанные жилые помещения в собственность граждан не передавались.

Жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, не включались в муниципальный специализированный жилищный фонд города Тюмени.

Согласно справке ОАО «ТРИЦ» от 09.06.2017 поквартирные карточки на жилые помещения по <адрес> на хранении в архиве ОАО «ТРИЦ» отсутствуют.

Согласно выписке из финансового лицевого счета от 08.06.2017 по адресу: <адрес> имеется задолженность по коммунальным платежам в размере 26 941,37 руб..

В рамках мероприятий по контролю за использованием муниципального жилищного фонда и в ходе проведения проверки жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> специалистами МКУ «ТГИК» было установлено, что спорные жилые помещения фактически заняты ответчиками, о чем свидетельствует акт обследования спорных жилых помещений от 17.10.2016.

В качестве правоустанавливающего документа ответчики представили ордер от 27.08.1990, выданный на имя ФИО2, на право занятия комнат в общежитии, адрес которого не указан в ордере.

Иных правоустанавливающих документов на спорные жилые помещения у ответчиков не имеется.

Органом местного самоуправления - Администрацией города Тюмени, не принималось решение о предоставлении ответчику спорного жилого помещения с вышеуказанными техническими данными.

Таким образом, ответчики вселились в спорное жилое помещение с нарушением порядка, установленного Жилищным кодексом РФ – без решения собственника о предоставлении жилого помещения и заключения договора социального найма жилого помещения.

Ответчики, проживая в муниципальном жилом помещении без правовых оснований, не осуществляют плату за пользование жилым помещением (плату за наем).

Постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2005 № 3-пк установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.

Согласно расчету задолженности по платежам за наем жилого помещения по адресу: <адрес> за период с 01.02.2016 по 31.07.2017 плата за наем составляет 33 рубля 99 копеек.

Распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 10.12.2007 № 317-рг утверждено положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени.

Во исполнение указанного распоряжения департамент осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению недвижимыми и движимыми объектами (за исключением земельных участков и средств местного бюджета), составляющими муниципальную казну города Тюмени. Кроме того, исполняет обязанности наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда города Тюмени в части выселения граждан, а также сбора платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 10.12.2007 № 317-рг утверждено положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени. Во исполнение указанного распоряжения департамент осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению недвижимыми и движимыми объектами (за исключением земельных участков и средств местного бюджета), составляющими муниципальную казну города Тюмени.

Структура платы за жилое помещение установлена ст. 154 Жилищного кодекса РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за коммунальные услуги, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Ответчики, проживая в муниципальном жилом помещении без правовых оснований, не осуществляют плату за пользование жилым помещением (плату за наем).

Постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2005 № 3-пк установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.

Согласно расчету задолженности по платежам за наем жилых помещений по адресу: <адрес> за период с 01.02.2016 по 31.07.2017 плата за наем составляет 33 руб. 99 коп..

Распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 10.12.2007 № 317-рг утверждено положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени.

Во исполнение указанного распоряжения департамент осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению недвижимыми и движимыми объектами (за исключением земельных участков и средств местного бюджета), составляющими муниципальную казну города Тюмени. Кроме того, исполняет обязанности наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда города Тюмени в части выселения граждан, а также сбора платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда.

08.11.2017 ответчиком Николаенко В.В. предъявлен встречный иск о признании права пользования жилым помещением, об обязании заключить договор социального найма жилого помещения.

Иск встречный мотивирован тем, что фактически, спорные жилые помещения находятся в жилом здании, которое ранее было общежитием и имело адрес: <адрес>. Она работала в детском саду «Агропромтранс», который входил в Управление сельского хозяйства, в ведении которого находилось, в том числе и общежитие по адресу: <адрес>, в которое вселяли работников организации, расположенных на территории п. Матмассы. Ей на основании решения профкома предоставили две комнаты , общей площадью <данные изъяты>.м. на состав семьи, состоящей из четырех человек: на неё, дочь ФИО4, дочь ФИО10, сына ФИО3 На занятие комнаты ей выдали ордер сер. С-12/22-23 от 27.08.1990, который был сдан в ЖКХ п. Матмассы, на руках остался только корешок данного ордера. При заселении в общежитие оказалось, что комната уже занята семьей Гревисовых, которым эту комнату предоставили ранее их, и эта комната было объединена с комнатой , поэтому комендант, поселила их семью в комнаты , которые к этому времени также были одной комнатой. Ордер переделывать не стали, так как ранее в общежитиях номера комнат при прописке не ставили. Лицевой счет был открыт на комнату , с площадью <данные изъяты> кв.м., а в поквартирной карточке указаны комнаты . Она оформила свою прописку в комнатах ДД.ММ.ГГГГ, дети прописывались на мере получения паспортов.

Таким образом, в спорные жилые помещения она и ее семья вселились задолго до того, как оно было включено в муниципальную собственность и были вселены в комнаты на основании ордера, выданного Администрацией Матмассовской МПМК треста «Тюменьагропроминдустрия», имевшего право на распоряжение указанным общежитием.

Ответчик Николаенко Н.Ю., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – ООО «УК «Жилищный сервис», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, уважительных причин неявки суду не представили.

В судебном заседании представитель истца Троегубова Ю.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, встречный иск не признала по основаниям, которые изложены в первоначальном иске.

Ответчики Николаенко В.В., Николаенко Д.Ю. иск не признали и встречный иск поддержали по тем же основаниям, которые изложены были во встречном иске.

Заслушав пояснения представителя истца и ответчиков: Николаенко В.В., Николаенко Д.Ю., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объёме, а встречный иск подлежащим удовлетворению, суд находит исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени не подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованием ст. ст. 47 ЖК РСФСР, единственным основанием для вселения является ордер.

Статьями 50 – 52 ЖК РСФСР, предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения указанных выше домах заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем жилищно – эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии со ст. ст. 49, 51, 52 и 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.

Статьёй 60 ЖК РФ предусмотрено по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда передача наймодателем гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).

Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) (ст.62 ЖК РФ).

В порядке ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма (ст. 64 ЖК РФ).

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно ст. ст. 209 и 288 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В соответствии со ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома) (ст.673 ГК РФ).

Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст.674 ГК РФ).

Переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма (ст.675 ГК РФ).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется не только путём: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, но и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения правоотношения и др..

Согласно п.1 ч.3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется также не только путем признания жилищного права, прекращения или изменения жилищного правоотношения, но и восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В соответствии с требованиями ст. ст. 2 - 4, 6, 7 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ответчик, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме о снятии с регистрационного учёта, снятие гражданина Российской Федерации снятие с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: изменение места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства; обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п.1).

Поэтому сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами…» (Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П).

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 10.12.2007 № 317-рг утверждено положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени.

Во исполнение указанного распоряжения департамент осуществляет правомочия собственника по управлению и распоряжению недвижимыми и движимыми объектами (за исключением средств местного бюджета), составляющими муниципальную казну города Тюмени. Кроме того, исполняет обязанности наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда города Тюмени в части выселения граждан.

В судебном заседании установлено следующее.

Судом установлено, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 16.12.2003 № 4722 включены в реестр муниципального имущества города Тюмени и относятся к жилищному фонду социального использования.

Согласно справке Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о технико-экономических показателях от 30.11.2007 №13719, жилым помещениям по адресу: <адрес> присвоен адрес: <адрес>

Согласно распоряжению Администрации города Тюмени от 31.03.2014 №188-рк переименованы элементы улично-дорожной сети, населенный пункт д. Матмассы, ул. Строителей переименован на ул. Пражская.

Согласно информации № б/н от 08.06.2017 в департаменте имущественных отношений города Тюмени отсутствует папка-дело на спорное жилое помещение. Администрацией города Тюмени не заключался в письменной форме договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда по адресу: <адрес>.

Жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, не включались в муниципальный специализированный жилищный фонд города Тюмени.

Согласно справке ОАО «ТРИЦ» от 09.06.2017 поквартирные карточки на жилые помещения по <адрес> на хранении в архиве ОАО «ТРИЦ» отсутствуют.

Согласно выписке из финансового лицевого счета на спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, лицевой счет открыт на имя ФИО2, проживает и прописано – 3 чел., долг по оплате коммунальных услуг по состоянию на 08.06.2017 составляет 26 941 рубль 37 копеек.

Согласно поквартирной карточке, выданной 09.06.2017 ОАО «ТРИЦ», в спорном жилом помещении зарегистрированы: наниматель Николаенко В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 13.03.1991, ее сын Николаенко Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 03.07.2002 и ее сын Николаенко Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 14.09.2006.

Из представленного истцом акта обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, от 17.10.2017, следует, что в данном жилом помещении проживают ответчики, со слов которых данное помещение они занимают на основании ордера № 12 от 27.08.1990, выданного на имя Николаенко В.В.

В судебном заседании установлено, что фактически, спорные жилые помещения находятся в жилом здании, которое ранее было общежитием и имело адрес: <адрес>. Николаенко В.В. с 02.02.1998 на основании приказа № 7-к от 02.02.1988 по 01.07.1992 на основании приказа № 7-к от 03.07.1992 работала в детском саду № Агропромтранс», который входил в управление сельского хозяйства, в ведении которого находилось, в том числе, и общежитие по адресу: <адрес>, в которое вселяли работников организации, расположенных на территории п. Матмассы.

Николаенко В.В. на основании решения профкома предоставили две комнаты , общей площадью <данные изъяты> кв.м. на состав семьи, состоящей из четырех человек: Николаенко В.В., дочь Николаенко Н.Ю., дочь Николаенко А.Ю., сына Николаенко Д.Ю. На занятие комнаты Николаенко В.В. выдали ордер сер. С-12/22-23 от 27.08.1990, который был сдан в ЖКХ п. Матмассы, на руках остался только корешок данного ордера.

Поскольку при заселении в общежитие оказалось, что комната 23 уже занята другой семьей, которым эту комнату предоставили ранее Николаенко, и эта комната было объединена с комнатой , то комендант поселила семью Николаенко в комнаты , которые к этому времени также были одной комнатой. Ордер переделывать не стали, так как ранее в общежитиях номера комнат при прописке не ставили. Лицевой счет был открыт на комнату с площадью <данные изъяты> кв.м., а в поквартирной карточке указаны комнаты . Николаенко В.В. оформила свою прописку в комнатах 13.03.1991, дети прописывались на мере получения паспортов. Указанные истцом по встречному иску обстоятельства не опровергаются ответчиком по встречному иску и материалами дела.

Таким образом, судом установлено, что ответчик и истец по встречному иску Николаенко В.В. как наниматель со своей семьей была заселена в порядке ст. ст. 47, 109 ЖК РСФСР балансодержателем общежития Администрацией Матмассовской МПМК треста «Тюменьагропроминдустрия» правомерно, в связи с трудовыми отношениями и на основании ордера, который был выдан на руки, то есть не самоуправно. Регистрация ответчиков в спорном жилом помещении могла производиться только на основании ордера.

Ответчики - истцы по встречному иску проживают в спорном жилом помещении постоянно, используют его по назначению - для собственного проживания в качестве нанимателя и члена семьи нанимателя.

С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что первоначальный иск не подлежит удовлетворению в полном объёме, встречный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ расходы по госпошлине при подаче исковых требований неимущественного характера составляют 6 000 рублей 00 копеек за каждое требование.

Поскольку истец при подаче иска в порядке ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, в иске истцу отказано, то расходы по госпошлине по первоначальному иску не подлежат взысканию ни с истца, ни с ответчиков.

В соответствии со ст.10 ГК РФ суд полагает, что расходы ответчика по госпошлине при подаче встречного иска также не подлежат возмещению с истца, поскольку в данном случае будет иметь место злоупотребление правом.

Руководствуясь ст. ст. 12, 20, 209, 215, 288, 304 ГК РФ, ст. ст. 47, 50 – 52, 109 ЖК РСФСР, ст. ст. 11, 49, 51, 52, 57, 60 – 64 ЖК РФ, ст. ст. 2 - 4, 6, 7 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. ст. 6, 9, 10, 12, 39, 43, 53, 55 - 57, 59, 60, 67, 68, 71, 72, 88, 103, 107, 108, 113, 155, 167, 181, 192 - 199, 320, 321 ГПК РФ, ст. ст. 333.19, 333.20, 333.36 НК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

В иске департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени к Николаенко Вере Владимировне, Николаенко Денису Юрьевичу, Николаенко Николаю Юрьевичу об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением путём выселения без предоставления другого жилого помещения по адресу: <адрес> – отказать.

Встречный иск Николаенко Веры Владимировны к департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании права пользования жилым помещением, об обязании заключить договор социального найма жилого помещения - удовлетворить.

Признать за Николаенко Верой Владимировной право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

Обязать департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени заключить договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в облсуд через райсуд, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 25 декабря 2017 года.

Председательствующий (подпись).

Дело № 2-8201/2017