Дело № 2-8203/2023
УИД 35RS0010-01-2023-008992-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 30 октября 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.В.,
при секретаре Михайлове Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Вологды к Управлению опеки и попечительства Администрации города Вологды, ФИО3 о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,
установил:
прокурор города Вологды обратился в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Администрации города Вологды, ФИО3 в обоснование требований указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения муниципальными служащими Управления опеки и попечительства Администрации г. Вологды требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в ходе которой выявлены нарушения.
Должность, которую занимала ФИО3 (начальник службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации г. Вологды) входит в перечень должностей, при замещении которых муниципальные служащие Администрации города Вологды обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
Реализованными надзорными мероприятиями установлен факт грубого нарушения начальником Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды ФИО3 вышеуказанных норм закона.
Так, ФИО3 не предоставила сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга ФИО1 за 2022 года, при этом с заявлением в комиссию Администрации г. Вологда по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 года в отношении супруга не обращалась.
Невыполнение начальником Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды ФИО3 указанной обязанности влечет ее увольнение в связи с утратой доверия в соответствии со ст.27.1 Федерального закона № 25-ФЗ. При этом, каких-либо иных мер ответственности для муниципального служащего, не исполнившего указанную обязанность, действующим законодательством РФ не предусмотрено.
По выявленным фактам нарушения требований законодательства о противодействии коррупции 07.06.2023 прокуратурой города начальнику Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды внесено представление, в котором указано рассмотреть вопрос о применении к ФИО3 мер ответственности, в соответствии с требованиями ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Как следует из ответа Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды от 26.06.2023 № на представление прокуратуры города, поступившего в прокуратуру города 26.06.2023, привлечь ФИО3 к дисциплинарной ответственности не представляется возможным, в связи с освобождением ее 08.06.2023 от должности по инициативе работника, а именно, на основании пункта 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, начальником Управления опеки и попечительства Администрации г. Вологды при наличии оснований для увольнения муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия, в нарушение требований статьи 27.1 Федерального закона № 25, ФИО3 освобождена от должности по собственному желанию.
Кроме того, в марте 2023 года прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции и прохождения муниципальной службы в Управлении опеки и попечительства Администрации города Вологды в ходе которой выявлены нарушения, допущенные ФИО3 Так ФИО3 в нарушении ч. 1 ст. 15 Федеральный закон № 25-ФЗ предоставила сведения о своих доходах, расходах об имуществе и обязательства имущественного характера (без учета уточняющих сведений) за 2020 год с нарушением установленного срока - 13.05.2021 года в 17 часов 04 минуты.
По факту выявленных нарушений 28.03.2023 года начальнику Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды внесено представление.
На основании данного представления 26.04.2023 года распоряжением начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды № «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в отношении ФИО3 назначена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции. Вместе с тем, проверка завершена не была в связи с увольнением ФИО3 08.06.2023.
Ссылаясь на то обстоятельство, что распоряжение начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды № от 08.06.2023 года «О расторжении трудового договора с ФИО3» противоречат принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, прокурор города Вологды просит суд признать незаконными распоряжение начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды № от 08.06.2023 года «О расторжении трудового договора с ФИО3»; обязать начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды изменить формулировку увольнения начальника Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды ФИО3 на увольнение в соответствии с п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу; обязать начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды внести сведения о применении к ФИО3 взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора города Вологды Коркин Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, действует через представителя.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, ФИО4 исковые требования не признал по доводам письменных возражений на исковое заявление.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает правильным рассмотреть дело в порядке гражданского судопроизводства.
Одним из центральных направлений современной российской внутренней политики, ориентированной в том числе на повышение качества и эффективности государственного управления, является противодействие коррупции, которая в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года № Пр-2685) названа одной из системных угроз общественной безопасности, существенно затрудняющей нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В порядке реализации данной задачи наряду с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года (Федеральный закон от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ) был принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее по тексту - Федеральный закон № 273-ФЗ), устанавливающий, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу положений статьи 3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основополагающих принципов противодействия коррупции является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона № 273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции указано установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
На основании пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие должности, указанные в пункта 1 - 3.1 настоящей статьи, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно части 9 указанной статьи 8 невыполнение гражданином или лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон № 25-ФЗ).
Согласно статье 12 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 25-ФЗ граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Частью 5 приведенной статьи предусмотрено, что непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно статье 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (часть 2).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 проходила муниципальную службу в Управлении социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города Вологды.
Распоряжением начальника Управлении социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города Вологды от 25.10.2018 года № на основании трудового договора от 25.10.2018 №, письменного заявления, ФИО3 с 25.10.2018 года назначена на должность муниципальной службы консультанта по финансово-экономическим вопросам Управления социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города Вологды с месячным должностным окладом в размере 7 297, 00 рублей.
Распоряжением начальника Управлении социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города Вологды от 09.01.2020 года № на основании распоряжении Администрации города Вологды от 31.12.2019 №, представления Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды от 30.12.2019 №, утверждена кандидатура ФИО3 и назначена на должность начальника Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды.
С 13.01.2020 ФИО3 переведена с должности консультанта по финансово-экономическим вопросам Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды на должность начальника Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды на основании распоряжения начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды.
Из условий заключенного администрацией города Вологды в лице начальника Управления социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города ФИО2 с ФИО3 трудового договора № от 25.10.2018 и дополнительного соглашения к нему от 13.01.2020 № следует, что с 13.01.2020 работник переведен на должность начальника Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды.
Муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (пункт 8 трудового договора).
Пунктом 3.4 должностной инструкции начальника Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды, утвержденной распоряжением начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды от 25.12.2019 года №, установлена обязанность при включении должности в Перечень должностей муниципальной службы в Администрации города Вологды, при назначении на которые и при замещении которых муниципальные служащие органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда» обязаны представить представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, своевременно представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативным правовым актом Вологодской области.
Разделом 5 должностной инструкции установлена ответственность начальника Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» за совершение коррупционных правонарушений.
Перечень должностей муниципальной службы в Администрации города Вологды, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие Администрации города Вологды обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден постановление Главы г. Вологды от 28.08.2009 №.
Должность, которую занимала ФИО3 (начальник Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды) входит в Перечень должностей, при замещении которых муниципальные служащие Администрации города Вологды обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Прокуратурой города проведена проверка исполнения муниципальными служащими Управления опеки и попечительства Администрации г. Вологды требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации", в ходе которой выявлены нарушения.
Так, ФИО3 в нарушении ч. 1 ст. 15 Федеральный закон № 25-ФЗ предоставила сведения о своих доходах, расходах об имуществе и обязательства имущественного характера (без учета уточняющих сведений) за 2020 год с нарушением установленного срока - 13.05.2021 года в 17 часов 04 минуты.
По факту выявленных нарушений 29.03.2023 года начальнику Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды внесено представление №.
На основании данного представления 26.04.2023 года распоряжением начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды № «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в отношении ФИО3 назначена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, о проведении которой ФИО3 уведомлена под роспись 28.04.2023, о чем имеется отметка.
Вместе с тем, проверка завершена не была в связи с увольнением ФИО3 08.06.2023.
Кроме того, в ходе проведения Прокуратурой города проверки исполнения муниципальными служащими Управления опеки и попечительства Администрации г. Вологды требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что ФИО3, занимая должность начальника Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды, не предоставила сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга ФИО1 за 2022 года, при этом с заявлением в комиссию Администрации г. Вологда по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 года в отношении супруга не обращалась.
Невыполнение начальником Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды ФИО3 указанной обязанности влечет ее увольнение в связи с утратой доверия в соответствии со ст.27.1 Федерального закона № 25-ФЗ.
При этом, каких-либо иных мер ответственности для муниципального служащего, неисполнившего указанную обязанность, действующим законодательством РФ не предусмотрено.
По выявленным фактам нарушения требований законодательства о противодействии коррупции 07.06.2023 года прокуратурой города начальнику Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды внесено представление, в котором указано рассмотреть вопрос о применении к ФИО3 мер ответственности, в соответствии с требованиями ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Как следует из ответа Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды от 26.06.2023 года № на представление прокуратуры города, привлечь ФИО3 к дисциплинарной ответственности не представляется возможным, в связи с освобождением ее 08.06.2023 от должности по инициативе работника, а именно, на основании пункта 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В дополнении к ответу на представление прокуратуры города Вологда от 29.03.2023 №, также указано, что с целью устранения нарушений, выявленных в ходе проверки прокуратуры в отношении начальника Службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды ФИО3 проведены мероприятия, предусмотренные постановлением Губернатора Вологодской области от 24.05.2012 года № (с последующими изменениями).
В соответствии с Распоряжением начальника Управления № от 26.04.2023 года в отношении сведений, представленных ФИО5, в порядке и в сроки, установленные Положением, проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы.
08.06.2023 года от ФИО3 поступило заявление об увольнении по собственному желанию, которое рассмотрено и удовлетворено.
Распоряжением начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды № от 08.06.2023 года трудовой договор с ФИО3 расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника), в связи с чем, распоряжением начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды № от 13.060.2023 года проверка завершена.
Факт нарушения ФИО3 требований действующего законодательства, выразившийся в предоставлении неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, своего супруга и несовершеннолетних детей, установлен в ходе судебного разбирательства, подтверждается материалами проверки, которая проведена полно и объективно, и ничем не опровергнута.
Нормы законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции, предусматривающие обязанность муниципальных служащих принимать меры к предотвращению конфликта интересов и предоставлять сведения о своих доходах и имуществе, защищают публичные интересы, как и нормы об ответственности за коррупционные правонарушения, в том числе в виде увольнения со службы в связи с утратой доверия.
Расторжение контракта с ФИО3 по собственному желанию после получения результатов прокурорской проверки свидетельствует об уклонении нанимателя (работодателя) от увольнения ФИО3 в связи с утратой доверия и позволило ФИО3 избежать ответственности за совершение коррупционного правонарушения, чем грубо нарушен один из основных принципов противодействия коррупции - неотвратимость ответственности за такое правонарушение, а также повлекло нарушение положений ст. 15 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о включении сведений об увольнении в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, учитывая, что изменение формулировки основания увольнения не является в данном случае принятием решения об увольнении по соответствующим основаниям, а выступает в качестве применения правовых последствий несоблюдения муниципальным служащим предусмотренных законом антикоррупционных ограничений, которые должны были наступить, но не наступили при увольнении ФИО3 вследствие незаконных действий работодателя.
Суд находит несостоятельным аргумент представителя ответчика о том, что наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя, не соответствует требованиям закона, а также отклоняет доводы о невозможности применения к ФИО3 дисциплинарного взыскания, в связи с тем, что на настоящий момент они уволена с муниципальной службы.
Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, целью и одним из основных принципов которой являются искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а также стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Поскольку работодателем ФИО3 не предпринято мер для урегулирования конфликта интересов и не разрешен вопрос увольнения сотрудника в соответствии с п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия, это является основанием для изменения в целях восстановления законности формулировки увольнения муниципального служащего на увольнение в связи с утратой доверия.
Прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность муниципальной службы, по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии коррупции.
Изменение формулировки увольнения по иску прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, представляет собой не привлечение к дисциплинарной ответственности муниципального служащего коррупционного правонарушения, а является правовым последствием несоблюдения таким сотрудником ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Вопреки доводам ответчика суд исходит из того, что настоящий спор по иску прокурора не является индивидуальным трудовым спором, потому при его разрешении требования трудового законодательства по порядку и срокам привлечения к дисциплинарной ответственности применению не подлежат.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором в интересах Российской Федерации требований, основанных на полномочиях, предоставленных ему Федеральным законом «О противодействии коррупции» и Законом РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в сфере противодействия коррупции, и о наличии оснований для признания распоряжение начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды № от 08.06.2023 года незаконным и изменения формулировки основания увольнения ФИО3 с тем, чтобы данное лицо значилось уволенным в связи с утратой доверия и в отношении него были внесены соответствующие сведения в реестр лиц, уволенных по таким основаниям, согласно положениям ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора города Вологды удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды № от 08.06.2023 года «О расторжении трудового договора с ФИО3».
Обязать начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды изменить формулировку увольнения начальника службы по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды ФИО3 (СНИЛС № на увольнение в соответствии с п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать начальника Управления опеки и попечительства Администрации города Вологды внести сведения о применении к ФИО3 взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.В. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 07.11.2023.