ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8209/18 от 19.02.2019 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-983/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2019 года город Владивосток

Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Храмцовой Л.П., при секретаре Серебренниковой П.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» в лице Приморского филиала о возложении обязанности,

установил:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд с названным исковым заявлением, указав в обосновании требований, что приказом ФГУП «УВО Минтранса России» от 19.09.2016 №516 утверждено Положение о Приморском филиале, в соответствии с п.2.3 которого подразделения филиала, осуществляющие защиту объектом транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Филиал осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся федеральной или иной формой собственности, и находящихся в сфере ведения Министерства транспорта России, от противоправных посягательств. Защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Вместе с тем, по результатам проведенной Приморской транспортной прокуратурой проверки в деятельности Приморского филиала выявлены нарушения требований федерального законодательства при обеспечении транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Установлено, что в соответствии с договорами об оказании услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства от 11.09.2017 г. №ПР-81/2017-д/о, 22.062018 г. №190-18/ТПП, 30.01.2018 г. № ВП-02-22/2018, 05.02.2018 г. №ПР-31/2018, заключенными Приморским филиалом с <...><...><...>, <...> соответственно, филиал принял на себя обязательства по оказанию услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и охране имущества указанных юридических лиц силами команды «Владивосток». В соответствии с данными договорами филиал фактически выполняет функции подразделения транспортной безопасности, в том числе обеспечивает надлежащий пропускной и внутриобъектовый режим, предупреждает и пресекает на ОТИ преступления и административные правонарушения. При этом в нарушение ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.02.2015 г. №172, Приморский филиал не обеспечил аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности: из 66 сотрудников, привлеченных в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованы лишь 23 сотрудника. Кроме того, работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства часть работников Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России», исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, не прошли обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию. Полагает, что несоблюдение Приморским филиалом требований законодательства в указанной сфере создает угрозу безопасной деятельности предприятия, что в свою очередь, может повлечь совершение актов незаконного вмешательства и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в том числе работникам и посетителям морских судов и объектам транспортной инфраструктуры. В связи с чем, просит суд обязать ФГУП «Управления ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» в лице Приморского филиала () в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объектов (провести аттестацию лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности) в соответствии с Порядком аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 №172, с получением свидетельств об аттестации; обязать ФГУП «Управления ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» в лице Приморского филиала () в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение государственной дактилоскопической регистрации сотрудников Приморского филиала, исполняющих обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия.

В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора Петракова А.А. исковые требования изменила, просила суд обязать ФГУП «Управления ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» в лице Приморского филиала в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры), а именно: команду «Владивосток», в соответствии с Порядком аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 №172, с получением свидетельств об аттестации; обязать ФГУП «Управления ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» в лице Приморского филиала в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение государственной дактилоскопической регистрации сотрудников Приморского филиала, исполняющих обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, а именно: команды «Владивосток» и «Находка».

Представители ответчика ФГУП «УВО Минтранса России» Приморский филиал Буйвол А.В., Дрыжаков Ю.А. требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно п.10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее – Закон №16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

В силу ч.1 ст.2 Закона №16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с п. 7.2 ст. 1 Закон №16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закон №16-ФЗ, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закон №16-ФЗ).

В силу п. 8 ч. 1 ст. 10 Закон №16-ФЗ, работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Из анализа п. 1.3 ст.1 Закон №16-ФЗ следует, что аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 г. №172 устанавливают порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также порядок привлечения аттестующих организаций в целях аттестации.

Из анализа норм действующего законодательства следует, что лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, не вправе осуществлять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности.

В судебном заседании установлено, что ФГУП «УВО Минтранса России» Приморский филиал осуществляет защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, что подтверждается Положением о Приморском филиале, утвержденном Приказом ФГУП «УВО Минтранса России» №516 от 19.09.2016 г.

Так, в ходе осуществления своей деятельности, ФГУП «УВО Минтранса России» Приморским филиалом заключены договора об оказании услуг по защите объекта транспортной инфраструктуру от актов незаконного вмешательства, в том числе с <...><...><...><...> Данные обстоятельства указывают на то, что Приморский филиал ФГУП «УВО Минтранса России» принял на себя обязательства по оказанию услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и охране имущества указанных юридических лиц силами команды «Владивосток».

Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной Приморской транспортной прокуратурой установлено, что Приморский филиал не обеспечил аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе команды «Владивосток», что подтверждается актом проверки от 10.09.2018 г. Достоверных и допустимых доказательств обратного, подтверждающих, что все сотрудники команды «Владивосток», прошли аттестацию суду не представлено, в материалы дела не приобщено.

При этом судом отклоняется довод ответчика о том, что им своевременно были собраны пакеты документов на каждого работника и направлены в аттестующий орган для обработки персональных данных, вместе с тем, аттестующий орган значительно затянул отправку свидетельств об аттестации. Так как нормами действующего законодательства прямо предусмотрено, что лица, не прошедшие в порядке, установленном Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, не вправе осуществлять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности. По указанному обстоятельству не принимается и доводы ответчика о том, что со стороны заказчиков отсутствуют претензии относительно качества выполненных работ, а также о регулярной смене кадрового состава предприятия, поскольку данные обстоятельства не умаляют обязанности ответчика исполнить требования, установленные нормами действующего законодательства.

Принимая во внимание, что факт прохождения аттестации подтверждается наличием свидетельства, при этом в ходе судебного заседания надлежащих доказательств, подтверждающих факт получения указанных свидетельств не представлено, суд, с учетом того, что неисполнение данных требований закона может привести к актам незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры, а при наступлении тяжких последствий создать непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, считает, что требования Приморского транспортного прокурора в части возложения обязанности на ФГУП «Управления ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» в лице Приморского филиала обеспечить проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры), а именно: команду «Владивосток», в соответствии с Порядком аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 №172, с получением свидетельств об аттестации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца о возложении обязанности обеспечить проведение государственной дактилоскопической регистрации сотрудников Приморского филиала, исполняющих обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, а именно: команды «Владивосток» и «Находка», суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 25.07.1998 N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" определяются цели, принципы и виды государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации, а также устанавливаются основные требования к проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации.

Пунктом «т» ст.9 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" предусмотрено, что обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат, в том числе работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия.

Как следует из материалов дела сотрудники ФГУП «УВО Минтранса России» Приморский филиал команды «Владивосток» и Находка» исполняют обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия. Вместе с тем, достоверных и допустимых доказательств подтверждающих, что все сотрудники указанных команд прошли дактилоскопическую регистрацию суду не представлено, в материалы дела не приобщено.

Довод представителя ответчика о том, что только сотрудники команды «Находка» исполняют обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, судом не принимается, поскольку согласно доказательств, представленных в дело: должностной инструкции заместителя начальника команды «Владивосток, начальника смены команды «Владивосток» в их функционал входит сохранность оружия, боеприпасов, специальных средств и ведение учета оружия, боеприпасов (при их наличии) и специальных средств, обеспечивать их содержание, осмотр и правильно использование, соответственно. В то время, как отсутствие приказов о закреплении оружии, фактическое отсутствие оружия в месте их работы, не свидетельствует о невозможности исполнения функционала, предусмотренного инструкцией.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в данной части требования прокурора также заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, судом отклоняется довод представителя ответчика о том, что ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» в лице Приморского филиала является ненадлежащим ответчиком по делу, так как требования могут быть предъявлены исключительно ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации».

Так, статьей 28 Гражданского процессуального Кодекса РФ предусмотрено, что иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. При этом в силу п.2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 19.02.2019 г. Приморский филиал ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» официально зарегистрирован, сведения о нем внесены 31.03.2009 г.

Согласно Положения о Приморском филиале - филиал является обособленным подразделением ФГУП «Управления ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации», осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, директор Приморского филиала самостоятельно совершает сделки по заключению договоров на оказание услуг, выполнение работ и иное, организует и осуществляет деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Филиала, совершает иные действия, необходимые для достижения целей и задач Филиала.

При таких, обстоятельствах суд приходит к выводу, что Приморский филиал ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» официально зарегистрирован, является обособленным подразделением унитарного предприятия, в связи с чем, суд приходит к выводу, что Приморским транспортным прокурор обоснованно предъявлены требования к Приморскому филиалу.

Руководствуясь ст.206 ГПК РФ, суд соглашается с требованием прокурора и считает возможным определить срок исполнения решения суда в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу. При этом суд считает необоснованным довод представителя ответчика о том, что данный срок является незначительным, не позволяющим исполнить требования прокурора, так как достоверных доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, не представлено. Так, в силу пп.13,14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 г. №172, срок обработки персональных данных не может превышать 45 дней со дня представления документов; по результатам обработки персональных данных орган аттестации в течение 3 рабочих дней со дня окончания обработки направляет заявителю заключение об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение или уведомляет о выявленных ограничениях на выполнение такой работы, в то время, как государственная дактилоскопическая регистрация сотрудников проводится по заявлению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» в лице Приморского филиала о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать ФГУП «Управления ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» в лице Приморского филиала в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры), а именно: команду «Владивосток», в соответствии с Порядком аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 №172, с получением свидетельств об аттестации.

Обязать ФГУП «Управления ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» в лице Приморского филиала в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение государственной дактилоскопической регистрации сотрудников Приморского филиала, исполняющих обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, а именно: команды «Владивосток» и «Находка».

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца с даты изготовления решения в мотивированном виде – 25.02.2019 г.

Председательствующий Л.П. Храмцова