ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-820/18 от 19.03.2018 Коломенского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Коломенский федеральный городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи БЕССУДНОВОЙ Л.Н.,

при секретаре судебного заседания ХАРИТОНОВОЙ Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АВРАМЕНКО Сергея Алексеевича к Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Авраменко С.А. обратился в суд к Администрации Коломенского городского округа Московской области с иском о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение - однокомнатную квартиру, общей площадью 23,2 кв. метров, в том числе жилой 16,5 кв. метров, с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что Авраменко С.А. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ года является нанимателем указанной однокомнатной квартиры; согласно выписке из домовой книги в квартире зарегистрирован один истец. ДД.ММ.ГГГГ истец решил воспользоваться правом на приватизацию квартиры и оформить её в собственность. Истец получил ответ от ответчика за исходящим от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, занимаемое истцом помещение не подпадает под понятие квартиры, поскольку не имеется кухни и не имеется самостоятельного выхода в места общего пользования, и по всем признакам подпадает под понятие комнаты. Однако согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, вид жилого помещения - «квартира».

Согласно проектной документации филиала «Коломенский» Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области истец произвел перепланировку спорной квартиры, состоящей из: коридора площадью 4,6 кв. метров, санузла площадью 2,1 кв. метров, жилой площадью 16,5 кв. метров. Общая площадь квартиры составляет 23,2 кв. метров.

На основании положений ст. 218 ГК РФ, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Авраменко С.А. просит суд иск удовлетворить.

Авраменко С.А. в судебном заседании не присутствовал; о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом; письменным заявлением (л.д.06) ходатайствует о рассмотрении дела в своё отсутствие; в суд обеспечил явку представителя по доверенности Кунякину О.С..

С учетом установленных обстоятельств суд рассматривает дело в отсутствие истца в порядке ч.5 ст. 167, ст. 48 ГПК РФ с участием представителя по нотариально удостоверенной доверенности.

Представитель истца по нотариально удостоверенной доверенности (л.д.25) Кунякина О.С. в судебном заседании иск доверителя поддержала; дополнительно в обоснование иска пояснила, спорное здание в настоящее время находится в муниципальной собственности и истец имеет право на бесплатную приватизацию занимаемого им помещения.

Администрация Коломенского городского округа Московской области,извещенная о времени и месте судебного заседания, явки представителя в суд не обеспечила, возражений на иск не представителя, каких- либо ходатайств в суд, в том числе об отложении судебного заседания не направила.

С учетом установленных обстоятельств и мнения представителя истца суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ.

ООО «Департамент городского хозяйства», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд своего представителя не направило.

С учетом установленных обстоятельств и мнения представителя стороны истца суд рассматривает дело в отсутствие указанного третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца и исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом. Договор социального найма заключается без установления срока его действия.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года).

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

В силу ч. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В соответствии с ч. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Согласно ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 64 Жилищного кодекса РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.

В силу ст. 675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора.

В связи с указанным, новый собственник утрачивает право на оспаривание права пользования жилым помещением, признанного за гражданином предыдущим собственником.

В судебном заседании установлено и подтверждается письменными доказательствами по делу, что согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ выданного <данные изъяты>, ФИО3 было предоставлено право на занятие жилой площади в общежитии по адресу: <адрес>, на основании решения зам. директора по быту (л.д. 07).

В судебном заседании установлено, что истец Авраменко С.А. зарегистрирован и проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подлинной выпиской из домовой книги (л.д.24).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведениям ООО «Департамент городского хозяйства» и копии финансово-лицевого счета на оплату жилищно-коммунальных услуг нанимателя, вид спорного жилого помещения значится как «квартира» (л.д.23); вид собственности указан – муниципальная.

На Авраменко С.А. открыт лицевой счет, что подтверждается выпиской из финансового лицевого счета (л.д. 20).

С целью реализации права на приватизацию истец на основании ст.2 ФЗ от 04.07.1991г. № «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» обратился к собственнику спорного жилого помещения – Администрацию Коломенского городского округа Московской области (ранее Администрация городского округа Коломна Московской области).

Согласно ответу Управления имущества и земельных отношений Администрации городского округа Коломна Московской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. (л.д. 11), заключить договор передачи в собственность спорного жилого помещения не представляется возможным, в связи с тем, что занимаемое истцом жилое помещение не подпадает под понятие квартиры, поскольку не имеет кухни и не имеет самостоятельного выхода в места общего пользования, и по всем признакам подпадает под понятие комната.

В соответствии со ст.ст.2, 6, 7, 11 и 18 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Исходя из смысла указанных норм закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием. Решение о передаче недвижимого имущества в собственность принимает собственник или уполномоченный им орган. Уполномоченные собственником органы – это предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно представленной истцом проектной документации, составленной ГБУ Московской области Архитектурно-планировочного управления Московской области (л.д.12-19), спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 23,2 кв. метров, расположено на втором этаже в многоквартирном кирпичном 5-этажном жилом доме, изолировано, имеет отдельный выход в коридор, состоит из коридора площадью 4,6 кв. метров, санузла площадью 2,1 кв. метров, жилой площадью 16,5 кв. метров, что подтверждает возможность самостоятельного использования жилого помещения как отдельного, а так же то, что данное жилое помещение может являться отдельным объектом права собственности.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества.

Статьей 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан РФ, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в введении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения могут передаваться в общую собственность.

В соответствии со ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.

Доказательств участия истца ранее в приватизации жилья не представлено.

В соответствии и по смыслу ст.9 ГК РФ и ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им гражданскими и жилищными правами.

Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993 года «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Согласно п. 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых им помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Часть 2 ст. 35 Конституции РФ гарантирует право каждому иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предоставлено право гражданам на приобретение жилых помещений в собственность.

Также суд отмечает тот факт, что не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что жилое помещение, занимаемое истцом, не входит в число жилых помещений, которые в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца законных оснований для признания за ним права общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес>, расположенную в <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Авраменко Сергея Алексеевича к Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Авраменко Сергеем Алексеевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес><адрес><адрес>, гражданином Российской Федерации, паспорт 46 <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в порядке приватизации право собственности на однокомнатную <адрес>, общей площадью 23,2 кв. метров, в том числе жилой – 16,5 кв. метров, с кадастровым номером , расположенную в <адрес>.

Решение является основанием для осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости в Управлении Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Московский областной суд через Коломенский городской суд.

Судья Л.Н. Бессуднова