Дело № 2-820/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2019 года с. Аргаяш Челябинской области
Аргаяшский районный суд Челябинской области
в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,
при секретаре Ижбулдиной А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...> административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения на строительство; возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
В обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации они обратились в администрацию Аргаяшского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, общей площадью 850 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Считают данное решение незаконным. Санитарно-бытовые носят рекомендательный, а не обязательный характер, более того в СНиП 2.07.01-89 указано, что собственники смежных участков могут не соблюдать нормы, договорившись о меньших размерах отступа.
Административные истцы, представитель административных истцов ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Из имеющихся в материалах дела заявлений ФИО1, ФИО5, ФИО7 следует, что они просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика – администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов, представителей административных истцов и административного ответчика.
Из письменного отзыва представителя административного ответчика ФИО8 следует, что ответчик исковые требования не признает, указывает, что СП 30-102-99 является нормативным документом, устанавливает требования к застройке территорий малоэтажного жилищного строительства, как части, так и самостоятельной планировочной структуры городских, сельских и других поселений, разрабатываемой в соответствии с действующими нормами и утвержденными генеральными планами поселений. Каких-либо указаний на рекомендательный характер документа нет. По санитарно-бытовым условиям до границы соседнего участка расстояние должно быть не менее 3 метров в соответствии с п.п. 5.3.4 п. 5.3 части 5 СП 30-102-99 (л.д. 30-34).
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ст. 218) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п. 8, 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу пункта 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации и п.1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно п. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ФИО5, ФИО3, ФИО4 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности в ? доле каждому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-19).
ДД.ММ.ГГГГ административными истцами в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в администрацию Аргаяшского муниципального района подано заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, общей площадью 850 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области вынесено уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Основанием выдачи данного решения послужило несоответствие параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства: по санитарно-бытовым условиям до границы соседнего участка расстояние должно быть не менее 3 м. (СП 30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного строительства» п.п. 5.3.4 п. 5.3 часть5) (л.д. 23-24).
Исследовав представленные доказательства, суд находит незаконным решение органа местного самоуправления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что административными истцами были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные ч. 3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представителем административного ответчика не оспаривается, что административными истцами были предоставлены все документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство. Также административный ответчик не указывает на несоответствие документов, представленных административными истцами.
Пунктом 5.3.4 части 5.3 раздела 5 Свода правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», принятого Постановлением Госстроя Российской Федерации от 30.12.1994 № 94, установлено, что до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно- двухквартирного и блокированного дома - 3 м с учетом требований п. 4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев - 4 м; среднерослых - 2 м; от кустарника - 1 м.
Вместе с тем, указанный Свод правил по проектированию и строительству (СП 30-102-99) «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», принятый Госстроем РФ 01 января 2000 г., носит рекомендательный характер и применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов. Вышеуказанный Свод правил включен только в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Установленный частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим, поэтому отказ в выдаче разрешения на строительство по основанию, не предусмотренному законом, не может быть признан законным и обоснованным.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что решение административного ответчика о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке является незаконным. Отказ в выдаче разрешения на строительство без предусмотренных законом оснований ограничивает права собственников земельного участка.
При этом, суд учитывает, что спорный земельный участок находится в собственности административных истцов, их право собственности никем не оспорено, категория земель и вид разрешенного использования не исключают строительство на указанном земельном участке индивидуального жилого дома.
Учитывая изложенное, решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома подлежит признанию незаконным, на администрацию Аргаяшского муниципального района необходимо возложить обязанность выдать административным истцам разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Аргаяшского муниципального района выдать ФИО1, ФИО5, ФИО3, ФИО4 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующий: