Дело № 2-820/2020
74RS0028-01-2020-000579-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 года Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Цивилевой Е.С.,
при секретаре Соловьевой А.А.,
с участием представителя истца прокурора Звонарева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Копейска Челябинской области Горожанкина А.Ю. в интересах неопределенного круга лица к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности оборудовать остановочный пункт,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Копейска Челябинской области Горожанкин А.Ю. обратился в суд с иском интересах неопределенного круга лиц обратился к администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее по тексту – администрация Копейского городского округа) о возложении обязанности оборудовать остановочный пункт. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Копейска Челябинской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Копейского городского округа Челябинской области. В ходе проведенной проверки установлено, что у остановочного пункта «Крылова», расположенного на автомобильной дороге по ул. Крылов, в нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют урна для мусора, пешеходный переход, в нарушение п. 3 ГОСТ 25869-90 отсутствует информационная табличка остановочного пункта (наименование остановочного пункта и номер маршрута, наименование начального и конечного пунктов следования, время начала и окончания работы, интервалы движения подвижного состава, расписание движения в часах и минутах). Отсутствие оборудования остановочного пункта свидетельствует о нарушении органами местного самоуправления требований действующего законодательства Российской Федерации, которое способствует снижению гарантий уровня безопасности дорожного движения и нарушению прав неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию Копейского городского округа в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать остановочный пункт «Крылова», расположенный на автомобильной дороге по ул. Крылова, в соответствии с требованиями законодательства, а именно, урной для мусора, пешеходным переходом, стационарным электрическим освещением, информационной табличкой остановочного пункта в соответствии с требованиями п. 6 ГОСТ Р 58287-2018 «Отличительные знаки и информационное обеспечение транспортных средств пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и автостанций. Общие технические требования» (л.д. 6-10).
Представитель истца прокурор Звонарев А.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Указал, что 08 июня 2020 года был осмотрен остановочный пункт «Крылова», до настоящего времени недостатки, указанные в акте от 30 января 2020 года, не устранены.
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Иванова А.М. извещена, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 54, 57). В отзыве на иск представитель ответчика ФИО1 указала, что с исковыми требованиями прокурора г. Копейска Челябинской области Горожанкина А.Ю. не согласна, просила в удовлетворении иска отказать. Ссылается на то, что на территория муниципального образования «Копейский городской округ» полномочиями в области использования автомобильных дорог местного значения осуществляет муниципальное учреждение Копейского городского округа «Городская служба заказчика» (МУ КГО «ГСЗ»), основным видом деятельности которого является выполнение функций муниципального заказчика по вопросам городского хозяйства. Согласно ответу МУ КГО «ГСЗ», установка информационных табличек находится в компетенции муниципального унитарного предприятия «Копейское городское автопредприятие» (далее по тексту – МУП «КПА»). Для выполнения иных работ по оборудования остановочного пункта необходимо включение этих работ в муниципальную программу и обеспечения финансирования их производства (л.д. 18).
Представители третьих лиц МУ КГО «ГСЗ», МУП «КПА» извещены, в судебное заседание не явились (л.д. 52-53, 56).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав в судебном заседании материалы дела, считает, что исковые требования прокурора г. Копейска Челябинской области Горожанкина А.Ю. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст.ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
Статьей 5 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Согласно ст. 24 указанного выше Федерального закона, участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения; получать информацию от должностных лиц, указанных в ст. 14 настоящего Федерального закона, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам; получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сооружения, к которым также относятся и остановочные пункты, являются элементом обустройства автомобильных дорог.
В силу п. «в» ч. 4. ст. 4. приказа Минтранса России № 402 от 16.11.2012 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», к комплексу работ капитального ремонта по элементам обустройства автомобильных дорог относится устройство недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, с оборудованием знаками и ограждениями.
Пунктом «г» ч. 4 ст. 6 вышеназванного приказа № 402 от 16.11.2012 установлено, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог по элементам обустройства автомобильных дорог входят: уборка и мойка остановок общественного транспорта, автопавильонов, подземных и наземных пешеходных переходов, туалетов, площадок отдыха и элементов их обустройства, шумозащитных и противодеформационных сооружений, а также устранение их мелких повреждений, окраска, замена поврежденных и установка недостающих контейнеров для сбора мусора, урн, скамеек на автобусных остановках и площадках отдыха; очистка туалетов и уборка мусора из контейнеров и урн, в том числе с использованием специальных машин; вывоз мусора для утилизации на полигоны.
В соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования № 270-ст от 23.10.2007, остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Согласно п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007, посадочную площадку устраивают на границе остановочной площадки. Длина посадочной площадки должна быть равна длине остановочной площадки, а ее ширина должна быть не менее 2 м. В населенных пунктах в стесненных условиях ширина посадочной площадки может быть уменьшена до 1,5 м. Возвышение посадочной площадки над остановочной должно быть 0,20 м.
В соответствии с пп. 6.1, 6.3, 6.4, 6.5. национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58287-2018 «Отличительные знаки и информационное обеспечение транспортных средств пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и автостанций. Общие технические требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1032-ст от 27.11.2018, информационное обеспечение остановочных пунктов должно содержать объем информации для пассажиров данного пункта, а именно: всю информацию наносят на информационную табличку, имеющую одинаковую ширину и цвет с информационным полем знака и устанавливаемую как непосредственно под знаком, так и рядом с ним - в месте, удобном для обозрения. Информация должна содержать: наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Конечные остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок, в которые прибывают транспортные средства и которые не совпадают с пунктами отправления, оборудуют указателями «Посадки нет».
На информационной табличке может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа. При интервале движения подвижного состава не более 20 мин указывают почасовой интервал движения в минутах, более 20 мин - составляют расписание движения в часах и минутах.
Согласно пп. 6.9, 6.10, 6.11, 6.12 ГОСТ Р 58287-2018, информационно-указательные знаки остановочных пунктов следует изготавливать по ГОСТ 52290-2004 и устанавливать на специальных опорах на правой стороне дороги по ходу движения подвижного состава или на специальных островках безопасности так, чтобы обеспечивалась их оптимальная видимость.
Все детали и сборочные единицы знаков остановочных пунктов и информационных табличек должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Качество лакокрасочных покрытий должно соответствовать II классу по ГОСТ 9.032, для группы условий эксплуатации Ж – по ГОСТ 9.104.
Размеры информационных надписей на знаках и табличках остановочных пунктов должны обеспечивать читаемость изображения информации с расстояния до 3 м.
Надписи и цифры на указателях маршрута следования наземного пассажирского транспорта, знаках остановочных пунктов следует выполнять по ГОСТ Р 52290-2004.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что автомобильная дорога по ул. Крылова в г. Копейске Челябинской области является муниципальной собственностью.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Копейска Челябинской области, установлено, что значительное число остановочных пунктов на территории Копейского городского округа не соответствуют вышеперечисленным нормам федерального законодательства.
Из акта от 30 января 2020 года следует, что на автомобильной дороге по ул. Крылова Копейского городского округа Челябинской области выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автобусной остановки «Крылова», а именно: в нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют урна для мусора, пешеходный переход, в нарушение п. 3 ГОСТ 25869-90 отсутствует информационная табличка остановочного пункта (наименование остановочного пункта и номер маршрута, наименование начального и конечного пунктов следования, время начала и окончания работы, интервалы движения подвижного состава, расписание движения в часах и минутах) (л.д. 11, 12).
13 декабря 2019 года в адрес администрации Копейского городского округа направлено представление прокурора с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений закона, а также недопущению данных нарушений впредь (л.д. 13-14).
Из ответа администрации Копейского городского округа № 64-пс от 09 января 2020 года следует, что муниципальной программой «Капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значение Копейского городского округа» на 2020 год вышеуказанные мероприятия не предусмотрены. Внесение изменений в данную программу будет предусмотрено в январе-феврале 2020 года при условии выделения дополнительного финансирования из областного и федерального бюджетов (л.д. 14 оборот).
Согласно письму № 05/470 от 25.02.2020 МУ КГО «ГСЖ», пешеходный переход в районе остановочного пункта «Крылова» не предусмотрен. Установка информационных табличек остановочных пунктов находится в компетенции МУП «КПА». Для выполнения мероприятий по оборудованию остановочных пунктов автоповальонами, заездными карманами, посадочными площадками (включая установку урны для мусора), стационарным электрическим освещением необходимо включение данных мероприятий в муниципальную программу и обеспечение финансированием, только после этого мероприятия могут быть включены в план работ (л.д. 22-23).
На 08 июня 2020 года недостатки в оборудовании остаточного пункта «Гаражи» не устранены, что подтверждается актом (л.д. 59, 60-63).
С учетом приведенных норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии у администрации Копейского городского округа в силу закона обязанности по обустройству остановочного пункта «Крылова», расположенного на автомобильной дороге по ул.Крылова, поскольку вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них находятся в компетенции администрации Копейского городского округа, а также МУП «КПА», в связи с чем бремя содержания указанной дороги возложено на нее.
Доводы администрации Копейского городского округа о том, что ответственность за выявленные нарушения должно нести МУ КГО «ГСЗ», основным видом деятельности которого является выполнение функций муниципального заказчика по вопросам городского хозяйства, в том числе по осуществлению полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и в соответствии с законодательством Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку противоречат установленным судом обстоятельствам.
Суд считает, что обустройство остановочного пункта «Крылова», расположенного на автомобильной дороге по ул. Кирова Копейского городского округа Челябинской области, в соответствии с установленными нормами и правилами является необходимой мерой предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Поскольку вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них находятся в компетенции администрации Копейского городского округа, участок автомобильной дороги находится в границах муниципального образования «Копейский городской округ», на администрацию городского округа возложено бремя содержания данной дороги, поэтому суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о недостаточности бюджетных средств для устранения выявленных нарушений, самостоятельности органов местного самоуправления в определении очередности обустройства дорог суд не может признать обоснованными, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не освобождает от исполнения установленных законом обязанностей.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Таким образом, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения 6 месяцев. Суд полагает, что установленный срок является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Копейска Челябинской области Горожанкина А.Ю. в интересах неопределенного круга лица к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности оборудовать остановочный пункт удовлетворить.
Обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать остановочный пункт «Крылова», расположенный на автомобильной дороге по ул. Крылова в г. Копейске Челябинской области, в соответствии с требованиями законодательства, а именно, урной для мусора, пешеходным переходом, информационной табличкой остановочного пункта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Копейский городской суд Челябинской области.
Председательствующий: