Дело № 2-820/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Ивановой С.С.,
с участием старшего помощника прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Мартыновой Е.Ю.,
представителя КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» – ФИО1, действующего по доверенности № от 20.04.2020г.,
при секретаре Тужилкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Комсомольска-на-Амуре, в интересах ФИО2, к Краевому государственному бюджетному учреждению «Комсомольский-на-Амуре дом-интернат для престарелых и инвалидов» о признании незаконным пункта договора, возложении обязанности, взыскании денежных средств, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре", Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае №2,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в интересах ФИО2, обратился в суд с исковым заявлением к КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» о признании незаконным пункта 11 договора о предоставлении социальных услуг от 02.01.2019г., заключенного между КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» и ФИО2, в части исчисления размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в размере, не превышающем 75 процентов среднедушевного дохода; возложении на ответчика обязанности установить плату за предоставляемые социальные услуги ФИО2 в размере, не превышающем 75% пенсии; взыскании в пользу ФИО2 незаконно удержанных в январе, феврале 2020г. денежных средств в сумме 6164 руб. 87 коп., в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.Комсомольска-на-Амуре рассмотрено коллективное обращение лиц, проживающих в доме-интернате для престарелых и инвалидов, в число которых входит ФИО2, о незаконном взимании денежных средств в качестве оплаты предоставляемых социальных услуг в повышенном размере. По результатам проверки установлено, что ФИО2 является <данные изъяты>, получателем страховой пенсии, региональной социальной доплаты, а также ежемесячной доплаты как инвалиду в порядке ст. 28.1 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». ФИО2 поступила на стационарное обслуживание в КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» 28.04.2014г., между сторонами был заключен договор стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Согласно пункту 2.1 договора, размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составляет 75% пенсии. 01.03.2016г. заключено дополнительное соглашение к договору от 28.04.2014г. 02.01.2019г. КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» заключило с ФИО2 договор о предоставлении социальных услуг №. В п. 11 названного договора указано, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг, предусмотренных договором, не может превышать 75 % среднедушевого дохода лица. 10.12.2019г. ФИО2 обратилась с заявлением в УПФР в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о перечислении с 01.01.2020г. в КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» в счет установленной платы за стационарное обслуживание 75 % суммы ежемесячной денежной выплаты, установленное ей как <данные изъяты>. 20.12.2019г. в отдел социальной поддержки населения по Ленинскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» подано заявление о перечислении денежных средств региональной социальной доплаты в размере 75 % ежемесячно на счет КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» в счет платы за предоставляемые социальные услуги. В соответствии с ФЗ от 02.08.1995 №122-ФЗ и в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством РФ принято постановление от 17.04.2002 №244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов». ФЗ от 02.08.1995 №122-ФЗ и постановление Правительства РФ от 17.04.2002 №244 утратили силу с 01.01.2015г. в связи с принятием ФЗ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» и изданием постановления Правительства РФ от 23.06.2014 №581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ». В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленным по состоянию на 31.12.2014г. (ч. 2 ст. 35 ФЗ от 28.12.2013 №442-ФЗ). С учетом того, что отношения между ФИО2 и КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» являются длящимися и возникли до 31.12.2014г., исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг будет являться для последней ухудшающим условием. Нарушение, связанное с удержанием с ФИО2 средств за оказанные социальные услуги в размере, превышающем установленный законом размер, возникло по причине включения в договор от 02.01.2019г. пункта 11. Общая сумма незаконно удержанных средств за январь и февраль 2020 года составила 6164 руб. 87 коп. Основанием для обращения прокурора в суд в интересах ФИО2 явилось заявление гражданина о защите социальных прав, кроме этого ФИО2 является инвалидом, поэтому не может самостоятельно обратиться в суд.
Определениями суда от 11.06.2020г., 26.06.2020г. к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае №2, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по <адрес>".
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Мартынова Е.Ю., дав пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении, поддержала заявленные требования, на их удовлетворении настаивала.
Представитель ответчика КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» ФИО1, действующий по доверенности № от 20.04.2020г., исковые требования признал частично. Суду пояснил, что согласен с иском в части взыскания излишне удержанных денежных средств, поскольку удержание денежных средств в качестве платы за социальные услуги в размере в 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, противоречит действующему законодательству. Рассматриваемые правоотношения возникли в 2014 году, поэтому размер платы за социальные услуги ФИО2 не должен превышать 75% ее пенсии. 18.03.2020г. ФИО2 обратилась с заявлением о расторжении договора о предоставлении социальных услуг № от 02.01.2019г., как ошибочно заключенного, указанный договор был расторгнут, применяется и действует договор № от 28.04.2014г. о стационарном обслуживании граждан. Руководитель КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» проинформирован о том, что удержанная плата за социальные услуги с ФИО2 в январе, феврале 2020 годы была завышена. Издан приказ о возврате ФИО2 излишне удержанных денежных средств. В настоящее время действуют условия договора от 28.04.2014г., удержания производятся в размере 75 % пенсии ФИО2 То есть, спор по данному поводу отсутствует, нарушения устранены добровольно, договор о предоставлении социальных услуг № от 02.01.2019г. расторгнут до обращения прокурора с иском в суд, поэтому требование прокурора о признании незаконным п. 11 договора от 02.01.2019г., возложении обязанности производить удержание за предоставляемые социальные услуги в размере, не превышающем 75% пенсии, не подлежат удовлетворению. У ФИО2 отсутствует счет для перечисления денежных средств, и по причине карантина в учреждении, вернуть денежные средства через кассу не представляется возможным, поэтому они не возвращены до настоящего времени.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке и надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной корреспонденции.
Представители КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре", Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае №2 в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке и надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении судебной корреспонденции.
При таких обстоятельствах суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.04.2014г. между ФИО2 и КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» заключен договор № о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, согласно которому размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой заказчиком составляет 75% пенсии заказчика, что соответствует 3799 руб. 01 коп., но не более конкретного размера ежемесячной платы в сумме 5629 руб. 65 коп. за стационарное обслуживание, утверждённого Приказом директора учреждения от 19.12.2013 №150/о «Об оплате за стационарное обслуживание клиентов» (п. 2.1.).
С 01.12.2014г. ФИО2 установлена региональная социальная доплата к пенсии.
01.03.2016г. между ФИО2 и КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» заключено дополнительное соглашение к договору о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов № от 28.04.2014г., в связи с вступлением в действие ФЗ от 28.12.2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
02.01.2019г. между КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» и ФИО2 заключен договор о предоставлении социальных услуг №, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг, предусмотренных настоящим договором, складывается из стоимости фактически оказанных социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой, рассчитывается на основе тарифов, устанавливаемых Правительством Хабаровского края на эти услуги и утверждается сторонами в расчете стоимости за стационарное обслуживание. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг, взимаемой с получателя, не может превышать 75 % его среднедушевого дохода. Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг регламентированы Постановлением Правительства РФ №1075 от 18.10.2014г. (п. 11).
Справкой МСЭ-2011 № от 18.04.2013г. подтверждается, что ФИО2 является <данные изъяты>.
20.12.2019г. ФИО2 обратилась в отдел социальной поддержки населения по Ленинскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о перечислении денежных средств из социальных выплат в счет платы за предоставляемые социальные услуги, в том числе 75 % из ежемесячной денежной выплаты и 75 % из региональной социальной доплаты.
Также ФИО2 обращалась в УПРФ РФ с заявлениями об удержании платы за стационарное обслуживание в КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» в размере 75% пенсии (л.д. 20-24, 26).
За оказанные КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» социальные услуги ФИО2 удержаны денежные средства: в январе 2020 года - сумма ежеквартальной денежной выплаты в качестве платы за предоставляемые социальные услуги в размере 1378,40 руб., сумма региональной социальной оплаты в размере 1725 руб. 13 коп.; в феврале 2020г. - сумма ежемесячной денежной выплаты в размере 1419 руб. 75 коп. и сумма региональной доплаты в размере 1641,59 руб., что подтверждается материалами проверки, проведенной прокуратурой г. Комсомольска-на-Амуре по коллективному обращению лиц, проживающих в КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ», и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с п. 1 Постановление Правительства РФ от 17.04.2002г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учётом утверждённых в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
В ст. 17 Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определённые индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 ст.32 Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014г. № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
В пункте 5 названных Правил приведены виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчёте среднедушевого дохода.
Согласно подп. «ж» пункта 5 указанных Правил, при расчёте среднедушевого дохода учитываются такие доходы как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью её обособленного подразделения в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Данный закон вступил в силу с 1 января 2015 года.
Как упоминалось выше, ФИО2 поступила на стационарное обслуживание в КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» 28.04.2014г.
На момент поступления ФИО2 в учреждение, отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов, регулировались Федеральным законом от 02.08.1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», в соответствии с которым размер платы за предоставление социальных услуг был ограничен 75% от размера пенсии получателя социальных услуг.
Правоотношения между ФИО2 и КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» являются длящимися и возникли до 31.12.2014г., поэтому положения части 4 ст. 32 ФЗ № 442-ФЗ от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», предусматривающие размер платы за предоставление социальных услуг в процентном отношении не к размеру пенсии заказчика, а к размеру среднедушевого дохода получателя социальных услуг, в данном случае не применимы.
Следовательно, удержание платы за предоставление социальных услуг в размере, превышающем 75% пенсии ФИО2 является незаконным. В связи с чем, требования о взыскании с ответчика в пользу ФИО2 излишне удержанной платы за предоставление социальных услуг за январь, февраль 2020 года в общей сумме 6164 руб. 87 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Обсуждая вопрос о правомерности исковых требований о возложении на ответчика обязанности производить удержание платы за предоставляемые социальные услуги в размере, не превышающем 75% пенсии получателя социальных услуг, и признании п. 11 договора о предоставлении социальных услуг от 02.01.2019г., заключенного между КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» и ФИО2 в части исчисления размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в размере, не превышающем 75 % среднедушевого дохода, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено материалами дела, что 18.03.2020г. ФИО2 обратилась в КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» с заявлением о расторжении договора о предоставлении социальных услуг № от 02.01.2019г., ссылаясь на действующий договор № от 28.04.2014г. о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, заключенный между ней и КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ».
В тот же день, ФИО2 и представителем КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» подписано дополнительное соглашение о расторжении договора о предоставлении социальных услуг № от 02.01.2019г., в соответствии с которым обязательства сторон по договору о предоставлении социальных услуг № от 02.01.2019г. аннулированы и прекращаются с момента его расторжения. Договор о предоставлении социальных услуг № от 02.01.2019г. считается расторгнуты со дня подписания сторонами настоящего дополнительного соглашения. Излишне удержанные денежные средства в размере 75 % от поступавших ФИО2 - единовременной денежной выплаты (ЕДВ) за январь, февраль, март 2020 года, и в размере 75 % от региональной социальной доплаты (РСД) за январь, февраль, март 2020 года подлежат возврату получателю (п. 3-5).
Таким образом, договор о предоставлении социальных услуг № от 02.01.2019г., заключенный между ФИО2 и КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» и содержащий оспариваемый пункт 11, был расторгнут 18.03.2020г. После его расторжения, плата за предоставление социальных услуг удерживается с ФИО2 в соответствии с договором № от 28.04.2014г. о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, заключенным между сторонами.
На основании приказа № от 25.03.2020г. директора КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» принято решение о возврате ФИО2 излишне удержанных денежных сумм, в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
Признав незаконность взимания платы за предоставляемые социальные услуги в размере, превышающем 75% пенсии, ответчик 22.04.2020г. обратился в отдел социальной поддержки населения по Ленинскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» с заявлением об отзыве ранее направленных заявлений об удержании с ФИО2 платы за предоставляемые социальные услуги, в том числе с ежемесячной региональной доплаты.
В ответе КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» от 28.05.2020г. указано, что с 01.05.2020г. прекращено удержание региональной социальной доплаты к пенсии ФИО2 за предоставление социальных услуг.
Согласно справке № от 07.07.2020г., представленной КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», ФИО2 состоит на учете в отделе социальной поддержки населения по Ленинскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» по категории <данные изъяты>». По личному заявлению от 20.12.2019г. с выплаты региональной социальной доплаты к пенсии в период с 01.01.2020г. производились удержания за предоставление социальных услуг в размере 75%. По письму КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» от 22.04.2020г. об отзыве ранее поданного заявления удержание прекращено с 01.05.2020г. За период с января по апрель 2020г. произведены выплаты: назначенная сумма РСД – 8866,54 руб., сумма к выплате заявителю 2216,64 руб., сумма перечисленная ДПИ 6649,90 руб.
Анализируя установленные по делу конкретные обстоятельства и вышеприведенные положения закона, учитывая добровольное устранение ответчиком нарушенных прав ФИО2, поскольку на основании договора № от 28.04.2014г. и дополнительного соглашения удержание платы за предоставляемые социальные услуги производится в размере, не превышаем 75% пенсии получателя социальной услуги, а также факт расторжения договора о предоставлении социальных услуг от 02.01.2019г. № между ФИО2 и КГБУ «Комсомольский-на-Амуре ДПИ» 18.03.2020г., то есть до обращения прокурора в суд с настоящим иском, суд приходит к выводу, что спор между сторонами по указанным требованиям отсутствует.
С учетом изложенного следует вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным пункта 11 уже расторгнутого договора и возложении на ответчика обязанности установить плату за предоставляемые социальные услуги ФИО2 в размере, не превышающем 75% пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Комсомольска-на-Амуре, в интересах ФИО2, к Краевому государственному бюджетному учреждению «Комсомольский-на-Амуре дом-интернат для престарелых и инвалидов» о признании незаконным пункта договора, возложении обязанности, взыскании денежных средств – удовлетворить частично.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения «Комсомольский-на-Амуре дом-интернат для престарелых и инвалидов» в пользу ФИО2 6164 руб. 87 коп., удержанных в качестве платы за предоставленные социальные услуги.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований прокурору города Комсомольска-на-Амуре, в интересах ФИО2 - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Судья С.С. Иванова