Дело № 2-820/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Буздяк 11 сентября 2013 года
Буздякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нагаева И.З., с участием помощника прокурора <адрес>ной прокуратуры РБ ФИО3, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> РБ в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к главе сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> РБ ФИО1 о признании бездействия по представлению проектов нормативных правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Главе сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> РБ ФИО1 о признании бездействия по представлению проектов нормативных правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы незаконным, указывая, что в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлено, что в текущем году Советом сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ приняты нормативные правовые акты в форме решения и постановления, проекты которых не представлялись в прокуратуру <адрес> для проведения антикоррупционной экспертизы, из них постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги», «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле». С целью реализации законодательных положений по инициативе прокуратуры <адрес> главами сельских поселений муниципального района <адрес> в 2012 году приняты распоряжения, устанавливающие порядок и сроки представления нормативных правовых актов и их проектов для проведения антикоррупционной экспертизы. Согласно данным распоряжениям проекты нормативных правовых актов подлежат представлению в прокуратуру <адрес> не позднее 7 дней до начала заседания представительного органа либо их утверждения главой сельского поселения. По факту непредставления проектов решений о бюджете на 2013 г. прокуратурой района в январе текущего года главам сельских поселений внесены представления, при этом должных выводов до сих пор не сделано. Непредставление либо несвоевременное представление проектов нормативных правовых актов в прокуратуру <адрес> для проведения антикоррупционной экспертизы может привести к принятию нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, способных причинить вред интересам граждан и Российской Федерации. В связи с чем, просит признать бездействие главы сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> ФИО1 по представлению в прокуратуру <адрес> проектов решений от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги», «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле», незаконными.
Помощник прокурора, участвующая в судебном заседании по делу ФИО3 заявленные требование прокурора поддержала, просит признать бездействие главы сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> ФИО1 по представлению в прокуратуру <адрес> проекта постановления Совета сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги», «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле», незаконными.
Глава администрации СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ ФИО1 требования прокурора признал, поясняя суду, что указанные нарушения законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов допущено вследствие исполнения множества полномочий и обязанностей, в результате чего, данное требование осталось без исполнения. Обязуется в ближайшее время устранить указанные нарушения.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, в том числе предмет и основания заявленных требований, исследовав все представленные по делу доказательства, суд считает, что заявление прокурора <адрес> РБ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно п.1ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения такой антикоррупционной экспертизы.
В силу пп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Таким образом, проведение такой экспертизы закрепляется для всех органов власти, уполномоченных принимать нормативные правовые акты. Проведение экспертизы позволяет контролировать содержание нормативных правовых актов не только на стадии их подготовки (проекта), но и в период их действительного применения.
В силу ч.4 ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий представляет муниципальное образование, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Как усматривается из материалов дела, решением совета СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № главой СП <адрес> сельсовет избран ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ ФИО1 в целях организации своевременной проверки соответствия положений правовых актов органом местного самоуправления и их проектов федеральному и республиканскому законодательству, а также проведения антикоррупционной экспертизы издано распоряжение №, в п.1 указано, что проекты нормативных правовых актов должны направляться прокурору не позднее 7 дней до начала заседания Совета сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ.
ДД.ММ.ГГГГ Советом сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> РБ принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги» «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
ДД.ММ.ГГГГ Советом сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> РБ принято решение № «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ».
Однако, в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что на день проведения проверки прокуратурой <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ главой администрацией СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ проекты нормативно-правовых актов, то есть постановления от ДД.ММ.ГГГГ № и решения от ДД.ММ.ГГГГ № Совета сельского поселения в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы представлено не было.
Рассматриваемое заявление подано прокурором в суд в интересах Российской Федерации, муниципального образования <адрес> сельсовет и неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Поскольку вопросы борьбы с коррупцией затрагивают интересы, как Российской Федерации, так и неопределенного круга жителей <адрес>, то прокурор обратился в суд с данным заявлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем производства антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
В соответствии со ст. 9.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-I "О прокуратуре" на прокуроров возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов не исключает и не подменяет обязанность представительных органов местного самоуправления проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов, возложенную на них Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Так, согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организации, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпорации, фондов и иных организации, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Таким образом, не исполнение требований законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также непредставление и (или) несвоевременно представление проектов нормативно правовых актов главой администрацией СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы, может привести к принятию нормативно правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, способных причинить вред интересам граждан и Российской Федерации.
Своим бездействием глава администрации сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ ФИО1 нарушает действующее законодательство Российской Федерации, так как проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является не правом органа местного самоуправления, а обязанностью, предусмотренной как требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", так и требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных правовых актов". В связи с чем, суд считает необходимым заявленные требования прокурора <адрес> РБ подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ - от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> ФИО1 по представлению в прокуратуру <адрес> проектов постановления Совета сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги», «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», решения от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле», незаконными.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня провозглашения через Буздякский районный суд Республики Башкортостан.
Судья
Буздякского районного суда РБ: И.З.Нагаев
Решение не вступило в законную силу.