РЕШЕНИЕ (заочное)
Именем Российской Федерации
06 мая 2014 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бурмакиной Т.А.,
при секретаре Шабалиной О.В.,
с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Белобородова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах Российской Федерации, Красноярского края, муниципального образования г. Лесосибирск, неопределенного круга лиц к ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» о возложении обязанности внести плату за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, Красноярского края, муниципального образования г. Лесосибирск, неопределенного круга лиц о возложении на ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» обязанности внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2013 года в следующих размерах: за 2 квартал 2013 г. – № руб.; за 3 квартал 2013 г. – № руб.; за 4 квартал 2013 г. – № руб. через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы: 20% в доход федерального бюджета; 40% в доход бюджета Красноярского края; 40% в доход бюджета муниципального образования г. Лесосибирск.
Свои требования мотивирует тем, что ЗАО «Новоенисейский ЛХК» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выброса в атмосферу вредных веществ от эксплуатации передвижных источников.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна вноситься в бюджет Российской Федерации, бюджет Красноярского края, бюджет муниципального образования - город Лесосибирск.
ЗАО «Новоенисейский ЛХК» произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за I - IV кварталы 2013 года в следующих размерах: за II квартал 2013 года - № рублей; за III квартал 2013 года - № рублей; за IV квартал 2013 года - № рублей, однако рассчитанная плата не внесена.
Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме является нарушением ст. 11, 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №. 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Так как размещение отходов производства и потребления в соответствии со ст. 16 ФЗ от 10.01.02 №7-03 «Об охране окружающей среды» является негативным воздействием на окружающую среду, то законодатель устанавливает обязанности по ее оплате, порядок исчисления и взимания которой устанавливается законодательством Российской Федерации.
На сегодняшний день порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утв. Минприроды РФ от 26.01.1993 г.
Таким образом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательным условием осуществления хозяйственной деятельности предприятия, т.е. являются обязательными.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», зарегистрированным в Минюсте РФ 17.07.2006г. за № 8077, установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Этот порядок, как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 284-0, определен ныне действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632, «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. № 463) (п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6) в соответствии с указанными законоположениями «платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, право производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов; размещать отходы и т.п.».
В соответствии с указанным Определением Конституционного суда Российской Федерации, «плата за негативное воздействие на окружающую среду», является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных (индивидуально установленных для каждого предприятия) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление».
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 284-0, в пункте 2 ее резолютивной части, прямо указано, что конституционно-правовой смысл постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" является общеобязательным, исключает любое иное истолкование данного Постановления правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции.
В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета - 20%, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - по 40%. Соответственно не поступление этих платежей в указанные бюджеты нарушает их права.
Учитывая, что эта плата идет на формирование программ на местном и федеральном уровне по восстановлению окружающей природной среды; на научные исследования безопасных технологий; выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности; а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения и т.д., поэтому уклонение от внесения указанных платежей затрагивает также конституционные права граждан неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды») на благоприятную окружающую среду, т.к. реализация программ на восстановление среды обитания граждан, а также на решение других проблем, в том числе для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, осуществляется за счет средств, полученных от платы за негативное воздействие на окружающую среду, уклонение от нее снижает возможности предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Белобородов И.В. на исковых требованиях настаивает, подтвердив доводы, изложенные в заявлении, ходатайствует о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении слушания дела либо о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав помощника прокурора г. Лесосибирска, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. 23 указанного закона плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, установлено, что настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;
размещение отходов;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 9 Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в определении от 10 декабря 2002 г. № 284-О, конституционно-правовой смысл Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" является общеобязательным, что исключает любое иное истолкование данного Постановления правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», зарегистрированным в Минюсте РФ 17.07.2006 г. за № 8077, установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется в доходную часть Федерального бюджета - 20%, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - по 40%.
В судебном заседании установлено, что ЗАО «Новоенисейский ЛХК» произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за I - IV кварталы 2013 года в следующих размерах: за II квартал 2013 года - № рублей; за III квартал 2013 года - № рублей; за IV квартал 2013 года - № рублей, однако рассчитанная плата не внесена, что является нарушением изложенных выше законодательных норм.
В связи с чем суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2013 года в следующих размерах: за 2 квартал 2013 г. № руб.; за 3 квартал 2013 г. – № руб.; за 4 квартал 2013 г. – № руб. через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы: 20% в доход федерального бюджета; 40% в доход бюджета Красноярского края; 40% в доход бюджета муниципального образования г. Лесосибирск.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.А. Бурмакина.
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2014 года.