ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-820/2015 от 29.12.2015 Ханкайского районного суда (Приморский край)

Дело № 2- 820/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2015 года с. ФИО2

Ханкайский районный суд Приморского края

в составе председательствующего судьи Ермака А.Г.,

при секретаре Ковальчук Ю. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Ханкайского муниципального района Приморского края о признании права собственности в порядке приватизации,

У с т а н о в и л:

ФИО1 с учетом уточненных требований, обратилась в суд с иском к Администрации Ханкайского муниципального района о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру , расположенную по адресу: <адрес> указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает в спорной квартире фактически на условиях социального найма.

Полагает, что она может быть признана собственником указанного жилого помещения, поскольку в течение жизни не воспользовалась правом на приватизацию и другого жилья в собственности не имеет. Ею было отправлено обращение в Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ <адрес> о передаче в собственность жилого помещения. Согласно ответа, спорное жилое помещение передано из федеральной собственности в муниципальную собственность Ханкайского муниципального района.

Согласно сообщения Администрации Ханкайского муниципального района в реестре муниципального имущества запись о спорной квартире отсутствует.

В судебном заседании ФИО1 на иске настаивает, по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить его в полном объеме.

Представитель Администрации Ханкайского муниципального района с исковыми требованиями согласен.

Из возражений представителя ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" следует, что спорное жилое помещение передано из федеральной собственности в муниципальную собственность Ханкайского муниципального района. ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" ответчиком по данному делу не является.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. проживает в <адрес>

На основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации N от 19.03.13, недвижимое имущество, расположенное в военном городке гарнизона ФИО2, в том числе жилые дома, было передано по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ от ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в собственность муниципальному образованию "Камень-Рыболовское сельское поселение" Ханкайского муниципального района Приморского края. В перечень передаваемого имущества вошел жилой дом за инвентарным номером N 285.

Согласно выписки из лицевого счета в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ проживают ФИО3

Согласно архивной справки администрации Ханкайского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, в архивном фонде Управления экономики и предпринимательства в описи БТИ в документах по передаче жилья в собственность граждан, проживающих на территории Ханкайского района, передача жилья в собственность ФИО3 не значится. Право приватизации жилья при проживании на территории Ханкайского района ФИО3 не использовали.

Зарегистрированные в спорной квартире К.Ю., К.Я. от участия в приватизации данной недвижимости отказались. Против приватизации спорного жилого помещения истцом не возражают.

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55 конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 года N 316-О отмечено, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения в реализации гражданами своих прав и свобод должны обеспечивать достижение конституционно значимых целей и не быть чрезмерными.

Статья 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" допускает при определенных обстоятельствах приватизацию служебных жилых помещений. Ею предусматривается, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решение о приватизации. Таким образом, запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным.

В соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

По смыслу указанных положений Закона РФ право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилое помещение в домах в государственного или муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В силу ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд, в том числе и в случае, когда по каким-либо причинам жилые помещения, подлежащие передаче в муниципальную собственность, не были переданы в установленном порядке.

Согласно разъяснениям п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Как установлено в судебном заседании, истица обратилась о передаче ей в собственность в порядке приватизации <адрес>

Согласно сообщения Администрации Ханкайского муниципального района в реестре муниципального имущества запись о спорной квартире отсутствует.

Однако, по смыслу Закона Российской Федерации в том случае, если по независящим от граждан причинам, они не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает нарушение положений ст. 35 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», из чего следует, что требования истцов законны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.12, 194- 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на квартиру расположенную по адресу <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Ханкайский районный суд Приморского края.

Председательствующий: