№2-820/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благодарный 30 июня 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 30.06.2016 г.
Мотивированное решение суда составлено 01.07.2016 г.
Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретаре судебного заседания Сафоновой О.В., с участием: прокурора в лице помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Рабаданова А.Р., представителя ответчика – Администрации муниципального образования по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО2 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-820/2016 по иску прокурора Благодарненского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к Администрации , ФИО2 о признании разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию недействительным, обязании снести самовольную постройку,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Благодарненского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации обратился в Благодарненский районный суд с исковым заявлением к Администрации , ФИО2, в обоснование которого указано следующее.
Прокуратурой района на основании информации, поступившей из межрайонного отдела УЭБиПК ГУ МВД России по Ставропольскому краю проведена проверка законности выдачи разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта недвижимости - торгового комплекса, расположенного по адресу: № (земельные участки: №; №; №). В ходе проведенной проверки установлены факты нарушения законодательства РФ, со стороны должностных лиц администрации , а именно: в соответствии с п.5 ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) одним из необходимых документов для получения разрешения на строительство является: - разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ градостроительный регламент содержится в правилах землепользования и застройки. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Статья 40 ГрК РФ регулирует порядок получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом правил землепользования и застройки.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежат обсуждению на публичных слушаниях.
На основании, заключения о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Градостроительные планы земельных участков расположенных по адресам: подготовлены в соответствии с Правилами землепользования и застройки , утвержденными решением Благодарненской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с градостроительными планами земельных участков расположенных по адресам: вышеуказанные земельные участки распложены в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2), установленной Правилами землепользования и застройки .
В зоне Ж-2 основным видом разрешенного использования является размещение магазинов товаров первой необходимости общей площадью не более .м. Следовательно, предельным параметром разрешенного строительства магазинов в этой зоне установлена площадь .м.
Материалы, предоставленные к выданному разрешению на строительство торгового комплекса площадью .м от ДД.ММ.ГГГГ №RU26505101-053 не содержат информации о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, поученного по результатам проведения публичных слушаний.
В рассматриваемом случае, без разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, выданное разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ не соответствует требованиям градостроительных планов земельных участков (в которых указан предельный параметр разрешенного строительства магазинов площадью не более 150 кв.м).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Указанные выше обстоятельства дают прокурору возможность обращения в суд с заявлением об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил суд:
1. Признать действия администрации по выдаче ФИО2 разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконными;
2. Признать разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительным;
3. Признать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительным;
4. Обязать ФИО2 снести самовольную постройку - торговый комплекс, расположенный по адресу: , на земельных участках с кадастровыми номерами: №, №, №.
Прокурор в лице помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Рабаданова А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации муниципального образования ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы письменного возражения, в котором указано следующее. Исковые требования прокурора считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме в связи со следующим. Администрацией по заявлению ФИО2 в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ было выдано разрешение № на строительство торгового комплекса общей площадью .м. Строительство осуществлялось на принадлежащих ФИО2 на праве собственности земельных участках с разрешенным использованием - под объектами торговли. На момент выдачи разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, принадлежащие ФИО2 и расположенные по адресам: , согласно Правилам землепользования и застройки , утвержденным решением Благодарненской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, находились в зоне малоэтажной смешанной застройки (Ж-2). В зоне Ж-2 основным видом разрешенного использования является размещение магазинов товаров первой необходимости общей площадью не более .м. Кроме того, в период разрешения вопроса о выдаче ФИО2 разрешения на строительство администрацией начиная с ДД.ММ.ГГГГ проводилась работа по внесению изменений в Правила землепользования и застройки , в том числе и по перераспределению функциональных зон территориального планирования, что подтверждается постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки » с изменениями в редакции постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Порядок выдачи разрешения на строительство и отказа в выдаче разрешения на строительство регулируется нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При решении вопроса о выдаче разрешения на строительство торгового комплекса у администрации не имелось законных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на указанный торговый комплекс администрацией не выдавалось, заявление ФИО2 о предоставлении данного разрешения в администрацию не поступало.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией было выдано разрешение № на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - торгового комплекса общей площадью .м. На момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на территории действовали Правила землепользования и застройки в редакции решения Благодарненской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым земельные участки по адресам: , отнесены в общественно-деловую зону местных центров (ОД-2).
Одними из основных видов разрешенного использования зоны ОД-2 являются магазины в капитальных зданиях, торговые и торгово-сервисные центры, выставки товаров.
Таким образом, расположение торгового комплекса на земельных участках с разрешенным использованием - под объектами торговли, находящихся по адресам: , не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Истцом не представлены доказательства того, что использование спорного торгового комплекса опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Так же истцом не представлено доказательств того, что при строительстве спорного торгового комплекса были существенно нарушены градостроительные и строительные нормы и правила.
На основании вышеизложенного просили суд в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования , ФИО2 о признании разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта недвижимости недействительным, понуждении снести самовольную постройку отказать полностью.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы письменного возражения, в которых указано, что исковые требования прокурора считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению в полном объеме в связи со следующим.
- частноправовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю);
- публично-правовые нарушения формальное (отсутствие необходимых разрешений);
- содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Спорный торговый комплекс (далее - торговый комплекс) расположен на земельных участках, принадлежащих Ответчику на праве собственности, что подтверждается:
1) свидетельством о государственной регистрации права серия №, назначение: земли населенных пунктов - под объектами торговли (материалы дела: );
2) свидетельством о государственной регистрации права серия №, назначение: земли населенных пунктов - под объектами торговли (материалы дела: );
3) свидетельством о государственной регистрации права серия №, назначение: земли населенных пунктов - под объектами торговли (материалы дела: ).
Сам торговый комплекс также принадлежит Ответчику на праве собственности, подтверждается: свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации № (материалы дела: ).
Все необходимые разрешения Ответчиком были получены, а именно:
1) разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ (материалы дела: );
2) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ (материалы дела: ).
Таким образом, спорный торговый комплекс:
- возведен на земельных участках, отведенных для целей строительства, находящиеся в собственности Ответчика (не выходит за границы указанных земельных участков, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц);
- возведен при наличии разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию;
- соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, в связи с чем не является самовольной постройкой по смыслу ст. 222 ГК РФ.
Прокурор в исковом заявлении указывает на незаконность выданного ответчику разрешения на строительство, ссылаясь на п. 5 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку для получения разрешения на строительство Ответчиком не было представлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в связи с чем требует сноса самовольной постройки - торгового комплекса.
Между тем в п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» (Приложение №2) сказано, что признание незаконным разрешения на строительство само по себе не влечет квалификацию постройки самовольной.
В случае же признания разрешения на строительство незаконным, но в отсутствие иных оснований для сноса постройки, предусмотренных п. 1 ст. 222 ГК РФ, она не может быть признана самовольной.
Порядок выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в том числе перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для получения такого разрешения, установлены ст. 51 ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Ч. 2 ст. 51 ГрК РФ установлено, что строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Выдачу указанных разрешений осуществляет орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности (ст. 8 ГрК РФ).
В ч. 7 ст. 51 ГрК РФ указан перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство, к которым, в частности, относится разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 7.1. ст. 51 ГрК РФ документы, указанные в пунктах 1, 2 и 5 ч. 7 данной статьи, запрашиваются органами, указанными в абз. 1 ч. 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
В силу ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, является, в том числе, отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
При решении вопроса о выдаче разрешения на строительство спорного торгового комплекса Администрацией была проведена проверка представленных Ответчиком документов, каких-либо оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось. Порядок выдачи разрешения на строительство был соблюден, разрешение выдано должностным лицом уполномоченного органа в пределах его компетенции.
Кроме того, в п. 8 ст. 36 ГрК РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, Ответчик имеет право использовать земельный участок и находящийся на нем объект недвижимости (торговый комплекс) без установленного срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, поскольку их использование не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших, только в определенных случаях, в частности, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
При этом ч. 3 ст. 131 ГПК РФ установлено, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы и какое право нарушено.
Также в разъяснениях, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22 от 29.04.2010) (Приложение № 3) сказано, что с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Из сказанного следует, что лицо, обратившееся в суд с иском о сносе самовольной постройки, должно обладать определенным материально-правовым интересом в защите принадлежащего ему гражданского права либо, в соответствии с установленной компетенцией, - в защите публичного порядка строительства, прав и охраняемых законом интересов других лиц, жизни и здоровья граждан.
Предъявление исковых требований по изложенным основаниям обусловлено необходимостью защиты публичных интересов и направлено на устранение угрозы, которую создает сохранение постройки.
Таким образом, в рамках данного иска прокурор, как истец, должен доказать не только наличие условий, установленных в статье 222 ГК РФ, но также и то, что снос постройки направлен в защиту публичных интересов и на устранение угрозы, которую создает сохранение постройки.
Кроме того, согласно «Обзору судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014) (Приложение № 4) одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д.
Однако, вопреки изложенному, прокурор не представил каких-либо доказательств нарушения спорной постройкой (торговым комплексом) публичных интересов, не указал, в чем именно заключается нарушение прав, принадлежащих неопределенному кругу лиц, муниципальному образованию или Российской Федерации, и каким образом снос спорного объекта может привести к восстановлению нарушенного права.
Между тем удовлетворение заявления о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, как того требует прокурор, возможно только при наличии (доказанности) двух обстоятельств (в совокупности): несоответствия акта закону или иному правовому акту и нарушения им гражданских прав и охраняемых законом интересов лица.
Доказательств существенного нарушения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве спорного объекта, также как и доказательств того, что сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, прокурором не представлено. Как и не представлено доказательств, в чем именно заключается опасность эксплуатации торгового комплекса для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия и каким образом снос спорного объекта может привести к восстановлению нарушенного права.
Кроме того, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Как уже было отмечено ранее, прокурор, обращаясь в суд с иском о сносе самовольной постройки, по существу направленном на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, должен доказать нарушение публичных прав, в защиту которых он обратился. Однако в нарушение установленных законом требований таковых доказательств Истцом представлено не было.
Целевое и разрешенное использование земельного участка в результате возведения на нем торгового комплекса не изменено.
Избранный способ защиты всегда должен быть соразмерен допущенным нарушениям права.
Таким образом, в условиях отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что сохранение торгового комплекса нарушает защищаемые Истцом публичные интересы, создает угрозу жизни и здоровья граждан, нарушает права и охраняемые интересы других лиц отсутствуют какие-либо основания к удовлетворению иска прокурора о сносе самовольной постройки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 149 ГПК РФ просила суд в удовлетворении исковых требований прокурора по делу № 2-820/2016 отказать полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2 - ФИО3 в судебном заседании поддержал доводы возражения, просил отказать в его удовлетворении. Дополнительно объяснил, что с их стороны они выполняли все действия и предоставляли необходимые документы, которые от них требовали в Администрации .
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент содержится в правилах землепользования и застройки. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.5 ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) одним из необходимых документов для получения разрешения на строительство является: разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ).
Статья 40 ГрК РФ регулирует порядок получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом правил землепользования и застройки.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо, направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
На основании, заключения о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта, комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешенияи направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
В разрешении на строительство №, выданном Администрацией ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО2 разрешается строительство объекта капитального строительства торгового комплекса, общей площадью застройки .м, общей площадью объекта – .м, на земельных участках № – .м, № – .м, № – .м, расположенных по адресу:.
Градостроительные планы земельных участков расположенных по адресам: подготовлены в соответствии с Правилами землепользования и застройки , утвержденными решением Благодарненской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с градостроительными планами земельных участков, расположенных по адресам: вышеуказанные земельные участки распложены в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2), установленной Правилами землепользования и застройки .
В зоне Ж-2 основным видом разрешенного использования является размещение магазинов товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв.м. Следовательно, предельным параметром разрешенного строительства магазинов в этой зоне установлена площадь 150 кв.м.
В судебном заседании установлено, что материалы, предоставленные к выданному разрешению на строительство торгового комплекса площадью.м от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержат информации о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, поученного по результатам проведения публичных слушаний.
Доводы представителя Администрации о том, что в период разрешения вопроса о выдаче ФИО2 разрешения на строительство администрацией , начиная с ДД.ММ.ГГГГ, проводилась работа по внесению изменений в Правила землепользования и застройки , в том числе и по перераспределению функциональных зон территориального планирования суд считает не обоснованными, так как наличие проектов по изменению вышеуказанной правовой нормы не могло служить основанием для выдачи разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ с отклонением от предельных параметров разрешенного строительства.
Суд приходит к выводу, что действия администрации по выдаче ФИО2 разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ (без разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства) не соответствует требованиям градостроительных планов земельных участков. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ, выдано с нарушением требований Градостроительного законодательства (в которых указан предельный параметр разрешенного строительства магазинов площадью не более 150 кв.м.), в связи с чем, суд находит также требования прокурора в части признания разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как следует из "Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014) при рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что Решением Благодарненской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в Правила землепользования и застройки края, утвержденные решением Благодарненской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Благодарного Ставропольского края».
Статьей 26 указанных выше Правил утверждена карта зон с особыми условиями использования территории, в соответствии с которой территория, на которой расположен объект недвижимости – торговый комплекс по адресу: № (земельные участки: №; №; №) отнесена к общественно – деловой зоне местных центров (ОД-2).
Согласно ст. 36 Правил основные виды разрешённого использования земельных участков ОД-2 позволяет осуществлять строительство магазинов в капитальных зданиях, торговых и торгово-сервисных центров.
В Правилах землепользования и застройки , утвержденных решением Благодарненской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, (в ред. решения Благодарненской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№), вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено строительство магазинов по продаже продовольственных и непродовольственных товаров общей площадью не более . м.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Пункты 6, 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в числе прочих, документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Администрация в соответствии со статьёй 55 Градостроительного кодекса РФ разрешает ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства – торгового комплекса, расположенного по адресу:, №, №, №.
В связи с чем суд приходит к выводу, что устранены обстоятельства, препятствующие эксплуатации объекта недвижимости – торгового комплекса, принадлежащего на праве собственности ФИО2
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что требования прокурора в части - признать действия администрации по выдаче ФИО2 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконными; - признать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительным; - обязать ФИО2 снести самовольную постройку - торговый комплекс, расположенный по адресу: , 187, 189, на земельных участках с кадастровыми номерами: №, №, № – удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Благодарненского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к Администрации , ФИО2 удовлетворить частично.
Признать действия администрации по выдаче ФИО2 разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным.
Признать разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительным.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к Администрации , ФИО2, а именно: - признать действия администрации по выдаче ФИО2 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконными; - признать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительным; - обязать ФИО2 снести самовольную постройку - торговый комплекс, расположенный по адресу: , на земельных участках с кадастровыми номерами: №, №, № - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.А. Зинец