ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-821/2022 от 28.04.2022 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

УИД 51RS0001-01-2021-008556-52

Дело №2-821/2022

Принято в окончательной форме 28 апреля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 года город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Каневой М.В.,

при секретаре Симаковой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского административного округа города Мурманска к администрации города Мурманска, Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, Мурманскому муниципальному бюджетному учреждению «Управление дорожного хозяйства» о возложении обязанности произвести работы по устройству пешеходной связи за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ №31, в том числе с устройством наружного освещения,

установил:

Прокурор Первомайского административного округа г. Мурманска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Мурманска о возложении обязанности произвести работы по капитальному ремонту (устройству) пешеходной связи за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ №31, в том числе с устройством наружного освещения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Первомайского административного округа г. Мурманска по обращению Измайловой Н.Р. проведена проверка по вопросу отсутствия освещения на тротуаре между МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа №31» и МБДОУ г. Мурманска №127.

В ходе проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках мероприятий муниципальной программы «Развитие транспортной системы» органом местного самоуправления были запланированы работы по капитальному ремонту (устройству) пешеходной связи за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ №31 (<адрес>), в том числе с устройством наружного освещения.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам конкурсных процедур заключен гражданско-правовой договор от ДД.ММ.ГГГГ между ММБУ «Управление дорожного хозяйства» и ООО «АРКТИК-СТРОЙ» со сроком выполнения работ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В связи с нарушением сроков выполнения работ и условий договора порядной организацией Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора.

В истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ года указанные работы также не произведены, до настоящего времени пешеходная связь за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ ХЬ 31 (<адрес> в том числе наружное освещение, не устроены.

Истец полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о длительном непринятии органом местного самоуправления действенных мер, направленных на выполнение функций и задач, возложенных на него действующим законодательством, что в свою очередь влечет нарушение прав граждан, проживающих в домах, расположенных на улице <адрес>, на благоприятные условия жизни.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, Мурманское муниципальное бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства».

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, неоднократно уточнив исковые требования, просит возложить на ММБУ «УДХ» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по устройству пешеходной связи за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ №31 им. Л.В. Журина <адрес>), в том числе с устройством наружного освещения.

В судебном заседании помощник прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска И.В. Островерхова уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ММБУ «УДХ» Гриб П.И. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках мероприятий муниципальной программы «Развитие транспортной системы» органом местного самоуправления были запланированы работы по капитальному ремонту (устройству) пешеходной связи за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ №31 (<адрес>), в том числе с устройством наружного освещения. По результатам конкурсных процедур заключен гражданско-правовой договор от ДД.ММ.ГГГГ между ММБУ «Управление порожного хозяйства» и ООО «АРКТИК-СТРОЙ» со сроком выполнения работ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. В связи с нарушением условий Договора подрядной организацией, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Договора.

В связи с невыполнением работ, предусмотренных контрактом в полном объёме, данное мероприятие было включено в перечень мероприятий Программы на 2021 год, для чего было заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования г. Мурманск на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на осуществление функций административного центра области, а также организованы конкурсные процедуры по определению подрядной организации. Однако конкурсные мероприятия признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.

После утверждения бюджетов на ДД.ММ.ГГГГ год работы были включены в заявку на софинансирование мероприятий, заявка была согласована.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области и Администрация города Мурманска заключили соглашение о предоставлении субсидии в соответствии с перечнем мероприятий, в том числе на устройство пешеходной связи и наружного освещения за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ №31.

ДД.ММ.ГГГГ между КГРХ администрации г. Мурманска и ММБУ «УДХ» заключено соглашение о предоставлении из бюджета муниципального образования город Мурманск субсидии, ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение с учетом изменений поступления денежных средств, денежные средства на выполнение заявленных работ до ММБУ «УДХ» доведены.

Вместе с тем, указано, что ММБУ «УДХ» вправе заключать контракты и договоры на выполнение работ только в пределах доведенных лимитов, с соблюдением процедуры заключения контрактов, предусмотренной Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», учитывая данное обстоятельства, работы могут быть выполнены не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации г. Мурманска Пустовалова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы представителя ММБУ «УДХ».

Представитель ответчика КРГХ администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее представил отзыв на иск, в котором изложены доводы, аналогичные доводам ММБУ «УДХ». Также указано, что Комитет – структурное подразделение исполнительного органа местного самоуправления, действующего согласно Положению о комитете, которым не предусмотрено выполнением работ, заявленных в исковом заявлении, кроме того, спорные объекты не находятся на балансе, не закреплены за Комитетом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем просил в иске к КРГХ администрации г. Мурманска отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ч.1 ст.77 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Статья 45 ГПК РФ устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положения приведенных норм права предоставляют прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, право обратиться в суд с настоящим иском.

В силу п.25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г. Мурманск (далее - Правила благоустройства).

Согласно п. 1.10.2 Правил благоустройства обеспечение качества городской среды при реализации проектов благоустройства территорий достигается путем реализации в том числе, принципом комфортной организации пешеходной среды т.е. созданием условий для приятных, безопасных, удобных пешеходных прогулок. Привлекательность пешеходных прогулок должна быть обеспечена путем совмещения различных функций (транзитная, коммуникационная, рекреационная, потребительская) на пешеходных маршрутах. Пешеходные прогулки должны быть доступны для различных категорий граждан, в том числе для маломобильных групп граждан при различных погодных условиях.

Перечень элементов благоустройства на территории пешеходных коммуникаций и участках учреждений обслуживания включает: твердые виды покрытий, элементы сопряжения поверхностей, урны, контейнеры для мусора, элементы освещения, стоянки (парковки) автомобилей (на участках учреждений обслуживания).

Пунктом 4.2.10 Правил благоустройства определено, что общественные пространства на территориях жилого назначения подразделяются на зоны, предназначенные для выполнения определенных функций, в том числе общественную функцию, которая заключается в организации пешеходных потоков на территориях, прилегающих к общественным учреждениям - объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения.

Пешеходные коммуникации обеспечивают пешеходные связи и предназначены для передвижения пешеходов на территории города Мурманска (п. 5.1.8.1. Правил благоустройства).

В соответствии с п. 5.1.8.5. пешеходные коммуникации должны быть оборудованы освещением.

В рамках решения задачи обеспечения качества городской среды при создании и благоустройстве освещения и осветительного оборудования учитываются принципы комфортной организации пешеходной среды, в том числе необходимость создания привлекательных и безопасных пешеходных маршрутов, а также обеспечение комфортной среды для общения в точках притяжения людей (п. 5.1.9.1 Правил благоустройства).

Согласно п. 33 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) под стратегией социально-экономического развития муниципального образования понимается документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.

Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 172-ФЗ к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся муниципальные программы.

Муниципальной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования (п.35 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ)

В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Судом установлено, что прокуратурой Первомайского административного округа г. Мурманска по обращению ФИО9 проведена проверка по вопросу отсутствия освещения на тротуаре между МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа №31» и МБДОУ г. Мурманска №127.

В ходе проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках мероприятий муниципальной программы «Развитие транспортной системы» органом местного самоуправления были запланированы работы по капитальному ремонту (устройству) пешеходной связи за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ №31 <адрес>), в том числе с устройством наружного освещения.

Для реализации полномочий органа местного самоуправления муниципального образования город Мурманск Постановлением администрации г. Мурманска от 13.05.2010 №742 создано Мурманское муниципальное бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства», основной целью создания которого, согласно п. 2.1 Устава, является реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий администрации города Мурманска в сфере дорожной деятельности, содержания объектов и элементов благоустройства и инженерной инфраструктуры на территории города Мурманска.

Предметом деятельности Учреждения является выполнение работ (оказание услуг) по содержанию в безопасном для движении состоянии улично-дорожной сети города, объектов и элементов благоустройства и инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил улично-дорожной сети города, объектов и элементов благоустройства и инженерной инфраструктуры.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Согласно п.2.3 Устава, ММБУ «УДХ» для достижения цели, указанной в п.2.1 Устава, Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке выполнение комплекса работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, объектов и элементов благоустройства и инженерной инфраструктуры; обеспечение режима освещения улиц и дворовых территорий города Мурманска в соответствии с заданным графиком режима работы наружного освещения, согласование проектов и выдачу технических условий по объектам и элементам благоустройства и инженерной инфраструктуры, реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами города Мурманска.

Оценив обстоятельства дела, вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу, лицом, ответственным за выполнением работ по устройству пешеходной связи за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ №31 (<адрес>), в том числе с устройством наружного освещения, предусмотренных муниципальной программой является ММБУ «УДХ».

Пунктом 5.2. Устава ММБУ «УДХ» предусмотрено, что источниками формирования имущества и денежных средств Учреждения являются помимо прочего субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования город Мурманск.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования город Мурманск. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Учреждению могут предоставляться субсидии из бюджета муниципального образования город Мурманск на иные цели, а также субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность (п.5.7 Устава).

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п.3.2 Устава ММБУ «УДХ» Учреждение имеет право заключать гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам конкурсных процедур заключен гражданско-правовой договор от ДД.ММ.ГГГГ между ММБУ «Управление порожного хозяйства» и ООО «АРКТИК-СТРОЙ» со сроком выполнения работ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В связи с нарушением сроков выполнения работ и условий договора порядной организацией Заказчиком принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в связи с невыполнением работ, предусмотренных контрактом в полном объёме, данное мероприятие было включено в перечень мероприятий Программы на ДД.ММ.ГГГГ год, для чего было заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования г. Мурманск на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на осуществление функций административного центра области № от ДД.ММ.ГГГГ, а также организованы конкурсные процедуры по определению подрядной организации.

К мероприятиям, в целях софинансорования которых предоставляется субсидия, включая мероприятия, незавершенные в отчетном году, согласно перечню (приложение №1 к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ) относятся работы по капитальному ремонту (устройству) пешеходной связи и наружного освещения за территорией МБОУ г. Мурманск СОШ №31 (<адрес>).

Однако конкурсные мероприятия признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области и Администрация города Мурманска в соответствии с Законом Мурманской области от 16.12.2021 № 2712-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2022 год», Правилами предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования городской округ город-герой Мурманск на осуществление городским округом функций административного центра области, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 13.11.2020 № 795-ПП, постановлением Правительства Мурманской области от 11.02.2022 № 77-ПП «О внесении изменений в государственную программу Мурманской области «Комфортное жилье и городская среда» заключили соглашение о предоставлении субсидии в соответствии с перечнем мероприятий, в том числе на устройство пешеходной связи и наружного освещения за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ №31.

ДД.ММ.ГГГГ между КГРХ администрации г. Мурманска и ММБУ «УДХ» заключено соглашение о предоставлении из бюджета муниципального образования город Мурманск субсидии, 28.02.2022 заключено дополнительное соглашение с учетом изменений поступления денежных средств, денежные средства на выполнение заявленных работ до ММБУ «УДХ» доверены, что подтверждено представителем ММБУ «УДХ» в ходе судебного заседания.

Согласно положениям ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчиком ММБУ «УДХ» в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства.

Таким образом, обустройство пешеходной связи и наружного освещения за территорией МБОУ г. Мурманск СОШ №31 (<адрес>) является обязанностью ММБУ «УДХ».

При указанных обстоятельствах, анализируя установленные обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу об обоснованности уточненных требований истца.

Вместе с тем, поскольку истец не отказался от исковых требований к ответчикам администрации города Мурманска и Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в удовлетворении иска к последним надлежит отказать.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просил обязать ответчика выполнить работы по устройству пешеходной зоны в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определяя срок исполнения решения суда, суд, руководствуясь статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает разумным установить срок для осуществления работ по устройству пешеходной зоны за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ №31, в том числе с устройством наружного освещения - в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Первомайского административного округа города Мурманска к администрации города Мурманска, Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, Мурманскому муниципальному бюджетному учреждению «Управление дорожного хозяйства», - удовлетворить частично.

Обязать Мурманское муниципальное бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства» в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по устройству пешеходной связи за территорией МБОУ г. Мурманска СОШ №31 им. Л.В. Журина (<адрес>), в том числе с устройством наружного освещения.

В удовлетворении исковых требований прокурора Первомайского административного округа города Мурманска к администрации города Мурманска, Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Канева